статья
Мой путь в арт-терапии: как творчество стало инструментом для глубокой работы с людьми
Привет! Меня зовут Жанна Сорокина, и я хочу рассказать о своём пути в арт-терапии — как я пришла к этому направлению, чему научилась и как применяю полученные знания в своей практике.

Как я пришла в арт-терапию?
Я всегда интересовалась методами глубинной работы с людьми. Будучи кандидатом психологических наук, доцентом, психологом и арт-терапевтом, а также консультантом по управленческому консалтингу, я искала способы сделать терапевтический процесс ещё более эффективным.
В какой-то момент я поняла, что искусство — это неотъемлемая часть моей личности, и мне хотелось включить его в свою профессиональную практику.
Я начала изучать арт-терапию и нашла Международную школу арт-терапии, которая полностью соответствовала моим ценностям. Здесь я получила системное образование, структурировала знания и смогла разработать собственные методы работы.

Что дало мне обучение?
За 7 месяцев обучения на курсе «Профессия: арт-терапевт» под руководством Натальи Назаровой я не просто изучила метод, а создала конкретные арт-терапевтические продукты:
🎨 Разработала два терапевтических календаря (2024 и 2025), в которых сочетаются инструменты психологической практики, стихотворения и рисунки.
🖼 Создала техники работы с эмоциональными состояниями – «Калейдоскоп» и метафорические карты «Тень на плетень». Теперь у меня есть четыре варианта их применения в практике.
🎤 Выступила на конференции с мастерской «Калейдоскоп», где представила 10 практических инструментов для современного арт-терапевта.
📚 Написала книгу «Этапы освоения профессии психолога» в серии «Психологические практики российского образования».
Этот опыт помог мне не только освоить арт-терапию, но и активно применять её в своей профессиональной деятельности.

Какие сложности я встретила?
Конечно, обучение было насыщенным, и мне пришлось искать баланс. Самой сложной задачей было удерживать фокус на учебных днях.
Чтобы не пропускать занятия, я:
✔ Оповестила коллег и близких о времени учёбы и установила часы тишины.
✔ Всегда выполняла домашние задания сразу после занятий.
✔ Начала применять изученное на практике с клиентами.
✔ Заранее знакомилась со списком необходимых материалов, чтобы подготовиться к каждому занятию.

Как я использую арт-терапию в своей практике?
Арт-терапия отлично сочетается с разными подходами. В моей работе она стала мощным дополнением к нейролингвистическому программированию (НЛП), а также к программам по управленческому консалтингу.
Сейчас я продолжаю использовать элементы арт-терапии в обучающих проектах для людей из разных сфер деятельности. Мне интересно, как изображение и символы могут помочь клиентам решать свои ситуации оптимальным для них образом.

Что дальше?
📌 Учиться рисовать быстро и точно, чтобы моментально фиксировать важные образы из речи клиента и помогать ему видеть изменения в своей «картине мира».
📌 Продолжать применять арт-терапию в обучающих программах и находить новые способы интеграции.
📌 Принимать участие в мероприятиях Международной школы арт-терапии.
Было ли вам полезно?