Программа арт-терапевтической помощи детям с расстройствами аутистического спектра
Поиск эффективных форм психолого-педагогической помощи аутичному ребенку привел нас к арт-терапии и иным видам терапии искусством, экспрессивной терапии. Учитывая положительный опыт использования арт-терапии (Баенская Е.Р., Evans, 1995; Evans and Dubowski, 2001) в работе с детьми, подростками и взрослыми, характеризующимися дефицитом эмоционально-коммуникативных способностей, для активизации коммуникативного поведения аутичного ребенка мы использовали арт-терапевтические средства и технологии. Задавшись целью изучения возможностей арт-терапевтических техник в системе психолого-педагогической помощи ребенку с РАС, мы предположили, что использование таких техник будет способствовать развитию эмоционально-коммуникативных и эмоционально-регулятивных навыков у таких детей и повышению эффективности психологопедагогической помощи.
Участники программы
Исследование проходило на базе КГБОУ «Центр психологопедагогической реабилитации и коррекции» г. Петропавловска-Камчатского и КГОКУ «Петропавловск-Камчатская школа № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Учитывая сложность диагноза, необходимость преимущественно индивидуальной и длительной по времени формы работы, число участников программы было ограничено. Это били шестеро детей в возрасте от 4,5 до 11 лет. Их имена в статье изменены. Далее приводится краткая характеристика детей.
Участник программы № 1. Валя, 8 лет. Единственный ребенок в семье. Родилась от первой беременности, возраст матери 23 года, отца 26 лет. Беременность сопровождалась выраженным токсикозом в первом триместре, в последнем триместре отмечена гипоксия плода. Роды в срок, но с использованием стимуляции родовой деятельности. Первые несколько месяцев после рождения ребенка у матери наблюдалась послеродовая депрессия. У ребенка в послеродовом развитии отмечалось двигательное беспокойство, нарушение сна, нарушение пищевого поведения (частое и обильное срыгивание). С рождения девочка находилась на искусственном вскармливании. В период 1–2 месяца наблюдались фебрильные судороги, ребенок получал лечение противосудорожными препаратами. Держать головку, ползать, сидеть, стоять с опорой девочка начала в срок, самостоятельно ходить — в 1 год и 2 месяца. В возрасте двух лет девочке поставлен диагноз «Судорожный синдром», впоследствии — «Эпилепсия». В 4,5 года поставлен диагноз «Ранний детский аутизм», установлена инвалидность. С рождения ребенок проживал в социально благополучной семье с родителями, бабушкой и дедушкой. Ребенок в семье запланированный, родители заинтересованы в развивающих и коррекционных занятиях ребенка. С 4,5 лет девочка посещала специальное образовательное дошкольное учреждение, где получала помощь логопеда и дефектолога. С 6 до 8,5 лет посещала специальную группу для аутистов детского сада комбинированного типа. Помимо образовательных учреждений ребенок посещал дополнительно различные Центры, где оказывалась реабилитационная помощь (музыкальная коррекция, занятия с логопедом-дефектологом, зондовый логопедический массаж).
В настоящее время у девочки речь отсутствует, инструкции выполняет исключительно по желанию, указательный жест присутствует, но используется избирательно, прямой глазной контакт присутствует крайне редко. Если девочка нуждается в помощи взрослого, то берет за руку, приводит, куда ей нужно и показывает, что ей нужно. Преобладает отрицательный фон настроения. При невыполнении ее желаний начинает кричать, топать ногами, плеваться. Навыки самообслуживания частичные: сама раздевается, надевает некоторые вещи, в туалет ходит самостоятельно, ночью сама в туалет не встает. С одного года пользуется ложкой, чашкой, с восьми лет убирает за собой посуду, моет чашку. Из игрушек предпочитает кубики, вкладыши. Постоянно рвет бумагу, нитки, одежду, вырывает нити из ковров, иногда ломает мебель. По результатам обследования на ПМПК девочке поставлен диагноз, указывающий на сочетание расстройств: аутизм со сниженным интеллектом до уровня тяжелой умственной отсталости (G 40.0, F 84.0, F 72).
Участник программы № 2. Клава, 11 лет. Второй ребенок в семье. Есть старший брат (без отклонений). Родилась от пятой по счету беременности. Ребенка сохра няли (зашивали шейку матки). Возраст матери на момент зачатия — 28 лет, отца — 36 лет. На протяжении всей беременности у матери фиксировалось высокое артериальное давление. Роды в срок, естественные, вес ребенка 4200 г., рост 56 см. В послеродовом развитии отмечались частые простудные заболевания. Девочка до 10 месяцев была на грудном вскармливании, аппетит хороший. Двигательное развитие в пределах нормы, ходить начала в 10–11 мес. С рождения ребенок проживал в социально благополучной семье с родителями и старшим братом. Есть бабушка, но в воспитании ребенка не участвует. Ребенок в семье запланированный, все девочку любят. Родители заинтересованы в развивающих и коррекционных занятиях ребенка. В 2,5 года на ПМПК перед поступлением в детский сад было предположение о РАС. Девочка была направлена на обследование к психиатру, где диагноз подтвердился. До 4,5 лет девочка принимала медикаментозное лечение (ноотропы, нейролептики).
На данный момент наблюдается психиатром, но от медикаментозного лечения родители отказались. С 4,5 лет с ребенком использовалась холдинг-терапия, которую проводил клинический психолог. К 6 годам у девочки появилась эхолаличная речь. С 7 до 8 лет девочка посещала специальное дошкольное образовательное учреждение, а также Центр социальной помощи семье и детям, где была включена в группу занятий музыкальной коррекции, однако на музыку реагировала закрывая уши руками или кричала. В данный момент может произносить простые слова («игрушка», «книга» и т. п.) и командытребования в инфинитиве («дай пить»). Примерно с 9 лет умеет читать, но смысла прочитанного не улавливает, знает цвета, буквы, цифры. Глазной контакт не устанавливает. В настоящее время ребенок посещает коррекционную школу, помимо школы обучается дистанционно по некоторым предметам. Дополнительно ходит на адаптивную физкультуру и биоакустическую коррекцию. Девочка имеет ярко выраженное расстройство пищевого поведения: питается в основном всухомятку (сухари, хлеб, лапша, сосиски, котлеты), на все остальное рвотный рефлекс, пьет только воду и чай. Умеет пользоваться чашкой, ложкой. Помогает маме убираться дома. На последней ПМПК девочке подтвержден диагноз раннего детского аутизма в сочетании с умственной отсталостью умеренной степени, расстройство коммуникативной функции речи (F 84.0, F 71).
Участник программы № 3. Ксения, 9 лет. Старший ребенок в семье, есть маленький брат. Родилась от 6 по счету беременности. Беременность проходила без осложнений, но мама несколько раз лежала в больнице из-за тонуса матки. Ребенок родился в срок, длительность родов 9 часов, изза слабой родовой деятельности и не эффективности стимулирующих препаратов ребенка выдавливали. В послеродовом периоде отклонений не замечалось, аппетит был хороший (смешанное питание), в весе прибавляла нормально. С 10 месяцев начались проблемы со сном. В 11 месяцев лечились в инфекционном отделении. Двигательное развитие в норме, ходить самостоятельно начала в год. С рождения ребенок проживает в полной социально благополучной семье, с мамой и папой, есть и бабушки, девочку все любят. Родители заинтересованы в реабилитации и коррекции ребенка и прикладывают к этому много усилий. В три года на консультации детского психолога у девочки были отмечены аутистические черты, впоследствии в Москве был поставлен диагноз «ранний детский аутизм». От медикаментозного лечения родители отказались. Девочка прошла курс дельфинотерапии, иппотерапии, применялась и холдинг-терапия. С 2,5 лет девочка посещала несколько ДОУ, но ни в одном не смогла адаптироваться и долго не задерживалась.
Воспитатели не хотели искать контакта с таким ребенком и не делали никаких попыток оказания ребенку помощи в адаптации. В 8 лет перед поступлением в школу ПМПК определила программу обучения для детей с задержкой психического развития. Групповая форма обучения девочке не подошла, она была переведена на домашнее обучение. В данный момент помимо школы ребенок занимается в Центре социальной помощи семье и детям с педагогом-психологом, а также ходит на биоакустическую коррекцию. Речевое развитие ребенка началось нормально: гуление, лепет, первые слова и простые фразы появились своевременно, но очень долго ребенок общался простыми словосочетаниями. Сейчас почти всегда говорит правильно, речь внятная и разборчивая. Отвечает на вопросы мамы, других может игнорировать. Глазной контакт кратковременно, но устанавливает. С трех лет знает все цвета, оттенки, буквы. Читать умеет с четырех лет, испытывает трудности в пересказе прочитанного, не может рассказать, как прошел день в школе, в речи присутствуют стереотипные монологи. Девочка по характеру возбудимая, активная, чувство опасности присутствует. Маму любит, говорит ей об этом, но сильной привязанности не заметно. Любит рисовать, смотреть мультики, слушать сказки.
Участник программы № 4. Трофим, 10 лет. Старший ребенок в семье. Мальчик родился от первой беременности. Беременность протекала без осложнений. Роды в срок, длительность 11 часов, но далее экстренное кесарево сечение. Вес ребенка при рождении 3860 гр., рост — 53 см., закричал сразу. Ребенок проживает в полной социально благополучной семье, с мамой, папой, младшим братом. В послеродовом периоде наблюдались некоторые трудности с кормлением: ребенок плохо набирал в весе, неактивно сосал грудь мамы, прикормы принимал избирательно, только каши, от овощей отказывался. В 7 месяцев был госпитализирован в инфекционную больницу с диагнозом эшерихиоз, пробыв там две недели. В 1 год и 7 месяцев госпитализирован с диагнозом гепатит А. Помимо этого выявлена цитомегаловирусная инфекция. До пяти лет были трудности со сном: плохо засыпал, часто просыпался, плакал. Двигательное развитие ниже нормы, сидеть начал в 11 мес., самостоятельно ходить в 1 год и 6 месяцев. Речевое развитие также ниже нормы, лепета не было, первая простая фраза появилась после 5 лет. Сейчас речь присутствует, но не используется в качестве коммуникации, самостоятельно по собственному желанию мальчик ничего не рассказывает. В 2 года и 9 месяцев лет психоневролог предположил ранний детский аутизм, но диагноз поставлен окончательно только в 6 лет. Родители заинтересованы в реабилитации ребенка, поэтому мальчик с раннего возраста проходили обследование и лечение в реабилитационных центрах, занимался с дефектологом. От медикаментозного лечения родители отказались, исключением являются только витамины группы В. Ребенок посещал обычный детский сад с 4 лет. Активным играм со сверстниками предпочитал одиночество, в групповых занятиях участия не принимал. В настоящее время ребенок ходит в коррекционный класс общеобразовательной школы. Социально-бытовые навыки у ребенка имеются: умеет раздеваться-одеваться, самостоятельно умываться, чистить зубы, пользоваться столовыми приборами, помогает маме готовить. Любит играть в конструктор, слушать чтение книг про насекомых и стихи, смотрит мультики. Склонен фиксиро ваться на любимых фрагментах из мультфильмов и песнях. Знает цвета, буквы, счет до десяти.
Участник программы № 5. Антон, четыре с половиной года. Мальчик родился от шестой беременности. Беременность протекала в целом без осложнений, но в третьем триместре УЗИ показало обвитие пуповины, во время родов все прошло относительно благополучно. Во время беременности была необходимость лечения матери антибиотиками. Роды в срок, длительность 6 ч. Рост и вес ребенка при рождении — 52 см., 3850 гр. В послеродовом периоде отклонений не наблюдалось. Ребенок до 1 года и 10 месяцев на грудном вскармливании, вес набирал согласно нормам, прикорм принимал хорошо. Мама кормила мальчика по требованию. Сон был плохой, ночной интервал не выдерживался, ребенок ночью кричал, плакал, дрался. Сейчас в целом сон нормализовался, но иногда бывают беспокойства. Двигательное развитие в норме, самостоятельно ходить начал в 9 мес. Речи нет, если в чем-то нуждается, то подходит к маме тянет за руку, показывает на вещь, которая нужна, вместо слов «Да», «Нет» кивает или мотает головой. В два с половиной года психиатр предположил РДА, назначил курс медикаментозного лечения. В 3 года на ПМПК был поставлен диагноз нарушения развития, ЗПР, ОНР 1 уровня, нарушение коммуникативной функции речи. С трех посещает обычный детский сад, в саду ест, спит, гуляет, в занятиях участвует. Дополнительно кружки, секции не посещает. Цвета, буквы, цифры не знает, чтение книг не слушает. Ребенок очень привязан к маме. Если долго ее не видит, начинает искать, плакать, стучаться в дверь ванны, если мама там.
Участник программы № 6. Даниил К., 8 лет. Ребенок родился путем кесарева сечения. В течение первого года жизни был пассивен, часто раскачивался в кровати, играть не пытался, водил руками перед глазами. Ходить стал в 1 год 3 месяца, первые слова — в 1,5 года, фразовая речь сформировалась к 4 годам, к этому возрасту он считал до 20, знал много стихов и сказок, но пересказать не мог. В 5 лет свободно читал. Употребление местоимения «я» появилось в 6 лет, до этого называл себя «он». В 6 лет впервые начал самостоятельно есть и одеваться, для чего мама приложила много усилий. С детьми не общается, на уход матери из дома внешне не реагирует. В 7 лет пошел в обычную общеобразовательную школу, долго не мог привыкнуть к дисциплине: терял ранец, вскакивал с места, ходил по классу, мог молча уйти с урока. Письмо грамотное, счет без ошибок. При утомлении может все, что написано, зачеркнуть. При пересказе с трудом передает последовательность событий.
Детей избегает, на переменках остается в классе. Мальчик моторно неловок: трудности проявляются и в «крупной», и в «тонкой» ручной моторике. При патопсихологическом обследовании контакт остается формальным, отношение к заданиям безразличное. Произвольная концентрация внимания затруднена; механическое запоминание успешно. Вербальный интеллект — 118 баллов, невербальный — 80 (по методике Векслера). Нет представлений об отношении к себе со стороны окружающих, не сформировано отношение к ним. Реакция на поощрение отсутствует, при оказании помощи — полное прекращение деятельности. Эмоции проявляются слабо. По классификации О.С. Никольской ребенка можно отнести к третьей (достаточно благоприятной в коррекционном отношении) группе.
При анализе анамнестических данных наших испытуемых, опираясь на клинические симптомы аутизма, были выделены критерии коммуникативной составляющей в структуре дефекта, которые выявлены у каждого ребенка.
К этим критериям мы отнесли:
• наличие или отсутствие отклика на свое имя,
• инициация общения,
• обращение к взрослому с просьбой,
• выполнение просьб взрослого,
• прямой глазной контакт,
• стереотипии.
Уровень сформированности данных проявлений у участников программы представлен в таблице 1.