статья
    Цвет в детских рисунках
    Взаимодействие с детьми — это соприкосновение с совершенно иным миром. И у жителей этого мира есть свое, уникальное (!), чувствование жизни. В чем-то оно менее рациональное, в чем-то — более.
    Все мы когда-то были детьми. Помните, каково это? Когда каждый день — фейерверк событий, буря эмоций: любопытство, внезапная радость или печаль, огорчения, обиды, восторг и удивление?

    Внутренний мир ребенка ежедневно вмещает в себя огромное количество переживаний. Но не всегда дети готовы и могут найти для их выражения подходящие слова. А вот выражать свои мысли и чувства через творчество они готовы с удовольствием!

    Для арт-терапевта рисунок ребенка — это приглашение к контакту, вовлечение в коммуникацию. А вместе с тем — ценнейший источник информации о содержании эмоционального состояния маленького Автора. В творчестве как взрослого, так и ребенка, цвет — одна из важнейших составляющих рисунка. Цвет наполняет образ эмоциями и чувствами. Это инструмент для передачи состояния. Он часто используется неосознанно, тем более если создатель — ребенок.

    С одной стороны (1), цвет сам по себе оказывает сильное влияние на психическую активность и восприятие окружающего мира (например, желтый может использоваться для улучшения настроения, создания теплых и приятных впечатлений). И такое влияние цвета часто универсально как для детей, так и для взрослых.

    С другой стороны (2), выбор различных цветов взаимосвязан с личностными особенностями. Например, более открытая, коммуникабельная личность скорее отдаст предпочтение ярким, сочным краскам. Однако! Современная арт-терапия НЕ интерпретирует цвета так однозначно. С чем это связано — расскажем ниже. А пока обратим ваше внимание на важную мысль: нужно быть крайне внимательным и осторожным при трактовке цвета в рисунках (в детских — особенно!).

    Итак, почему же стоит исходить из индивидуального, уникального восприятия цвета разными детьми? Не обобщать! Ведь вполне может оказаться, что, допустим, черное солнце на рисунке одного ребенка будет означать упадок сил и тоску, в то время как другой ребенок в такой же рисунок вложит чувства любви и нежности.
    Это связано с тем, что сейчас дети растут в мире, в котором нет однозначных ассоциаций эмоций с конкретными цветами. Мир сказок и мультиков наполнен выдуманными существами. Поэтому в реальности ребенка существуют добрые голубые кролики, красные утки-злодеи и фиолетовые храбрые принцессы. Иначе говоря, дети могут ассоциировать характер и эмоции персонажа с определенным цветом, в то время как связь цветов с их базовыми характеристиками теряется.

    А с точки зрения психологии, отсутствие однозначности в интерпретации цветов в детских рисунках можно объяснить следующим образом. С 3-х до 14-15-ти лет личность ребенка еще только формируется, подвергаясь постоянным трансформациям. В связи с чем возникает сложность в переносе знаний, существующих в цветотерапии, на работу с детьми этих возрастов.

    Поэтому арт-терапевту важно понять индивидуальное восприятие цветов каждым конкретным ребенком. Сделать это можно, составив представление, какие ассоциации и чувства вызывает у ребенка определенный цвет. Или с каким цветом ребенок ассоциирует какую-либо эмоцию. И уже в соответствии с этими представлениями интерпретировать его работу.

    И, конечно, самое главное – прежде чем делать окончательные выводы о значении цвета в рисунке, стоит спрашивать у самого ребенка: "Почему в этот раз ты нарисовал именно так?". Иногда ответ может вас удивить. ;)
    Вам понравилась статья?
    "Арт-терапия для детей и подростков" с 29 августа
    2-месячный онлайн курс (на 24/40 ак/ч)
    На курсе (помимо прочих навыков!) вы на примерах детских рисунков рассмотрите значение цветов, проанализируете реальные кейсы из практики и научитесь уникальному, объемному видению цвета в детском творчестве. ;)

    Подробнее о курсе >>