ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных областей использования психокоррекционных, профилактических, социализирующих возможностей лепки из глины как средства арт-терапии являются образовательные организации. Эти возможности могут быть реализованы как в работе с условно здоровыми детьми, так и детьми с особенностями развития, особыми образовательными потребностями. В настоящее время в нашей стране активно развивается педагогическая модель арт-терапии, нередко обозначаемая также как арт-педагогика (Копытин А.И., 2017). Педагогическая арт-терапия (арт-педагогика) занимается, прежде всего, вопросами воспитания и развития личности через искусство и творческую активность. Они могут быть использованы в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, при сопровождении основных и дополнительных образовательных программ и при оказании психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Арт-терапия (арт-педагогика) в психолого-педагогическом сопровождении ребенка и семьи в условиях реализации ФГОС служит реализации основной образовательной программы основного общего образования. Как и другие методы и формы работы, используемые педагогами и педагогами-психологами, педагогическая арт-терапия в этих условиях ориентирована на достижение основного результата образования – развитие личности обучающихся на основе овладения универсальными учебными действиями, познание мира, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Компетенциями, необходимыми для педагога-психолога в условиях реализации ФГОС, становятся следующие умения и навыки: способность к построению воспитательной и развивающей (психопрофилактической) деятельности; организации различных видов урочной и внеурочной работы (игровой, художественно-продуктивной, культурно-досуговой); владение различными формами и методами обучения, воспитания и развития обучающихся; навыка проведения индивидуальных и групповых консультаций обучающихся по вопросам обучения, развития, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и другие.
В этой статье представлен опыт инновационной работы с использование лепки глины как средства арт-терапии (арт-педагогики) на базе двух образовательных организаций – ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Грязи» и начальной школы №7 г.Грязи. Использование глины в рамках авторской программы было направлено на повышение эффективности воспитательной и развивающей (психопрофилактической) деятельности с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Арт-терапевтическая программа «Глина и керамика как средства социализации младших школьников» разработана и апробирована на базе ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Грязи». Программа использует потенциал региональной керамики, разных видов художественно-творческой деятельности обучающихся в целях психологической и социальной адаптации на основе развития эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, творческих способностей, воспитания, формирования основ культурного самосознания обучающихся.
При реализации программы «Глина и керамика как средства социализации младших школьников» учитывался значительный социализирующий потенциал групповых арт-терапевтических (арт-педагогических) занятий. Именно в условиях арт-терапевтической группы личность младшего школьника может находить наиболее благоприятные условия для развития комплекса навыков, необходимых для успешной социализации. В группе дети не только занимаются художественно-творческой деятельностью, но и взаимодействуют, общаются друг с другом, используя вербальные и невербальные средства общения, а также получают обратную связь со стороны ведущей и друг друга. При этом могут выявляться и корректироваться поведение, эмоциональные реакции и представления, затрагивающие отношения с другими людьми и самоотношение. Особенности организации и ведения занятий с активным использованием совместных видов изобразительной деятельности позволяют отнести применяемый нами вариант групповой работы с детьми к групповой интерактивной арт-терапии (Копытин А.И, 2003, 2015).
Работа на тему «Царства-государства»
Несколько занятий арт-терапевтической программы «Глина и керамика как средство социализации младших школьников» связаны с использованием интерактивной техники работы с глиной и посвящены теме создания глиняных царств (государств, королевств). Эта тема предлагается примерно в середине курса занятий. Первое занятие по этой теме достаточно продолжительное (около трех часов). Занятие проводится в игровой форме, с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников. При соблюдении всех необходимых условий обучающиеся младшего школьного возраста вполне могут заниматься с разной степенью активности в течение этого времени.
Занятие № 1 по теме «Царства-государства»
После уточнения состояния участников на момент начала занятия ведущая обратилась к присутствующим со следующими словами: «Перед вами – природные материалы – глина влажная, глина сухая в комках, шамот сухой в россыпи серый, шамот сухой в россыпи белый (фарфоровая масса сухая в россыпи), опилки, стружка и пр. В вашем распоряжении также вода.
Представьте, что Вам предложили создать свою Землю, чтобы жить на ней и править ею. У Вас есть глина и другие материалы для создания ландшафта: песок, шамот, камни, вода и др. на ваше усмотрение. У каждого из вас – ёмкость прямоугольной формы, в которой будет размещаться ваша Земля, и ёмкость круглой формы с водой. В ведре – глина, она «живая», добытая на территории, где мы с вами проживаем. Можете подойти к ведру и возьмите столько глины, сколько захотите, сколько вам будет необходимо для создания вашего царства. Вы вправе решать, какой рельеф местности будет на территории вашего царства; в каком месте прямоугольной плоскости будет располагаться суша, а где будет вода, и сколько этой воды вы захотите добавить».
После этого участники стали подходить и брать глину из ведра. Каждый это делал по-разному. Кто-то смело погружал руки в толщу материала, загребая большие куски, кто-то маленькими кусочками, кто-то боялся поначалу даже прикоснуться к влажной и «грязной» поверхности глины. Работали сначала индивидуально, создавая ландшафты. Когда глиняные ландшафты были созданы, ведущая сказала: «Представьте, что на ваши земли обрушилось стихийное бедствие: ураган, смерч, наводнение, засуха, землетрясение, падение метеорита. Как изменился ландшафт вашего царства? Что можно поправить? Как можно повести себя в сложившейся ситуации?»
Участники откликнулись на эту инструкцию по-разному. У многих случилось наводнение. В данной ситуации им помог сухой шамот, впитывающий излишки влаги («волшебный песок»). Его можно раздавать, высыпая из руки ведущего в руки участника.
Ведущая продолжала: «И вот, после всех катаклизмов, земля начинает обрастать растениями, возможно, там даже заводятся животные…На столах у каждого из вас лежат сухоцветы. Вы можете использовать их для высадки на территории создаваемых вами ландшафтов. Вы можете использовать также свои, найденные вами растения и предметы».
Участники занятия при этом перешли к внесению растений и дальнейшей организации среды своих ландшафтов. Ведущая далее сказала следующее: «Какие разные получились у нас земли! Чья же это земля? Кто будет править ею? Вылепите, пожалуйста, главного героя, правителя этой земли, дайте ему имя и расположите в подходящем для него месте».
Глина для героя раздавалась дополнительно. Она была в пластичном состоянии, не прилипала к рукам и не трескалась, чтобы из нее можно было лепить (что особенно важно для новичков, ни разу не работавших с этим материалом). Такая глина «послушна», легко формуется, сохраняя при этом заданную ей форму.
После того, как участники вылепили фигуры героев – правителей своих царств-государств, ведущая сказала: «И вот решил правитель создать летопись своего царства, чтобы поделиться, рассказать о нем своим потомкам, а также другим правителям, царям и королям, которые периодически собираются все вместе для обсуждения важных мировых вопросов. Дайте название своему царству-государству-королевству и запишите от имени правителя историю царства. Назовите главные особенности этого царства: когда оно создано, кто его правитель, сколько лет правителю, и как его зовут, кто населяет государство, чем занимаются его жители, в каких отношениях они находятся друг с другом. Если хотите, можете поведать, как перенесло ваше царство катаклизмы и невзгоды, выпавшие на его долю, и как жители и правитель вели себя в сложившейся ситуации? Можно сделать историю в картинках, на ваше усмотрение. В вашем распоряжении бумага формата А4 (соразмерная с площадью прямоугольных емкостей), карандаши, фломастеры, краски, пластилин и пр.»
Участники занятия перешли к созданию текстов-летописей и рисунков. Ведущая продолжала: «Итак, уважаемые государи, вы приглашаетесь на Всемирное собрание правителей всех земель!» При этом она предложила детям сдвинуть столы, чтобы сделать возможным сближение участников и их работ. Столы были накрыты единым полотнищем (или полотнищами без ярко выраженных границ). Участники, каждый со своим царством, подходили и размещали их на общем столе, решая, кто с кем граничит, и на каком расстоянии находятся друг от друга. Затем участники собирались вокруг общего стола.
Ведущая продолжала: «Глубокоуважаемые государи! Вы собрались здесь на Всемирный совет, чтобы по давней традиции «на других посмотреть, и себя показать», чтобы познакомиться, наконец, представить свои государства соседям и, возможно, наладить дипломатические связи и отношения. Просьба оказывать друг другу максимальное уважение и почтение, проявить ваше умение выслушать и задавать интересующие вопросы коллегам. У нас встреча на высшем уровне, и обращение друг к другу должно быть соответствующим!»
Она напомнила, что обращение участников друг к другу должно быть максимально дипломатичным, с точным указанием звания и имени правителя, к которому обращаются. После этого состоялась презентация царств правителями. Они рассказывали по очереди от имени правителя, задавали друг другу вопросы. По ходу происходило некоторое взаимодействие, даже обмен «продуктами творчества».