АВТОР: НАДЕЖДА киселева
Эмоциональная сфера и образ «Я» у детей-сирот, воспитывающихся в разных условиях жизнеустройства
В статье представлены некоторые результаты исследования, выполненного под руководством автора в рамках проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. В исследовании приняли участие 98 респондентов от 3 до 16 лет. Экспериментальную группу составили дети, проживающие в замещающих семьях, а контрольную — дети, проживающие в детском доме. Проанализированы особенности эмоционального содержания и образа «Я» в рисунках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приведены примеры наиболее типичных рисунков детей-сирот, воспитывающихся в разных условиях жизнеустройства, на основе предъявления рисуночного теста Р. Сильвер.
Введение

Актуальность проблемы воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудно переоценить. Многочисленными исследованиями установлено, что наилучшей формой жизнеустройства таких детей является воспитание по семейному типу (Дж. Боулби, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, З. Матейчек и др.). Однако здоровье и развитие детей-сирот имеет целый ряд особенностей, которые следует учитывать принимающим родителям из замещающих семей, берущим на себя ответственность за воспитание таких детей (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.П. Иванова, Р.Р. Калинина, Н.А. Киселева, Е.В. Ковалевская и др.). Зачастую негативный опыт жизни ребенка в прежней биологической семье или в госучреждении накладывает психотравмирующий, а иногда и асоциальный отпечаток на неокрепшую детскую личность. Дети-сироты, лишенные родительской опеки и находящиеся в депривационных условиях, имеют разнообразные эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие нарушения, затрудняющие их вхождение в новую семью и последующую социализацию в обществе. Усилия принимающих родителей, воспи тателей дошкольных учреждений и учителей в работе с такими детьми, к сожалению, не всегда способны кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону, поэтому нередко требуется помощь специалистов. В связи с этим представляются актуальными разработка и совершенствование путей и способов сопровождения замещающих семей. Для этого необходима консолидация специалистов всех уровней и направлений, ведущих работу с детьми-сиротами и с семьей в целом, создание комплексной программы оздоровления и развития личности всех членов семьи, которая являлась бы адекватной их индивидуально-психологическим особенностям, уровню развития и жизненным условиям. Опыт проживания сирот в замещающих семьях нуждается во всестороннем изучении, анализе и осмыслении для поиска оптимальных путей решения психологических проблем, оказания им профессиональной помощи и поддержки. Выявление возрастных и гендерных особенностей приемных детей, проживающих в условиях замещающей семьи, является актуальной проблемой, поскольку эти аспекты по сей день остаются недостаточно исследованными. Использование арт-терапевтических методик находит все более широкое применение, в том числе для решения диагностических, коррекционных, психотерапевтических задач. Эти методики, в том числе, могут иметь значительный потенциал применительно к исследованию психических процессов, состояний и свойств личности у детей-сирот.

Материал и методы исследования

Одной из задач данного исследования являлось изучение эмоциональной сферы и образа «Я» детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях и в детском доме, выявление половозрастных особенностей исследуемых показателей.

Были использованы следующие методики:

• рисуночный тест Р. Сильвер (Сильвер Р., Копытин А.И., 2002; Копытин А.И., 2014; Silver R., 2002);
• методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (для детей старше 6 лет); фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант) в адаптации Л.Я. Ясюковой; методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения — САН; самооценка детьми своего настроения каждый месяц в течение года;
• тест диагностики уровня школьной тревожности Филипса;
• цветовой тест М. Люшера;
• экспертная оценка состояния и поведения детей;
• скрининг-диагностика и другие методики.

Все эти методики использовались до и после проведения с членами замещающих семей комплексной программы сопровождения. Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью методов математической статистики с использованием пакета статистических программ SPSS 17.0. Проводился факторный анализ показателей экспертного оценивания поведения детей. Анализ межгрупповых возрастных и гендерных различий, связанных с исследуемыми показателями, осуществлялся с помощью критериев Манна — Уитни (U) и Крускала — Уоллиса (Н). Выявление различий показателей до и после проведения комплексной коррекционно-развивающей программы сопровождения замещающих семей — с помощью непараметрического критерия Вилкоксона (W) для сравнения двух зависимых выборок. В течение года с замещающими семьями проводилась комплексная программа сопровождения с целью повышения их социально-психологической адаптации, включающая в себя семейную арт-терапию, индивидуальную психотерапию, психологические консультации и семинарытренинги для приемных мам, коррекционно-развивающие занятия для детей. В качестве контрольной группы выступили воспитанники детского дома, с которыми данная программа не проводилась. В исследовании приняли участие 98 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 16 лет и проживающих в замещающих семьях (n = 53) и в детском доме (n = 45). Экспертную оценку осуществляли замещающие родители, школьные учителя, воспитатели детских садов и детского дома, где воспитывались дети или которые они посещали.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной статье статистические показатели, связанные с использованием большинства методик, и их сравнение в обследуемых группах не приводятся. Они отражены в других публикациях (Иванова С.П., Киселева Н.А., Ковалевская Е.В., 2013; Киселева Н.А., 2013а, б, в; Киселева Н.А., 2014а, б; Киселева Н.А., Ковалевская Е.В., 2013; Киселева Н.А., Иванова С.П., Манойлова М.А. и др., 2014; Kiseleva N.A., Kalinina R.R., Kovalevskaya E.V., 2014). Основное внимание уделяется анализу рисунков, созданных при выполнении рисуночного теста Сильвер (РТС), и их сопоставлению с экспертными оценками и данными некоторых экспериментально-психологических методик. Приведем наиболее типичные примеры рисунков и рассказов детей, воспитывающихся в замещающих семьях, и для сравнения — рисунков детей, проживающих в детском доме, в которых проявляются различные по качеству и интенсивности эмоциональные состояния. Имена испытуемых изменены. В качестве изобразительных средств детям были предложены: простой карандаш и резинка, цветные карандаши, фломастеры, мелки, уголь. Выраженное положительное эмоциональное содержание, согласно критериям РТС, имеют рисунки с изображением счастливых и предпринимающих активные действия персонажей, изображение отношений любви или заботы, а также рисунки, связанные с исполнением желаний, когда испытуемый идентифицируется с активным и удовлетворенным персонажем. Такие рисунки оцениваются в 5 баллов.

Выраженный положительный образ «Я», оцениваемый в 5 баллов, связан с идентификацией испытуемых с активным, счастливым, достигающим свои цели персонажем. Рассмотрим рисунок Олеси (Рис. 1). Девочке 10 лет, она учится в 4-м классе общеобразовательной школы, ее мать находится в местах лишения свободы, отца нет, ребенок проживает в многодетной замещающей семье. Любит находиться в центре внимания, выступать на сцене, танцевать, рисовать, отличается демонстративностью, артистичностью. Она очень чувствительна к похвале, любит работать в теплице и выращивать растения. В центре своего рисунка Олеся изобразила коричневым фломастером дерево с коричневыми ветками и зелеными листочками, рядом с деревом стоит принцесса в желтой короне с распущенными длинными волосами, в красном платье с синей вставкой. В небе светит желтое солнце и плывет голубое облако. Рисунок довольно оптимистичный, в меру красочный и яркий. Его Олеся сопроводила следующим рассказом: «Жила-была принцесса. Она посадила дерево. К лету оно выросло. Принцесса была рада».
Рис. 1. Рисунок Олеси «Жила-была принцесса»
Самооценка настроения у Олеси чаще всего положительная, по опроснику САН — самочувствие и настроение немного выше среднего, активность довольно высокая. По Люшеру — на первые места девочка поставила все основные цвета, что также говорит о ее позитивном эмоциональном состоянии. Самооценка личности по методике Дембо — Рубинштейн завышенная: Олеся считает себя в высокой степени доброй, честной, щедрой, послушной, отрицательных качеств у себя не отметила. Рисунок Олеси по шкале эмоционального содержания и по шкале оценки образа «Я» получил 5 баллов, что соответствует выраженному положительному эмоциональному состоянию девочки. У детей, воспитывающих в детском доме, мы не обнаружили рисунков с ярко выраженным положительным эмоциональным содержанием. Многочисленными исследованиями установлено, что лишение детей своих родителей как главных объектов надежной привязанности и предпосылки для построения с ребенком отношений любви, внимания и заботы, в условиях проживания в казенном учреждении с постоянной сменой воспитателей, приводит к разнообразным личностным нарушениям, нарушениям в развитии эмоциональной сферы и иным негативным последствиям. Это находит свое отражение, в том числе, в продуктах творческой деятельности детей. Умеренно выраженное положительное эмоциональное содержание имеют рисунки с изображением счастливых, но пассивных персонажей, изображением дружественных отношений между персонажами, что оценивается в 4 балла. Умеренно выраженный положительный образ «Я», оцениваемый в 4 балла, связан с идентификацией испытуемых с персонажем счастливым и довольным, но пассивным либо находящимся в приятных, дружественных отношениях с другими персонажами.

В качестве примера приведем рисунок той же девочки Олеси, который она нарисовала год назад, когда ей было 9 лет, и она совсем недавно попала в замещающую семью (Рис. 2). Девочка назвала свой рисунок «Дружба». Лист разделен на две части изображенной по диагонали и расширяющейся кверху закрашенной черным карандашом дороге, на которой лежит свернувшаяся в кольцо зеленая змея. В нижней части листа прямо под змеей стоит принцесса в голубой короне и с длинными распущенными волосами ниже пояса, одетая в длинное оранжево-сиреневое платье, а слева от нее — черная собака, протянувшая к ней лапку, и коричневый жук, направивший свои усики в ее сторону. Верхняя часть листа закрашена голубым карандашом, а нижняя слегка заштрихована зеленым. Их разделяет черной полосой дорога, которая как бы делит мир на две части. Эти две части могут метафорически отражать жизнь девочки в родной семье и в новой замещающей семье. Олеся так прокомментировала свой рисунок: «Принцесса гуляла и встретила животных на дороге. Она с ними подружилась и гуляла. Они стали дружить».
Рис. 2. Рисунок Олеси «Дружба»
Рис. 3. Рисунок Юли «Дружба кота с мышкой»
Рис. 4. Рисунок Каролины «Кот и собака»
Примером отношений с противоречивым смыслом может служить рисунок и рассказ ученика коррекционного класса Андрея, 10 лет (Рис. 5). Рисунок, названный мальчиком «Город замков», нарисован простым карандашом и разукрашен цветными карандашами с использованием преимущественно голубого (небо, река и окна замка), красного (стены и дверь замка) и зеленого (трава и башни замка) цветов. Кроме того, оранжевым цветом покрашены ступеньки, ведущие к двери замка, в левом верхнем углу желтое солнце и простым карандашом раскрашены два охранника, стерегущих с пиками вход в замок. Свой рисунок Андрей сопроводил следующим рассказом: «Красный замок, башни зеленые, река, чтоб никто не подходил из преступников. Охрана стоит — два человека. Там живет король. Он сидит целый день, а к нему приходят люди жаловаться или когда деньги нужны беднякам. В замке всегда хорошая погода и всегда король веселый. В гости приходят другие короли. Он накрывает на стол. Они разговаривают, пьют чай, едят пироги, пируют. Живут добро и счастливо». Мальчик два года живет в дружной замещающей семье, где любят принимать гостей и устраивать праздничные застолья, что и нашло свое отражение в его рассказе. Его родная мать злоупотребляла алкоголем, потом умерла, отец пропал, а мальчик несколько лет воспитывался в детском доме, из которого попал в новую семью. Жизнь Андрея в родной семье и в детском доме была совсем нелегкой. По словам приемной мамы, его там часто били. В новой семье мальчика приняли очень хорошо, у него сложились дружеские отношения с другими детьми, появились новые интересы и увлечение спортом. По тесту Люшера мальчик выбирает на первые позиции основные цвета, что говорит об общем благополучном эмоциональном состоянии. Об этом же свидетельствует выбор мальчиком ярких цветов для своего рисунка (голубой, красный, зеленый, желтый, оранжевый) и содержание его рассказа. Однако у него еще наблюдаются напряженность, тревожность, страхи, неуверенность в себе и заниженная самооценка, которые можно увидеть по штриховке и повышенной тщательности выполнения рисунка, сильному нажиму карандаша, частому стиранию линий, расположению рисунка ближе к нижней части листа, по пустым глазницам нарисованных охранников. Противоречия проявляются и в содержании рассказа, который, вероятно, иллюстрирует желаемое положение. Главный герой его рассказа — всегда веселый король, хотя изображена неприступная крепость с вооруженной охраной, что может служить символической иллюстрацией противоречивого отношения мальчика к социальным контактам. По-видимому, Андрей идентифицирует себя с королем, чей образ по шкале оценки образа «Я» отражает противоречивые фантазии мальчика и соответствует 3 баллам. По опроснику САН самочувствие и настроение у мальчика имеют средние значения, активность повышена.
Рис. 5. Рисунок Андрея: «Город замков»
Противоречивое эмоциональное содержание имеет рисунок Ани, 14 лет, ученицы 7-го класса общеобразовательной школы, который она назвала «Приключение Бедной девушки» (Рис. 6). Рисунок сопровождает «История»: «Шла бедная девушка по пустыне и набрела на замок. Он каменный, чистый и большой. Девушка подошла к двери и постучалась. Ее услышала охрана и открыла дверь. Они увидели бедную девушку, рассмотрели ее. Она была одета в черный плащ с капюшоном. Ее глаза были очень грустны и тоскливы. Вдруг вышел принц из замка и приказал: «Впустить бедную девушку!» Девушка была очень счастлива с принцем, и они жили долго и счастливо! Конец сказки!»
Первая часть рассказа сопровождается явно отрицательными эмоциями, присутствующими у бредущей по пустыне бедной девушки в черном плаще с грустными и тоскливыми глазами. Появившийся вдруг принц кардинально меняет эмоциональное состояние девушки, впустив ее в свой замок и обеспечив долгую счастливую жизнь. Такие волшебные превращения весьма характерны для фантазий детей-сирот, потерявших своих родителей и вновь обретших новую семью, домашний очаг и эмоциональное тепло и принятие. Они часто встречаются в творческих работах таких детей. В то же время мечты о чудесном превращении бедной девушки в счастливую невесту принца могут отражать недостаток близких доверительных отношений и являться своеобразной компенсацией нереализованных желаний девочки-подростка. Аня воспитывается в замещающей семье, играет на гитаре, поет, танцует, но в школе имеет слабую успеваемость. По тесту Филипса у Ани выявлена общая тревожность в школе, проявляющаяся в высоком уровне переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страхе самовыражения, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, страхе в ситуации проверки знаний, проблемами и страхами в отношениях с учителями. Образ «Я» у Ани отражает ее амбивалентные фантазии и противоречивые чувства. По мнению мамы, девочка испытывает чувство неполноценности, боится неудачи, насмешек, старается всегда быть тихой, ей нелегко решиться на что-либо, она с трудом сосредотачивается, часто отвлекается, нередко испытывает чувства стыда и вины, сильно устает к концу дня, имеет расстройства сна.
Рис. 6. Рисунок Ани «Приключение Бедной девушки»
Изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания является характерной особенностью творческих работ воспитанников детского дома, оставшихся без попечения родителей. Приведем пример рисунка Светы, 15 лет, ученицы 8-го класса, который она назвала «Женщина и змея» (Рис. 7). В центре листа изображена идущая девушка, за спиной которой — свернувшаяся в клубок спящая змея. Света сочинила следующую историю: «Девушка спокойной походкой гуляла себе по лесу. Проходя мимо дерева, она не заметила, что рядом с деревом лежала змея, но она не обратила внимания и пошла себе туда, куда шла. Змей, не обращая внимания на женщину, лежал себе спокойно и спал». В истории принимают участие два персонажа, однако взаимодействие между ними отсутствует, каждый занимается своим делом, не обращая внимания на другого. Вероятно, долгое проживание в одной комнате с другими детьмии ежедневное тесное общение с ними, ограниченность личного пространства, невозможность уединиться и побыть одному у воспитанников детского дома может приводить к нежеланию общаться, отстраненному поведению, что мы и видим в работе Светы. Света идентифицирует себя с равнодушной девушкой на рисунке, что позволяет оценить ее образ «Я» в 3 балла. Однако за видимым спокойствием обоих персонажей в рассказе девочки может скрываться повышенная тревожность, о которой говорят такие особенности, как увеличенный размер изображения (рисунок человека занимает более 2/3 листа), множественность линий, штриховка, стирание и исправление линий. С тревогой тесно связаны такие личностные качества и состояния, как неуверенность в себе, застенчивость, волнение, беспокойство, сомнения, опасения, страхи и фобии. Сама Света оценивает себя как непослушную, драчливую, плаксивую, злую, не помогающую взрослым, имеющую мало друзей и которая плохо учится. Отрицательная самооценка может являться следствием подросткового негативизма или нежелания общаться и проходить обследование.
Рис. 7. Рисунок Светы «Женщина и змея»
Умеренно отрицательное эмоциональное содержание связано с изображением фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей, напряженных или враждебных отношений между персонажами. Такие рисунки оцениваются в 2 балла. Рассмотрим работу Гели, ей 13 лет, она учится в 6-м классе общеобразовательной школы и воспитывается в замещающей семье. Рисунок Гели нарисован простым карандашом и разукрашен цветными карандашами (Рис. 8). В центре листа помещен извергающийся вулкан, обведенный коричневым карандашом и небрежно заштрихованный
красным, за ним — коричневые контуры гор, а слева от него — летящий улыбающийся парашютист с голубым лицом в голубой одежде и с желтым парашютом. Вверху в небе чуть виднеются три легких голубых облачка. Свой рассказ Геля назвала «Неудачная посадка»: «Парашютник прыгал с самолета и полетел на неизвестные горы. Он не знал, где он находится, но потом по случайности увидел, что извергается вулкан. Он очень испугался, он стал бегать, метаться из стороны в сторону. Вдруг по нечайности вулкан выкинул горящие камни, и камень полетел в него. Он успел отбежать в сторону, и камень в него не попал. Он стал сигналить любыми способами самолетам, и один самолет увидел бедного человека, но подлетать близко боялся. Он скинул ему лестницу, и человек поднялся на самолет. И все улетели, а вулкан стал извергаться дальше. Все обошлось. Конец. А кто слушал — молодец». Уже в самом названии рисунка Гели присутствует негативное эмоциональное содержание («Неудачная посадка») и прослеживается на протяжении всего сюжета ее рассказа, главным героем которого является парашютист, выпрыгнувший из самолета на извергающийся вулкан и переживающий чувства напряжения, фрустрации, страха. Парашютист предпринимает активные действия для спасения от опасности и успешно избегает ее с посторонней помощью. Геля идентифицирует себя с испуганным, фрустрированным, несчастным парашютистом, что связано с ее неприятными фантазиями, позволяющими оценить образ «Я» девочки в 2 балла. Она идентифицируется с персонажем противоположного пола. Известно, что Геля предпочитает общаться с мальчиками, а не с девочками. По тесту Филипса у нее выявлена общая тревожность в школе, проявляющаяся во фрустрации потребности в достижении успеха, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, страхе в ситуации проверки знаний. По опроснику САН самочувствие и настроение у Гели немного выше среднего, активность очень высокая. По мнению мамы, девочка импульсивна, зачастую гиперактивна, у нее нередко бывают вспышки злости, склонна к разрушительным действиям в отношении других людей, вещей и самой себя, постоянно попадает в переделки, с трудом сосредотачивается, часто отвлекается, грызет ногти, ручки, карандаши.
Рис. 8. Рисунок Гели «Неудачная посадка»
Антон, 11 лет, ученик 5-го класса общеобразовательной школы, воспитывается в замещающей семье вместе с родными братом и сестрой и двумя сводными. При выполнении РТС в левой части листа изобразил большого желтого цыпленка, которого держит за ошейник маленький король, помещенный в нижней части листа (Рис. 9). Справа размещен замок, в дверях которого стоит королева. Вверху изображены сиреневые волны, в которых плавает голубой кит. История, сочиненная мальчиком по рисунку, называется «Король с цыпленком»: «Жил-был король с королевой. Однажды король пошел в лес пострелять в уток, но увидел цыпленка. Он был очень большой, желтый. И решил король привести его к замку. Король позвал королеву: «Невеста, иди сюда». Королева вышла и очень, очень испугалась. Король очень загрустил и отпустил (цыпленка). И все было хорошо». Антон изобразил испуганных (королева), страшных (цыпленок в глазах королевы), фрустрированных и несчастных (король и королева) персонажей, что соответствует работам с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием. Однако позитивное завершение этой истории говорит о подвижности эмоциональных процессов и в целом положительной направленности фантазий ребенка. По шкале образа «Я» рисунок Антона можно оценить в 3 балла, отражающих противоречивые фантазии переживающего амбивалентные чувства автора. По тесту Филипса у Антона выявлены школьные страхи в ситуации проверки знаний и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, что является возможной причиной переживания социального стресса и следствием слабой успеваемости. Результаты по опроснику САН: самочувствие и настроение у мальчика имеют средние значения, активность высокая. Особенностью мальчика является отсутствие эмоциональной привязанности, что связано с потерей отца и матери в раннем возрасте (они лишены родительских прав) и воспитанием в детском доме, из которого он попал в замещающую семью, а привязанность к приемной маме еще не сформировалась. Антон довольно общительный мальчик, любит играть в командные игры, посещает секцию футбола, проявляет лидерские способности, однако без особой
эмоциональной вовлеченности. Обидчив, осторожен, порой считает себя недостаточно оцененным, требует к себе повышенного внимания. По словам мамы, у мальчика наблюдаются проявления вегетативных дисфункций (боли в животе, рвота), нарушение аппетита, астенические реакции (сильно устает к концу дня, часто отвлекается, с трудом сосредотачивается). Если Антон разозлится, то с трудом контролирует свои действия, после которых нередко испытывает чувства вины, позора, стыда.
Рис. 9. Рисунок Антона «Король с цыпленком»
Следующий рисунок Васи, которому исполнилось 11 лет, он ходит в 4-й класс коррекционного обучения и воспитывается в замещающей семье (Рис. 10). Рисунок, названный автором «Мультик в кино. В Африке», выполнен на всем пространстве листа с использованием простого и цветных карандашей и черного фломастера. На переднем плане изображен король в короне, в разноцветной одежде и в сапогах, один из которых сиреневый, а другой — красный. Справа от короля стоят обведенные фломастером два дома с идущим из труб дымом, слева — девушка с длинными волосами с мечом в руке, сидящая на коне. Вверху в небе летят голубой парашютист на голубом парашюте и большой желто-коричневый шмель с голубыми крыльями и головой и с черным жалом, а также сиреневые облака. Земля слегка заштрихована коричневым карандашом, а небо — соответственно голубым. Свой рисунок Вася прокомментировал так: «Идет война. Шмель,
парашютист и девушка на коне с мечом хотели захватить короля. Девушка с мечом (кричит): «В атаку!» А король вызвал туман, и злые люди не могли захватить город и взять короля. У короля было 6 тысяч человек. Парашютист кричит в рацию: «Подмогу! Подмогу!» И подъехали еще 400 тысяч человек. И тогда король выиграл и забрал себе шмеля, девочку на коне и парашютиста и всю их подмогу. И потом король сказал, чтобы ему построили жилье, как Париж, и всем остальным тоже построили жилье». В рассказе Васи разворачиваются активные военные действия с участием различных персонажей и большого количества войска, которые увенчиваются победой короля. В заключение рассказа король отдает приказ о строительстве жилья, тема которого может быть весьма актуальна для мальчика. Дело в том, что на протяжении последних двух лет Вася воспитывался в новой замещающей семье. До этого он сменил несколько детских домов и интернатов и несколько приемных семей, из которых его по разным причинам возвращали обратно в госучреждения. Таким образом, ребенок за свою жизнь выдержал удары судьбы в виде лишения сначала кровных, а потом и приемных родителей, а также многократные переезды из одной семьи в другую и проживание в различных бытовых условиях. Возможно, именно поэтому на рисунке Васи изображен не один, а целых два дома, что не является типичным для детей этого возраста.

Сложные жизненные обстоятельства, несомненно, оказали серьезное влияние на состояние здоровья мальчика, развитие его личности, в том числе на эмоциональную сферу. Несмотря на то что по опроснику САН самочувствие и настроение у мальчика выше среднего, а активность очень высокая, это отражает его состояние лишь в определенный момент. В то же время по тесту Филипса для Васи характерна общая тревожность в школе, проявляющаяся в страхе самовыражения, страхе в ситуации проверки знаний, проблемах и страхе в отношениях с учителями, в низкой физиологической сопротивляемости стрессу, что наряду с внешними неблагоприятными факторами является причиной переживания социального стресса. Вася довольно общительный, однако он легко злится и выходит из себя, склонен к разрушительным действиям, часто конфликтует и дерется с другими детьми, при этом плохо контролирует свои действия. Согласно результатам детской формы теста Розенцвейга, Вася в равной степени использует как экстрапунитивный, так и интрапунитивный типы реакции в конфликте с фиксацией на самозащите или на препятствии, при этом импунитивные реакции и реакции с фиксацией на удовлетворении потребностей мальчик использует тоже, но гораздо реже. У мальчика проявляются депрессивные симптомы (он выглядит грустным и безрадостным, испытывает чувство неполноценности, стыда, позора и вины, часто плачет, считает, что другие ребята смеются над ним) и астенические реакции (сильно устает к концу дня, часто отвлекается, с трудом сосредотачивается, сильно раздражается и устает от шума). По шкале образа «Я» оценка образа «Я» Васи неоднозначна и меняется по ходу развития сюжета. Вначале образ «Я» можно оценить в 1 балл. Мальчик проявляет болезненные фантазии, идентифицируясь с находящимся в смертельной опасности королем, а в конце рассказа его фантазии связаны с исполнением желаний и активным достижением персонажем своей цели, что можно оценить в 5 баллов. Таким образом, средняя оценка по шкале образа «Я» соответствует 3 баллам.
Рис. 10. Рисунок Васи «Мультик в кино. В Африке»
Сюжет следующей истории, которую рассказал воспитанник детского дома 13-летний Валера, ученик 5-го класса коррекционной школы, наоборот (по сравнению с рассказом Васи), начинается с самых обыденных и дружеских отношений, а заканчивается конфликтом: «Собака вышла на улицу и гуляла, потом вышла кошка погулять. Кошка подошла к собаке, собака обнюхала ее и (они) подружились и пошли гулять, бегали друг за другом, играли. Потом собака нашла курицу и начала есть. Кошка прибежала и начала тоже с ней кушать. Собаке не понравилось и (она) укусила кошку за хвост. Кошка замяукала и убежала» (Рис. 11). Два главных героя — кошка и собака — изображены стоящими на густой траве, у них тщательно прорисована шерсть. Справа стоит береза с ветками без листвы, на одной из которых сидит птица. В небе светит солнце, плывет облако и летят птицы. В рисунке и рассказе Валеры находят отражение бытовые жизненные ситуации, связанные с режимом дня в детском доме: прогулка, обед, дружеские или конфликтные взаимоотношения персонажей, соперничество за вкусный кусок. Оценка образа «Я» претерпевает отрицательные изменения в процессе разворачивания сюжета рассказа мальчика: начиная с фантазий, связанных с исполнением желаний мальчика (идентификация с активным и удовлетворенным персонажем, что оценивается в 5 баллов) и заканчивая неприятными фантазиями (идентификация с фрустрированным и несчастным персонажем с оценкой в 2 балла). Выраженное отрицательное эмоциональное содержание связано с изображением одиноких, печальных, беспомощных персонажей, деструктивного взаимодействия между персонажами, то есть с убийством или угрозой для жизни. Подобные рисунки, оцениваемые в 1 балл, к сожалению, довольно часто встречаются у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и являются тревожным сигналом эмоционального неблагополучия, требующего самого пристального внимания и понимания со стороны взрослых, а возможно, и неотложной помощи специалистов.
Рис. 11. Рисунок Валеры: без названия
Примером могут служить рисунки детей-сирот, сиблингов Алеши и Гали, у которых год назад умерла мама, и дети попали в замещающую семью, в которой кроме них воспитывалось еще четверо маленьких приемных детей (Рис. 12 и 13). Для обоих рисунков характерны неравномерность нажима карандаша; наличие полупустого пространства на листе; использование минимальных изобразительных средств; стирание и исправление линий. Рисунок12-летнего Алеши, ученика 6-го класса (Рис. 12) включает изображение замка, рядом с которым с правой стороны стоят царь и царевна, о которых и пойдет речь в рассказе Алеши: «Жилбыл царь с царевной. Их крепость осадили враги. Они остались без еды, без одежды, без жилья. Добрый человек их пригласил в замок, там нужны были правители. И они стали править, потом родили детей. Дедуля умер, похоронили как положено. Потом стали дети править». По шкале оценки образа «Я» его рисунок отражает противоречивые фантазии и чувства (3 балла). Рассказ мальчика отличается выраженным отрицательным эмоциональным содержанием, связанным с изгнанием главных героев врагами из собственной крепости и лишением их личного имущества (можно провести аналогию с потерей Алешей и его сестрой родного дома), а также со смертью и похоронами царя (смерть родной матери). Вместе с тем в рассказе есть и позитивные моменты: царя и царевну пригласили в другой замок, где они зажили новой жизнью (переселение детей на новое место и воспитание в замещающей семье). Алеша довольно общительный мальчик, посещает секцию футбола, помогает приемной маме по хозяйству, присматривает за младшими детьми в семье.
Рис. 12. Рисунок Алеши: без названия
Рисунок старшей сестры Алеши, 14-летней Гали (Рис. 13), включает в правой части листа изображение дерева, на ветках которого находится гнездо. Внизу под деревом сидит выпавший птенчик. Две птицы летят в сторону от гнезда. Свой рассказ Галя назвала «Потеря ребенка» и сопроводила его следующими словами: «Упал птенчик из гнезда. Мама и папа ищут его. Все. Не найдут его. Кто-нибудь приютит его». Скорее всего, Галя идентифицируется с беспомощным птенчиком, выпавшим из гнезда, что является следствием болезненных фантазий, соответствующих оценке образа «Я» в 1 балл. По словам мамы, у девочки часто наблюдается подростковый негативизм, упрямство, капризы, непослушание, долгое гуляние на улице с подругами и отсутствие дома, нежелание помогать по хозяйству и даже ухаживать за собой. На других рисунках девочки некоторые персонажи повернуты к зрителю спиной, что также является отражением негативизма, конфликтности, подросткового кризиса. В рассказах обоих детей нашли свое метафорическое отражение переживания, связанные с потерей матери и родного дома (царя и царевну выгоняют из их крепости враги, а птенчик выпадает из гнезда), однако переживают брат и сестра это событие по-разному. Алеша гораздо быстрее своей сестры справился с ситуацией, адаптировался в новой семье, принял приемную мать и вскоре стал называть ее «мамой», подружился со сводными и соседскими детьми. Так же и в его рассказе добрый человек пригласил царя и царевну в свой замок, где они стали править и родили детей. Галя переживала потерю матери и переселение в замещающую семью намного тяжелее, возможно потому, что эмоциональная связь с матерью у девочки была более тесная. Галя с трудом привыкает к новым условиям и новым отношениям, называет приемную мать «тетей» и не испытывает с новыми родственниками эмоциональной близости. Вероятно, поэтому и на рисунке девочки изображено не новое жилище, куда попадают персонажи после потери, как у ее брата Алеши, а опустевшее гнездо, из которого выпал птенец и улетели птицы, символизирующее, по-видимому, родной дом Гали, по которому она все время тоскует. Заключение рассказа у этих детей-сирот тоже различное: у Алеши главные герои после перенесенных испытаний и потерь продолжили вести активную жизнь («стали править, потом родили детей, потом стали дети править»). У Гали концовка рассказа довольно пессимистична, хотя со слабым лучиком надежды на спасение беззащитного птенчика с посторонней помощью в неопределенном будущем («кто-нибудь приютит его»), что наглядно отражает разную жизненную позицию детей, а также их текущее эмоциональное состояние.
Рис. 13. Рисунок Гали «Потеря ребенка»
Следующий рисунок и рассказ отличаются оригинальностью и наличием развитого воображения и чувства юмора у автора, которое довольно редко встречалось у детей-сирот (Рис. 14). Свой рисунок 9-летний Марк, воспитывающийся в многодетной замещающей семье, назвал «Червяк с замком» и рассказал следующую историю: «Жил-был червяк. Пошел он к замку, а его не пускает стража. А по крыше бегает преступник, он сбежал из тюрьмы. Он захотел в туалет, разбил окно и убежал. Охрана кричит: «Долго ты там будешь сидеть?» Окно разбито, они побежали на улицу и увидели червяка и подумали, что он (преступник) превратился в червяка. Червяк пополз к королю: «Чего вы гонитесь за мной?» А стража увидела, что преступник бегает по пушкам и стреляет в корабли. Потом король вышел и спросил: «Кто это?» Стража: «Преступник». Его поймали и посадили в тюрьму. И горшок рядом поставили». Рисунок и рассказ Марка с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием содержат изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни. В то же время можно отметить наличие в рассказе юмора, который является «черным», но не болезненным и проявляется в насмешке над несчастным или находящимся в смертельной опасности персонажем, по-видимому, не испытывающим страдания или страха, переданных в словах и изображении. По тесту Филипса у Марка отмечается общая тревожность в школе, страх в ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, что может быть связано с низкой успеваемостью по школьным предметам, а также с частым нарушением дисциплины. По опроснику САН самочувствие и настроение у мальчика немного выше среднего, активность очень высокая. Марк очень любит приемную маму, проявляет лидерские качества, любит командовать и быть в центре внимания, ему нравится смешить других людей, с ним весело, он имеет много друзей. Мальчик физически хорошо развит, занимается спортом (борьба самбо), но бывает агрессивен и драчлив. Его отличает высокая продуктивность и быстрота мышления и деятельности, он успевает сделать несколько рисунков, пока другие дети создают всего один. Временами конфликтует со сверстниками и взрослыми, хотя, согласно результатам теста Розенцвейга, мальчик чаще проявляет интрапунитивный и импунитивный типы реакции, преимущественно с фиксацией на препятствии.
Рис. 14. Рисунок Марка «Червяк с замком»
Рисунок 15 сделан с нарушением инструкции, по которой необходимо было выбрать два персонажа из всех предложенных. Испытуемый выбрал всего один персонаж. Автор рисунка, 16-летний Миша, воспитывающийся в детском доме, в своем рассказе дает логическое объяснение такому выбору. Рисунок называется «Они все там», и сопровождается следующей короткой историей: «Семья накопила на хороший белый холодильник. Пришли они домой, поели. Холодильник обиделся и ночью съел их». Рисунок очень лаконичен и включает одного персонажа с надписью со стрелкой: «Они все там». Рассказ с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием и изображением результата деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством. Оценка образа «Я» затруднена. Не исключено, что Миша идентифицируется с холодильником (2 балла) либо с рассказчиком (3 балла). Затруднения идентификации в рисунке могут отражать несформированную идентичность или скрытность ребенка-сироты. Выбранные объект (холодильник) и сюжет взаимодействия персонажей (поели — обиделся — отомстил) типичны для воспитанников детского дома и касаются актуальных для них тем «еды» и межличностных отношений.
Рис. 15. Рисунок Миши «Они все там»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе полученных данных применения рисуночного теста Сильвер и их сопоставления с данными экспертных оценок и показателями экспериментально-психологических методик можно сделать вывод о значительных раскрывающих, диагностических возможностях этой арт-терапевтической методики. РТС действительно является психодиагностическим инструментом, способным точно отражать переживания и фантазии, а также образ «Я» детей-сирот. Анализ эмоционального содержания рисунков, их основных тем и отношений между персонажами позволяет видеть, как в рисунках и рассказах детей-сирот отражается и творчески перерабатывается их сложный жизненный опыт. В их изобразительной продукции не только «звучат» последствия психологической травмы, связанной с нарушенными отношениями с биологическими родителями, но и опыт адаптации к замещающей семье. Зачастую в рисунках и историях находят свое отражение защитно-компенсаторные реакции детей, представленные фантазиями с конструктивной, просоциальной направленностью. Это еще раз подтверждает то, что изобразительная и иная творческая активность заключает в себе важные лечебно-восстановительные механизмы. Это тем более важно, если речь идет о детях-сиротах, находящихся в разных условиях жизнеустройства. Полученные данные указывают на то, что рисунки и истории детей-сирот могут служить важной основой для понимания их внутреннего мира, установления и развития с ними помогающих (в том числе терапевтических) отношений, несмотря на известные трудности контакта с такими детьми, обусловленные предшествующим негативным опытом детско-родительских отношений.
Литература:
Венгер А.Л. (2005). Психологические рисуночные тесты. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС».
Дилео Д. (2002). Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс, Изд-во «Эксмо».
Иванова С.П., Киселева Н.А., Ковалевская Е.В. (2013). Особенности переживания состояния тревожности у приемных детей в разных образовательных учреждениях // Психология психических состояний: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Казанский федеральный университет, 14–16 ноября 2013 г. Часть 1. Казань, Изд-во «Отечество». С. 281–287.
Киселева Н.А. (2013). Гендерные особенности психических состояний детей и подростков, оставшихся без попечения кровных родителей // Материалы V Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко / Москва, 24–27 сентября 2013 г. М.: ООО ONEBOOK.RU, 2013. С. 362.
Киселева Н.А. (2013б). Особенности эмоциональных состояний приемных детей в замещающих семьях // Молодая семья: психолого-педагогические проблемы становления и развития. Материалы международной научно-практической конференции (XII Мнухинские чтения). Псков: ПсковГУ. С. 86–91.
Киселева Н.А. (2013в). Возможности регуляции психических состояний приемных детей артметодами // Молодая семья: психолого-педагогические проблемы становления и развития. Материалы международной научно-практической конференции (XII Мнухинские чтения). Псков: ПсковГУ. С. 107–112.
Киселева Н.А. (2014а). Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях // Вестник ПсковГУ. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. Выпуск 4. С. 134–138.
Киселева Н.А. (2014б). Особенности и преимущества арттерапевтического сопровождения замещающих семей // Family in a context of pedagogical, psychological and sociological researches: materials of the 5th international scientific conference (October 5–6, 2014), Vědeckovydavatelské centrum Sociosféra-CZ. Прага. С. 63–65.
Киселева Н.А., Иванова С.П., Манойлова М.А. и др. (2014). Социально-психологическая адаптация членов замещающих семей Детской деревни-SOS. Коллективная монография. Составитель и научный редактор Н.А. Киселева. Псков: Издво «ЛОГОС Плюс».
Киселева Н.А., Ковалевская Е.В. (2013). Психологические и психофизиологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука Красноярья. № 6 (11). С. 178–193.
Копытин А.И. (2014). Психодиагностика в арт-терапии. СПб.: Речь.
Сильвер. Р., Копытин А.И. (2002). Рисуночный тест Сильвер: методическое руководство. СПб.: Иматон. Kiseleva N.A., Kalinina R.R., Kovalevskaya E.V. (2014). Emotional and cognitive characteristics of children living in the SOS children's village // Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Vol. 20, # 12. P. 2105–2108. Silver R. (2002). Three art assessments. New York: Brunner / Routledge.

Сведения об авторе:
Надежда Киселева — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Псковского государственного университета, специалист по арт-терапии, член Российской арт-терапевтической ассоциации, член Псковского регионального отделения Российского психологического общества, автор более 80 научных публикаций.