Исследование Kaiser
В первом исследовании теста РПГ (Kaiser, 1996) были обследованы матери (общее число – 41 человек). Использована шкала привязанности к матери, взятая из опросника для оценки привязанности к родителям и друзьям (Amsden & Greenberg, 1987). В результате статистического анализа показателей шкалы привязанности к матери с использованием медианного расщепления участники эксперимента разделились на две группы: одну группу составили лица с надежной привязанностью (N = 20), а другую – лица с меньшей степенью привязанности (N = 20). Исследовалась привязанность испытуемых к собственной матери. Затем были проанализированы особенности РПГ в двух группах, предполагаемые индикаторы привязанности. Статистически значимые корреляции между показателями шкалы привязанности к матери и индикаторами привязанности в рисунках отсутствовали, хотя определялись статистические тенденции такой связи. Так, участники группы с более низкими показателями шкалы привязанности нередко изображали гнезда без дна, либо наклоненные гнезда. И те, и другие гнезда не могли бы удерживать содержимое.
Было обнаружено, что рисунки в обеих группах, как правило, включали изображения взрослых птиц и птенцов. Дополнительно был проведен анализ присутствия или отсутствия этих изобразительных элементов, а также яиц. Было обнаружено, что рисунки испытуемых с более высокими показателями по шкале привязанности к матери на статистически достоверном уровне отличались от рисунков испытуемых с более низкими показателями по этой шкале присутствием изображений взрослых птиц. Примером рисунка испытуемого с более низкими показателями по шкале привязанности к матери, является рисунок 1. На нем отсутствует изображение взрослых птиц рядом с гнездом или в гнезде. Гнездо показано сверху. На рисунке 2 представлено изображение, созданное испытуемым с более высокими показателями по шкале привязанности к матери. Изображены взрослые птицы в гнезде и детали окружающей среды.
Рис. 1 Пример рисунка испытуемого с более низкими показателями по шкале привязанности к матери
Рис. 2 Пример рисунка испытуемого с более высокими показателями по шкале привязанности к матери
Kaiser также обнаружила, что рисунки лиц с более высокими показателями по шкале привязанности к матери производили впечатление благополучия и гармонии и давали гармоничные названия своим рисункам. Это подсказало необходимость учета в последующих исследований рассказов испытуемых об изображенных гнездах.
К ограничениям исследования следует отнести ограниченный размер выборки, отсутствие четко отобранных индикаторов. В то же время, данное исследование послужило основой для последующих.
Исследование Francis, Kaiser and Deaver
Опираясь на первоначально использованные, а также уточненные индикаторы Kaiser, группа исследователей включая Francis, Kaiser and Deaver (2003) использовали тест РПГ в группе взрослых лиц с химической зависимостью (N = 43). Исследователи предполагали, что РПГ лиц с химической зависимостью будут иметь достоверные отличия от пациентов клиники, не страдающих зависимостью (N = 27), относиться к иным типам привязанности. Исследователи стремились определить, можно ли внутри группы лиц с химической зависимостью определить разные типы привязанности, учитывая то, что в предыдущем исследовании определялись различия только между группами с высокой и более низкой привязанностью.
Испытуемые должны были создать РПГ и рассказать историю про гнездо, а также ответить на вопросы опросника оценки отношений Bartholomew and Horowitz (1991). Учитывая то, что в предыдущем исследовании испытуемые с высокой привязанностью давали своим рисункам позитивные названия, было решено в данном исследовании учитывать также содержание историй к рисункам. Это могло дать дополнительный проективный материал, характеризующий привязанность.
Было обнаружено, что лица с химической зависимостью характеризуются ненадежной привязанностью, используют в своих рисунках меньше цветов, по сравнению с контролем. Участники контрольной группы в основном характеризовались высокой привязанностью и использовали при создании рисунков в основном зеленый цвет. Лица с химической зависимостью часто изображали наклоненные гнезда, либо отражали вид сверху. Эти результаты соответствуют более ранним наблюдениям Kaiser о том, что лица с более надежной привязанностью изображают птиц в гнезде, а лица с более низкой привязанностью рисуют наклоненные гнезда.
Контент-анализ историй показал наличие пяти основных тем: (1) семья, (2) природа и обновление жизни, (3) пища и голод, (4) разлука (покинутость) и (5) лично значимое место. Эти темы отражали как осознаваемый, так и неосознаваемый материал, связанный с семейными и личными интимными отношениями. Тема семьи всплывала у лиц со всеми типами привязанности, но тема природы и ее обновления была представлена в основном у лиц с надежной привязанностью. Тема гнева и агрессии была тесно связана с темами семьи и еды у лиц с химической зависимостью.
Kaiser недавно еще раз проанализировала рисунки этого исследования, обратив особое внимание на признаки разных типов привязанности в обеих группах и использовав критерий хи-квадрат. Были обнаружены признаки, характерные для надежной привязанности. В группе с надежной привязанностью были достоверно более часто представлены такие признаки, как: изображение птиц или птичьих семей, использование четырех или более цветов, изображение гнезда в профиль, доминирование зеленого цвета.
Несмотря на ограниченный размер выборки, данное исследование позволило охватить клиническую выборку, подтвердив ранее полученные данные, связанные с признаками надежной привязанности. Исследование также предполагало привлечение материала историй и выявило разные темы, касающиеся привязанности, а также позволило выявить три источника информации о привязанности, которые могут быть использованы в процессе валидизации: сами рисунки, истории и самоотчеты.
Исследование Overbeck
Overbeck (2002) обследовала с помощью РПГ группу беременных женщин (N=32) с высоким риском осложнений. Высокий риск осложнений был связан с низким социоэкономическим статусом, отсутствием стабильных отношений с партнером и повторными нежелательными беременностями. Методология исследования повторяла методологию исследования Francis et al. (2003), за исключением того, что применялся более короткий и усовершенствованный вариант протокола, разработанный Kaiser (2001). Статистически значимой связи между типом привязанности и особенностями РПГ обнаружено не было. Многие женщины, которые характеризовали себя в опроснике отношений как имеющих надежные отношения создавали рисунки, относимые к категории ненадежной привязанности. Они также создавали на основе рисунков истории, которые соответствовали ненадежной привязанности. Рисунки этих женщин занимали минимальное место на листе, не изображали среду для гнезда и использовали мало цветов. Так, рисунок 3 был создан женщиной, которая по результатам опросника отношений была отнесена к группе надежных отношений. Она создала такую историю: «Одинокое гнездо птицы…Маленькое гнездо лишь для одной взрослой птицы и двух птенцов». Таким образом, и рисунок и история не соответствовали надежной привязанности.
Рис. 3 Пример рисунка, визуальные характеристики низкой привязанности которого не соответствуют показателям опросника отношений
В исследовании Overbeck были выявлены те же темы, что в исследовании Francis et al. (2003): дом и семья, питание и голод, покинутость. Также проявились новые темы: яйца, жалобы на плохие изобразительные способности, тенденция давать краткий комментарий к рисунку и не сочинять историю. Большинство комментариев к рисункам не соответствовали надежным привязанностям. Несмотря на то, что испытуемыми были беременными, ожидаемая тема обновления жизни, которая была выявлена в исследовании Francis et al. Практически не звучала.
Важным наблюдением в этом исследовании выло проявление жалоб на плохие изобразительные навыки, а также стремление испытуемых комментировать рисунки и не сочинять истории. Это могло указывать на повышенное проявление защит и объяснять несоответствие рисунков результатам оценивания отношений.
Исследование Hyler
Исследование Hyler (2002) среди младших школьников обнаружило методологические проблемы, поскольку не представлялось возможным использовать оценку характера привязанностей путем опроса детей. Вместо опроса детей использовалось оценивание рисунков семьи согласно критериям Kaplan and Main (1986). Эксперты, которые оценивали рисунки семьи, созданные детьми, должны были быть знакомыми с типами привязанности. Хотя процедура оценивания была трудоемкой и сложной, она показала свою надежность и валидность в выявлении разных типов привязанности (см. Fury et al., 1997; Madigan, et al., 2003). Рисование семьи было использовано для определения привязанности у детей от 9 до 11 лет (N = 49). Было выявлено 13 детей с надежной привязанностью, 14 – с ненадежной избегающей, 14 – с ненадежной амбивалентной, 8 детей – с дизорганизованной привязанностью. Эти четыре типа привязанности были сопоставлены с признаками согласно РПГ (Kaiser, 2001).
Статистический анализ с использованием критерия хи-квадрат выявил то, что дети с надежной привязанностью использовали зеленый цвет в качестве основного достоверно чаще, по сравнению с другими группами детей. Ни один другой признак не достигал статистически значимого уровня при сопоставлении разных групп детей. Однако интересно, что 86% детей, относимых к категории амбивалентной неустойчивой привязанности изображали дерево, чтобы обеспечить поддержку гнезда. Анализ рисунков показал, что изображенные деревья характеризовались двумя важными признаками. Один из них заключался в том, что гнезда были в уязвимом положении. Они располагались на ветках, которые казались слишком слабыми, были расположены на самых концах ветвей, либо слишком выделялись. Это соответствовало амбивалентному характеру привязанности, проявлявшемуся в рисунках семьи. Кроме того, доминирующим цветом в этой группе детей был коричневый цвет, который был нанесен с усилием. Появлялись темные штрихи (Рис. 4).
Рис. 4 Рисунок гнезда, созданный ребенком с ненадежной привязанностью: доминирует коричневый цвет, используется усиленная штриховка
Несмотря на ограниченный характер выборки и сложный процесс классификации исследование Hyler расширило представления о возможностях РПГ, распространив тест на детей. Было еще раз подтверждено значение зеленого цвета в качестве важного индикатора надежной привязанности, а также позволило выявить новые признаки, характерные для лиц с ненадежной амбивалентной привязанностью.
Исследование Trewantha
Trewantha (2004) обследовал небольшую группу подростков (N = 14). Они создавали РПГ, давали рисункам название и сочиняли ситорию, а также отвечали на вопросы Опросника отношений подростка (Scharfe, 1999), являющегося версией опросника отношений. На основании опроса чуть менее половины (43%) испытуемых были отнесены к категории надежных и безопасных отношений, в то время как остальные – к категориям тревожных, озабоченных или игнорирующих. Четверо испытуемых имели смешанную принадлежность.
Оценивание РПГ проводилось двумя способами: во-первых, с опорой на те признаки, которые привлекались в предыдущих исследованиях. Ориентируясь на эти признаки, эксперты стремились отнести рисунки к той или иной категории привязанности. Восемь мнений экспертов совпали с самооценками детей, а шесть – не совпали.
Другой подход к оцениванию РПГ предполагал использование несколько иного набора признаков (Kaiser, 2001). Однако малый размер выборки не позволил провести статистическую обработку данных с делением на четыре типа привязанности с использованием критерия хи-квадрат. Было произведено деление только на две группы – надежных и ненадежных привязанностей. В последнюю группу вошли дети с тревожным, озабоченным и игнорирующим типом привязанности. Лишь один признак достигал статистически значимого уровня – смещение гнезда от центра у в группе надежных привязанностей. С учетом характеристик подростков можно усомниться в том, что 43% относились к категории надежной привязанности, хотя это согласуется с данными Overbeck (2002): возможно, также имела место защитная реакция, искажавшая ответы.
Были определены признаки надежной привязанности у подростков из приемных семей:
ни один рисунок не производил впечатление счастья. Окружающая среда была изображена только один раз. 11 человек изобразили гнездо парящим в пространстве с отсутствием среды и каких-либо окружающих объектов. Только один человек использовал зеленый цвет в качестве основного, хотя этот признак был важным для надежной привязанности в предыдущих исследованиях. Как и в исследовании Overbeck (2002), большинство рисунков были созданы с минимальными затратами энергии и содержали мало деталей. Испытуемые использовали мало пространства на листе, оставалось много пустого пространства. Было также использовано мало цветов. Несколько человек использовали только простой карандаш или простой карандаш и коричневый фломастер. У более, чем 70% подростков птицы отсутствовали вовсе, у 30% были изображены лишь птенцы без родителей. Поскольку подростки находились в приемных семьях, результаты согласуются с данными Kaiser (1996) о том, что рисунки без птиц являются признаком ненадежной привязанности. Это также подтверждает наблюдения Francis et al. (2003), что в рисунках лиц с надежной привязанностью используется в качестве основного зеленый цвет. Результаты указывают на то, что учет общего впечатления от рисунка и особенностей окружающей гнездо среды, а также поддержки гнезда являются важными критериями оценки.
Контент анализ историй выявил шесть основных тем, пять из них совпадали с темами, выявленными в других исследованиях: покинутость, обновление жизни, личный опыт, озабоченность недостаточным развитием своих способностей, описание гнезда в процессе сочинения истории. Новой темой явилась тема ожидания, связанная с такими высказываниями, как, например: «гнездо ожидает птицы, которая прилетит и положит яйца», «ждет, что делать» (Trewartha, 2004, p. 50). В свое время Kaiser также обратила внимание на то, что у лиц с амбивалентной привязанностью в названии часто присутствует тема ожидания.
Данное исследования важно тем, что позволило охватить подростков из приемных семей. Оно подтвердило ценность привлечения материала историй в дополнение к рисункам и самоотчетам с целью оценки привязанности. Результаты исследований Overbeck и Trewartha, показывают, что так же как и в случае со взрослыми, которые стремятся произвести на экспертов более благоприятное впечатление, самоотчеты не всегда дают достоверную информацию.
Другие исследования
Четырьмя студентами выпускных курсов арт-терапии были проведены дополнительные исследования. Они представляют интерес, поскольку подтверждают ранее полученные данные. Однако они будут представлены кратко, поскольку во всех случаях, за исключением одного случая, размер выборки было весьма ограничен, что не позволяет делать какие-либо выводы.
Reyes (2002) изучала валидность РПГ на группе из 76 студентов колледжа, применяя опросник отношений с родителями и друзьями. Были определены два наиболее показательных признака в рисунках, коррелирующих с данными опросника: устойчиво расположенные гнезда и использование четырех и более цветов. К сожалению, эти признаки не связываются исследователем с катогориями надежной или ненадежной привязанности. Отмечается доминирование коричневого цвета во многих рисунках, а также наличие яиц, но отсутствие птиц.
Fine (2002) бследовала 14 подростков с нервной анорексией, находящихся в стационаре. Использовался тест РПГ и опросник отношений с родителями и друзьями, определялись корреляции разных признаков, составленных Kaiser (2001), с разными типами привязанности. Были определены такие тенденции, как малое количество цветов, почти треть испытуемых использовали лишь простой карандаш.
Lensen (2006) обследовала 16 подростков, чьи родители злоупотребляли алкоголем или наркотиками. Статистический анализ не применялся из-за малого размера выборки. Почти половина испытуемых оценили себя как относящихся к категории надежной привязанности, что соответствовало данным, полученным Overbeck и Trewartha. Ни в одном рисунке зеленый цвет не был основным. В семи случаях доминировал коричневый цвет.
Sheller (2007) провела качественное феноменологическое исследование четырех детей от семи до 11 лет с ненадежными привязанностями. Они применяла РПГ и создание скульптуру гнезда птицы. Последняя методика была разработана ею специально с целью исследования, чтобы помочь детям выразить опыт привязанности. Были выявлены темы неуверенности и небезопасности, потребности в защите. Она пришла к выводу, что рисование и лепка гнезда птицы являются важными инструментами для выражения опыта привязанности на основе привлечения образных метафор.