Введение
Актуальность проблемы воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудно переоценить. Многочисленными исследованиями установлено, что наилучшей формой жизнеустройства таких детей является воспитание по семейному типу (Дж. Боулби, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, З. Матейчек и др.). Однако здоровье и развитие детей-сирот имеет целый ряд особенностей, которые следует учитывать принимающим родителям из замещающих семей, берущим на себя ответственность за воспитание таких детей (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.П. Иванова, Р.Р. Калинина, Н.А. Киселева, Е.В. Ковалевская и др.). Зачастую негативный опыт жизни ребенка в прежней биологической семье или в госучреждении накладывает психотравмирующий, а иногда и асоциальный отпечаток на неокрепшую детскую личность. Дети-сироты, лишенные родительской опеки и находящиеся в депривационных условиях, имеют разнообразные эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие нарушения, затрудняющие их вхождение в новую семью и последующую социализацию в обществе. Усилия принимающих родителей, воспи тателей дошкольных учреждений и учителей в работе с такими детьми, к сожалению, не всегда способны кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону, поэтому нередко требуется помощь специалистов. В связи с этим представляются актуальными разработка и совершенствование путей и способов сопровождения замещающих семей. Для этого необходима консолидация специалистов всех уровней и направлений, ведущих работу с детьми-сиротами и с семьей в целом, создание комплексной программы оздоровления и развития личности всех членов семьи, которая являлась бы адекватной их индивидуально-психологическим особенностям, уровню развития и жизненным условиям. Опыт проживания сирот в замещающих семьях нуждается во всестороннем изучении, анализе и осмыслении для поиска оптимальных путей решения психологических проблем, оказания им профессиональной помощи и поддержки. Выявление возрастных и гендерных особенностей приемных детей, проживающих в условиях замещающей семьи, является актуальной проблемой, поскольку эти аспекты по сей день остаются недостаточно исследованными. Использование арт-терапевтических методик находит все более широкое применение, в том числе для решения диагностических, коррекционных, психотерапевтических задач. Эти методики, в том числе, могут иметь значительный потенциал применительно к исследованию психических процессов, состояний и свойств личности у детей-сирот.
Материал и методы исследования
Одной из задач данного исследования являлось изучение эмоциональной сферы и образа «Я» детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях и в детском доме, выявление половозрастных особенностей исследуемых показателей.
Были использованы следующие методики:
• рисуночный тест Р. Сильвер (Сильвер Р., Копытин А.И., 2002; Копытин А.И., 2014; Silver R., 2002);
• методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (для детей старше 6 лет); фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант) в адаптации Л.Я. Ясюковой; методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения — САН; самооценка детьми своего настроения каждый месяц в течение года;
• тест диагностики уровня школьной тревожности Филипса;
• цветовой тест М. Люшера;
• экспертная оценка состояния и поведения детей;
• скрининг-диагностика и другие методики.
Все эти методики использовались до и после проведения с членами замещающих семей комплексной программы сопровождения. Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью методов математической статистики с использованием пакета статистических программ SPSS 17.0. Проводился факторный анализ показателей экспертного оценивания поведения детей. Анализ межгрупповых возрастных и гендерных различий, связанных с исследуемыми показателями, осуществлялся с помощью критериев Манна — Уитни (U) и Крускала — Уоллиса (Н). Выявление различий показателей до и после проведения комплексной коррекционно-развивающей программы сопровождения замещающих семей — с помощью непараметрического критерия Вилкоксона (W) для сравнения двух зависимых выборок. В течение года с замещающими семьями проводилась комплексная программа сопровождения с целью повышения их социально-психологической адаптации, включающая в себя семейную арт-терапию, индивидуальную психотерапию, психологические консультации и семинарытренинги для приемных мам, коррекционно-развивающие занятия для детей. В качестве контрольной группы выступили воспитанники детского дома, с которыми данная программа не проводилась. В исследовании приняли участие 98 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 16 лет и проживающих в замещающих семьях (n = 53) и в детском доме (n = 45). Экспертную оценку осуществляли замещающие родители, школьные учителя, воспитатели детских садов и детского дома, где воспитывались дети или которые они посещали.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В данной статье статистические показатели, связанные с использованием большинства методик, и их сравнение в обследуемых группах не приводятся. Они отражены в других публикациях (Иванова С.П., Киселева Н.А., Ковалевская Е.В., 2013; Киселева Н.А., 2013а, б, в; Киселева Н.А., 2014а, б; Киселева Н.А., Ковалевская Е.В., 2013; Киселева Н.А., Иванова С.П., Манойлова М.А. и др., 2014; Kiseleva N.A., Kalinina R.R., Kovalevskaya E.V., 2014). Основное внимание уделяется анализу рисунков, созданных при выполнении рисуночного теста Сильвер (РТС), и их сопоставлению с экспертными оценками и данными некоторых экспериментально-психологических методик. Приведем наиболее типичные примеры рисунков и рассказов детей, воспитывающихся в замещающих семьях, и для сравнения — рисунков детей, проживающих в детском доме, в которых проявляются различные по качеству и интенсивности эмоциональные состояния. Имена испытуемых изменены. В качестве изобразительных средств детям были предложены: простой карандаш и резинка, цветные карандаши, фломастеры, мелки, уголь. Выраженное положительное эмоциональное содержание, согласно критериям РТС, имеют рисунки с изображением счастливых и предпринимающих активные действия персонажей, изображение отношений любви или заботы, а также рисунки, связанные с исполнением желаний, когда испытуемый идентифицируется с активным и удовлетворенным персонажем. Такие рисунки оцениваются в 5 баллов.
Выраженный положительный образ «Я», оцениваемый в 5 баллов, связан с идентификацией испытуемых с активным, счастливым, достигающим свои цели персонажем. Рассмотрим рисунок Олеси (Рис. 1). Девочке 10 лет, она учится в 4-м классе общеобразовательной школы, ее мать находится в местах лишения свободы, отца нет, ребенок проживает в многодетной замещающей семье. Любит находиться в центре внимания, выступать на сцене, танцевать, рисовать, отличается демонстративностью, артистичностью. Она очень чувствительна к похвале, любит работать в теплице и выращивать растения. В центре своего рисунка Олеся изобразила коричневым фломастером дерево с коричневыми ветками и зелеными листочками, рядом с деревом стоит принцесса в желтой короне с распущенными длинными волосами, в красном платье с синей вставкой. В небе светит желтое солнце и плывет голубое облако. Рисунок довольно оптимистичный, в меру красочный и яркий. Его Олеся сопроводила следующим рассказом: «Жила-была принцесса. Она посадила дерево. К лету оно выросло. Принцесса была рада».