Все мы когда-то были детьми. Помните, каково это? Когда каждый день — фейерверк событий, буря эмоций: любопытство, внезапная радость или печаль, огорчения, обиды, восторг и удивление?
Внутренний мир ребенка ежедневно вмещает в себя огромное количество переживаний. Но не всегда дети готовы и могут найти для их выражения подходящие слова. А вот выражать свои мысли и чувства через творчество они готовы с удовольствием!
Для арт-терапевта рисунок ребенка — это приглашение к контакту, вовлечение в коммуникацию. А вместе с тем — ценнейший источник информации о содержании эмоционального состояния маленького Автора. В творчестве как взрослого, так и ребенка, цвет — одна из важнейших составляющих рисунка. Цвет наполняет образ эмоциями и чувствами. Это инструмент для передачи состояния. Он часто используется неосознанно, тем более если создатель — ребенок.
С одной стороны (1), цвет сам по себе оказывает сильное влияние на психическую активность и восприятие окружающего мира (например, желтый может использоваться для улучшения настроения, создания теплых и приятных впечатлений). И такое влияние цвета часто универсально как для детей, так и для взрослых.
С другой стороны (2), выбор различных цветов взаимосвязан с личностными особенностями. Например, более открытая, коммуникабельная личность скорее отдаст предпочтение ярким, сочным краскам. Однако! Современная арт-терапия НЕ интерпретирует цвета так однозначно. С чем это связано — расскажем ниже. А пока обратим ваше внимание на важную мысль: нужно быть крайне внимательным и осторожным при трактовке цвета в рисунках (в детских — особенно!).
Итак, почему же стоит исходить из индивидуального, уникального восприятия цвета разными детьми? Не обобщать! Ведь вполне может оказаться, что, допустим, черное солнце на рисунке одного ребенка будет означать упадок сил и тоску, в то время как другой ребенок в такой же рисунок вложит чувства любви и нежности.