После уточнения состояния участников на момент начала занятия ведущая обратилась к присутствующим со следующими словами: "Перед вами – природные материалы – глина влажная, глина сухая в комках, шамот сухой в россыпи серый, шамот сухой в россыпи белый (фарфоровая масса сухая в россыпи), опилки, стружка и пр. В вашем распоряжении также вода.
Представьте, что вам предложили создать свою Землю, чтобы жить на ней и править ею. У вас есть глина и другие материалы для создания ландшафта: песок, шамот, камни, вода и др. на ваше усмотрение. У каждого из вас – емкость прямоугольной формы, в которой будет размещаться ваша Земля, и емкость круглой формы с водой. В ведре – глина, она "живая", добытая на территории, где мы с вами проживаем. Можете подойти к ведру и возьмите столько глины, сколько захотите, сколько вам будет необходимо для создания вашего царства. Вы вправе решать, какой рельеф местности будет на территории вашего царства; в каком месте прямоугольной плоскости будет располагаться суша, а где будет вода, и сколько этой воды вы захотите добавить".
После этого участники стали подходить и брать глину из ведра. Каждый это делал по-разному. Кто-то смело погружал руки в толщу материала, загребая большие куски, кто-то маленькими кусочками, кто-то боялся поначалу даже прикоснуться к влажной и "грязной" поверхности глины. Работали сначала индивидуально, создавая ландшафты. Когда глиняные ландшафты были созданы, ведущая сказала: "Представьте, что на ваши земли обрушилось стихийное бедствие: ураган, смерч, наводнение, засуха, землетрясение, падение метеорита. Как изменился ландшафт вашего царства? Что можно поправить? Как можно повести себя в сложившейся ситуации?".
Участники откликнулись на эту инструкцию по-разному. У многих случилось наводнение. В данной ситуации им помог сухой шамот, впитывающий излишки влаги ("волшебный песок"). Его можно раздавать, высыпая из руки ведущего в руки участника.
Ведущая продолжала: "И вот, после всех катаклизмов, земля начинает обрастать растениями. Возможно, там даже заводятся животные... На столах у каждого из вас лежат сухоцветы. Вы можете использовать их для высадки на территории создаваемых вами ландшафтов. Вы можете использовать также свои, найденные вами растения и предметы".
Участники занятия при этом перешли к внесению растений и дальнейшей организации среды своих ландшафтов. Ведущая далее сказала следующее: "Какие разные получились у нас земли! Чья же это земля? Кто будет править ею? Вылепите, пожалуйста, главного героя, правителя этой земли, дайте ему имя и расположите в подходящем для него месте".
Глина для героя раздавалась дополнительно. Она была в пластичном состоянии, не прилипала к рукам и не трескалась, чтобы из нее можно было лепить (что особенно важно для новичков, ни разу не работавших с этим материалом). Такая глина послушна, легко формуется, сохраняя при этом заданную ей форму.
После того, как участники вылепили фигуры героев – правителей своих царств-государств, ведущая сказала: "И вот решил правитель создать летопись своего царства, чтобы поделиться, рассказать о нем своим потомкам, а также другим правителям, которые периодически собираются все вместе для обсуждения важных мировых вопросов. Дайте название своему царству-государству и запишите от имени правителя историю царства. Назовите главные особенности этого царства: когда оно создано, кто его правитель, сколько лет правителю, и как его зовут, кто населяет государство, чем занимаются его жители, в каких отношениях они находятся друг с другом. Если хотите, можете поведать, как перенесло ваше царство катаклизмы и невзгоды, выпавшие на его долю, и как жители и правитель вели себя в сложившейся ситуации? Можно сделать историю в картинках, на ваше усмотрение. В вашем распоряжении бумага формата А4 (соразмерная с площадью прямоугольных емкостей), карандаши, фломастеры, краски, пластилин и пр".
Участники занятия перешли к созданию текстов-летописей и рисунков. Ведущая продолжала: "Итак, уважаемые государи, вы приглашаетесь на Всемирное собрание правителей всех земель!". При этом она предложила детям сдвинуть столы, чтобы сделать возможным сближение участников и их работ. Столы были накрыты единым полотнищем (или полотнищами без ярко выраженных границ). Участники, каждый со своим царством, подходили и размещали их на общем столе, решая, кто с кем граничит, и на каком расстоянии находятся друг от друга. Затем участники собирались вокруг общего стола.
Ведущая продолжала: "Глубокоуважаемые государи! Вы собрались здесь на Всемирный совет, чтобы по давней традиции "на других посмотреть, и себя показать", чтобы познакомиться, наконец, представить свои государства соседям и, возможно, наладить дипломатические связи и отношения. Просьба оказывать друг другу максимальное уважение и почтение, проявить ваше умение выслушать и задавать интересующие вопросы коллегам. У нас встреча на высшем уровне, и обращение друг к другу должно быть соответствующим!".
Она напомнила, что обращение участников друг к другу должно быть максимально дипломатичным, с точным указанием звания и имени правителя, к которому обращаются. После этого состоялась презентация царств правителями (рис. 1). Они рассказывали по очереди от имени правителя, задавали друг другу вопросы. По ходу происходило некоторое взаимодействие, даже обмен продуктами творчества.
После этого ведущая сказала: "Уважаемые правители! Благодарим вас за то, что вы поведали нам славную историю своих государств! Мы лучше узнали друг друга. И вам, как правителям, есть над чем поразмыслить. По окончании Совета есть ли предложения по изменению расположения царств относительно друг друга? Мы можем сделать это!".
Некоторые участники воспользовались этим предложением и переместили емкости с "землями" относительно друг друга на общем столе. В завершение занятия ведущая сказала: "Уважаемые государи! У нас был сегодня сложный день. Каждый из вас создал свое царство и от имени правителя рассказал нам свою историю. Ваши земли останутся в том положении, какое занимают на данный момент, до нашей следующей встречи. Какие есть пожелания? Поделитесь своими впечатлениями от третьего лица. Что вашему правителю понравилось и что показалось сложным?".
Участники делились впечатлениями, постепенно выходя из роли правителей и возвращаясь к комментированию впечатлений от своего лица.