Май 2024
27 международная арт-терапевтическая конференция
    Виртуальная выставка: "Искусство во времена глобальных вызовов"
    Выставка объединяет работы представителей арт-терапевтического сообщества, созданные в течение 2023/24 годов — произведения изобразительного искусства (включая графику, живопись, объекты, пластические формы, скульптура, фотография), а также мультимедийные презентации, поэзию, музыкальные выступления и др.
    В текущей ситуации серьезных испытаний, связанной с напряженной геополитической, социальной обстановкой, каждый из нас стремится адаптироваться к ней и найти силы для ее конструктивного разрешения. Обращение к искусству и творчеству – это тот способ личностной адаптации, который характерен для нашего арт-терапевтического сообщества, позволяет найти путь к взаимопониманию, поддержать веру в возможность сохранения мира и человека. Мы помогаем себе и другим справляться с жизненными испытаниями и недугами, обращаясь к целительному потенциалу духовной культуры.

    Благодаря организации такой выставки, мы можем поддержать и обогатить друг друга, утвердить творческое отношение к жизни, берущее свое начало в нашей духовной сущности, связанное с заботой о мире, в котором мы живем, способностью видеть и сохранять красоту.

    1
    • Елена Комарова
      Художник, представитель академической школы живописи, арт-терапевт (Москва)
      На эту выставку я решила представить две картины и созданные на их основе два микрофильма:

      • "Рождение царевича Федора Иоанновича 1557 г"
      • "Прощание царя Ивана 1V Грозного и царицы Анастасии перед Казанским походом 1552 г"
    Серия картин в стиле византийской иконографии родилась из желания узнать и понять наше время. Стала больше путешествовать, посещая музеи России, изучать Средние Века, в частности, Летописный Лицевой свод Ивана Грозного. Сделала море открытий: об истоках санкций и черном пиаре, пятой колонне и многих других актуальных и сейчас, и в Средние Века вещах. Постигала, как люди справлялись с этим, что давало им силы и надежды, энергию в жизни; как события повторяются, а люди продолжают мыслить и вести себя похожимобразом.

    Дизайн и видео сделаны Татьяной Белоусовой. Музыка Иоанна Васильевича Грозного.

    2
    • Вероника Тургель
      Психолог, арт-терапевт, кандидат психологических наук, преподаватель арт-терапии, доцент "ЛГУ им. А.С. Пушкина", преподаватель института практической психологии "Иматон" и "Международной школы арт-терапии"
      Пребывание в мире, сотрясаемом геополитическими, экономическими и экологическими кризисами, требует поиска незыблемых значимых опор, которые в эпоху глобальных преобразований жизни могут поддержать людей, обеспечивая им внутреннюю стабильность. Такую опору в последние годы я нахожу в природе, в ее символике и философском наполнении.
    Пейзаж – один из излюбленных моих жанров в живописи. Процесс написания маслом пейзажных сюжетов помогает мне погрузиться в проживание вечности и незыблемости природных циклов. Смена дня и ночи, движение светил по небу, смена времен года –весеннее возрождение природы, ее летний расцвет, осеннее угасание, зимний сон – что может быть более обнадеживающим и стабильным, предсказуемым и успокаивающим? Очень интересен для меня в этом смысле образ снега. Он выпадает, сначала внезапно и неожиданно, затем закономерно и ожидаемо, потом лежит, укрывая землю защитным пушистым покровом; затем тает, исчезает, уступая силе весеннего тепла и солнца, проживая свой собственный жизненный цикл, повторяющийся год за годом. Длительные зимние оттепели и бесснежные зимы обычно тревожат меня, напоминая о нестабильности этой жизни, ее внезапных испытаниях…

    Представляю на данной выставке три пейзажи на общую тему "Три состояния снега". Первая картина "Октябрь. Первый снег" посвящена первому снегу, выпавшему в октябре, который приходит еще только поиграть с нами и потом растает. Вторая картина – "Зимний вечер"– о спокойном стабильном зимнем снеге, создающем ощущение защищенности, покоя и уюта, А третий весенний пейзаж "Апрель" – это благодарность уходящему весной снегу, прощание с ним до будущего года.

    Жизнь постоянно меняется, события, люди, состояния приходят и уходят. Совсем как снег, который выпадет, растает и выпадет снова. Но в этом и есть стабильность и незыбленность бытия.
    Далее картины Вероники:

    • "Октябрь. Первый снег". Холст, масло. 40х50 см
    • "Зимний вечер". Холст, масло. 40х50 см
    • "Апрель". Холст, масло, 30х50 см

    3
    • Елена Лялина
      Психолог, гештальт-терапевт, член "Российской арт-терапевтической ассоциации!
      Живописью я увлеклась в 2018 году, брала частные уроки по академическому рисунку, акварели и живописи маслом. В творчестве мне интересно показать красоту природы, ее свет, тень и разнообразие красок. Когда я начала изучать гештальт-терапию я ощутила, что, в творчестве и психотерапии есть общее – это осознавание среды, в которой я живу; фокус внимания на происходящем здесь и сейчас. Творчество как отражение реальности и создание нового – в гештальт терапии создание и проживание контакта с клиентом подобно созданию художественной работы. Понимание общности творчества и психотерапии привело меня к арт-терапии.
    Большую часть моих работ составляют природные сюжеты: горы, море, озера, лес, парки, цветы. Я житель большого города и для меня выезд на природу, путешествия — это отдых, глоток свежего воздуха, приближение к своей сущности живого организма, созданного природой. В своих работах я как будто сохраняю кусочек этой природы, который мне хочется унести с собой и поселить дома, возвращаясь в воспоминаниях в место, где мне было хорошо, спокойно и радостно. Однако, для меня творчество – это не только отражение действительности. Мне интересна техника написания картин мастихином, так как в этой технике много экспрессии. Нанесение крупных, густых мазков на холст требует свободы и уверенности. Для меня эта техника не только самовыражение, но и преодоление собственной неуверенности, зажимов, мой способ раскрепощения. Создавая свои работы, я создаю для себя новый способ взаимодействия с внешним миром, позволяющий мне принимать вызовы современного мира с легкостью и решительностью, подобно движению мастихина.

    На выставке представлены две моих работы:

    • "Время прогуляться», холст 30х40, масло, мастихин, 2023 г"
    • "На пороге зимы и весны», холст 30х40, масло, мастихин, 2024 г"

    4
    • Олег Богачев
      Заведующий отделением медико-социальной реабилитации ГКУЗ "Ленинградский Центр СПИД" (Санкт-Петербург), клинический психолог, член совета "Арт-терапевтической ассоциации"
      Уже более 15 лет в своем творчестве и в арт-терапевтической практике я использую цифровые технологии, такие, в частности, как дигитальные истории. Подкупает возможность сочетать визуальный ряд с музыкой и порой также текстом. Получается очень емкое и насыщенное художественное высказывание.
    На сей раз хочу представить на выставке две своих новых работы – дигитальные истории "Последняя жаба" и "Планета Дерсу". "Последняя жаба" является моей реакцией на угрозу термоядерной войны. При создании дигитальной истории я сначала сделал рисунок с использованием акварельной бумаги А4 и гуаши, и затем его преобразовал. Все четыре этапа трансформации фиксировались на фотокамеру и создавался фоторяд из четырёх картин. После этого был написан рифмованный нарратив по мотивам фоторяда и, наконец, построена дигитальная история при помощи программы Movavi video Editor 24.

    Дигитальная история "Планета Дерсу" – тоска по идеальному мифологическому миру моей малой родины, как реакция на наступающий хаос в мировом порядке.

    Стихотворение для этой истории было написано в 1990 году во Владивостоке;

    Коллаж создавался, трансформировался и фиксировался на фотокамеру, как иллюстрация к данному стихотворению. При создание дигитальной истории применялась программа Movavi video Editor 24.

    5
    • Мария Волжина
      Художник, психолог центра развития "Центр Новое Мышление", член "Российской арт-терапевтической ассоциации"
    "Иван-чай. Кружево моих воспоминаний". Картон, акварель, смешанная техника. 2023
    Эта картина пришла ко мне целиком – не фрагментом, не ощущением или предчувствием, не намеком, как обычно, а целая! Нашлось время и место, лист картона, россыпь певучей акварели.

    Глядя на нее, я слышу журчания речки, шелеста колосьев, стрекот сверчков и шум яблоневого сада. Тот, что шуршит бархатной листвою рядом с теплым бабушкиным домом в узорчатых широко распахнутых, как сердца деревенских жителей ставнях, смотрящих на вишнёвый сад через кружевные занавески, те, что вышивала бабушка себе в приданое. Те, что помнят тепло её рук... а в сердце пробуждается мелодия, идущая из глубины, отпечатавшая мудрость поколений, бережно берущая за руку и провожающая в прекрасное и беззаботное время - детство.

    Мне так хотелось рассказать об осознании себя частью большого и важного – рода! Передать эту связь, и все то волшебство, которое происходило благодаря чудесным встречам и невероятным людям, пришедшим в мой мир, как драгоценные сокровища, щедро освещая путь своим светом!
    "Танец снежинок". Бумага, акварель, смешанная техника
    Этот снег я искала долго в лепестковом майском, июньском тополином, июльском градовом и августовском яблочном снегопаде, пока не встретила в вечернем будничном сентябре! Внезапный, мерный поток танцующих снежинок в такт дыханию и замиранию сердца, он наконец пришёл, как награда за чуткость.

    Я прослушала эту мелодию сотни раз, пытаясь постичь глубину музыкального высказывания, доверенного мне невероятно талантливым музыкантом Вадимом Басовым для визуализации. Пока я работала над визуалом, ожидая встречи со снежным кружением, лиричная фортепианная линия обретала все более выразительные черты и прекрасную форму, в которую вплеталось проникновенное пение виолончели.

    Сейчас моя работа украшает обложку саундтрека композитора Вадима Басова "Dance of the Snowflakes". Для желающих слышать, как звучит эта картина оставляю ссылку.
    "И снились ей лавандовые сны"
    Сны, что возвращают снова и снова на бесконечное лиловое крымское поле, усеянное мелкими цветами лаванды, где небо в закатный час сливается с землей. Сны, что помнят струящийся аромат цветов и мягкость бархатных листьев, обнимая и укутывая.

    "Лавандовые сны". Их носишь потом в шарфике или кофточке, перстне и сережках, расставляешь вазочками на полках, рассыпаешь цветными камушками на столе...

    Эта работа выполнена на заказ для влюбленной в лаванду Имы, хранящей в сердце радость встречи с прекрасными цветами. Я слушала её рассказ и проникалась любовью, раскрывшей новые краски и оттенки в жизни. Мне казалось, я услышала ее трепет, но найти образ никак не могла. Работа шла медленно. Я никогда не видела лавандового поля и полностью опиралась на рассказ Имы, отчаянно разыскивая лаванду повсюду.
    В своих поисках я почти доехала до лавандового поля в Воронежской области, но увы, картина не рождалась. Я купила краски и бумагу в нужных оттенках, сделала массу зарисовок, вдыхая аромомасло и прослушивая "Горную лаванду"... Обычно это срабатывало, но увы... Сказать откровенно, это сильно выматывало. У боксёров удары мимо цели считаются самой большой потерей. Хорошо, что я не боксер.

    Видя мои терзания, знакомые и друзья приносили мне лавандовые свечи, масла, ароматы для дома, букеты и веточки свежесрезанной лаванды и даже сухоцветы. У меня собралась солидная лавандовая коллекция в процессе работы. Периодически я пересматривала и вдыхала её частички, а потом просто отпустила ожидания и стала сплошным чувствованием.

    Я ждала, и встреча с этой историей произошла внезапно. Скорее, как озарение, а может быть и как награда за доверие. Я поймала ракурс, линию и поняла, что хочу рассказать в картине историю, где переплетаются и становятся единым цветы лаванды, женщина, её впечатления, сны, мечты и воспоминания. Чтобы закрывая глаза растворяться и видеть лавандовые сны наяву.

    А совсем недавно картина продолжилась в невероятно прекрасной авторской лирике Анны Редькиной:

    "И снились ей лавандовые сны,
    Когда ещё так долго до весны,
    Когда ещё вовсю поют метели
    Ей так тепло в лавандовой постели.

    А скоро, очень скоро будет лето,
    Закаты фиолетового цвета,
    Поля лаванды словно океаны,
    Сюрпризов разных полные карманы,
    Букеты, что на память остаются,
    Даря надежду вновь сюда вернуться.

    Она зажжет лавандовые свечи,
    Чтоб стал ещё уютней это вечер".


    6
    • Инна Сергеева
      Практический психолог в частной практике; получила дополнительное образование по арт-терапии в АНО ДПО "Институт прикладной психологии в социальной сфере" (Москва), член "Арт-терапевтической ассоциации"
      Мне кажется, что искусство действительно обладает удивительной способностью помогать человеку, человечеству. При чем не обязательно это "изящные искусства". Главное – это именно экспрессия как форма свободного выражение чувств и представлений.
    Основные формы художественной экспрессии для меня – фотография, рисунок, стихи. Если природа человека двойственна, и часть её – разрушение, то искусство может выступать, как выразился один из создателей экспрессивной терапии Марго Книлл, как "дисциплинированная агрессия". В моих работах я закладывала интуитивно концепцию объединения и целостности. Я предоставила на выставку две своих акварельных работы и стихотворение "Мы обычны". Все они посвящены теме принятия возраста и судьбы, любви, помощи, поддержки, стремления к творческому полёту и гармонии.
    "Сны об ушедшей юности"
    Одно дерево юное, зелёное, а другое – осеннее, облетающее…
    Они оба прекрасны. Просто между ними пропасть…
    "Акварель Заря"
    Написана под впечатлением стихотворения Василия Шукшина:

    И разыгрались же кони в поле
    Поископытили всю зарю.
    Что они делают?
    Чью они долю
    Мыкают по полю?
    Уж не мою ль?
    Тихо в поле.
    Устали кони...
    Тихо в поле –
    Зови, не зови.
    В сонном озере, как в иконе, -
    Красный оклад зари.

    Мы обычны
    Мы обычны
    Такие, как все
    Так же ссоримся глупо, устало
    И ревнуем, как все
    И боимся, как все
    Чтобы наше тепло не пропало

    Ничего уникального в нашем быту
    Убивающих нашу романтику буден
    А взлететь, ощущая вокруг красоту
    Так же трудно, как всем
    Но мы все-таки будем

    Будем пробовать снова и снова взлетать
    Помогая друг другу и крылья лелея
    Упадешь - так смогу я тебя поддержать
    Сдамся я - ты подхватишь
    Тепла своего не жалея
    Может, мы не дойдём, упадём по пути
    Может быстро закончатся наши силёнки
    Радость можно лишь только шагая найти
    И гармонии ноты услышать вдогонку...

    7
    • Юлия Рогозина
      Педагог-психолог, художник, член "Российской Арт-терапевтической ассоциации" с 2018 года
      Представляю для выставки две своих картины, выполненные в смешанной технике:

      • "Когда падали звезды". Холст, акрил, масляная пастель, бумага, лак.
      • "Я ставлю на потерянных медведей". Оргалит, акрил, масляная пастель, бумага, маркер.

      Обе работы для меня связаны общими темами - родитель и дитя, ощущение беспокойства. Все эти чувства связаны с тем, что ощущаю себя не в очень уютном, но всё же красивом мире, в котором мы ищем тепла и приюта и стремимся держаться вместе.

    8
    • Галина Метеличенко-Леденцова
      Художник, графический дизайнер, член "Союза дизайнеров РФ", Лауреат Государственной премии в области современного искусства "ИННОВАЦИЯ–2014", участница многочисленных выставок и творческих проектов в России и за рубежом; ведущий преподаватель отделения "Медиа и графический дизайн" в Новой Школе дизайна и искусства; зав. кафедрой отделения "Графический дизайн" в Балтийском институте экономики, политики и права; преподаватель в рамках программы "Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе" (Институт практической психологии ИМАТОН)
      Эскиз мгновенья мы воспринимаем
      На фоне противоположности.
      Вводить нас в заблужденье не хотят.
      Нам неизвестны очертанья чувства, —
      Лишь обусловленность его извне.

      Райнер Мария Рильке
      "Дуинские элегии"
      1912 — 1922

    "Сад воспоминаний"
    Из серии дигитальных коллажей (50 х 70 см, бумага, Fine Art Print)

    Когда близкий человек уходит из жизни, в нашей памяти остаются фрагменты его рассказов, воспоминаний, которые мы неизбежно интерпретируем по-своему. Наше субъективное восприятие имеет мало общего с действительностью, наш личный опыт замещает переживания другого. Слои образов сплавляются в сознании, создаются новые причудливые картины и этот процесс сродни функции электронного "хранилища", которое консервирует человеческое бытие, превращая его в цифровую абстракцию.

    У одной знакомой пожилой женщины я увидела несколько старых фотографий, которые поразили меня своей "кинематографичностью", странностью и особенной выразительностью. Это был "укол", как пишет Ролан Барт, "puctum", прямо в сердце...

    Я стала соединять эти снимки со своими фотографиями, живописью, фактурами, по сути, придумывала пластическое развитие чужой истории и постепенно делала ее своей. Таким образом возникла серия – постепенная трансформация изображения, приводящая его к полной абстракции. Изменение, но не исчезновение – главный, позитивный смысл моего внутреннего ландшафта, сада воспоминаний.

    9
    • Елена Плужникова
      Член "Арт-терапевтической ассоциации", член АРО МОО "Развитие психологической помощи", действительный член Совета по психотерапии и психологическому консультированию Ассоциации "ЭССИ" (Астрахань), руководитель Совета по развитию творческих инициатив и арт-терапии Ассоциации ЭССИ (Астрахань), почётный член "Международной академии современных искусств", член "Союза русских художников", член "Профессионального союза художников"
      История создания моей картины: Прорыв является метафорой к моему мастер-классу. Я написала её в сложный период своей жизни, когда, казалось, свет моей творческой души погас, трудности навалились тяжёлым асфальтом на молодые зелёные поросли моих новых творческих культур. Но в моей жизни появилась Звездаяркая, согревающая своим теплом и любящим присутствием. Благодаря её сопровождению на пути к моим глубинам я смогла повысить свою светимость и найти силы преодолеть оковы ограничений.
    "Прорыв". 30х40. Холст на подрамнике, акрил, витражные лаки, авторская техника

    10
    • Юлия Миценко
      Психолог (частная практика), получила дополнительное образование по арт-терапии, член "Арт-терапевтической ассоциации"
      В центре моей работы находится величественное черное дерево. Его мощный ствол и раскидистые ветви символизируют силу и стойкость, но в то же время и одиночество.

      Орнамент, содержащий элементы разных культур и народов, пытается вдохнуть в него новую жизнь, а может быть просто служит напоминанием по былым, солнечным дням.

      Этот контраст между тьмой и светом, между горем и надеждой создает ощущение напряжённости и ожидания. В каждом светлом штрихе, нарисованном на темном фоне, таится не только отражение утраченной весны, но и возрождение надежды и света в душе.
    "Тоска по утерянной весне". Холст, акрил, 50х50, январь 2024 г.

    11
    • Наталья Овчарова
      Психолог, член "Арт-терапевтической ассоциации", руководитель регионального отделения "Ассоциации" (Когалым, ХМАО)
      • "Старуха". Смешанная техника. Материалы: планшет деревянный, фанера, 40*50 см., текстурная паста, акриловые краски, сухие травы, мох, мастихин, кисти.
      • "Росомаха". Смешанная техника. Материалы: планшет деревянный, фанера, 40*50 см., текстурная паста, акриловые краски, мастихин, кисти.
    Эти работы являются результатом исследования моих теневых аспектов, работы с Самостью. Ученик К.Н. Юнга, Э. Нойманн, считал, что именно трансформирующее творчество и есть бессознательный прорыв человека к своей Самости, прорыв от фиксированности формы к животворящему процессу изменений. Само творчество, в чём бы оно ни выражалось (это не только произведения искусства, но и творчество слова, движение, творческое отношение к общению с людьми и т.п.), становится мостом, соединяющим человека с глубинным "Я".

    12
    • Наталия Назарова
      Кандидат психологических наук, арт-терапевт, супервизор, а также член совета, действительный и почетный член "Российской арт-терапевтическая ассоциации" (Санкт-Петербург)
      В этой мультимедиа презентации использована песня Анны Хитрик "Свобода". В песне поется об очень простых вещах: о путешествиях, которые выводят нас за пределы повседневности, о желании поделиться своими впечатлениями от путешествий. Раньше я очень любила путешествовать. В путешествиях мы обязательно встречаемся с чем-то новым, неожиданным, с чем-то красивым. Встречаемся также и со сложностями, непредвиденными ситуациями. И именно за счет таких встреч мы расширяемся, раздвигаем свои границы, узнаем о себе много нового и неожиданного, встречаемся с новым собой, становимся свободнее. Поэтому эту песню я воспринимаю как песню о внутренней свободе, свободе души и духа, творчества и самореализации. И я проиллюстрировала эту песню своими фотографиями, которые сделала в течение последнего года.
    Два бесконечных часа самолётом,
    Аплодисменты героям-пилотам,
    Мы все в поту и в вопросах "А что там будет?"
    И вот прозрачное море, до боли песочное тело от соли,
    Как будто из клетки на волю люди…

    Припев:
    Я б так хотела вам показать
    То, что я видела там.
    Я б так хотела вернуться назад
    И привезти её вам.
    Свобода там, где нет власти,
    Свобода – это есть сила,
    Свободно жить – это счастье,
    Свободу я ощутила!
    Два дня, а я уже так изменилась,
    Мне красоты столько новой открылось:
    У этих рек будто остановилось время,
    Цветочный запах волшебных растений,
    И глубина самых старых ущелий,
    Дороги кружат как на карусели меня…

    Припев:
    Два километра над уровнем моря.
    Из ледниковых озёр умываться.
    Вокруг меня возвышаются горы,
    Я через слезы могу улыбаться.
    Монастыри замурованы в скалы,
    Мы к ним ползем в ожидании чуда.
    Того, что видим, нам кажется мало –
    И только память увозим отсюда.
    Привет.

    13
    • Инна Зезюлинская
      Профессиональный художник, член "Профессионального союза художников РФ"; психотерапевт "Единого реестра Европейской ассоциации психотерапии 0331 ECPgpRU"; системный семейный психотерапевт; медиатор; аккредитованный обучающий личный психотерапевт-адвайзер, супервизор ОППЛ; Руководитель Центра прикладной психологии "Гармония"; основатель онлайн школы "Краски жизни"
      «Все-таки Время, куда ни глянь, сплетает все вещи и события в одно непрерывное полотно… Мы привыкли кромсать эту ткань, подгоняя отдельные куски под свои персональные размеры - и потому часто видим Время лишь как разрозненные лоскутки своих же иллюзий; на самом же деле связь вещей в ткани Времени действительно непрерывна»
      Х. Мураками "Охота на овец"
    "Живописное полотно Крыма – Ковер мира"
    На выставку этого года я хочу представить свою работу Работа создана на основе авторских живописных полотен (холст, масло) с сюжетами крымских пейзажей. В основу создания коллажа легла идея пэчворк или "лоскутное шитье". Печворк выступает символом уникальности и единства, связи во взаимоотношениях людей; стремления к целостности, атрибутом благополучия.

    Впервые арт-коллаж "Живописное полотно Крыма – Ковер мира"в формате видео- ролика был представлен на Конференции ОППЛ, которая состоялась 24.06.23 и называлась "МИР-О-ТВОРЧЕСТВО. Ресурсы психотерапии". В дальнейшем изображенные живописные полотна с пейзажами Крыма были использованы для создания авторской колоды метафорических карт «Море жизни".

    14
    • Юлия Блохина
      Член "Арт-терапевтической ассоциаци"и, учитель, методист, автор стихов и картин, кукол и украшений
      В этом году самым главным средством достижения внутренней гармонии для меня стало изготовление текстильных помощников в технике традиционных народных кукол. Благотворна уже первая мысль о кукле, потом подбор материалов – перебирать в руках, разглядывать, разминать льняные, ситцевые, батистовые лоскутки так приятно! Потом скручивание основы куклы концентрирует на своём внутреннем состоянии. А украшение кружевом, бусинами, изготовление аксессуаров – всегда вызывает улыбку.
    Текстильные куклы для меня – это связь с природой, родом, народным творчеством. Мои бабушки-прабабушки были мастерицами на все руки. Всем существом ощущаю их поддержку, ведь всё рукодельное во мне – от них! И я стараюсь нести и передавать дальше свои умения и творческий опыт.

    Хочу представить на выставке две свои куклы: Берегиня и Бараночница, 35 см. Сделаны они на основе скрутки-столбушки. Лён, ситец, рогожка, кружево, бусины.

    Ещё меня поддерживает и вдохновляет этот удивительный физалис, который я посадила давным-давно в палисаднике, взяв корень из бабушкиного сада. Я даже посвятила ему свое стихотворение:

    Вот и всё... Вот и все миновали сроки.
    Воздух холоден и по-предзимнему пуст.
    Завывает ветер в ночи глубокой,
    заливает в душу тоску и грусть.
    Никого не ждать. Ни во что не верить.
    Не искать напрасно благую весть.
    Развязать узлы, распустить потери...
    Просто быть собой – вот какая есть...
    Поутру отбить на пороге наледь,
    Винограда вырвать сухую плеть,
    наварить глинтвейн, пироги поставить -
    попытаться как-то себя согреть...
    Шаль с кистями - укутаться в стиле бохо,
    получая радость от дел простых...
    Подарить палитре краплак и охру,
    дотемна у окна изводить холсты...
    Унеслась листва в наготу аллеи,
    умолкает звук, утихает шаг...
    Только сердце физалиса пламенеет,
    не желая верить в зиму... никак...


    15
    • Андрей Зоткин
      Член "Арт-терапевтической ассоциации", аспирант второго курса психологического факультета "Самарского университета", Начинающий режиссер.
      Во время глобальных вызовов человеку необходимо на что-то опираться. Часто такой опорой выступают убеждения, вера, близкие люди, а порой и искусство. Обращение к произведениям прошлого позволяют лучше понять нам настроения и суть настоящего, что мимолетно и несется вперед.
    Именно об этом повествует документальный фильм "С нами вот что происходит", название которого преобразовывает известные строки Евгения Евтушенко. И неспроста. Ведь данная картина повествует о внезапной встрече двух поэтических вечеров. Эти два вечера очень непохожи: один прошел в Москве, другой - у подножия Жигулевских гор, на одном выступают знаменитые поэты, на другом - лишь начинающие, между ними - 60 лет истории. Но почему-то они встретились.

    Данный короткометражный фильм был снят в сентябре 2023 года на литературном фестивале имени М.В. Анищенко. В съемках приняли участие молодые талантливые поэты нашей страны. В октябре демонстрировался в Самаре, а в декабре — в Санкт-Петербурге в рамках кинофестиваля "Внутри".

    16
    • Александра Кириллова
      Клинический психолог и арт-терапевт, певица и композитор, инструктор голосовых практик и вокальный педагог (Москва)
      В своем творчестве и в работе с клиентами (в ходе арт-терапевтической практики) я нередко обращаюсь к традиционным календарным песням годового круга.
      Издревле человек не только наблюдал за изменениями в природе, но и праздновал эти изменения. Однако, для современных городских жителей этот контекст и этот ритм отошли на второй план, уступая место другому ритму,который противоречит естественной динамике живого.
    Солнечные и лунные циклы, суточные ритмы - мир природной среды, как и природа в каждом из нас, пребывает в постоянном изменении. Так, например, динамика годового круга или циклическая смена лунных фаз могут стать метафорическим ключом к динамике наших состояний и послужить "макрокосмическим зеркалом", в котором отражается жизнь и судьба человека. Вот почему в контексте терапии и самопознания я особое внимание уделяю наблюдению и празднованию циклических изменений в природе.

    В данном ролике в моём исполнении звучит закличка Весны.

    17
    • Ольга Лобусова
      Психолог, создатель и ведущий мастер-классов студии "Арта-терра", член "Арт-терапевтической ассоциации" (Владивосток)
      На эту выставку хочу представить тотальную инсталляцию и перформанс - "(не)проживали и (не)переживали у Первой речки". Они создавалась нашей командой под идейным руководством Наташи Коробка - куратора, художника ситуативных практик, инсталляций и перформанса. В команде были непрофессиональные художники – психологи, философы, актриса и один подросток. Инсталляция была построена в кладовке молодежного андеграунд-пространства "Подземка".
    Формулировали художественную кодировку слов и текстов, проявленных во время прогулок. Гуляли по городу в разных районах, вдохновляемся на "большой танец городского шума и шёпота". Сначала с нами говорил Город, а потом Кладовка "Подземки", в результате этой беседы родилась тотальная инсталляция. Мы несколько дней гуляли по району Первая речка города Владивостока, слушали и записывали его звуки, ощущали и собирали его запахи, смотрели и фотографировали, собирали артефакты на его улицах и закоулках. А затем отразили пережитое на прогулках в тотальной инсталляции.

    Мои авторские части в этой общей работе:
    • Инсталляция "Вы уверены, что Вам сюда?". Она о том, принимает ли нас пространство и его обитатели, не являемся ли мы чуждыми им. И навеяна была реакцией подростков на наше "взрослое" появление на их территории, а потом это ощущение повторялось на прогулках по некоторым закоулкам района Первой речки.
    • "Зеленая лампа" создана мной из элементов, собранных на свалке: ножка для лампы, абажур из консервной банки закреплен на старой сломанной вешалке-плечиках. Она о том, что можно создать свет и ощущение уюта даже из совершенно неподходящих вещей.
    • Черно-белые фотографии города на стене.

    Создавая свое произведение искусства в рамках этого проекта, мы начинаем лучше понимать себя, среду, свое место в этом мире и свое отношение к нему. В тотальной инсталляции можно проживать свой новый опыт, как кусочек своей уникальной жизни в диалоге с художниками, которые создавали это арт-объект. Подростки и молодые люди, постоянные обитатели "Подземки" приходили в пространство инсталляции, пытались почувствовать и понять работы, делились с нами своими впечатлениями. Это была беседа – города, пространства, взрослых людей и подростков.

    Прилагаю видео с обзором инсталляции "Вы уверены, что Вам сюда?". И дополнительно прилагаю фото.

    18
    • Екатерина Чиркова
      Арт-терапевт в подходе интермодальной терапии эксперессивными искусствами, кзистенциальный аналитик, член "Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов", художник, член "Творческого союза художников России", автор коротких рассказов и романа "Не знаю" (вышел в издательстве АСТ в 2024 году)
      Визуализация внутренних состояний человека через аллегорию и метафору – моя постоянная тема меня как художника. Мне нравится объемный, многослойный и многозначный мир, в котором каждый сантиметр и каждый момент можно "копнуть поглубже". Моя система координат строится на исследовании оппозиций: здоровое vs больное, духовное vs физиологическое; чувственное vs бесполое; внутреннее vs внешнее.
    Состояние человека безусловно подвержено внешнему воздействию. Но обращение к внутренней психической реальности через творчество может стать источником возобновления сил, инструментом для переработки и, в итоге, изменения самой сложной действительности, или ее восприятия. В своей творческой манере я соединяю средневековый символизм, с экспрессией и свободой нового времени.

    Мои авторские части в этой общей работе:
    • "Глубокий сон". Холст, акрил, 160х140, 2023. Герои картины пребывают между нов и бодрствованием, реальностью и уходом из нее. Они приходят во сне – то ли чудовища, то ли помощники-защитники. Все они – части меня. Если познакомиться с собственной тенью и вступить с ней в диалог, есть шанс узнать о себе много интересного, а то и получить дополнительные силы и возможности.
    • «Мы длинной вереницей пойдем за синей птицей».Холст, акрил, 160х125, 2023. Нескончаемый карнавал, бесконечный хоровод в погоне за счастьем. Чем дальше, тем очевиднее, что синяя птица – только внутри. Крылья прорастают у каждого.
    • "Душа и ее помощники".Холст, акрил, пастель, сангина, пигменты, 120х100 см, 2019. Одна из первых работ серии inside, посвященной визуализации внутренних психических состояний человека. И первая, в которой появляется тема крыльев. Ее можно назвать программной. Душа – в центре – с только что прорезавшимися, еще кровоточащими крыльями, ослаблена мучительным процессом их проращивания. Две фигуры, ее поддерживающие, изначально символизировали любовь и смысл. Если честно, для меня их "прототипы" меняются в зависимости от настроения и жизненной ситуации. Важно, чтобы у того, кто отращивает крылья, всегда есть поддержка