ВВЕДЕНИЕ
Поведенческое расстройство, называемое синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), впервые упоминается в середине XIX века немецким психоневрологом Г. Хофманом. Впоследствии, в начале XX века, идею о том, что гиперактивное поведение и неспособность ребенка удерживать внимание при отсутствии общего отставания в психическом развитии возможно, связана с наследственными причинами, а также периили постнатальными повреждениями ЦНС, высказал педиатр Г. Стилл. В 60-е годы XX века в качестве одной из причин СДВГ стали иногда рассматривать минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Тогда же ММД стали связывать с группой состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения при отсутствии сколь-либо выраженных нарушений интеллектуального развития и органических поражений головного мозга. При этом поведенческие нарушения рассматривались как результат нейрохимической и нейрофизиологической дисфункции структур головного мозга. В 1962 году термин ММД был рекомендован к применению на конференции по детской неврологии в Оксфорде. СДВГ признается одним из основных клинических вариантов ММД (Брязгунов, Касатикова, 2002). В настоящее время среди причин развития СДВГ рассматривают прежде всего медико-биологические и генетические. При этом первостепенное значение, по данным исследователей, имеют пренатальные и перинатальные патогенные факторы. В то же время и наследственные факторы вносят вклад в развитие данного синдрома, что подтверждается высокой степенью конкордантности по СДВГ у монозиготных близнецов (от 76 до 100 %), а также более высокой частотой гиперактивности среди родственников гиперактивных детей (Зиновьева, Роговина, Тыринова, 2014). Неблагоприятные микросоциальные условия могут усиливать симптомы СДВГ у детей, имеющих функциональные нарушения и генетическую предрасположенность. Семьи, в которых воспитываются дети с СДВГ, часто характеризуются дисгармоничностью, злоупотреблением психоактивными веществами, а также личностными и эмоциональными расстройствами родителей. В частности, исследования показали, что воспитание в условиях доминирующей гиперопеки приводит к дефициту эмоционального и физического контакта с матерью (Белоусова, Никанорова, 200). Эмоциональная депривация приводит к формированию у ребенка таких черт, как: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм (Покровский, 2006). До недавнего времени приводились данные о преобладании СДВГ у мальчиков, однако последние исследования показали отсутствие влияния гендерного фактора на заболеваемость. Предполагается, что высокая частота СДВГ у мальчиков может быть обусловлена преобладанием у них гиперактивной формы СДВГ и более поздним пубертатом (Biederman, Kwon, Aleardi, et al., 2005). В России СДВГ выявляется у 7–28 % детей младшего школьного возраста (Заваденко, 2005). При этом более чем у 50 % детей, проявляющих признаки СДВГ в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к аддиктивному поведению и имеют проблемы адаптации. В 30–70 % случаев симптомы переходят и в зрелый возраст (Набойченко, Абшилава, 2016). По данным Покровского (2006), в России живут 1–2 млн детей с СДВГ, который может вызывать значительные социальные последствия, выраженные в росте преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа. СДВГ оказывает отрицательное влияние на все аспекты функционирования ребенка и членов семьи. Индивидуально-психологические особенности детей с СДВГ характеризуются повышенным уровнем тревожности и агрессии, реактивностью и эмоциональной неустойчивостью (Зиновьева, Роговина, Тыринова, 2014). Именно эти черты в неблагоприятных микросоциальных условиях могут стать причиной развития акцентуаций и личностных расстройств по неустойчивому типу, характеризующихся неустойчивостью эмоций, слабостью воли, нарушением влечений, патологической подвижностью нервных процессов, невозможностью выработать стойкий жизненный стереотип. Именно неустойчивый тип акцентуаций и психопатий у подростков статистически чаще других типов обнаруживает делинквентное поведение. Понятие «делинквент» определяется Всемирной организацией здравоохранения как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. Понятие «делинквентность» было введено в практику подростковой психиатрии Личко (1983), который понимал под подростковой делинквентностью мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Профилактика развития делинквентного поведения у детей с СДВГ включает психологопедагогическое сопровождение, а также обучение родителей принципам и приемам их воспитания. Терапия поведенческих нарушений может включать как психотерапевтические, так и фармакотерапевтические методы.
Одним из наиболее эффективных в психотерапии детей с СДВГ признан поведенческий подход (Брязгунов, Касатикова, 2002). За последние десятилетия на эффективность арт-терапии в коррекции поведения детей с СДВГ указывает ряд зарубежных специалистов. Так, Safran (2011) перечисляет преимущества использования арт-терапии с детьми с СДВГ, говоря о том, что арт-терапия поддерживает соответствующую ребенку деятельность, которая:
• использует визуальные навыки, необходимые в учебе,
• задает структуру терапии,
• дает детям способ выразиться.
Henley (Henley, 1998) разработал специальную программу экспрессивной психотерапии искусством для социализации детей с СДВГ. По его мнению, занятия необходимо делить на три этапа:
• свободную игру с использованием набора изобразительных материалов; деятельность детей при этом не организуется;
• организацию «дружеского круга», когда дети садятся в круг и рассказывают о своих впечатлениях за прошедшую неделю;
• экспрессивную деятельность, когда ведущий побуждает детей к художественному отображению тем, которые были подняты на этапе «дружеского круга».
Особое внимание Henley (1998) уделяет индивидуально-психологическим особенностям детей с СДВГ, которые могут совпадать с чертами художественного типа, а именно с повышенной потребностью в интенсивном чувственном опыте. Последнее обстоятельство является предпосылкой отреагирования негативных проявлений гиперактивности в форме агрессивного и импульсивного поведения в социальноприемлемое русло благодаря творческой активности в процессе арт-терапии. Причем групповой арт-терапии он отводит центральное место в комплексной программе, использующей разные формы творческого самовыражения. Наряду с групповой в комплексной работе с детьми с СДВГ может быть использована индивидуальная арт-терапия. Организация занятий должна учитывать принципы работы, характерные для групповой арт-терапии, а также особенности поведения детей с СДВГ.
К таким принципам можно отнести следующие:
• Использование интегративного подхода, предполагающего включение различных видов творческой активности в течение одной встречи. Неустойчивость внимания детей с СДВГ задает необходимость его переключения с изобразительной деятельности на игру.
• Учет необходимости продолжительной «разогревающей» фазы до начала занятия.
• Минимизация отвлекающих стимулов в арт-терапевтическом пространстве.
• Создание условий для подвижной игровой деятельности в арт-терапевтическом пространстве и некоторые другие (Мэрфи, Пейсли, Пардоу, 2006).
Арт-терапия может быть использована для развития различных навыков ребенка с СДВГ, необходимых для его успешной социализации. К таким навыкам можно отнести развитие эмпатии, рефлексии, саморегуляции, коммуникативных умений и других. Важными задачами могут являться также формирование адекватной самооценки, развитие нравственных представлений.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ С РЕБЕНКОМ С СДВГ
Как было отмечено, групповая арт-терапия может быть эффективна в социализации детей с СДВГ. В данной статье представлен пример индивидуальной арт-терапевтической работы в комплексном психолого-педагогическом сопровождении ребенка с СДВГ. Проблема с гиперактивностью и дефицитом внимания обнаружилась у Миши М. в возрасте семи лет при поступлении в первый класс общеобразовательной школы. Руководитель школы сообщил родителям, что ребенок не прошел предварительное собеседование и не будет принят. Затем родители ребенка определили его в частную школу, которую он оставил через два месяца обучения. Причины ухода были связаны с постоянными жалобами педагога на поведение Миши, с одной стороны, и дороговизной обучения, с другой. Оставшуюся часть учебного года мальчик спорадически посещал частных педагогов, занимался с логопедом. К началу следующего учебного года родители Миши обратились в психолого-медикопедагогическую комиссию, где ему был поставлен диагноз СДВГ и рекомендовано домашнее обучение. Следующий учебный год Миша начал в общеобразовательной школе, где педагог стал заниматься с ним индивидуально. К моменту начала арт-терапии мальчик находился в третьем классе на домашнем обучении. Родители пытались приобщить его к спортивным занятиям, но эти попытки не увенчались успехом. Так, Миша посещал секцию акробатики, греко-римской борьбы, а также шахматную школу. Несмотря на прекрасные физические данные, он не мог адаптироваться в детском коллективе, а тренеры отказывались заниматься с ним. Исключение составила шахматная школа, которую мальчик оставил по причине неспособности сосредоточиваться на решении шахматных задач. В анамнезе ребенка — преждевременные роды у восемнадцатилетней девиантной матери, которая оставила его в больнице, когда мальчик заболел воспалением легких. Из больницы он был переведен в дом малютки. Миша был взят из детского дома в возрасте около одного года своим отцом, который проживал в гражданском браке с другой женщиной. На протяжении десяти лет отец ребенка взял на себя обязанности домохозяина. Основные функции по уходу, присмотру и воспитанию сына лежали на нем. В возрасте двух с половиной лет Миша стал посещать детский сад. Отец ребенка отмечает, что уже с двухлетнего возраста и позже, в ДОУ, мальчик имел проблемы в общении со сверстниками. Однако отец ребенка не был осведомлен о существовании особого расстройства поведения (СДВГ), а воспитатели ДОУ не проинформировали о проявлении таких симптомов у мальчика. Индивидуальная арт-терапия проводилась с ребенком в течение 11 месяцев, раз в неделю, с продолжительностью одного занятия от 1 до 2 часов. Балльные оценки при выполнении трех заданий Рисуночного теста Сильвер (Копытин, 2014) были следующие. Суммарный показатель успешности выполнения трех заданий (Задание на прогнозирование, Задание на рисование с натуры и Задание на воображение) по когнитивным показателям — 37 баллов, что выше среднестатистического показателя по России (Копытин, 2014). Показатель креативности (третья когнитивная шкала при выполнении Задания на воображение) — 5 баллов. Образ «Я» был оценен в 3 балла, эмоциональное состояние — в 3 балла.