Во-первых, начнем с того, что в психологической работе с семьей, детьми и детско-родительскими отношениями методы арт-терапии работают эффективнее прочих методов. Почему? Потому что рисовать, клеить или лепить куда комфортнее, чем подбирать слова (а не скажу ли я лишнего? А не посчитают ли меня странным? И вообще я сам не понимаю, в чем моя проблема! А если не понимаю, как могу ее озвучить?). В процессе же творчества руки рисуют сами, воссоздавая внутренние образы на бумаге.
Как шутят художники: в любой непонятной ситуации рисуй. И это имеет смысл.
А еще: в случаях, когда запросом выступает "конфликт" и терапия проходит в группе, важно, чтобы атмосфера на сессии царила максимально расслабленная и доверительная. Совместным творчеством этого добиться проще всего. Есть замечательная фраза: наши травмы — от отношений с людьми, но именно они нас и лечат.
Во-вторых, давайте представим историю. К психологу (арт-терапевту или психотерапевту) пришла на консультацию семейная пара, которую очень беспокоит ухудшающиеся отношения с дочерью-подростком. Она совсем перестала слушаться, все свободное время проводит в гаджетах, учиться не хочет, помогать по дому тоже не хочет.
То есть, существует некоторый конфликт и недопонимание внутри семьи. Для начала работы и разработки "плана вмешательства", специалисту необходимо понять его причину. Что именно происходит с девочкой в тот момент, когда она поглощена смартфоном? Это вариант досуга, уход от раздражающей реальности или поиск поддержки в онлайн-сообществе? А что именно способствовало подобному выбору справляться с переживаниями — сильный контроль со стороны матери, разобщенность членов семьи, отсутствие поддерживающей атмосферы? В построении рабочих гипотез и выявлении ведущих форм конфликта нам и поможет диагностическая процедура, предложенная Хелен Ландгартен.