диагностическая техника
детская и семейная арт-терапия
    Семейное задание Хелен Ландгартен
    Среди ее достижений — разработка арт-терапевтических диагностических техник: внешне они напоминают игру, однако обеспечивают всестороннюю оценку взаимоотношений и поведения членов семьи. Мы рассмотрим одну из них — невербальную.

    Для ее выполнения потребуются: фломастеры, мелки, краски (на выбор), ватман А1, вода по необходимости.
    Во-первых, начнем с того, что в психологической работе с семьей, детьми и детско-родительскими отношениями методы арт-терапии работают эффективнее прочих методов. Почему? Потому что рисовать, клеить или лепить куда комфортнее, чем подбирать слова (а не скажу ли я лишнего? А не посчитают ли меня странным? И вообще я сам не понимаю, в чем моя проблема! А если не понимаю, как могу ее озвучить?). В процессе же творчества руки рисуют сами, воссоздавая внутренние образы на бумаге.

    Как шутят художники: в любой непонятной ситуации рисуй. И это имеет смысл.

    А еще: в случаях, когда запросом выступает "конфликт" и терапия проходит в группе, важно, чтобы атмосфера на сессии царила максимально расслабленная и доверительная. Совместным творчеством этого добиться проще всего. Есть замечательная фраза: наши травмы — от отношений с людьми, но именно они нас и лечат.

    Во-вторых, давайте представим историю. К психологу (арт-терапевту или психотерапевту) пришла на консультацию семейная пара, которую очень беспокоит ухудшающиеся отношения с дочерью-подростком. Она совсем перестала слушаться, все свободное время проводит в гаджетах, учиться не хочет, помогать по дому тоже не хочет.

    То есть, существует некоторый конфликт и недопонимание внутри семьи. Для начала работы и разработки "плана вмешательства", специалисту необходимо понять его причину. Что именно происходит с девочкой в тот момент, когда она поглощена смартфоном? Это вариант досуга, уход от раздражающей реальности или поиск поддержки в онлайн-сообществе? А что именно способствовало подобному выбору справляться с переживаниями — сильный контроль со стороны матери, разобщенность членов семьи, отсутствие поддерживающей атмосферы? В построении рабочих гипотез и выявлении ведущих форм конфликта нам и поможет диагностическая процедура, предложенная Хелен Ландгартен.
    СУТЬ ЗАДАНИЯ:
    Итак, членам семьи предлагается нарисовать совместную картину без словесного контакта (общение — посредством жестов и знаков). На какую тему — неважно. Любую. Важно, ЧТО они в итоге нарисуют совместными усилиями и КАК при этом станут договариваться.

    Каждому участнику разрешается выбрать только один цвет (мелка, карандаша, красок), который он будет использовать на протяжении всего творческого процесса. Этим цветом больше никто пользоваться не может.

    После того, как работа закончена, ей необходимо дать название, далее — представить и поделиться эмоциями, мыслями и впечатлениями.

    Подчеркнем: фокус арт-терапевта — на процессе. Ведь в совместном творчестве обязательно проявятся устойчивые формы поведения и "коммуникации" внутри семьи: кто выступает инициатором, все ли мнения учитываются и есть ли дискомфорт от группового творчества (а главное, как они с ним справляются?).
    ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА:
    • В каком порядке приступили к рисованию члены семьи? Кто был первым?
    • Чьи идеи находили поддержку больше, чьи — меньше, а чьи — не находили вовсе?
    • Какова была степень вовлеченности у каждого члена?
    • Кто работал на ограниченном пространстве общего рисунка, а кто вторгался на чужую территорию?
    • Кто пытался "вытеснить" других (например, рисуя поверх их рисунков)?
    • Кто стремился помочь другим и кто избегал контактов?
    • Работали ли члены семьи по очереди или одновременно, формировали ли "коалиции"?
    • Если в процессе работы происходили изменения общего характера, чья это была инициатива?
    • Где располагаются изображения каждого члена (в центре ватмана, в углах, по всему пространству)?
    • Сколько места занимают изображения каждого члена?
    • Каково их символическое значение?
    • Кто проявлял независимость, а кто был зависим?
    • Кто проявлял инициативу и кто следовал за инициативой?
    • Возникали ли в процессе работы конфликты? Если да, как они решались?
    • Какие эмоции проявлялись в процессе рисования?
    • Какой характер носило взаимодействие членов семьи: хаотичный или организованный?
    "Детская и семейная арт-терапия" с 30 мая
    Онлайн-курс (на 36/72 ак/ч)
    Когда обычная терапия вроде разговора не справляется с детьми (она их сковывает и напрягает), на помощь приходит арт-терапия, позволяя выражать эмоции на более понятном им языке.

    Подробнее о курсе >>