Май 2022
25 международная арт-терапевтическая конференция
    Виртуальная выставка: "Искусство во времена глобальных вызовов"
    В настоящее время мы все находимся в ситуации серьезных испытаний, связанных с пандемией, напряженной геополитической, социальной и экономической обстановкой. Каждый из нас занимает в текущей ситуации ту или иную позицию, стремится адаптироваться к ней и найти силы для ее конструктивного разрешения.
    Обращение к искусству и творчеству — это тот способ личностной адаптации, который характерен для нашего арт-терапевтического сообщества, помогает найти путь к взаимопониманию, сохранить веру в возможность сохранения мира и человека. Мы помогаем себе и другим справляться с жизненными испытаниями и недугами, обращаясь к целительному потенциалу духовной культуры.

    На этой виртуальной выставке размещены творческие работы представителей нашего арт-терапевтического сообщества. Благодаря организации такой выставки мы можем поддержать и обогатить друг друга, утвердить творческое отношение к жизни, берущее свое начало в нашей духовной сущности, связанное с заботой о мире, в котором мы живем, способностью видеть и сохранять красоту, следовать нравственному императиву — универсальному закону жизни и справедливости.

    1
    • Олег Богачев
      Заведующий отделением медико-социальной реабилитации ГКУЗ Ленинградский Центр СПИД, клинический психолог, член совета "Арт-терапевтической ассоциации"
      Пошел четвертый год пандемии Ковид 19… страхи, ограничения, QR-коды, виртуализация общения, усталость и т.д., а сейчас на наших глазах в мире происходит глобальное тектоническое разделение. Как жить сегодня? Что нас ждёт завтра?
    Масса вопросов, но ведь мы знаем, что и ответы у нас тоже есть! Они внутри нас и великая сила искусства, позволяет с помощью картин, стихов, музыки, инсталляций, фотографий… вынуть эти ответы из себя и осознать своё отношение к происходящему.

    По роду занятий, меня периодически пригашают в районные больницы, для проведения тренингов по профилактике эмоционального выгорания для медицинского персонала, работающего в ковидных отделениях, где я предлагаю арт-терапевтические упражнения для проявления и осознания чувств.
    Свои картины я пишу на работе, куда прихожу раньше всех, чтобы побыть в тишине и спокойствии, собраться мыслями и настроится на день, грядущий. С начала пандемии и по сей день наш Центр работает в авральном режиме — оказывает всестороннюю медико-психо-социальную помощь людям, живущим с ВИЧ-инфекцией и ВХГ (гепатитами).
    Чтобы собраться и лучше понять свои чувства, я обращаюсь к технике рисования водой и гуашью. Вода вытягивает из меня неоформленные корпускулы чувств, мыслей, и с помощью красок я вырисовываю определенные образы. К созданной картине я настраиваю камертон и слышу ключевое слово или фразу и пишу стихи, которые транслируют через слово, проясняют смыслы нарисованного. Таким образом мне удается осознать что-то важное, понять и принять свои чувства и мысли, встать на краю воронки и созерцать, наполняясь дыханием бытия.

    P. S. На заре Ковидной эры моя семья купила дачу и можно сказать, спустя сорок лет, я встал босыми ногами на землю, вернулся в лес, к грибам, березам и дубам, а так же рекам и озерам, к ракушкам, рыбам и водам.
    • Дон Посейдон
      Творчество Олега Богачева (картон, гуашь)
      Что внутри у Посейдона?
      Два нейрона, три протона
      Или голова Платона
      Вдруг труба Иерихона
      Может лавра терпкий лист
      Или Шива пляшет твист
      Может там живёт цунами
      С сумасшедшими глазами
      Или поселился страхлипкий,
      прячется в углах
      Вдруг там место есть для смысла
      Жизнь ведь словно коромысло
      Что б пройти-не расплескать

      Воду жизни передать
      Детям, внукам, травам, пчелам,
      Мухоморам и коровам...
      Что внутри у Посейдона?
      Скажет ли пророк Иона
      Или свет планет далёких
      Говорок дерев высоких
      Или моря мерный шум
      Или воля наших дум?

      27.01.2022
    Трутовики — уши деревьев
    Дерево видит и дышит листвой,
    Говорит и смеётся ветвями
    Ест и думает корнем, как головой
    А умирает и слышит грибами…

    The tree sees and breathes foliage,
    Speaks and laughs with branches
    Eats and thinks with the root as with the head
    And he dies and hears mushrooms…

    23.10.2021

    2
    • Александр Копытин
      Доктор медицинских наук, проф. кафедры психологии СПбАППО, председатель "Арт-терапевтической ассоциации", учредитель и исполнительный редактор сетевого научного издания "Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика"
      Далее: текст — Александра Копытина, картины — Анны Амирхановой.
    «Некоторое время назад я пригласил Анну поучаствовать в качестве художника-иллюстратора, создав серию картин для моей книги "Любовь и интимность в зеркале природы. Экопоэзис". В основе издания лежит авторская концепция, интегрирующая психологические, культурно-исторические и экологические аспекты интимности и
    сексуальности. Недавно книга вместе с набором картин, созданных Анной, была выпущена московским Издательством и поступила в продажу.

    Издание включает 24 цветных иллюстрации в виде карт. На 12 из них изображены партнеры романтических отношений, на других 12 картах представлены цветочные пары, соответствующие партнерам.

    В первой главе книги прослеживается историческое становление форм интимности и их современное состояние и перспективы развития, с учетом социокультурных и экологических факторов. Каждая историческая эпоха с характерными для нее формами интимности проиллюстрирована одним или двумя примерами отношений реальных исторических личностей или персонажей литературных, драматургических или мифологических произведений. Пары представлены в определенном ландшафте, раскрывающем культурно-исторический и природный контексты отношений. Помимо картин с изображением пар, каждая из них также показана в виде изображений двух цветов, передающих культурные и природные характеристики партнеров.

    Во второй главе раскрывается роль природы для возникновения, развития и гармонизации интимных отношений.

    В третьей главе"Психология и экология интимности в зеркале арт-практик" – представлены арт-практики, которые могут быть использованы для налаживания и гармонизации, а также переоценки и большей осознанности опыта интимных отношений. Эти упражнения могут выступать в качестве форм экопсихологической практики психологов, психотерапевтов в процессе их работы с клиентами или клиентскими парами, когда затрагиваются соответствующие вопросы.
    • Анна Амирханова
      Практикующий психолог, психоаналитик, художник, преподаватель изостудии, практикующий арт-терапевт с 2002 года
      Большую часть жизни я рисовала. Для меня это способ выразить ту чувственную линию,
      что рождается при созерцании природы, многогранности людей.
    Интерес к изображению романтики, любви, нежности не угасает и сопровождает меня на протяжении всей жизни. Тонко ощущаю и вижу красивое в простом, узор связей и линию повествования, что сама природа шепчет человеку, подталкивая к изменениям. С любопытством и увлеченностью откликаюсь на проекты, связанные с возможностью показать красоту чувств, мимолетность момента близости.

    Благодарю Александра за приглашение поучаствовать в проекте. Свои замыслы воплощаю в художественные образы о любви в ее соприкосновении с природой, вплетая сюжет в атмосферу окружения.

    Рисование состояний и судеб через призму среды и природного ландшафта разворачивается в представленной серии работ о любви. Считаю ценным иметь возможность делиться, проникаться видением других творческих феноменов, что могут быть полезными и целительными в настоящее время.
    Предлагаем вашему вниманию фрагменты текста и четыре картины из книги "Любовь и интимность в зеркале природы. Экопоэзис".
    • Пушкин и Гончарова
      Текст — Александра Копытина, картины — Анны Амирхановой
      Изображена прогулка молодоженов – Пушкина и Гончаровой по царскосельскому парку. Долго добиваясь руки Натальи Николаевны и, наконец, обвенчавшись с нею, Пушкин мечтал жить с ней уединённо. Поэтому они уехали из Москвы и поселились на лето в Царском Селе. В письме к деду в тот период Наталья Николаевна сообщала, что для прогулок она выбирает с Пушкиным "самые уединённые места". Однако светская публика специально приезжала туда, чтобы только посмотреть, как поэт прогуливается под руку со своей молодой женой.

      Романтический теменос Пушкина и Натальи Гончаровой предстает на рисунке "полной чашей" дворцово-паркового ансамбля Царского Села, в которой соединились высокие культурные идеалы Золотого Века русской словесности и красота наполненных близостью мгновений, и где сокровенность этой близости оказывается "под прицелом" сословных и идеологических фреймов.
    • Лавр цветущий (Александр Пушкин) и роза кораллового оттенка (Наталья Гончарова)
      Текст — Александра Копытина, картины — Анны Амирхановой
      Массовое цветение лавра начинается в мае; цветки у него бело-жёлтые, очень душистые. Эллины посвящали лавр богу Аполлону — богу Солнцу, покровителю Победы и искусств. Лавровая ветвь считалась символом мужества и мастерства. Поэтому ветвью лавра или венком из листьев украшали победителей в битвах и турнирах, учёных, поэтов и художников. Пушкин может восприниматься как неувядающее, вечнозеленое древо, гений русской словесности Золотого Века.

      Роза кораллового оттенка является сложным цветочным символом, имеющим одновременно два противоположных значения. Она символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть.
    • Джон Леннон и Йоко Оно
      Текст — Александра Копытина, картины — Анны Амирхановой
      Ярким публичным выражением духа антивоенных протестов, психоделики, зарождающегося экологического движения, иконами "обобщенного исповедального принципа" конца 60 – начала 70-х годов прошлого века, венцом любви, расширенного сознания, миротворческой лирики и социального активизма можно признать союз Джона Леннона и Йоко Оно.

      На рисунке легендарная пара предстает в момент отдыха на лоне природы. Этим местом вполне может быть Центральный Парк или более дикое и уединенное место. Впрочем, это может быть любое место на нашей планете, где происходит слияние душ и тел героев, и где из их творческого союза возникает то, что преображает весь мир – великая мечта Природы и Человека, их призыв – Imagine! То, что было и будет великим вызовом спасительной экопоэтики фатальной геополитике.
    • Колокольчик (Джон Леннон) и камелия японская (Йоко Оно)
      Творчество Анны Амирхановой
      Колокольчик – символ любви, искренности и честности. Ими лучше любоваться на природе, а потом, закрыв глаза, постараться услышать их перезвон. Встреча с этими дивными цветами дарит радость, вызывает восторг и пробуждает вдохновение.

      Йоко – представительница древнего аристократического рода Японии. Цветок камелии происходит из Юго-восточной Азии и весьма распространен в Японии и Китае, что нашло отражение в традиционной живописи этих стран. Долгое время камелия считалась "Самурайским цветком" — культивировать и носить ее в качестве украшения разрешалось только представителям этого сословия. В древней синтоистской традиции камелия Цубаки была одним из символов богини солнца Аматэрасу, от которой, по традиционному представлению, ведут свой род японские императоры. С этим почти лишенным запаха цветком часто сравнивали идеальных красавиц, светских львиц.
    Книгу "Любовь и интимность в зеркале природы. Экопоэзис" можно заказать в Издательстве ИП Петросян. Тел. +79262137307, +7963 6997594, e-mail: hpsmysl@yandex.ru.

    3
    • Ольга Левковская
      Врач-психотерапевт, клинический психолог, арт-терапевт, автор проекта "Творчество и жизнь", руководитель ежегодной научно-практической конференции "Трудное взросление", посвященной вопросам психического здоровья детей, подростков, молодых взрослых
      Об интернациональности творческой фотографии, как способе проживания и сонастроенности с миром
    Осознанность и открытость психотерапевта к собственным, самым сложным, горестным и подчас противоречивым переживаниям лежит в основе поддержания эмоциональной стабильности. А это в свое очередь создает безопасную и комфортную ситуацию для самораскрытия и саморефлексии наших пациентов и клиентов. Способность к "высвечиванию", соприкосновению, проживанию и принятию своих личных чувств и переживаний не только помогает построению психотерапевтического контакта, но и лежит в основе профилактики профессионального выгорания, оздоровления и личностного развития.

    На протяжении многих лет я использую в своей практической работе и для себя лично творческую фотографию, феноменологический подход с его вниманием к непосредственному переживанию и к тому, как мы видим тот или иной объект, что мы испытываем, глядя на него в настоящий момент. Выбор объектов для фотографии в каждый конкретный момент времени зависит от душевного состояния. Наверное, самое важное в данном подходе это открытость к новому опыту, желание наблюдать и рефлексировать явления своей душевной жизни, находить им отклик в окружающей действительности, в природе.

    Образы приглашают нас быть исследователями. Они как будто созданы для того, чтобы, наблюдая за ними, за своим эмоциональным ответом, ассоциативно, эмоционально-образно и даже телесно мы вступили бы с ними в контакт, увидели ярко и осмысленно реальность и себя в ней.
    Далее фотографии Ольги: Solis Covid (1), Разбитое сердце (2), Весна наступит? (3), Постелька для солнца (4).

    4
    • Наталия Назарова
      Кандидат психологических наук, арт-терапевт, супервизор, член совета, действительный и почетный член национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики "Арт-терапевтическая ассоциация"
      Хочу представить две серии моих работ: "Париж. Консьержери" и серию фотографий со стихотворным текстом. Обе они посвящены единой теме – поиска света, смысла и надежды.
    Триптих "Париж. Консьержери" был создан несколько лет назад после посещения этой бывшей тюрьмы, которая сейчас является музеем. Я была очень сильно впечатлена той обстановкой и создала работы в технике голландской живописи. Длительная работа над триптихом, в которой происходило постепенное и последовательное нанесение слоя за слоем, от темного, полностью монохромного изображения к черно-белому изображению, а затем к подключению цвета, помогала мне переработать те сложные эмоции, которые я переживала в тот момент времени. Атмосфера созданных работ, к сожалению, очень созвучна тому, что я чувствую и переживаю сейчас. Темные помещения, мрачное, давящее чувство безысходности… Как можно на что-то надеяться, что может дать эту надежду? И тут я замечаю и выделяю в картине мерцающую свечу, освещающую каморку консьержа; свет переносной лампы, причудливо распространившийся по камере узника; свет от зарешеченного окна, создающий геометрические узоры на стенах. Надежда есть, есть всегда.
    Немного истории: Консьержери (фр. Conciergerie) — бывший королевский замок и тюрьма самом центре Парижа, на западной оконечности Острова Сите недалеко от Собора Парижской Богоматери. Замок Консьержери является частью комплекса Дворца правосудия, в котором до сих пор находятся муниципальные службы, суд, прокуратура.

    В 1391 году здание стало официальной тюрьмой. В ней содержались и политические заключённые, и мошенники, и убийцы. Условия, в которых жили преступники, целиком и полностью зависели от их благосостояния, статуса и связей. Состоятельные и важные сидели в одиночной камере с кроватью и столом, им разрешалось читать и писать. Менее обеспеченные могли оплатить камеру с очень простой мебелью: жёсткая койка и может быть даже стол. Самые бедные спали на сене в сырости, темноте, а на стенах и полу кишели паразиты. В этих условиях люди долго не жили, умирали сами от болезней.

    Сотни заключённых во времена Французской революции были брошены в Консьержери и затем казнены. "Закон о подозрительных" приказывал арестовывать всех врагов Революции, признавших свою вину или только подозреваемых в антиреволюционных взглядах. С 1793 по 1794 годы более 2700 человек предстали перед Фурье-Тенвилем государственным обвинителем Трибунала, среди которых были королева Мария-Антуанетта и Робеспьер. В 1794 году свидетели и защитники были отменены, каждый день несколько десятков узников отправлялись на гильотину. Консьержери имела репутацию самой суровой тюрьмы.
    «Огонек»

    Мир вокруг сейчас неспокоен: наступает, грозит, гнетет.
    Я не знаю, как мне достойно выносить этот давящий гнет.
    Все тревожны: все те, кто рядом себе места никак не найдут.
    И мы ищем сквозь гром канонады те «рецепты», что нас спасут.
    Но когда мы тревожны, как дети, в этой жуткой сумрачной тьме
    Отыскать огонек, что светит, нужно нам в далеком окне.
    То окно – в глубине души. Ты его в себе поищи.


    (с) Наталия Назарова

    5
    • Вероника Тургель
      Кандидат психологических наук, частнопрактикующий психолог, арт-терапевт, преподаватель, художник, член "Арт-терапевтической ассоциации"
      Представляю три ассамбляжа с отсылкой к теме японской техники кинцуги. События последнего времени, связанные с пандемией и нынешним геополитическим кризисом, постоянно сталкивают нас с утратами и разрушением.
    Утратами привычной жизни, людей и вещей, разрушением представлений о мире, потерей различных частей себя…

    Кинцуги – японское искусство восстановления разбитой посуды драгоценными лаками.

    Японский мудрец говорит: "Посуда, восстановленная через кинцуги, стоит в разы дороже целой аналогичной посуды. Жизни, разбитые бедами, но восстановленные человеческой Волей, не подобны жизням тех, кто так и остался разбитыми. Когда я вижу человека без шрамов (души и тела), я не знаю, как к нему относиться. Так и хочется спросить - "разве на тебе нет места прежних ошибок?" Дефект, исправленный со вкусом, перестаёт быть дефектом. Каждый ошибается. Тот, кто может исправить свою ошибку, тот, кто может восстановить Себя из праха, является человеком большого Духа и сильной Воли. Пусть Ваши осколки зарастут Золотом. Пусть ни одна капля Вашей пролитой крови не будет напрасной. Пусть каждая ошибка и поражение обернутся новыми невероятными победами".

    И я верю, что, когда в нас или в нашей жизни что-то разбивается, мы тоже можем восстановить это – хотя бы в виде произведения искусства. Возможно, получится не сразу, но овладение искусством самовосстановления, подобным технике кинцуги, дает нам надежду на возрождение нашей целостности, обогащенной полученным опытом.
    • Овладение кинцуги
      Холст, картон, искусственные материалы, фарфор, масло, акрил ( 0х5 см)
      Художественное осмысление разрушения и созидания... Когда что-то развалилось в нас или в нашей жизни, кое-что из этого необходимо склеить золотом и созерцать. А что-то просто выкинуть, перешагнуть и идти дальше. Главное не перепутать первое со вторым.
    • Кинцуги: продолжение
      Холст, масло, акрил, искусственные материалы, дерево, фарфор, камень (30х35 см)
      Что-то старое разрушается в жизни, что-то новое создаётся. Главное – внутренне не сопротивляться... Разрушение и созидание в их диалектическом единстве. Путь обретения внутреннего равновесия.
    • Кинцуги: роза
      Холст, масло, акрил, грунтованный картон, фарфор, искусственные материалы (30х35 см)
      Как красиво могут увядать розы. Как будто покрываясь позолотой. Это как японское искусство кинцуги, когда разбитую посуду склеивают драгоценным золотым или платиновым лаком. Годы и испытания забирают нашу радость, нашу молодость, нашу целостность. Но склеенное заново становится самостоятельным, очень дорогим произведением искусства.

    6
    • Елена Комарова
      Художник-преподаватель, член "Союза художников России", академик "Петровской академии наук и искусств" (Санкт- Петербург). В настоящее время – преподаватель программы "Московское долголетие" по арт- терапии и живописи, а также детской арт-студии
      На этой выставке я хочу представить две графические работы, посвященные Фредерике "Фридл" Дикер-Брандейс.
    Она была художником, дизайнером, преподавателем из Вены, но главным для нее в итоге оказалось быть целителем человеческих душ. Когда пришел ее черед отправляться в концентрационный лагерь, Фридл взяла с собой краски, кисти, карандаши, бумагу, альбомы по живописи – сколько смогла при положенных пятидесяти килограммов багажа на человека. На входе в Терезин охрана не посчитала все эти художественные принадлежности "ценностями", и их не отобрали. Фридл появилась в Терезине в конце декабря 1942 года, и в 1943-м в "доме для девочек" начались занятия. Дело было не в технике, а в том ощущении свободы, которое шло через нее к детям – ее собственная внутренняя свобода, а вовсе не технические навыки. Учила видеть – главное. Выжившие ученики вспоминали: "Все пытались нас загнать в рамки, Фридл – из этих рамок выводила".

    Фридл погибла в Освенциме, как и большинство ее учениц из Терезина.

    Одна из учениц Фридл (Эдит Крамер) после войны стала одним из пионеров арт-терапии в США.
    • Фредерике "Фридл" Дикер-Брандейс: бум., пастель, 65х50 см. 2022 г.
    • Фридл и ее дети Терезина, бум. пастель, гелев. ручка, 50х60 см. 2022 г.

    7
    • Жанна Федорова
      Художник, получила дополнительное образование по арт-терапии, координатор-методист проекта "Такие разные" в АНО ЦСП "Белая Ворона", проводит эко-арт-терапевтические занятия в духовно-просветительском центре "Спасский" с мамами особых детей отделения дневного пребывания "Родничок" ЦСРИиДИ Адмиралтейского района (Санкт-Петербург)
      На этой выставке я представляю четыре работы, выполненные в 2021-2022 гг. Для меня последние два года – это выход, трансформация и перезагрузка… Наверное даже так: пауза, ступор, выход.
    Выход нервный, напряженный, но затем – переход в иное качество и состояние. Трансформация, перезагрузка, возвращение к началу жизненного пути и новая точка отсчета.

    То решение, которое давно созрело, но казалось неосуществимым, те действия, которые давно было нужно предпринять, но было страшно бросить все, чему было посвящено больше 25 лет жизни, это все вдруг решилось, стало реальным и начало реализовываться. Не просто – нервно, напряженно, но к Свету.

    Три работы в смешанных техниках – это про этот выход и переход. Работы абсолютно спонтанные. Четвертая графическая работа нарисована в электричке по пути с пленэра. Это про перезагрузку в отношениях. Про то, как меня любят и я люблю, и как много во мне этой любви, и как много ее вокруг, про слияние в любви и про слияние двух творческих личностей, и про слияние с природой.
    Далее картины Жанны:

    1) «Лес. Выход». 2022 год. Бумага, акварель, тушь, гелевая ручка белого цвета, 29,5х21;
    2) «Пробуждение, трансформация». 2021 год. Бумага, акварель, соль, тушь, гелевая ручка белого цвета, 42х29,5;
    3) «По снегу в припрыжку. Свет». 2021 г. Бумага, акварель, перьевая ручка, гуашь перламутр (брызги), 42х29,5;
    4) «Слияние». 2021 г. Старая Ладога. Бумага, линер, 28,5х20,8.

    8
    • Александра Дворникова
      Независимый художник и частнопрактикующий арт-терапевт (Санкт-Петербург). Арт-директор сетевого научного издания "Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика"
      Когда начались известные геополитические события, в какой-то момент я начала погружаться в пучину отчаяния.
    Моя вера в красоту, в исцеляющую и объединяющую силу искусства, в единство всех людей, вера в добро, в спасение природы – подверглись серьезному испытанию, а огонь внутри будто погас. Многие годы я старалась популяризировать нашу общую культуру и установить больше связей с внешним миром. Мне нередко писали иностранцы, что из-за моих рисунков они заинтересовались славянской и\или русской культурой и стали ее изучать, что моя любовь к лесу и природе вдохновила их иными глазами увидеть этот дикий мир, начать замечать его. Свою миссию я видела в прокладывании связей вопреки различиям. А тут на глазах все связи начали рушиться. А отчаяние и разочарование, словно вирус, охватывали всех вокруг – так мне казалось.

    Помимо тяжелого эмоционального состояния я также столкнулась с санкциями, которые буквально в один день лишили меня средств к существованию и, словно торнадо, почти дотла разрушили дело моей жизни. Люди с разных уголков планеты в те дни мне писали, что они очень мечтали что-то купить у меня, ведь им близки мои ценности, а теперь не могут, на что я спрашивала их адрес и отправляла открытку за свой счет, ведь мечты должны сбываться, даже если я ничего с этого не получу.

    И все же я решила бороться и начала акцию "Открытка надежды". Я не обдумывала особо, просто в какой-то момент написала:
    "В эти тяжелые и трагические времена, когда весь мир рушится и объят пламенем, мне нужно что-то сделать от всего сердца, просто чтобы продолжать верить в Искусство и его исцеляющую силу, в то, что оно превыше всего зла в мире и объединяет людей нашей общей Земли, даже в трудные времена. Я верю, что Доброта, Любовь, заботливое отношение и человечность – это ценности, которые сохраняются независимо от обстоятельств, и в конце концов победят... Мне нужно поддерживать эти ценности, поэтому, если вы чувствуете отчаяние и теряете какие-либо основания, я здесь для вас. Настало время для меня проявить заботу и благодарность всем, кто был со мной, пока еще не слишком поздно и это возможно. Вместо того, чтобы распространять страх и ненависть, нам всем нужно распространять голос безусловной ЛЮБВИ для каждого существа.

    Я выделила определенный бюджет и количество открыток. Эти деньги все равно не спасут меня от новых тяжелых испытаний, так пусть же они служат моей мирной миссии, пусть они радуют вас, ведь это прежде всего нужно мне для борьбы с тьмой вокруг. Я отправлю открытку с моим творчеством в знак всего того, что я описал выше, как символ этих прочных связей и нашего природолюбивого экопоэтического сообщества, во славу «паутины жизни», частью которой мы все являемся. Искусство создается не ради денег, а по велению пылающего и страстного сердца и израненной души, которая отчаянно хочет соединить все души, распространить высокие идеалы, которая хочет сделать этот мир лучше. И я не позволю вам потерять надежду! Позвольте мне сделать вам подарок. У меня 50 открыток, не стесняйтесь прислать мне свой адрес личным сообщением, и я отправлю вашу открытку надежды. Я сделаю все, что в моих силах в этих обстоятельствах, чтобы доставить вам Карты Надежды".
    • Уже спустя пару минут на меня обрушились адреса и еще – куча разных посланий – о важности искусства, о потерях и обретениях смыслов, о ранах и свете, о важном и бесконечно личном – и в то же время разделенном, вопреки всем границам. Весь день и ночь я просто без конца подписывала открытки. И так продолжалось три дня без перерывов. Очень многие люди спрашивали, как все же заплатить, и я писала им "распространяйте любовь и поддержку вокруг себя, чтобы она умножалась. Эту оплату никакие банки не запретят". Это ведь и правда вечная "валюта" Гуманности. В какой-то момент я начала верить, что можно построить "Пирамиду" Любви. Я бескорыстно дарю свою любовь и частицу сердца, и человек несет эту эстафету дальше, распространяя вокруг себя любовь и надежду, тем самым, противостоя распространению зла и отчаяния. Это и правда могло бы спасти мир в каком-то смысле. На каждой открытке я писала уникальный текст, слова как-то сами рождались, когда я видела имя адресата и какая выпала картинка.
    Я даже начала по-новому смотреть на свое творчество, ведь на открытках были изображены герои, которые вместе, несмотря на свои огромные различия, представляют собой я часть Великого целого, глобальной сети жизни, взаимосвязаны и нашли способ понимать друг друга. Другие герои стоят плечом к плечу защищая свой общий Дом. Раненый Сирин продолжает петь прекрасные песни до самого конца, и рана в груди открывает ее сердце миру и его сиянию, а многие герои, будь то растения, люди, или нечеловеческие персонажи, несут яркий свет внутри себя, который рассеивает тьму, указывая путь и давая надежду. Так и мы.

    В какой-то момент я не успевала обрабатывать запросы, их явно было больше, а отведенные 50 открыток стремительно подходили к концу, и мой близкий человек, который сопереживал всей акции, оплатил отправку еще 25 шт. Это не только позволило никому не отказать, но и напомнило мне о важной истине, что вместе мы всегда можем расширить границы возможного, вместе мы можем сделать больше.
    Кроме того, случилось еще несколько чудес. Со времен пандемии мы потеряли почтовое сообщение со многими странами Южной Америки. Поэтому я вынуждена была сообщать об этом в ответ на запросы из указанных стран: Бразилии, Мексики, Чили. Но люди находили обходные пути, договаривались с друзьями или же получали помощь от незнакомцев с пересылкой открытки в доступный регион – а оттуда перенаправлением адресату. То, что казалось невозможным, стало реальностью благодаря человеческим связям по всему миру, то соединение, которое казалось безнадежно потерянными и целые страны не могли восстановить годами, оказалось снова восстановленным – восстановленным руками обычных людей и Открытками Надежды. Кроме того, в ходе бесконечных переписок тех дней с людьми из разных уголков мира я нашла очень много родственных душ по всему свету – которые тоже занимаются экотерапией, кто изучает экопсихологию и Юнга, кто ведет курсы по травам, тех, кто проводит "дикие ретриты" или учит традиционным ремеслам, узнала лингвистов, специализирующихся на образе природы в литературе, этномикологов, поэтов, пишущих про цветы и т.д.

    Все же искусство, видимо, и правда объединяет!

    9
    • Шон МакНифф
      Художник, оказавший значительное влияние на развитие представлений о креативности, искусства в исцелении, а также на исследования, основанные на искусстве, развитие арт-терапии в разных странах мира. Создал первую интегрированную программу обучения искусству в области терапии и образования в университете Лесли. Один из родоначальников экспрессивной терапии, почетный профессор "Университета Лесли" (Кембридж, шт. Массачусетс, США)
      Моя практика художественного творчества служит надежным руководством к тому, как реализовать целебный потенциал искусства. Я постоянно вижу, как трудности являются основой для творческой трансформации, когда мы вовлечены в творческую активность.
    Искусство исцеляет, делая что-то позитивное в ситуациях серьезных испытаний, страха и сомнений, одновременно утверждая жизнь и вливая творческую энергию в нашу личную и общественную жизнь. Нынешний мировой конфликт бросает вызов моей вере. Наблюдая, как работает природа на местах и глобальном масштабе, я чувствую надежду. Наши творческие усилия, даже самые скромные, способствуют поддержанию наших связей, сохранению универсальной экологии.

    Представленные здесь картины созданы на основе цифровых технологий, созданы в приложении Brushes Redux в первые месяцы 2022 года. Для онлайн-конференции в прошлом году во время пандемии COVID-19 я показал цифровые картины, созданные между 1997 и 2000 годами. Я хотел поддержать арт-терапевтов в освоении и использовании новых технологий, первые попытки использования которых были предприняты мной очень давно, но которые я сейчас использую, спустя много лет. Виртуальные образы, которые я создаю и показываю здесь, так же материально присутствуют для вас в России, как и для меня здесь, в Массачусетсе.

    Я созерцаю свое природное окружение и то, как люди занимаются музыкой, видя в этом возможность ухода от тревожных ситуаций и конфликтов. Некоторые даже могут усмотреть в этом попытку бегства от реальности и отрицание страданий. Для меня эти работы показывают один из путей исцеления искусством, который связан с погружением в реальность здесь-и-сейчас и опыт творческого воображения – где бы мы ни находились, с заботой о земле и местах, где мы живем, с любовью и взглядом художника.
    Далее картины Шона (компьютерная графика, программа Brushes Redux, февраль 2022):

    1) «Сумерки в скалах Свом». Февраль 2022;
    2) «День святого Валентина». Февраль 2022;
    3) «Скалы зимой». Февраль 2022;
    4) «Вид районе Охай (Калифорния)». Февраль 2022;
    5) «Музыкант, играющий на контрабасе». Февраль 2022;
    6) «Флейтист». Март 2022.

    10
    • Елена Плужникова
      Практикующий психолог, педагог, художник, владелец и преподаватель частной арт-терапевтической студии (Астрахань)
      Творчеством, как красной нитью, пронизана вся моя жизнь. Сколько помню себя, всё время что-то из чего-то мастерила, рисовала, писала. Живопись для меня – это разговор с собой, способ познать и обрести гармонию, умиротворение, остановиться, сделать паузу. Способ передать информацию, и увидеть то, что меня сейчас волнует. Представляю несколько своих работ, созданных в 2021 – 2022 годы.
    • "А что видишь ты?". 70*50. Холст, акрил.

      Период пандемии ознаменовался для меня периодом большой работы над собой. Эта картина – продукт интуитивной живописи, символ моего внутреннего освобождения, снятие очередных рамок. Всё в этой картине для меня символично. Выход из клетки к древу Жизни. Однако, такая простая на первый взгляд картина на моей выставке вызвала противоречивые мнения. Кто-то говорил, что дерево за решёткой, кто-то комментировал, что смотрящий за решёткой, не видя расширения в прутьях, другие вовсе не видели решётку. Я переименовала эту картину из "Выход" в "А что видишь ты?".
    • "Охапка грёз". 40*30. Холст, масло.

      И снова цветы. Они успокаивают и радуют. При чём написание их радует больше, чем подаренный букет. А если я пишу маслом – живым материалом – это особенное удовольствие. Цветы будто плачут.... Они хрупкие, как женская душа. Но при этом стойкие, ассоциируются с силой духа. Цветы осени. Завершающий яркий штрих этого года. Порой на картине я оставляю свою печаль, при этом наполняюсь процессом и созданием сюжета.
    • "Я так вижу". Холст 50*70. Акрил.

      Я близорукая. И очень долгое время я стеснялась носить очки и писала картины, очень прорисовывая детали, будто доказывая, что вижу я хорошо, будто споря сама с собой. В процессе работы над собой и личной терапии, произошло принятие себя, и я стала писать картины так, как вижу, изображая окружающий мир таким, каким вижу его я. Я перестала себя стесняться. Поразительно, но зрение улучшилось, а эта картина, первая из "честных", заслужила бронзовую медаль на международном конкурсе Art Excellence Awards и сделала меня почётным членом "Международной академии современных искусств".
    • "Ожидание весны". 70*50. Авторская техника GlassOnCanvas. Акрил, витражные лаки, текстурные пасты и муссы.

      Исцеление души, осознание себя, возвращение к себе. Путь, который приносит радость. Снова цветы. Моя душа цветок. Бывают дни сомнений и смятений, когда кажется, что нет сил и всё надоело, но беру кисти, краски, холст и "ухожу в себя".... Возвратившись, вижу красоту, вижу весну, верю в себя, достаю ресурсы, обретаю смирение и умиротворение.

    11
    • Светлана Пастухова
      Художник-керамист, преподаватель керамики, учитель изобразительного искусства, ведущий образовательных и арт-терапевтических программ в ГОАОУ "Центр непрерывного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями "Траектория"" (г. Грязи, Липецкая обл.), старший преподаватель кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского».
      В период нестабильности захотелось обратиться к устоявшимся формам. Каждая из форм традиционной посуды имеет четкую функциональную принадлежность. Кувшин имеет ручку и носик.
    Сосуд для хранения (некоторые кувшины, кубышка) – округлое тулово и узкое горлышко. Горшок идеально приспособлен для нагревания на открытом огне. В макитре удобно хранить продукты. Крынка – сосуд для хранения молока, и форма ее (округлое тулово, вытянутое горло, слегка отогнутый венчик) полностью отвечает этой функции. Кадильница – сосуд для огня. Миска – содержит и демонстрирует содержимое. Вся посуда удобна в пользовании и в то же время имеет четкий плавный силуэт, гармоничные пропорции. Форма такова, что она призывает взять себя в руки и насладиться гармонией декоративного и прикладного. Это всегда привлекало меня в традиционном искусстве. Даже если ты не будешь пользоваться этой вещью, она будет стоять и "организовывать пространство" вокруг себя, задавая тон всему интерьеру.

    Мне было важно и интересно включать окружающую среду как свидетеля и своеобразного фасилитатора процесса создания и взаимодействия меня и других людей с продуктами моего творчества.

    Сосуд – кубок – имеет непосредственное отношение к жизни, ее таинству, сохранению и трансформации.
    Берешь его в руки и слышишь призыв:
    Остаться собой.
    Не утратить "человеческое".
    Быть "снаружи" и быть "изнутри".
    Быть в согласии. Быть рядом.
    БЫТЬ.
    Сохранять жизнь.
    • Кубки. Глина, глазурь; гончарное формование, лепка, поливание.

    12
    • Беверли О'Корт
      Сертифицированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, участвует в ряде международных социальных арт-терапевтических проектах, ведет частную практику (Финдхорн, Великобритания)
      В начале текущего года, после проведения одной из уборок своего дома, я начала создавать небольшие "музыкальные инструменты" из выброшенных компьютерных деталей.
    Эти два компьютерных вентилятора с медными и вибрирующими частями создают очень приятные, разнообразные звуки, напоминающие звон колокольчика. Я предложила "Звуковую игровую стену" для нашего местного центра по переработке отходов, полностью построенную из компьютерных частей, чтобы посетители могли "играть" в рамках нашей местной образовательной политики по переработке отходов.

    Мне не удалось выиграть финансирование для поддержки этого социального проекта в первый раз, но я не сдалась. Полагаю, что, проявляя большую осторожность с любыми деталями, содержащими острые или токсичные элементы, мы можем сделать много мелких "музыкальных инструментов" и иных интересных арт-объектов в домашних условиях.

    13
    • Елена Паршина
      Учитель-логопед, дефектолог, преподаватель русского языка ЧОУ "Экспресс", руководитель творческой мастерской ремёсел "Жар-Птица" ДСОЛ "Балтийская звезда". Действительный член Арт-терапевтической ассоциации с 2009 года
      В сложный период пандемии, восстановления после болезни и в текущей ситуации я еще раз смогла оценить огромное значение творчества, занятий рукоделием в качестве фактора совладания со стрессом и тревогой, сохранения интереса к жизни, психологической самопомощи.
    Я открыла ля себя целебный потенциал ткачества. В этом занятии для меня важны фактура материала, цветовые решения, ритм, движение, которое удивительным образом совмещаются с основательностью и устойчивостью изделий как статических объектов.

    Изделия вызывают самые разнообразные ассоциации – с облаками, рассветом, закатом, иными природными явлениями и объектами, временами года, состояниями человека. Изделия также навевают воспоминания. Невозможно уйти от генетической памяти: ткачеством увлекалась моя бабушка, и я часто о ней вспоминаю, занимаясь ткачеством. Бережное отношение к традициям, их развитие не только позволяют сохранить эмоциональное здоровье и благополучие, но и сохранить стабильность и верность традициям, укорениться в прошлом и более уверенно смотреть в будущее.