Маленький Даня за свои пять лет перенес три сложнейшие операции на сердце. Несмотря на заболевание мальчуган шустрый, неугомонный. С нами он с самого начала и уже многому научился. Одно мы никак не могли преодолеть: Даня напрочь игнорировал музыкальные занятия. Все праздники мальчишка просидел на руках у бабушки, а при любой попытке включить его хоть в какую-то общую беготню — с криком убегал прочь. Мы испробовали все методы, какие только знали, и какие позволяла воплотить наша фантазия. Но казалось, что эта область просто недоступна для Данилки. И, в общем-то, мы уже смирились, что здесь невозможно что-то сделать. И чтобы не нервировать лишний раз, решили, наконец, от него отстать с уговорами и попытками включений. И каково же было удивление, когда именно за компанию с друзьями Данила стал появляться в хороводах, участвовать в музыкальных играх и повторять элементарные движения! На праздник его как-то и не планировали в качестве артиста, но он решил включиться сам — заигравшись с друзьями, абсолютно спокойно вышел на сцену, причём занял именно своё место, в точности выполнил все танцевальные движения, при этом ещё и улыбался! После танца, видимо, он осознал, что сделал и по привычке со слезами пошел искать бабушку. Однако всё же любопытство одержало победу: буквально минут через десять Даня с удовольствием участвовал во всех играх и конкурсах. Вот так Даня стал главным артистом нашего театра!
На сцене каждому ребенку есть место. И задача не в том, чтобы все складно и правильно выполняли движения и играли свою роль. Главное, что каждый может реализовать свои возможности. У детей количество возможностей разное, но они обязательно есть. И задача любых творческих занятий — показать ту "дверь", через которую малыш может проявить себя, свой внутренний мир и то, чему он уже научился. Когда смотришь на выступающих детей, трудно различить, к какой группе относится каждый из них. Маленькие артисты с нарушениями движений играют свои главные роли, находясь в центре хоровода, вместе со всеми участвуя в общем празднике. А радости так много, что хватает на всех.
Сложнее было организовать детей на занятиях, где требуются ответы и выполнения заданий с раздаточным материалом. Главная задача состояла в том, чтобы обеспечить полноценное участие каждого. В группе находились ребята с разным интеллектуальным потенциалом и различными речевыми возможностями. Педагогика, главным образом, направлена на то, чтобы научить воспитанников чему- то, наполнить новыми знаниями и развить определенные навыки. Но как понять, усвоил ли ребенок что-то, если по состоянию здоровья он вынужден молчать?
За время работы с такими детьми очень часто наблюдалась низкая познавательная активность, отсутствие интереса к новой информации и недостаточное внимание к процессу обучения. Очень часто попытка научить такого ребенка чему-то новому вызывала его резкий протест и заканчивалась неудачей. Необходимо было продумать не только то, как заинтересовать детей в получении нового опыта, но и то, каким образом выражать уже имеющийся. А он ведь, несомненно, был у каждого, и в своём объеме. Тогда и пришло решение обеспечить отдачу через процесс творчества. Детям предлагалось не только изучать цвета или формы, но и выразить полученные знания через рисование, аппликацию и лепку. В этом процессе ребенок работал всегда совместно со взрослым. Но ведь это и есть взаимодействие, общение и обмен эмоциями! Важность творчества в работе с особыми детьми невозможно переоценить. Это и способ реализации полученных знаний, и связующий процесс общения. В процессе изготовления различных поделок дети учатся практически применять теоретические знания. Глядя на поделки с прошлых занятий, ребятам легче вспомнить пройденный материал и логически связать его с новой информацией. С огромным удовольствием дети показывают плод своего труда тем, кто находится рядом с ним.
Они как будто говорят: "Посмотри, это я сделал. Я могу это делать, и я жду твоего восхищения результатами моего труда!". Изобилие положительных эмоций способствует тому, что ребенок хочет пережить их вновь и вновь. А значит, появляется потребность в действии и новых достижениях, в новом опыте.