Арт-терапия в образовании, медицине, социальной сфере.
Запись 25 международной научно-практической конференции
Арт-терапия сегодня
21 эксперт из разных стран мира
21 ключевых докладов
13 мастер-классов
виртуальная выставка
Организаторы:
Российская арт-терапевтическая
ассоциация www.rusata.ru
Международная школа
арт-терапии www.artterapia.ru
О конференции:
21 эксперт
21 ключевых докладов
13 мастер-классов
В этом году арт-терапевтическая конференция совпала с юбилеем 25-летней истории существования арт-терапии в России.
В 1997 году была учреждена "Арт-терапевтическая ассоциация", которая стала ядром и основным фактором развития арт-терапии и смежных направлений терапии искусством в нашей стране. За эти годы российскими арт-терапевтами был накоплен значительный практический опыт, созданы оригинальные арт-терапевтические методы, используемые все более активно в медицине, образовании и социальной сфере. Российская арт-терапия развивалась в постоянном взаимодействии с зарубежными школами арт-терапии, вбирая в себя все самое ценное и делясь своими достижениями с международным сообществом.
Конференция даст вам:
Почувствовать
дух российской и международной арт-терапии как активно развивающегося сообщества профессионалов;
Узнать
о новых тенденциях ее развития, приобщиться к новым технологиям и методам работы с разными целевыми группами;
Убедиться
в том, как помочь себе и другим справляться с жизненными испытаниями и недугами, обращаясь к целительному потенциалу творчества.
Эксперты со всего мира!
Язык конференции — русский. Для зарубежных экспертов предусмотрен переводчик.
Программа конференции
Доклады
25 лет российской арт-терапии. Вспоминая о прошлом и думая о будущем. Жить в настоящем (Наталия Назарова)
В докладе планируется осветить личный взгляд автора как на историю развития арт-терапии, так и на возможности развития арт-терапии в будущем, взгляд через призму личной истории, взгляд, фиксирующий настоящее и уже известное. Особый акцент будет сделан на механизмах работы арт-терапии, на том, что делает ее эффективной в работе со стрессом, тревогой и кризисами для помощи людям в настоящем.
Эволюция арт-терапии и человекознания: переосмысление человека, искусства и терапии во времена постгуманизма (Александр Копытин)
Развитие арт-терапии, психотерапии, психологии, как и всей гуманитарной сферы, тесно связано с представлениями о том, что есть человек. В настоящее время одним из дискурсов, используемых для описания человека, является дискурс постгуманизма, тесно связанный с постмодернистским пониманием реальности.

В докладе рассматривается трансформация представлений о человеке в XX-XXI веках, определяющая мышление и практику арт-терапевтов и их перспективы. Излагаются ключевые концептуальные положения и формы арт-терапевтической практики, представленные в новом международном издании "ЭКОПОЭЗИС. НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЭКСПРЕССИВНЫХ И КРЕАТИВНЫХ ТЕРАПИЙ В XXI веке" – "ECOPOIESIS. A New Perspective for the Expressive and Creative Arts Therapies in the 21st Century" (под редакцией Стивена Левина и Александра Копытина) – выходящем в издательстве Jessica Kingsley Publishers.
Что искусство может сделать во времена кризиса: в личном, социальном и глобальном плане (Шон МакНифф)
Доклад посвящен исцеляющим возможностям творчества, которое преобразовывает конфликты и трудности в жизнеутверждающий акт, тому, как личное творческое начало связано с конструктивными инициативами в ситуациях, которые, на первый взгляд, находятся вне нашего контроля. Творческие инициативы – это не только человеческая способность реагировать на трудности, но и то, что свойственно всему живому – самой Природе. Несмотря на кажущийся скромный вклад отдельного человека в утверждение красоты и справедливости, он является частью единого процесса творения и взаимозависимости всех вещей в мире, поддерживающей жизнь на земле. Будут представлены и прокомментированы работы автора, созданные им в ответ на войну в Персидском заливе 1991 года и включенные в книгу "Искусство как лекарство". Спонтанный отклик художника в ответ на войну был незапланированной естественной реакцией, которая привела его к созданию модели исследований, основанных на искусстве. Эта модель способна показать, как творческое воображение опережает мыслительные процессы. Он приглашает российских коллег последовать своему импульсу творческого реагирования на текущие события и проложить своим творческим воображением спасительный путь исцеления искусством для человеческого сообщества и планеты.
Терапия искусством в меняющемся мире (Ронен Бергер)
В окладе обсуждаются уникальные задачи и вклад терапии искусством в психическое здоровье и социальное благополучие в настоящее время, когда мир переживает масштабные и драматические изменения. Как это влияет на роли и функции арт-терапевтов? Как арт-терапевты могут применять соответствующие методы вмешательства и практиковать в постоянно меняющейся среде?

Доклад помогает понять, как воображение и творчество помогают справиться с неуверенностью в завтрашнем дне, травмой и потерями, осознать важность интеграции творческого процесса, искусства и игры в терапию. В нем будут представлены обновленные концепции терапии искусством и пути повышения эффективности работы арт-терапевтов в современном мире, ее приведение в соответствие с изменяющимися потребностями людей. Доклад основан на книге Р. Бергера "Терапия искусством в меняющемся мире" (Nova SciencePublishers, 2021).
Краски и формы для души (Моника Пилярова)
В выступлении представлены возможности групповой арт-терапии как одного из инструментов повышения профессиональных компетенций у работников помогающих профессий и дополнительного образования. Поясняется как групповые занятия с использованием арт-терапии могут применяться в практике помощи профессионалам, несмотря на то что в Словакии арт-терапия находится в процессе оформления как профессия.

Систематическая профессиональная подготовка и саморазвитие работников соответствующей области способствуют повышению качества выполнения помогающих профессий, таких как психология, психотерапия, социальная работа. Регулярное повышение квалификации и психологический тренинг с использованием арт-терапии может способствовать сохранению профессионального здоровья и улучшению качества профессиональных услуг, в том числе, с помощью арт-терапии.
Точки встречи: культурно-ориентированная терапия экспрессивными искусствами. Кросс-культурно арт-основанное исследование (Варвара Сидорова)
В докладе представлены теоретические и методологические основы культур-ориентированной терапии искусствами, развиваемой автором. Обсуждаются возможности применения арт-форм различных культур в контексте интермодальной терапии экспрессивными искусствами как пространство встречи и диалога с собой с другими и с миром. Также автор поделится результатами арт-основанного кросс-культурного исследования, проводимого как диалог на территории экспрессивных искусств российских участников с участниками исследования из других стран (Индии, Гонконга, США, Японии и др).
"Книга моих перемен": создание тематического натюрморта (Наталья Степанчук)
Мастер-класс представляет собой один из вариантов арт-терапевтической работы с тематическим натюрмортом "из милых сердцу предметов" и ориентирован на работу с клиентами разных возрастных групп. Предлагаемая арт-терапевтическая техника базируется на выявлении особенностей визуального и вербального образа значимых предметов, отражающих принципы восприятия предметной и социальной действительности, взаимодействия с ней.

На примере исследования личных «взаимоотношений с книгой» участники мастер-класса получат возможность активизировать свой интерес к книге, прояснить её значение в качестве «образа картины мира», определить ресурсные функции книги и чтения в современном обществе. Полученные результаты практической работы могут быть использованы в качестве основы для прогнозирования поведения; для усиления «авторства» своей жизни; для последующей разработки гибких индивидуально-ориентированных методов психологического сопровождения.

Материалы для практики: бумага А4, простой карандаш; по желанию можно подготовить цветные карандаши, пастель

Арт-техника работы с личностной идентичностью (Вероника Тургель)
Образы короля и королевы метафоричны. Прежде всего этот образ ассоциируется с властью и статусом, богатством и благородством происхождения, с большими личностными ресурсами. Кроме того, у каждого из нас много собственных смыслов и ассоциаций, связанных с этими метафорическими фигурами. Возможность «примерить» на себя образ короля (королевы) помогает осмыслить свою личностную идентичность, внутренние ресурсы развития, под новым углом увидеть актуальные задачи жизни и направления их решения.

Мастер класс базируется на возможности использования метафорических и психологических значений образов короля (для мужчин) и королевы (для женщин) в смысловых полях самовосприятия. Это позволяет использовать указанные образы для самоисследования внутренних состояний и личностных задач в полимодальном арт-терапевтическом контексте через дизайн-деятельность, музыкальное оформление и элементы драматизации.

Материалы для практики: 1) плотная бумага А3 или крафт, можно обои, к примеру, см 40-50. 2) ножницы 3) клей и/или скотч/ канц. скрепки. 4) краски любые, в крайнем случае цветные мелки - пастель. 5) кисти для красок 2-х размеров 6) ёмкость с водой
Оздоровительно-ресурсная практика: дерево как образ здоровья (Ольга Бойкова)
В ходе мастер-класса участники смогут создать своё дерево Ресурса и Здоровья, познакомятся с арт - терапевтическим техниками с применением интермодальной терапии экспрессивными искусствами, помогающими найти ресурсы внутри себя. Практика проводится с применением метафорических карточных колод "Дерево как образ человека" (Г. Кац и Е. Мухаматулина), "Ключи" (М. Хомякова) и "Баланса" (Пегги Дубро).

Материалы для практики: 1. Листы А4. 2. Картинки и фото из журналов с картинками деревьев и кустарников (можно использовать карты МАК с изображениями деревьев) . 3. Пастель. 4. Цветные карандаши. 5. Пластилин . 5 Любые другие любимые арт материалы. Можно акварель или гуашь. 6. Ручка для записей
Секция "Клиническая арт-терапия"
Позитивная арт-психотерапия на модели клинической системной арт-терапии (Алексей Лебедев)
В докладе обсуждается феномен позитивной арт-психотерапии как важной составляющей саногенетического подхода клинической системной арт-психотерапии (КСАТ). На примере пограничных психических расстройств (ППР) рассматривается ключевая роль терапевтических эффектов позитивной арт-психотерапии в кардинальном решении проблемы терапевтического нонкомплаенса (преждевременных обрывов арт-терапии со стороны участников), конструктивной оптимизации и повышении общей терапевтической эффективности КСАТ.

Обсуждаются возможные психологические механизмы, общие принципы, критерии и конкретные методические приемы позитивного арт-психотерапевтического подхода, в том числе арт-терапевтические инструменты мониторинга и оценки его эффективности. Подчеркивается важность сбалансированной интеграции позитивного, ресурсно-ориентированного подхода с проблемно-ориентированным для различных категорий клиентов и пациентов с ППР.
Психологическое сопровождение женщин с диагнозом "бесплодие" на этапе предгравидарной подготовки средствами арт-терапии (Ольга Ланберг)
В докладе будет представлен опыт разработки и реализации на базе медицинского учреждения арт-терапевтической программы психологического сопровождения женщин с диагнозом бесплодие. Предложены арт-терапевтические техники, используемые в индивидуальной и групповой работе с данной категорией пациенток. Освещены отдельные аспекты развития материнской сферы, а также психологические факторы бесплодия у женщин. Роль психологической травмы, внутриличностного конфликта и других факторов в возникновении психологического и физиологического бесплодия.
Возвращение к любопытству: поливагальная теория и терапия экспрессивными искусствами (Алена Буренкова)
В докладе освещены точки встречи основных постулатов поливагальной теории и терапии искусствами. На клинических примерах будут показаны способы работы с вегетативными состояниями через активацию модальностей воображения и выразительной деятельности в индивидуальной и групповой форме взаимодействия.
Использование арт-терапевтических средств в работе с телесным образом "Я" на группах поддержки в ситуациях стресса (Елена Зоткина)
В докладе будет представлена работа с телом и телесным образом Я средствами арт-терапии на группах поддержки в период пандемии COVID-19 и начале спецоперации на Украине, проводимые в «Центре системного консультирования « города Самары в рамках проекта «Школа психологических знаний». Представлены арт-терапевтические техники и механизмы «укрепления» телесного образа Я в период длительных дистрессов и проживании кризисных ситуаций.
Секция "Экологическая (средовая) арт-терапия"
Возможности психологической самопомощи арт-терапевта для профилактики профессионального выгорания (Вероника Тургель)
В докладе рассматривается структура профессионального выгорания специалиста помогающих профессий и его факторы в работе психолога в непростой период социально-психологического напряжения. Центральное место в докладе занимают примеры арт-терапевтических техник, которые самостоятельно могут применять специалисты для самопомощи при первых признаках выгорания в профессии. Данные техники связаны с собственным творчеством арт-терапевта в таких областях как эко-арт, ленд-арт, фототерапия и др. и опираются на принципы средового и экологического подхода в арт-терапевтической практике. Методики иллюстрируются примерами из собственного опыта автора.
Диагностика в эко-арт-терапии: особенности подхода, ограничения и преимущества — на примере работы с фотографиями природных объектов (Лилия Шарафиева)
В докладе будут отражены основные принципы диагностики в эко-арт-терапии, особенности взаимодействия со средой в процессе диагностики и осмысления её результатов. Теоретические положения будут разобраны на примере работы по созданию фотографий природных образов как диагностического инструмента. Также будут показаны ограничения и преимущества используемых методик при исследовании различных уровней взаимодействия человека со средой: от непосредственно-чувственного до духовно-опосредованного, от тактильного контакта с дарами природы до создания ландшафтов души и садов со смыслом.
Терапия средой на этапе реабилитации в условиях психиатрического стационара (Маргарита Глазева)
Выступление посвящено терапии средой (милие-терапии) как методу лечения в условиях психиатрического стационара. Целью является демонстрация актуальности и практической значимости использования данного метода на примере отделения реабилитации Оренбургской областной психотерапевтической больницы №2. Опыт милие-терапии включает разработку и реализацию группой больных проектов, связанных с созданием на территории больницы различных арт-объектов, имеющих художественно-эстетическую, символическую нагрузку, а также функциональное назначение. Терапия средой, включающая психотерапевтически-ориентированную творческую работу с ландшафтом, может рассматриваться как аналог средового (экологического) подхода в арт-терапии.

Морская звезда и роза: дар билатеральной структуры для арт-терапии (Беверли О'Корт)
Будут представлены некоторые техники саморегуляции, основанные на представлениях поливагальной теории и практике сенсорно-моторной психотерапии при восстановлении после травмы. Поясняется как можно активировать врожденные механизмы психологической саморегуляции и преодолевать последствия психической травмы, формируя новые нейронные связи.
Секция "Детско-подростковой и семейной арт-терапии"
Использование фотографий в психотерапевтической работе с подростками и молодыми людьми (Ольга Левковская)
В докладе представлен опыт применения творческой фотографии и создания видео-роликов в индивидуальной и групповой психотерапии подростков и молодых людей. Анализируются целебные механизмы и возможности, заложенные в направляемом психотерапевтом процессе создания творческой фотографии и ведео-роликов. Использование интегративного подхода с опорой на феноменологический, клинико-характерологический подходы и интеграцию музыки при создание визуального ряда повышает заинтересованность и мотивацию молодежи к психотерапии. Данный подход, заложенный в авторской программе Левковской О. Б. "Онтогенетический вариант терапии творческим самовыражением Бурно М. Е.", обеспечивает большую личностную вовлеченность клиентов в терапию, т.к. базируется на современных культурологических тенденциях в молодежной среде. С другой стороны, способствует решению задач подросткового периода, формированию самосознания и самоидентичности.
Анимация в арт-терапевтической и арт-педагогической онлайн практике с детьми и подростками (Людмила Лебедева)
Интеграция методов импрессивной и экспрессивной арт-терапии посредством обращения к анимации позволяет деликатно актуализировать сенсорные, аффективные и когнитивные элементы травматичного опыта, снижает напряженность в семейных и социальных отношениях, депрессивные риски, антивитальные переживания. Это укрепляет веру в свои возможности, способствует формированию нового восприятия прошедших событий. Снижение значимости травмирующих событий в прошлом, пробуждает желание к будущему. Сессии с использованием анимации могут служить целям построения терапевтического альянса, основанного на принятии субъектом психологической помощи и поддержки.
Межпоколенная арт-терапия как средство психосоциальной поддержки детей, подростков и представителей старшего поколения (Светлана Кожохина)
В докладе представлены результаты работы с использованием арт-терапевтической программы для детей, подростков и пенсионеров (бабушек и дедушек) "Дедушки и бабушки. Рисуем вместе!". Программа способствует укреплению связей между поколениями посредством средовой экологической арт-терапии на основе творческого самовыражения и общения в разновозрастной группе. Предлагаемая программа основана на использовании потенциала искусства и творческой активности, методических приемов и инструментов арт-терапии и арт-педагогики. Показаны результаты программы, являющиеся результатом вовлечения детей, подростков и взрослых в совместную творческую деятельность: укрепление здоровья подростков и взрослых (пенсионеров), улучшение психологического климата семьи, совершенствование семейных связей, расширение представлений поколений о жизни друг друга.
"Я живу в страхе" или как кино может помочь подросткам и молодым людям выстоять в эпоху глобальных перемен (Андрей Зоткин)
Фильму Акиры Куросавы "Я живу в страхе" уже почти 70 лет. История об обеспеченном человеке, который боится начала ядерной войны и живет в постоянном напряжении и тревоге, десятилетие за десятилетием не теряет своей актуальности. Как жить в мире, где нет ничего постоянного и безопасного? Что может сделать человек в ситуации надвигающейся катастрофы? И как жить потом, когда угроза миновала? Ответы на эти вопросы можно найти в мировом кино, которое может стать верным помощником арт-терапевта в его непростой работе.
Мастер-классы
Куклотерапия в сопровождении матери и ребенка от рождения до 3 лет (Альбина Татаринцева)
На мастер-классе участники научиться использовать терапевтическую куклу для гармонизации отношений в паре мама-ребенок раннего возраста, освоят передачу норм и ценностей, развитие личности ребенка раннего возраста через куклу. А также изготовят куклу, которую можно использовать в ситуации "психологического брака" матери и ребенка.

Материалы для практики: ножницы, катушечные нитки, вата, прямоугольник из х\б ткани размером 15х30 см.
Использование ресурсов арт-терапии в работе с личностными территориями и границами (Жанна Глазунова)
На мастер-классе будет представлена арт-терапевтическая программа «Нарушение психологических границ личности. Профилактика и коррекция методами полимодальной арт-терапии». В процессе мастер-класса участники смогут исследовать свои личностные территории и границы, получат опыт их пересмотра. Участники мастер-класса узнают об особенностях, показаниях и ограничениях использования арт-терапевтических техник, направленных на исследование, формирование и развитие психологических территорий и границ в процессе индивидуальной и групповой работы.

Материалы для практики: бумага А4, ручка, карандаши, кисточки, краски, канцелярский скотч, любые маленькие предметы (фигурки, пуговицы, монетки и прочие маленькие предметы, которые окажутся под рукой)
"Как свить семейное гнездо": технология экологической (средовой) арт-терапии для семей (Светлана Кожохина)
Основной идеей данной технологии, которая легла в основу социокультурного образовательного проекта «Семья в мире искусства», является укрепление положительных связей семьи с культурной и природной средой как важным условием сохранения психического здоровья, формирование внутренних ценностей культуры здорового образа жизни семьи. Это ставится во главу угла в концепции устойчивого развития, как экосистемной основы жизнедеятельности, провозглашенной Организацией Объединенных Наций (ООН). Предлагаемая автором технология экологической (средовой) арт-терапии "Как свить семейное гнездо" органично связана с возможностями чувственного постижения и понимания ребенком и взрослым окружающего мира и себя в нем; принятия богатства человеческой культуры; развития способности эффективного контакта с миром и самим собой, что в совокупности направлено на сохранение психологического здоровья, эффективную социализацию и адаптацию в условиях современного общества, укреплению семьи.

Основной целью технологии "Как свить семейное гнездо" является формирование культуры здоровья семьи, семейных связей посредством средовой экологической арт-терапии на основе творческого самовыражения и общения в разновозрастной семейной группе в пространстве искусства.

Материалы для практики: Художественные материалы: тарелка бумажная (пластиковая); цветная бумага двусторонняя; темпера в наборе (гуашь); кисти (№2, №5); простой карандаш; фломастеры; ножницы; скотч цветной; скотч двусторонний; клей ПВА; степлер; дырокол; крекер «Рыбки»; атласные ленты или любые веревки (2-3 шт. по 1 метру); веревка крепкая для подвешивания гнезд (3-5 метров).
Окна в сад души (Лилия Шарафиева)
На мастер-классе участники познакомятся с комплексной методикой диагностики эмоционального состояния человека и его актуальных потребностей в процессе творческого общения с природой и местом проживания. Методика включает в себя методы шкалирования основных факторов воздействия на состояние человека и выявление цветовых предпочтений, а также творческое общение с дарами природы с помощью фотографии и иных видов творческой активности.

Каждый участник мастер-класса сможет заглянуть в "Сад души" из разных окон и рамок, которые они задают, чтобы затем выйти за пределы внутренних ограничений.

Материалы для практики: простой и цветные карандаши по цветам теста М. Люшера, линейка, техника для фотосъёмки (достаточно телефона с камерой), любимые дары природы: глина, камушки, ракушки, растения: стебли, листья, кора, плоды, цветы и рамка для фотографий или её аналоги любой геометрической формы. Желательна предварительная регистрация для получения бланка методики для комфортной работы на мастер-классе.

Повышение жизнестойкости и гармонизация личности средствами арт-терапии (Ольга Бойко и Елена Свидовская)
На мастер-классе будет показано, как можно повысить способность справляться со стрессовыми ситуациями и укреплять жизнестойкость средствами арт-терапии, в частности, используя техники эко-арт-терапии. Участники смогут познакомиться с тем, как развить способность к осознанию и управлению собственными эмоциями, раскрыть свои внутренние ресурсы. Будут представлены техники: "Дверь", "Разморозка эмоций", "Принятие чувств как ресурс жизнестойкости", "Мой маяк", "Моя опора".

Материалы для практики: листы бумаги А4 и А3, средства для рисования(цветные карандаши, пастель, краски гуашь), эко-материалы (камешки, ракушки, веточки, цветочки, шишки, крупы и т.д.).
Создание арт-терапевтических мемориалов как техника работы с переживанием утраты (Алексей Бердичевский)
Сегодня в связи с пандемией Covid-19 и событиями на Украине тема переживания смерти близких людей очень актуальна. Мастер-класс предполагает освоение участниками теоретических основ и развитие практических навыков арт-терапевтической работы с переживанием горя. Участие в мастер-классе будет полезно как людями, переживающим горе, так и практическим специалистам, оказывающим помощь людям, потерявшим своих близких. В процессе работы участники смогут воспользоваться арт-терапевтической техникой работы с горем в групповом формате, которую смогут применять в работе как очно, так и дистанционно.

Материалы для практики: любые изобразительные материалы, используемые в арт-терапии, начиная от бумаги А4, карандашей, фломастеров, красок, пластилина и заканчивая природными: глиной, землёй, песком, листьями, веточками, камнями, плодами и т.д.
"Морская звезда": способы рисования, вдохновленные радиальной и двусторонней симметрией человеческого тела (Беверли О'Корт)
Во время мастер-класса ведущая пояснит, что вдохновило ее к созданию новых способов рисования, и покажет некоторые изобретенные техники:

1) работы Фельденкрайза, включающие двустороннее воплощенное обучение в терапии;
2) Вальдорфский процесс Рудольфа Штайнера "Рисование форм" в развивающем и лечебном образовании;
3) сенсомоторная терапия;
4) разнообразные когнитивные, эмоциональные и творческие преимущества прогулок в рамках природной терапии и практик традиционных ритуалов "перехода".

На семинаре участникам будет предложено выполнить несколько простых упражнений по рисованию.

Материалы:
• удобная поверхность стола или доски для рисования для обеспечения удобной позы; • место для стояния и движения на ширине рук; • 4-6 листов белой или темной бумаги для рисования формата не менее А3, по возможности лучше большего размера; • 4 ярких пастельных карандаша или крупные мелки контрастных цветов;
• Небольшой природный объект размером с ладонь, например: кусок дерева, большой лист, морская ракушка или кусок ткани из натуральных волокон, которые вам нравятся, когда вы их касаетесь и держите в руках, и которые ассоциируются у вас с природой; • Более тяжелый предмет, такой как небольшая галька/камень, большая еловая шишка, особое украшение или предмет домашнего обихода, например, большая ложка или миска, вызывает у вас положительные ассоциации;
• маленькая мисочка с водой, ровно столько, чтобы окунуть в нее пальцы
Опора на образы живой природы и наблюдение за циклическими изменениями среды в арт-терапии (Александра Кириллова)
Образы живой природы часто фигурируют в арт-терапевтическом процессе, преимущественно в качестве ресурных метафор. При этом, наблюдая за природой и взаимодействуя со средой обитания, мы можем увидеть непрерывный процесс изменений. Миру живой природы свойственна естественная динамика. Участникам мастер-класса будет предложено взглянуть на природные метафоры, как на подвижные (пребывающие в процессе постоянного изменения) образы. Будет показана ценность не только наблюдения, но и празднования циклических изменений в природе в контексте терапии и самопознания. Особое внимание будет обращено на особенностях работы с архетипическим образом дерева. Предлагаемый подход применим в различных арт-терапевтических модальностях. Будут предложены конкретные примеры (применение в музыкотерапии, голосовых практиках, арт-терапии).

Специальных материалов для практики не потребуется
Экспрессивные подходы и динамизация групповых встреч арт-терапевтической деятельностью в сфере самопознания (Моника Пилярова)
Образы живой природы часто фигурируют в арт-терапевтическом процессе, преимущественно в качестве ресурных метафор. При этом, наблюдая за природой и взаимодействуя со средой обитания, мы можем увидеть непрерывный процесс изменений. Миру живой природы свойственна естественная динамика. Участникам мастер-класса будет предложено взглянуть на природные метафоры, как на подвижные (пребывающие в процессе постоянного изменения) образы. Будет показана ценность не только наблюдения, но и празднования циклических изменений в природе в контексте терапии и самопознания. Особое внимание будет обращено на особенностях работы с архетипическим образом дерева. Предлагаемый подход применим в различных арт-терапевтических модальностях. Будут предложены конкретные примеры (применение в музыкотерапии, голосовых практиках, арт-терапии).

Материалы для практики: карандаши, акварель, бумага, вырезки из газет, ножницы, клей и хорошее настроение.
Необыкновенное рождается из обычного (Алена Буренкова)
Чем сложнее жизненная ситуация, и чем больше напряжения и ощущения потери безопасности, тем больше возникает ощущение "хождения по кругу". И выйти за его пределы часто или не предоставляется возможным, или даже сама мысль вызывает чувство беспомощности. Тем не менее сам процесс представляется интересным для исследования и нахождения способов выхода из "порочного круга травмы". На мастерской будет создано арт-пространство трансформации "излюбленных" траекторий, паттернов "порочного круга" травмы. Каждый из участников пройдет путь от арт-исследования сочувственной связи - карты действия собственной вегетативной нервной системы к созданию синквейна трансформации. В рамках мастерской участники познакомятся с феноменом "Внутренний Артист (Творец)", узнают о методе интермодальная децентрация, о принципе "дальше-дальше-дальше", о подходе мультимодальная терапия творчеством и о связи между воображением и толерантностью к неизвестности и неопределенности.

Материалы для практики: 2 листа бумаги, клей, карандаш простой и цветные карандаши или пастель и немного места для движения.2 листа бумаги, клей, карандаш простой и цветные карандаши или пастель и немного места для движения.


Позитивная арт-психотерапия: "Феномен позитивной эмоциональной дельты" (обоснование, критерии, техники) (Алексей Лебедев)
На модели клинической системной арт-психотерапии (КСАТ) будут продемонстрированы терапевтические и организационные возможности позитивного подхода с целью ее оптимизации и повышения эффективности работы. Обоснован феномен "позитивной эмоциональной дельты" в качестве интегрального показателя и критерия эффективности позитивной арт-терапии, а также обсуждена его ключевая роль в кардинальном решении проблемы преждевременных обрывов терапии, в формировании устойчивой мотивации, конструктивной атмосферы групповой сплоченности и реализации других терапевтических эффектов.

Рассмотрены специальные методические приемы, способствующие актуализации, оценке и мониторингу позитивного подхода, в частности, арт-терапевтические техники: "Ресурсные эпизоды из жизни", "бланк КСПЭС" (бланк комплексной самооценки психоэмоционального состояния), характерные примеры вариантов обсуждений творческой продукции, основные принципы позитивно-ориентированной структурной организации конкретного сеанса и арт-терапевтического процесса в целом.

Мастер-класс будет полезен для психологов и психотерапевтов, заинтересованных в повышении эффективности арт-терапии при решении как клинических, так развивающих задач, в том числе, при работе с "трудными клиентами", в условиях ограниченного времени работы и повышенного риска нонкомплайенса (преждевременных обрывов психотерапии).

Материалы для практики: бумаша А4 4-5 листов; простой карандаш и ластик; цветные карандаши (желательно не меньше 12 цветов); набор восковых мелков или масляной пастели; *** Специальный инструмент – «бланк КСПЭС» его нужно заранее распечатать или перерисовать (присылаем по регистрации в чате)
Мандалы пространства: поиск опор через натур-ориентированную интермодальную терапию экспрессивными искусствами (Варвара Сидорова)
На мастер-классе мы обратимся к нашим незыблемым координатам внутреннего и внешнего мира — вертикали и горизонтали, чтобы заново утвердить себя в пространстве и времени. Используя возможности интермодальной терапии экспрессивными искусствами мы будем использовать различные языки — танец рисунок и поэзию, соединяя их с языком природы. Участникам будет предложено как продолжение мастер-класса создание арт-объекта, вписанного в ландшафт.

Материалы для практики: любые материалы для рисования и место для движения
Использование интегративных методов арт-терапии в работе с травмой сексуального насилия (Елена Чуева)
На мастер-классе будет представлен практический материал терапевтического процесса с использования интегративных методов арт-терапии в ходе работы с жертвами сексуального насилия. В процессе мастер-класса будут проанализированы основные трудности, с которыми сталкивается психолог (психотерапевт) в работе с травмой сексуального насилия и способы их преодоления. Участники ознакомятся с алгоритмом терапевтического процесса и возможностями использования арт-терапевтических методов на разных этапах работы с травмой сексуального насилия.

Дополнительные материалы для практики не требуются
Запись 25 Международной научно-практической конференции "Арт-терапия сегодня"
1) видеозаписи всех докладов и мастер-классов
2) доступ к ним на 6 месяцев
4500
р.
Нажимая кнопку оплаты, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Остались вопросы?