Итак, чем, с психологической точки зрения, дети отличаются от взрослых? Правильно: плохой способностью к анализу и низкой мерой ответственности. Поэтому за детской психологической помощью обращается либо его семья, либо учреждение, в котором он учится, будь то детский сад или школа.
То есть, часто ребенок и вовсе не понимает, зачем его привели в незнакомый кабинет к незнакомому человеку. Он может быть растерян, недоволен, напуган. Во время знакомства специалист представляется, рассказывает о себе и приглашает его к диалогу. Например, вопросом "как думаешь, почему ты здесь?". Если ребенок не идет на контакт (закрывается, стесняется, злится), вопросы задаются родителям. Вполне вероятно, что ребенок включится в процесс: например, с чем-то из сказанного не согласится. Необязательно вслух. Поведение, мимика, реакция тоже важны.
Да-да, в подобных сессиях (в первую очередь, с дошкольниками) участвует и взрослый, так что, помимо взаимодействия с ребенком, специалист активно взаимодействует с его семьей, обсуждая динамику состояния и консультируя обратившегося.
Далее ребенку показывается несколько художественных материалов на выбор (обращая внимания на этот самый выбор, ибо в арт-терапии материалы имеют существенное значение: некоторые выводы о клиенте делаются на данном этапе в том числе) и предлагается порисовать. На абстрактную тему или что-нибудь конкретное — допустим, семью в образе животных. По завершении рисунок обсуждается. Расскажи, кого ты нарисовал/а? Где они находятся? Чем заняты? Кто из них самый сильный, слабый, красивый, трусливый и т.д.?
Арт-терапия, базирующаяся на творчестве (самом естественном для детей занятии!) помогает им чувствовать себя комфортно с терапевтом — особенно на стадии установления контакта. Более того, она улучшает процесс извлечения воспоминаний и позволяет ребенку говорить посредством своих арт-работ больше, чем он мог бы на вербальной терапии. Ведь даже взрослым, которые добровольно обратились к психологу, дается нелегко облечь внутренний мир в слова (а вдруг не поймут? А вдруг опозорюсь? А вдруг посчитают ненормальным?), что уж говорить о детях.
В работе с детьми важно не оценивать, а давать свободу: во-первых, это создает доверительную атмосферу и, как результат, улучшает взаимодействие, во-вторых, позволяет фантазии "разыграться".
В случае с подростками родители присутствуют редко, а между ним и специалистом оговаривается нюансы, связанные с конфиденциальностью — что можно рассказать родителям, а что — нет. Однако нужно понимать (и донести это до подростка): есть темы, о которых родители должны быть поставлены в известность. Уважение границ подарит ощущение безопасности, а абсолютная открытость станет залогом ответной открытости.