статья
    Нужно ли арт-терапевту иметь способности к творчеству?
    "Я совсем не творческий человек, не тяжело ли мне будет учиться на арт-терапевта?", — вопросы такого характера нам часто задают новички. Попробуем ответить на него в этой статье.
    Чтобы вы поняли саму идею арт-терапии, начнем с двух моментов: первый — "с чего началась арт-терапия?", второй — "что такое арт-терапия?".

    Итак, основателем метода по праву считают художника Адриана Хилла. В 1938 году он лечился от туберкулеза на курорте Мидхерст в Великобритании. Параллельно с основным лечением рисовал окружающие пейзажи, выздоравливал быстрее всех и крайне удивлял врачей. В следующий раз в Мидхерст его пригласили уже в качестве преподавателя — заниматься живописью с пациентами (в том числе с солдатами, вернувшимися с войны вместе с посттравматическим синдромом). По итогу работы, в 1942-ом, Хилл объявил об открытии нового успешного метода лечения, а в 1945-ом опубликовал книгу "Искусство против болезней".

    Кроме художников, о целебных возможностях творчества говорили и психиатры (Тардье Амбраз, Макс Симон), и психоаналитики (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Маргарет Наумбург). Без них об арт-терапии бы сейчас говорили, как о "терапии занятостью".
    Словом, суть арт-терапии — в бережном исцелении посредством различных творческих практик, которые дают человеку возможность разобраться в своих чувствах и мыслях, чтобы изменить жизнь к лучшему.
    Она позволяет невербальным структурам мозга "высказаться" в обход вербальных, тем самым несколько выигрывая у классического подхода (когда клиент приходит к психологу, садится на кушетку и начинает говорить). В данном случае у него не возникает внутреннего протеста, ведь для творчества слов не нужно, а терапевтический процесс проходит мягко, без ретравматизации.

    Мягко и без ретравматизации — ключевой момент. Объясним, почему.

    Во время сеанса между клиентом и его чувствами включается так называемый "механизм дистанцирования". Допустим, арт-терапевт предлагает "нарисовать своей гнев", и когда клиент его рисует, он словно извлекает его из себя, придавая ему форму, позволяя взглянуть на него со стороны. В результате разобраться в волнующей ситуации становится куда легче, а сам рисунок становится своеобразным контейнером (для негативных эмоций) или амулетом (для позитивных).
    То есть, арт-терапия — это не про рисование. Вернее, про рисование, но не ради рисования. Немного статистики: 75% наших учеников — психологи (расширяют диапазон возможностей), 20% — художники, педагоги и коучи (желают внести в работу терапевтические смыслы или освоить новую профессию), 5% изучают арт-терапию для личных целей (почему бы и да?).

    Поэтому на вопрос ответим следующим образом: испытывать симпатию к творчеству рекомендуется, однако специального художественного образования не требуется.

    Допустим, вы десять лет работали учителем младших классов и вдруг поняли, что вам этого мало (мало смыслов, мало денег, мало перспектив), хочется от карьеры чего-то большего — не с чистого листа, так в рамках компетенций. Но куда? Почему бы параллельно не выучиться на арт-терапевта? К примеру, одна из наших учениц, Светлана Банчукова, открыла собственную творческую студию "Умный кот" для детей. Уже во время обучения, заметьте. Говорит, арт-терапия показала ей новые горизонты.
    Что же требуется знать арт-терапевту? Арт-терапевту требуется знать свойства (1) различных материалов, используемых на сессиях, и их терапевтическое значение (2):

    • в каких случаях, в частности, использовать акварель, а в каких — гуашь;
    • чем полезны техники коллажирования на ранних этапах терапии;
    • почему для коррекции агрессии лучше применять объемные материалы вроде пластилина, для раскрытия эмоций — краски, а для их контроля — карандаши.
    Обратите внимание: даже кисточки для красок (круглые, плоские, мягкие, жесткие, очень тонкие или большого размера) несут определенный психологический смысл и работают с разными клиентскими запросами.

    Задача арт-терапевта — в зависимости от проблематики выбрать подходящий способ взаимодействия с клиентом. Имеются в виду не только рисунки, конечно: песок, глина, коллажирование, эко-, фото-, сказка- и драматерапия, телесно-ориентированные практики — в арт-терапии много хороших направлений.

    Собственно, этому мы и учим в нашей школе. Видеть в творчестве нечто большее, чем просто творчество. Причем посредством личного опыта — напомним: любую арт-терапевтическую практику вы пропускаете через себя, тем самым понимая, как это вообще работает.
    Вам понравилась статья?
    Профессионально обучаем арт-терапии
    10823 человека уже прошли обучение в нашей школе!
    • Более 40 учебных программ;
    • Студенты из 35 стран мира;
    • ТОП-20 преподавателей из России, Великобритании, США, Германии, Израиля, Финляндии;
    • Есть рассрочка;
    • Выдаем сертификаты и удостоверения.
    Подробнее о курсах >>