25 января. Занятие 1. Тема стихий в культуре, арт-терапии и эко-арте
Архетипы стихий как универсальные символы, отражающие основные элементы природы: дерево, огонь, вода, земля, металл, воздух. Пентаграмма У-син в древнекитайской философии: пять стихий (дерево, огонь, вода, земля, металл), пять направлений, пять цветов, пять времен года, пять органов чувств и пр. Упражнение "Пентаграмма моей жизни", упражнение "Времена года". Фэншуй как даосская практика символического освоения пространства, символизм стихий в феншуй. Упражнение "Фэн-шуй на столе". Багуа как космологическая система даосской философии, восьмиугольнмк багуа (па-куа), стороны света и восемь стихий (небо, земля, гром, вода, гора, ветер, огонь, озеро). Упражнение "Моя стихия". Работа в парах "терапевт-клиент".
1 февраля. Занятие 2. Арт-терапевтическая работа со стихиями земли и дерева
Земля как первичный элемент, одна из мировых стихий. Союз земли с другими стихиями. Символизм стихии земли, связанный с устойчивостью, плодородием, твердостью и реалистичностью. "Земные герои" как носители земной мудрости, силы, крепкого характера и реализма. Упражнение стоун-арт "Я и моя жизнь" (работа с камушками). Упражнение "Шепот песка". Упражнение "Герой".
Стихия дерева как архетипическое отображение жизни, мироустройства и как союз с другими стихиями. Упражнение "Душа дерева". Техника "Диалог с цветком" (работа с комнатным растением). Работа в парах.
8 февраля. Занятие 3. Арт-терапевтическая работа со стихией воды
Стихия воды и ее связь с чувственностью, интуицией, тайной и переменчивостью. Вода как нескончаемый поток бытия, как источник и символ жизни. Вода как женская стихия и ее связь с проявлениями анимы. Упражнение "Поток". Водоемы как ландшафтные архетипы, символическое значение образов океана, моря реки, озера, ручья и пр. Техника "Морская стихия". Образ волны и упражнение "Волны моей жизни". Использование стихии воды для описания героев, обладающих глубокими эмоциями и способностью чувствовать окружающий мир. Техника "Душа реки (озера)". Вода как источник телесных ощущение. Упражнение "Вода в сосуде". Упражнение "Союз стихий". Работа в парах.
15 февраля. Занятие 4. Арт-терапевтическая работа со стихией огня
Стихия огня, ее связь с энергией, страстью, силой и разрушением. Взаимодействие огня с другими стихиями (дерево, земля, вода, металл). Разрушающие и созидающие проявления огня в их диалектическом единстве. Упражнение "Костер (Пожар)". Использование архетипа огня для характеристики героев, обладающих неукротимой страстью, жестокостью или непоколебимой волей. Огонь как очищающая стихия, самовозрождение и самовосстановление через образ огня. Мифологические образы, связанные с огнем. Упражнение "Саламандра". Техника "Птица Феникс". Символизм свечи/факела как источника света. Упражнение "Свеча/факел". Демонстрационные терапевтические сессии. Работа в парах.
22 февраля. Занятие 5. Арт-терапевтическая работа со стихией металла
Стихия металла и ее ключевые черты: структура, ясность, твердость, здравый смысл, эмоциональная холодность, черствость, печаль и пр. Связь металла с другими стихиями (огонь, вода). Закаливание металла. Упражнение "Клинок (Меч самурая)". Работа с метафорой металлического предмета. Метафорические портреты "Душа металла" и "Спонтанный отклик". Пластичность металла как символическое свойство. Работа с кулинарной фольгой. Ценные металлы и их метафорический смысл. Упражнение "Драгоценность". Работа в парах.
29 февраля. Занятие 6. Арт-терапевтическая работа со стихией воздуха
Стихия воздуха и ее модификации (небо, ветер, и пр.). Эфир как "пятый элемент" над четырьмя первостихиями (огонь, земля, воздух, вода). Символизм стихии воздуха и ее связь со свободой, легкостью, мыслью, дыханием и коммуникацией. Упражнение "Музыка ветра". Мифологические образы, связанные со стихиями воздуха (птица, перо, ветер, облако и пр.). Упражнение "Полет птицы". Использование архетипа воздуха для характеристики героев, которые обладают гибкостью, ясным умом, интеллектом и способностью к общению с другими людьми. Медитативная техника "Бог/Богиня ветра". Символизм неба и его светил. Солнце и Луна как небесные архетипы. Метафорическое наполнение образа звезды. Упражнение "Путеводная звезда". Работа в парах "терапевт-клиент".