Автор: С.Ю.Пастухова
«Царства-государства» как интерактивная арт-терапевтическая методика для младших школьников
Комментарий: "Глина в арт-терапии: многообразие опыта"
Ключевые слова: глина, арт-терапия с детьми
ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных областей использования психокоррекционных, профилактических, социализирующих возможностей лепки из глины как средства арт-терапии являются образовательные организации. Эти возможности могут быть реализованы как в работе с условно здоровыми детьми, так и детьми с особенностями развития, особыми образовательными потребностями. В настоящее время в нашей стране активно развивается педагогическая модель арт-терапии, нередко обозначаемая также как арт-педагогика (Копытин А.И., 2017). Педагогическая арт-терапия (арт-педагогика) занимается, прежде всего, вопросами воспитания и развития личности через искусство и творческую активность. Они могут быть использованы в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, при сопровождении основных и дополнительных образовательных программ и при оказании психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Арт-терапия (арт-педагогика) в психолого-педагогическом сопровождении ребенка и семьи в условиях реализации ФГОС служит реализации основной образовательной программы основного общего образования. Как и другие методы и формы работы, используемые педагогами и педагогами-психологами, педагогическая арт-терапия в этих условиях ориентирована на достижение основного результата образования – развитие личности обучающихся на основе овладения универсальными учебными действиями, познание мира, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Компетенциями, необходимыми для педагога-психолога в условиях реализации ФГОС, становятся следующие умения и навыки: способность к построению воспитательной и развивающей (психопрофилактической) деятельности; организации различных видов урочной и внеурочной работы (игровой, художественно-продуктивной, культурно-досуговой); владение различными формами и методами обучения, воспитания и развития обучающихся; навыка проведения индивидуальных и групповых консультаций обучающихся по вопросам обучения, развития, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и другие.

В этой статье представлен опыт инновационной работы с использование лепки глины как средства арт-терапии (арт-педагогики) на базе двух образовательных организаций – ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Грязи» и начальной школы №7 г.Грязи. Использование глины в рамках авторской программы было направлено на повышение эффективности воспитательной и развивающей (психопрофилактической) деятельности с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Арт-терапевтическая программа «Глина и керамика как средства социализации младших школьников» разработана и апробирована на базе ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Грязи». Программа использует потенциал региональной керамики, разных видов художественно-творческой деятельности обучающихся в целях психологической и социальной адаптации на основе развития эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, творческих способностей, воспитания, формирования основ культурного самосознания обучающихся.

При реализации программы «Глина и керамика как средства социализации младших школьников» учитывался значительный социализирующий потенциал групповых арт-терапевтических (арт-педагогических) занятий. Именно в условиях арт-терапевтической группы личность младшего школьника может находить наиболее благоприятные условия для развития комплекса навыков, необходимых для успешной социализации. В группе дети не только занимаются художественно-творческой деятельностью, но и взаимодействуют, общаются друг с другом, используя вербальные и невербальные средства общения, а также получают обратную связь со стороны ведущей и друг друга. При этом могут выявляться и корректироваться поведение, эмоциональные реакции и представления, затрагивающие отношения с другими людьми и самоотношение. Особенности организации и ведения занятий с активным использованием совместных видов изобразительной деятельности позволяют отнести применяемый нами вариант групповой работы с детьми к групповой интерактивной арт-терапии (Копытин А.И, 2003, 2015).


Работа на тему «Царства-государства»

Несколько занятий арт-терапевтической программы «Глина и керамика как средство социализации младших школьников» связаны с использованием интерактивной техники работы с глиной и посвящены теме создания глиняных царств (государств, королевств). Эта тема предлагается примерно в середине курса занятий. Первое занятие по этой теме достаточно продолжительное (около трех часов). Занятие проводится в игровой форме, с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников. При соблюдении всех необходимых условий обучающиеся младшего школьного возраста вполне могут заниматься с разной степенью активности в течение этого времени.

Занятие № 1 по теме «Царства-государства»

После уточнения состояния участников на момент начала занятия ведущая обратилась к присутствующим со следующими словами: «Перед вами – природные материалы – глина влажная, глина сухая в комках, шамот сухой в россыпи серый, шамот сухой в россыпи белый (фарфоровая масса сухая в россыпи), опилки, стружка и пр. В вашем распоряжении также вода.

Представьте, что Вам предложили создать свою Землю, чтобы жить на ней и править ею. У Вас есть глина и другие материалы для создания ландшафта: песок, шамот, камни, вода и др. на ваше усмотрение. У каждого из вас – ёмкость прямоугольной формы, в которой будет размещаться ваша Земля, и ёмкость круглой формы с водой. В ведре – глина, она «живая», добытая на территории, где мы с вами проживаем. Можете подойти к ведру и возьмите столько глины, сколько захотите, сколько вам будет необходимо для создания вашего царства. Вы вправе решать, какой рельеф местности будет на территории вашего царства; в каком месте прямоугольной плоскости будет располагаться суша, а где будет вода, и сколько этой воды вы захотите добавить».

После этого участники стали подходить и брать глину из ведра. Каждый это делал по-разному. Кто-то смело погружал руки в толщу материала, загребая большие куски, кто-то маленькими кусочками, кто-то боялся поначалу даже прикоснуться к влажной и «грязной» поверхности глины. Работали сначала индивидуально, создавая ландшафты. Когда глиняные ландшафты были созданы, ведущая сказала: «Представьте, что на ваши земли обрушилось стихийное бедствие: ураган, смерч, наводнение, засуха, землетрясение, падение метеорита. Как изменился ландшафт вашего царства? Что можно поправить? Как можно повести себя в сложившейся ситуации?»

Участники откликнулись на эту инструкцию по-разному. У многих случилось наводнение. В данной ситуации им помог сухой шамот, впитывающий излишки влаги («волшебный песок»). Его можно раздавать, высыпая из руки ведущего в руки участника.

Ведущая продолжала: «И вот, после всех катаклизмов, земля начинает обрастать растениями, возможно, там даже заводятся животные…На столах у каждого из вас лежат сухоцветы. Вы можете использовать их для высадки на территории создаваемых вами ландшафтов. Вы можете использовать также свои, найденные вами растения и предметы».

Участники занятия при этом перешли к внесению растений и дальнейшей организации среды своих ландшафтов. Ведущая далее сказала следующее: «Какие разные получились у нас земли! Чья же это земля? Кто будет править ею? Вылепите, пожалуйста, главного героя, правителя этой земли, дайте ему имя и расположите в подходящем для него месте».

Глина для героя раздавалась дополнительно. Она была в пластичном состоянии, не прилипала к рукам и не трескалась, чтобы из нее можно было лепить (что особенно важно для новичков, ни разу не работавших с этим материалом). Такая глина «послушна», легко формуется, сохраняя при этом заданную ей форму.

После того, как участники вылепили фигуры героев – правителей своих царств-государств, ведущая сказала: «И вот решил правитель создать летопись своего царства, чтобы поделиться, рассказать о нем своим потомкам, а также другим правителям, царям и королям, которые периодически собираются все вместе для обсуждения важных мировых вопросов. Дайте название своему царству-государству-королевству и запишите от имени правителя историю царства. Назовите главные особенности этого царства: когда оно создано, кто его правитель, сколько лет правителю, и как его зовут, кто населяет государство, чем занимаются его жители, в каких отношениях они находятся друг с другом. Если хотите, можете поведать, как перенесло ваше царство катаклизмы и невзгоды, выпавшие на его долю, и как жители и правитель вели себя в сложившейся ситуации? Можно сделать историю в картинках, на ваше усмотрение. В вашем распоряжении бумага формата А4 (соразмерная с площадью прямоугольных емкостей), карандаши, фломастеры, краски, пластилин и пр.»

Участники занятия перешли к созданию текстов-летописей и рисунков. Ведущая продолжала: «Итак, уважаемые государи, вы приглашаетесь на Всемирное собрание правителей всех земель!» При этом она предложила детям сдвинуть столы, чтобы сделать возможным сближение участников и их работ. Столы были накрыты единым полотнищем (или полотнищами без ярко выраженных границ). Участники, каждый со своим царством, подходили и размещали их на общем столе, решая, кто с кем граничит, и на каком расстоянии находятся друг от друга. Затем участники собирались вокруг общего стола.

Ведущая продолжала: «Глубокоуважаемые государи! Вы собрались здесь на Всемирный совет, чтобы по давней традиции «на других посмотреть, и себя показать», чтобы познакомиться, наконец, представить свои государства соседям и, возможно, наладить дипломатические связи и отношения. Просьба оказывать друг другу максимальное уважение и почтение, проявить ваше умение выслушать и задавать интересующие вопросы коллегам. У нас встреча на высшем уровне, и обращение друг к другу должно быть соответствующим!»

Она напомнила, что обращение участников друг к другу должно быть максимально дипломатичным, с точным указанием звания и имени правителя, к которому обращаются. После этого состоялась презентация царств правителями. Они рассказывали по очереди от имени правителя, задавали друг другу вопросы. По ходу происходило некоторое взаимодействие, даже обмен «продуктами творчества».


Рис. 1 Размещение царств-государств на общем столе
После этого ведущая сказала: «Уважаемые правители! Благодарим вас за то, что вы поведали нам славную историю своих государств! Мы лучше узнали друг друга. И вам как правителям есть над чем поразмыслить. По окончании Совета есть ли предложения по изменению расположения царств относительно друг друга? Мы можем сделать это!»

Некоторые участники воспользовались этим предложением и переместили емкости с «землями» относительно друг друга на общем столе. В завершение занятия ведущая сказала «Уважаемые государи! У нас был сегодня сложный день. Каждый из вас создал свое царство и от имени правителя рассказал нам свою историю. Ваши земли останутся в том положении, какое занимают на данный момент, до нашей следующей встречи. Какие есть пожелания? Поделитесь своими впечатлениями от третьего лица «моему правителю имярек понравилось…, было сложно…»

Участники делились впечатлениями, постепенно выходя из роли правителей и возвращаясь к комментированию впечатлений от своего лица.


Занятие № 2 по теме «Царства-государства»

На следующем занятии участники собрались вокруг «общей картины мира», оценивали изменения в ландшафтах своих земель (подсыхание, растрескивание глины, увядание некоторых, найденных самостоятельно или сорванных растений, изменение цвета и размера элементов из глины и пр.). Они также делились впечатлениями от прошедшего накануне занятия. Выделяли ведущую на данный момент эмоцию.

Так как это занятие проходило во второй половине арт-терапевтической программы, участники уже научились не скрывать своих эмоций и чувств. В группе, состоявшей из учеников начальной школы, при обсуждении выяснилось, что двое мальчиков испытывают агрессию по отношению к третьему. Эта агрессия была неярко выражена на предыдущем занятии. Теперь, при обсуждении, эти эмоции двумя мальчиками четко осознались и выплеснулись в «объявление войны» третьему мальчику. Участники группы, в целом настроенные на идиллический лад, были встревожены и даже потрясены сложившейся ситуацией.

Было принято решение изобразить (нарисовать, слепить, сконструировать, вырезать и пр.) эмоцию, состояние, охватившее каждого из участников группы как его реакцию на ситуацию проявления агрессии ребят. На общем поле участникам группы было предложено поменять расположение «земель», исходя из возникшей ситуации. Государства участников-«агрессоров» оказались на достаточном удалении от государств других участников. Визуальное изменение «картины мира» удивило «агрессоров» своей наглядностью, демонстрирующей изменение отношения к ним как к опасным соседям других участников группы. Даже тот, кто хорошо относился к этим двум ребятам, старался на всякий случай держаться от них подальше.

В итоге обсуждения эмоций, группа коснулась обсуждения человеческих взаимоотношений, разных способов реагирования людей в ситуации конфликта и переживании неприязни, а также путей урегулирования конфликтов. Участники группы проявили способность услышать позицию друг друга, проявлять эмпатию, осознавать особенности своего поведения в возникшей ситуации.

В другой группе, занимавшейся на базе специальной школы-интерната, при обсуждении «картины мира» выделились мальчик (А.) и девочка (С.), пожелавшие идти войной на «кого-нибудь». Было решено дать им возможность «повоевать». При выяснении возможных последствий войны (повреждение и возможное полное разрушение собственного царства) девочка приняла решение не воевать, так как ей было жалко «портить» свое царство. Мальчик же распалился еще сильнее. Еще в процессе заседания «Всемирного совета» им была проявлена агрессия, направленная на своего главного героя-правителя, в результате которой герой был полностью разрушен. На призыв этого участника группы (А.) повоевать откликнулся один из участников-мальчиков (К.).

Чтобы не наносить вред остальным государствам, было решено воюющие стороны отправить на соседний стол. Тем более, так было удобнее вести военные действия. Противники были предупреждены о возможных последствиях. Один из переместившихся на этот стол (К.) не до конца понимал, что может случиться и что он должен делать, когда «воюет». А. объявил войну К., и они начали «сражаться». А. со стеблем сухоцвета (которым разрушил своего правителя) ринулся в бой и стал разрушать государство К. К. смотрел, как разрушается его мир, и не знал, что делать. Поначалу даже начал помогать А. разрушать свое государство. Ему на помощь (по предложению группы) пришел его брат С., и они вместе «напали» на территорию А. А. не сильно расстроился, т.к. терять ему было нечего, главный герой «умер» еще до начала войны. К. был расстроен. Всей группой было решено помочь ему восстановиться из разрухи. А. сам поправил свое государство и вылепил нового главного героя. Все были удовлетворены.

Участники группы эмоционально реагировали на происходящее, проявляли интерес, переживали за К., который стал, так или иначе, жертвой А. При обсуждении сложившейся ситуации участники группы сделали вывод, что война – это плохо, что конфликт между двумя обязательно заденет всех участников группы. Если бы «противники» не были изолированы от общей «картины мира», то в конфликт были бы втянуты другие, безусловно, пострадали бы все государства.

Игровое отреагирование агрессивных настроений всколыхнуло всю группу; дало выход эмоциям, сняло назревшее напряжение; позволило сделать жизненно важные выводы; в игровой форме наглядно показало опасность и возможные последствия агрессивного поведения; продемонстрировало, как манипулятивные действия с глиной позволяют отреагировать возникающую агрессию.



Рекомендации к занятиям с использованием глины по теме «Царства-государства»


Все материалы для создания «земель» экологичны и могут быть использованы в дальнейшей работе. По завершении работы над темой «царства» складываются в ведро и заливаются водой. Из этой массы можно будет лепить в дальнейшем как участникам программы, так и другим. Идеально, если программа носит пролонгированный характер и участники сами будут лепить из этой массы, находя, возможно, в общем ведре с глиной «обломки цивилизаций».

Прямоугольный поддон (ёмкость) для работы желательно иметь голубого или синего цвета. У ведущей на момент начала программы не было возможности сделать необходимое количество емкостей, но она вышла из положения, используя подносы лаконичной формы и глубокие крышки от контейнеров. Размер ёмкости – примерно 25 х 33 см. Высота стенок – 1-3 см. Размер поддона обусловлен возможностью ребенка младшего школьного возраста работать в его поле двумя руками, имея достаточный размах, при этом чувствуя и осознавая контроль над создаваемой территорией; возможностью наливать и удерживать воду; возможностью ребенка самостоятельно поднять поддон, наполненный глиной и пр.

Надо иметь в виду загрязненность влажной глиной рук участников во время работы и невозможность постоянно отвлекаться на их мытье. Емкости с водой должны быть достаточно большими, чтобы участники могли мыть руки индивидуально каждый за своим столом. Отдельно стоят ведро с водой и пустое ведро, в которое можно вылить загрязнившуюся воду из круглых емкостей и набрать из другого ведра чистую воду. На столах необходимо иметь салфетки. Одежда участников должна быть свободной, предназначенной для работы с глиной, с учетом незапланированных загрязнений во время возможного экспрессивного взаимодействия с материалом и другими участниками.

Ведущему необходимо следить за эмоциональным состоянием каждого из участников, чтобы при сильной фрустрации из-за неконтролируемого «поведения» материалов (чрезмерное высыхание и размокание глины и невозможностью по этой причине достичь желаемого результата и пр.) аккуратно и вовремя прийти на помощь.


Выводы


Стимулом для создания и апробации арт-терапевтической программы «Глина и керамика как средства социализации младших школьников» послужил интерес к возможностям применения лепки в качестве инструмента педагогической арт-терапии (арт-педагогики), позволяющего решать комплекс задач, связанных с развитием и социализации личности младших школьников. Имея достаточный опыт работы с глиной и керамикой как художественными материалами, автор программы разработала ряд занятий, учитывающих психолого-педагогические особенности младших школьников и выявляющих механизмы воздействия этих материалов (глины и керамики) в условиях интерактивной арт-терапевтической группы на возможности социализации – развития навыков эмпатии, конструктивного выражения эмоций, коммуникативных и эмоционально-регулятивных умений.

Занятия организовывались и проводились в игровой форме. Одна из тем, «Царства-государства», раскрытая в рамках данной статьи, предполагала создание и художественное оформление участниками занятий своего личного символического пространства – «Царства-государства» – с последующим взаимодействием с другими детьми. Идентифицируясь с правителями своих Царств-государств, дети могли ощутить значительные возможности влияния на среду своего обитания, почувствовать за нее ответственность и взаимодействовать с другими персонажами. Игровой характер взаимодействия помогал детям достичь большей свободы самовыражения, выявлял актуальные и скрытые поведенческие программы, связанные с взаимодействием с физической и социальной, межличностной средой. Использование глины и керамики в рамках авторской программы способствовало повышению эффективности воспитательной и развивающей (психопрофилактической) деятельности с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона, формировало комплекс значимых социальных навыков. Использованная в рамках программы организационная форма проведения занятий – групповая интерактивная арт-терапия (Копытин А.И., 2003, 2015) – доказала свою адекватность в решении поставленных задач в работе с младшими школьниками. Данная организационная форма требовала учета групповой динамики, поддержки инициативы и спонтанности со стороны участников группы, использования факторов художественной экспрессии, обратной связи и групповых отношений как основных слагаемых ее эффективности.

Литература:

1. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003.
2. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие [Текст] / А.И. Копытин. – М.: Когито-Центр, 2015. – 526 с. – (Серия «Университетское психологическое образование»).
3. Копытин А.И. Арт-терапия и арт-педагогика как факторы поддержки и развития личности, семьи и сообществ Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: сб. науч. тр. (под ред. А.И. Копытина),С.10-17.СПб.: Скифия-Принт 2016.