статья НАТАЛЬИ ТАЛАНОВОЙ
    О значении творчества в работе с детьми с ОВЗ
    Последние годы всё больше внимания уделяется вопросам интеграции детей с особыми потребностями здоровья в обычную среду. Об этом всё чаще говорят в СМИ, в школах создаются условия для совместного обучения. Проводятся мероприятия по включению детей школьного возраста в детское общество, но если говорить о дошкольниках с особыми потребностями, то здесь ситуация сложнее.
    И у родителей, и у педагогов, и у психологов вопросов пока больше чем ответов. Насколько полезным окажется соседство ребят с сохранными функциями организма с детками, имеющими нарушения в развитии? Как оно будет сказываться на формировании характера и усвоении знаний? Взгляды противоречивы и пока нет единого мнения на этот счёт.

    Каждый проект, который реализует инклюзивный опыт, является, по сути, экспериментальным. Мы с коллегами тоже решили попробовать внести свой вклад в решение данного вопроса. И в этой статье я хочу поделиться с вами историями 2-ух наших деток из нашего центра (Дани и Алихана) и том, какое значение в их развитии сыграло творчество.
    ИСТОРИЯ ДАНИ
    Маленький Даня за свои пять лет перенес три сложнейшие операции на сердце. Несмотря на заболевание мальчуган шустрый, неугомонный. С нами он с самого начала и уже многому научился. Одно мы никак не могли преодолеть: Даня напрочь игнорировал музыкальные занятия. Все праздники мальчишка просидел на руках у бабушки, а при любой попытке включить его хоть в какую-то общую беготню — с криком убегал прочь. Мы испробовали все методы, какие только знали, и какие позволяла воплотить наша фантазия. Но казалось, что эта область просто недоступна для Данилки. И, в общем-то, мы уже смирились, что здесь невозможно что-то сделать. И чтобы не нервировать лишний раз, решили, наконец, от него отстать с уговорами и попытками включений. И каково же было удивление, когда именно за компанию с друзьями Данила стал появляться в хороводах, участвовать в музыкальных играх и повторять элементарные движения! На праздник его как-то и не планировали в качестве артиста, но он решил включиться сам — заигравшись с друзьями, абсолютно спокойно вышел на сцену, причём занял именно своё место, в точности выполнил все танцевальные движения, при этом ещё и улыбался! После танца, видимо, он осознал, что сделал и по привычке со слезами пошел искать бабушку. Однако всё же любопытство одержало победу: буквально минут через десять Даня с удовольствием участвовал во всех играх и конкурсах. Вот так Даня стал главным артистом нашего театра!

    На сцене каждому ребенку есть место. И задача не в том, чтобы все складно и правильно выполняли движения и играли свою роль. Главное, что каждый может реализовать свои возможности. У детей количество возможностей разное, но они обязательно есть. И задача любых творческих занятий — показать ту "дверь", через которую малыш может проявить себя, свой внутренний мир и то, чему он уже научился. Когда смотришь на выступающих детей, трудно различить, к какой группе относится каждый из них. Маленькие артисты с нарушениями движений играют свои главные роли, находясь в центре хоровода, вместе со всеми участвуя в общем празднике. А радости так много, что хватает на всех.

    Сложнее было организовать детей на занятиях, где требуются ответы и выполнения заданий с раздаточным материалом. Главная задача состояла в том, чтобы обеспечить полноценное участие каждого. В группе находились ребята с разным интеллектуальным потенциалом и различными речевыми возможностями. Педагогика, главным образом, направлена на то, чтобы научить воспитанников чему- то, наполнить новыми знаниями и развить определенные навыки. Но как понять, усвоил ли ребенок что-то, если по состоянию здоровья он вынужден молчать?

    За время работы с такими детьми очень часто наблюдалась низкая познавательная активность, отсутствие интереса к новой информации и недостаточное внимание к процессу обучения. Очень часто попытка научить такого ребенка чему-то новому вызывала его резкий протест и заканчивалась неудачей. Необходимо было продумать не только то, как заинтересовать детей в получении нового опыта, но и то, каким образом выражать уже имеющийся. А он ведь, несомненно, был у каждого, и в своём объеме. Тогда и пришло решение обеспечить отдачу через процесс творчества. Детям предлагалось не только изучать цвета или формы, но и выразить полученные знания через рисование, аппликацию и лепку. В этом процессе ребенок работал всегда совместно со взрослым. Но ведь это и есть взаимодействие, общение и обмен эмоциями! Важность творчества в работе с особыми детьми невозможно переоценить. Это и способ реализации полученных знаний, и связующий процесс общения. В процессе изготовления различных поделок дети учатся практически применять теоретические знания. Глядя на поделки с прошлых занятий, ребятам легче вспомнить пройденный материал и логически связать его с новой информацией. С огромным удовольствием дети показывают плод своего труда тем, кто находится рядом с ним.

    Они как будто говорят: "Посмотри, это я сделал. Я могу это делать, и я жду твоего восхищения результатами моего труда!". Изобилие положительных эмоций способствует тому, что ребенок хочет пережить их вновь и вновь. А значит, появляется потребность в действии и новых достижениях, в новом опыте.
    ИСТОРИЯ АЛИХАНА
    Маленький Алихан уже много что понимает. К трем годам он овладел основными игровыми действиями, с интересом решал логические загадки с использованием изображений, узнавал и показывал цифры и даже пробовал решать математические задачи. Однако любое, даже самое простое действие давалось ему с большим трудом. Из-за ДЦП у мальчика нарушены движения рук, поэтому основные игровые действия он привык делать ногами. На занятиях мы уделяли время развитию движений рук, но основное количество заданий он выполнял привычным способом. Для творческой реализации подбирались аппликации, где Алихан самостоятельно располагал и приклеивал детали к основе.

    Однажды я не успела заранее сделать необходимые бумажные заготовки и принялась вырезать на самом занятии. Алихан — мальчик очень активный. И, проявляя свое нетерпение, он принялся толкать меня ногами, давая понять, что нужно бы побыстрее работать. Потом он усиленно стал выбивать из рук ножницы. Вначале мы с родителями подумали, что это просто его баловство, но затем стали замечать, что интерес его направлен именно к ножницам. Недолго думая, мы надели детские ножницы на его маленькие пальчики на ногах. Каково же было удивление, когда Алихан стал с большим энтузиазмом разрезать бумагу, а я, поворачивая заготовку и подставляя нужные уголки, получила нужную для работы деталь.

    Для родителей это было также большой неожиданностью, так как ножницы он взял впервые своей жизни. Весь процесс моментально был заснят на камеру и стал практически исторически переломным моментом. С тех пор мы поняли, что Алихан ногами может сделать всё то, что обычные дети делают руками. Мы вместе стали учиться вырезать, рисовать и писать. Сейчас ему уже пять лет. И он великолепно играет на планшете, пишет и решает задачи. Вот так благодаря творчеству у детей с особыми потребностями можно заметить особые возможности!
    Эксперимент дал нам, специалистам, ценный опыт, родителям — надежду, а ребятам — целый год обычного счастливого детства. И подобных историй успеха можно перечислить еще много!
    Вам понравились истории?
    Профессионально обучаем арт-терапии
    10823 человека уже прошли обучение в нашей школе!
    • Более 40 учебных программ;
    • Студенты из 35 стран мира;
    • ТОП-20 преподавателей из России, Великобритании, США, Германии, Израиля, Финляндии;
    • Есть рассрочка;
    • Выдаем сертификаты и удостоверения.
    Подробнее о курсах >>