Май 2023
26 международная арт-терапевтическая конференция
    Виртуальная выставка: "Искусство во времена глобальных вызовов"
    Выставка объединяет работы представителей арт-терапевтического сообщества, созданные в течение 2022/23 годов — произведения изобразительного искусства (включая графику, живопись, объекты, пластические формы, скульптура, фотография), а также мультимедийные презентации, поэзию, музыкальные выступления и др.
    В текущей ситуации серьезных испытаний, связанной с напряженной геополитической, социальной обстановкой, каждый из нас стремится адаптироваться к ней и найти силы для ее конструктивного разрешения. Обращение к искусству и творчеству – это тот способ личностной адаптации, который характерен для нашего арт-терапевтического сообщества, позволяет найти путь к взаимопониманию, поддержать веру в возможность сохранения мира и человека. Мы помогаем себе и другим справляться с жизненными испытаниями и недугами, обращаясь к ЦЕЛИТЕЛЬНОМУ потенциалу духовной культуры.

    Благодаря организации такой выставки, мы можем поддержать и обогатить друг друга, утвердить творческое отношение к жизни, берущее свое начало в нашей духовной сущности, связанное с заботой о мире, в котором мы живем, способностью видеть и сохранять красоту.

    1
    • Олег Богачев
      Заведующий отделением медико-социальной реабилитации ГКУЗ "Ленинградский Центр СПИД" (Санкт-Петербург), клинический психолог, член совета "Арт-терапевтической ассоциации"
      Триптих "Звезда. Взгляд. Рождение" навеян стихотворением Иосифа Бродского "Рождественская звезда", Рождеством Христовым и глобальными сдвигами в мироустройстве с началом специальной военной операции.

      Рисунки, стихи и монтаж мои, музыка Харольда Бадда.

    2
    • Алена Козар
      Психолог, преподаватель психологии, член "Российской арт-терапевтической ассоциации!, действительный член ОППЛ (Санкт-Петербург)
      "Синяя мандала" 30х30 см, холст, акрил, акриловая паста.

    3
    • Елена Комарова
      Художник, представитель академической школы живописи, арт-терапевт (Москва)
      В период потрясений для меня точкой опоры остаются старые мастера. Написала несколько картин по старой технологии – с рельефом и золотом. Старые мастера использовали золото не как цвет, а как свет. Поддержала теплой цветовой гаммой – красным марсом, сиеной жженой. А сюжеты нашлись современные.
    "Холмы". Темпера, 60х60см
    Пейзаж объединяет в едином эмоциональном фокусе проживание трех различных планов, перетекающих друг в друга. Один – взгляд с космической парящей высоты вдоль бесконечных плавных холмов, уходящих к горизонту в нереальной пудрoвой мягкости оттенков меди. Второй – как воспоминание символов земной красоты с уютным белостенным домом, без затей и излишеств, неотделимо связанным с прозрачно-ажурными пенными цветущими деревьями. Третий план – проявленный и условный одновременно. Это покрывало земли как мягкое основание сущего, из которого вырастает вся композиция. Древний узор земного покрывала на исходном плане читается близко, словно через наведенное увеличительное стекло, он соткан из былинок, соринок, травинок, отливает золотом выпуклого парчового принта, дает ощущение рельефности восточной ткани, память о котором хранится на кончиках пальцев.
    "Реинкарнация". Темпера, 60х60 см
    В марсианской дымке нереального мы наблюдаем момент проявления новой человеческой формы, полный надежды и драматизма. Когда новое тело текучей формы даже еще не заполнено и не выполнено, но уже читается красота линий. Когда отсутствует твердость телесного каркаса и нет различий пола, а общий абрис позы отсылает к форме яйца. Но уже есть на теле едва заметные и неизбежные печати, узор будущей судьбы. Нулевая позиция. Идет проявление высшей воли, акт присуждения к рождению и проявлению.

    На заднем плане то, что осталось от прежнего воплощения. В полном контрасте с новой формой периметр куба с острыми углами и жесткими застывшими границами изжитой формы. Понятное, четкое, неинтересное, завершенное, свершившееся. Новая сущность жизни затмевает его, она масштабней, плотнее, она вовлекает зрителя в сотворчество разгадывания – кем может проявиться, в чем замысел?

    Точно оброненные, на переднем плане часы скрестили время финала старого и старта нового воплощений. Округлые по форме, конкретные по содержанию, вечные в своем кругообороте.

    4
    • Оксана Пургина
      Психолог, специалист в сфере арт-терапии, художник. Работает с зависимыми от ПАВ и созависимыми. Имеет также опыт работы с подростками и беременными женщинами (Рязань)
      "Васильки" 50/50 см и 60/40 см, холст, масло, мастихин.

      Обе работы одинакового формата, созданы в одной технике летом 2022 года в Рязанской области, селе Казарь.

      Природа и занятия живописью творчество спасают и поддерживают меня в трудные времена, помогают обрести веру и надежду на лучшее.

    5
    • Александр Копытин
      Доктор медицинских наук, проф. кафедры психологии СПбАППО, председатель "Арт-терапевтической ассоциации", учредитель и исполнительный редактор сетевого научного издания "Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика"
      Аудио-стихотворение "У зеленой реки".

    6
    • Анастасия Бренинг
      Практический психолог, арт-терапевт, ассоциированный член "Российской арт-терапевтической ассоциации" (Тольятти, Самарская область)
      Эти 2 фотографии ("Лучики радости" и "Дающая силы надежда") были сделаны в марте 2023 года в окрестностях замка "Гарибальди" в с. Хрящевка Самарской области. В ситуации, где долгое время главенствует страх, важно не потерять надежду, которая питает, поддерживает и придает силы. Она становится той опорой внутри, благодаря которой можно увереннее двигаться по жизненному пути. И уже не так страшно…

      Среди тяжелых декораций, созданий рук человеческих, проливается нежный и еще не столь сильный свет весны. Так и в жизни: в каждой мрачной полосе есть место светлым ноткам.

    7
    • Юлия Блохина
      Методист, арт-педагог, ассоциированный член" Арт-терапевтической ассоциации", методист, арт-педагог, обучаюсь в магистратуре по психологии (Рязань)
      "Гало над городом"

      Себе позволю творить неправильно,
      отринуть то, что уже не дорого...
      Сегодня по небу летали ангелы,
      гало растягивая над городом...
      Ловили линзами солнца лучики,
      чтоб всем хватило тепла искристого,
      а люди взоры о землю плющили,
      к местам рабочим спешили истово...
      Небесный свод хрусталями выложен,
      слепят величьем чертоги горние...
      Душа кричала: "Да оглянитесь же!
      Цветёт на небе фантасмагория!"
      Пускай недолго гало над городом
      сияло утренне-вешней магией,
      но мне подумалось: как же здорово,
      что небо есть
      , и летают ангелы!
    Далее работы Юлии:

    1) "Музыкант" (авторская кукла, запекаемая пластика, текстиль, фурнитура, картон, проволока, зубочистка (смычок), высота 35 см);
    2) "Космос" (акриловые краски, холст на раме 40х50см, техника "флюид-арт");
    3) "Гало над городом" (фотография).

    8
    • Игорь Бурганов
      Член-корреспондент "Российской академии художеств", заслуженный художник РФ, профессор, кандидат искусствоведения, лауреат премии Москвы, почетный член "Арт-терапевтической ассоциации", руководитель ее московского отделения.
      Для выставки я представил три работы, объединенные одной темой – темой тепла и красоты женского тела. 2022 год был сложным для всего мира, страны, города, человека. В такое время по особому начинаешь смотреть, чувствовать, переживать, ценить то, что находиться рядом. Для ощущения тепла я взял рукотворный ковер, который несет в себе тепло рук мастериц, тепло шерсти и тепло свечи – все такое далекое и такое близкое и нужное нам всем тепло солнца.
    Далее картины Игоря:

    1) "Тепло рукотворное от ковра" (бумага, тушь, акварель);
    2) "Тепло огня" (бумага, тушь, акварель);
    3) "Тепло солнца" (бумага, тушь, акварель).

    9
    • Александра Кириллова
      Клинический психолог и арт-терапевт, певица и композитор, инструктор голосовых практик и вокальный педагог (Москва)
      Моя работа представляет собой мультимедийный проект под названием "Феникс", объединяющий музыку и анимированное изображение. Она приглашает совершить звуковое путешествие, войти в состояние медитации, камлания, соединиться с очищающими, творящими энергиями огня, обрести душевные и физические силы.

      1) В первом ролике содержится рассказ о том, как рождалось звуковое путешествие "Феникс". Это информация для слушателя, позволяющее настроиться на практику;
      2) В следующем ролике содержится само звуковое путешествие.

    10
    • Наталия Назарова
      Кандидат психологических наук, арт-терапевт, супервизор, а также член совета, действительный и почетный член «Российской арт-терапевтическая ассоциации" (Санкт-Петербург)
      Ситуация последнего года и происходящие события глубоко затрагивают меня и не позволяют писать картины, для них нет достаточного внутреннего пространства. Глубина кризиса и сопутствующих ему переживаний сузили это пространство и блокируют творческие возможности выражать себя в живописи. Но я почувствовала, что могу продолжать фотографировать и выражать себя и свои переживания в фото образах.
    В этом слайд-фильме собраны мои фотографии, сделанные за 2022-2023 гг., отражающие мои переживания кризисного состояния в стране, мире и сделанные в ответ на мои собственные жизненные кризисные ситуации. Третья часть "Лунной сонаты" Л.В. Бетховена в современной обработке как нельзя лучше иллюстрирует мои чувства, существующий накал переживаний, сменяющихся надеждой и верой. Надеждой на мудрость человечества, каждого отдельного человека, каждого из нас. Верой в возможности каждого и перспективы. Перспективы роста, развития, изменений. Верой в любовь и возможность мира на земле.

    11
    • Наталья Овчарова
      Психолог, арт-терапевт, член "Арт-терапевтической ассоциации" (г. Когалым, ХМАО)
      События, происходящие в современном мире, нередко приводят к тому, что человек замирает, он как будто не решается дышать полной грудью, находясь в тревожном ожидании. Творчество же является опорой, которая спасает во времена испытаний, помогает вновь вдохнуть воздух жизни полной грудью, выйти навстречу миру.

      В моем слайд-фильме представлены работы, созданные за последние полтора года. Они отражают процесс поиска и обретения опор в жизни, пробуждения для жизни.

    12
    • Геннадий Бондаренко
      Кандидат философских наук, доцент, философский и духовный практический психолог, арт-терапевт, член "Арт-терапевтической ассоциации", доцент кафедры педагогики, психологии и здоровьесбережения "Института развития образования" Республики Башкортостан, ведущий высших двухгодичных курсов для практических психологов по духовной психологии и психотерапии в "Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы" (Уфа)
    • Виктор Бондаренко
      Доктор философских наук, профессор, философский и духовный практический психолог, арт-терапевт, член "Арт-терапевтической ассоциации", автор более 100 научно-философских произведений и 23 поэтических сборников, руководитель и ведущий высших двухгодичных курсов для практических психологов по духовной психологии и психотерапии в "Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы" (Уфа)
    В современных напряженных условиях искусство, являясь одной из важнейших форм формирования мировоззрения, способствует решению личных и общественных проблем и противоречий, ориентируя нас на красоту во всех сферах жизни. Различные виды художественного творчества ведут человека к постижению духовных основ бытия, способствуют самореализации, преодолению внутренних и внешних конфликтов.
    "Пробуждение". Геннадий Бондаренко
    Мандала выполнена в технике цифрового рисунка. Использованы программы Autodesk SketchBook, Paint 3D. 2023 г.
    "Кто тебя послал с небес"?

    Кто послал тебя с Небес?
    Ангел? Бог? Коварный бес?
    Есть в тебе от всех момент?
    Может, ты — эксперимент?
    Долго ждал тебя в миру:
    Думал, что один помру.
    Но увидел чудный лик,
    Понял: это — жизни пик.
    Кто тебя ко мне послал?
    Миг с тобою — Божий бал.
    Вальс пьянит своей волной,
    Если рядом ты со мной.
    Ты — мой смысл и тайна лет.
    Жизнь с тобой — святой завет.
    Вот молю тебя одну
    Взять с любовью в вышину.

    (с) Виктор Бондаренко
    "Обращение к другу"

    Не грусти, мой верный друг.
    Годы за спиною
    Выражают жизни круг
    Истиной одною.

    Где конец — начало есть
    В облике спирали,
    Что несёт благую весть,
    Свергнув все печали.

    Снова молодость пришла,
    Что второй зовётся,
    Средь душевного тепла
    Радость улыбнётся.

    Не грусти о прошлом, друг,
    Отпусти, что было.
    Между всех сердечных мук
    Счастье не остыло.
    Рано старость приглашать
    И её лелеять.
    Лучше Божий дух вкушать,
    Красотою веять.

    Жизнь полна чудес везде.
    Дальняя дорога
    Приглашает не к беде,
    А к заветам Бога.

    Улыбнись скорее, друг,
    И реши проблемы.
    Пессимизм — людской испуг
    И капкан дилеммы.

    (с) Виктор Бондаренко

    13
    • Олеся Кущенко
      Художник, преподаватель, арт-терапевт, член секции эко-ориентированной арт-терапии "Арт-терапевтической ассоциации", член "Союза художников народного искусства", автор курсов по ботанической иллюстрации, аквамаркерам и графике, медитативному рисованию, программ по арт-терапии
      Помогаю женщинам расслабиться через творчество, прочувствовать свой внутренний ресурс, услышать себя, найти пути решения проблем во время творческих сессий. Создаю картины с любовью и о любви, женской природе и гармонии с собой и миром.
    "Дар природы. Ахтуба". 40х40 см, смешанная техника
    На картине изображена матушка-река Волга и ее дочь – правый приток Ахтуба с уникальными дарами природы в виде редкой рыбы и речных растений. По рукам заботливой матери Волги плывут белуга, кумжа, севрюга, волжская сельдь, русский осетр. Все эти уникальные рыбы занесены в "Красную книгу РФ" и находятся на грани исчезновения. Это малая часть волжских даров.

    Волга – одна из богатейших рек России и Европы. В ее бассейне обитает 76 видов различных рыб и 47 подвидов рыбы, растёт более 500 видов растений, которые распределились по 82 семействам. У Волги имеется примерно 200 крупных притоков и более 150000 тех, что вообще учитываются, включая мелкие ручьи. Примерная длина всех этих "водных артерий" – 574 тыс. км. Река Волга и Ахтуба вместе образуют одну из самых крупных речных долин на планете Земля – знаменитую в рыболовных кругах Волго-Ахтубинскую пойму. На протяжении этого участка расположилось очень много зеленых островов, которые даже не всегда отображаются на картах. Их заселяют деревья, кустарники, и всевозможная живность.
    Так же местные жители любят ставить лагеря на островах и отдыхать в тени заботливой природы, ловить рыбу и купаться. На островах жара переносится гораздо легче и мягче, нежели в городах, т.к. они все находятся в степной зоне.

    Весной и летом в этих местах можно встретить цветение речных растений, таких как чилим, водокрас легушачий и белая водяная лилия. Все эти растения на картине украшают изголовье Ахтубы, демонстрируя чистоту ее мыслей и образа жизни.

    В животе Ахтубы – жемчужины Волги – речной жемчуг и осетровые. Давным-давно Россия была богата природным жемчугом. Пресноводная жемчужница Margaritifera margaritifera была матерью русского жемчуга. Много губерний имело промысел на жемчугоносных реках. Среди них Архангельская, Олонецкая, Петербургская, Выборгская, Новгородская, Псковская, Ярославская, Вятская, Казанская, Симбирская, Пермская, Волынская. Также Кольский полуостров и Карелия. Жемчужница встречалась в реках Московской области, в притоках Волги, в бассейне Амура и Днепра. Но, в начале 20 века популяция жемчужниц была истреблена. Сегодня в некоторых уголках России, таких как Карелия и заказник недалеко от Санкт-Петербурга.

    Осетровые также являются редчайшей жемчужиной среди рыбы. Они появились еще во времена динозавров и с того времени, и их внешний вид практически не изменился. На картине изображена жизнь внутри жизни, красота среди еще большей красоты, которая сегодня на грани исчезновения, но еще в человеческих силах это исправить и сохранить прекрасные дары природы.
    • "Ключ к жизни". 21х30 см, смешанная техника

      Древние римляне и греки во II веке до нашей эры называли реку Волга — Ра. Жители Русской равнины считали ее воплощением бога Солнца, а там, где она протекала, по их мнению, лежала священная страна благополучия Ирий, или, проще говоря, рай. В старину существовало поверье: народ, живущий на этой реке, обладает особой силой и сакральными знаниями, ключом к правлению земным миром.

      На картине Символ Сваор – славянский ведический солярный символ, символизирующий постоянное, нескончаемое движение по небу, именуемое "вечный круговорот жизни во вселенной". У древних славян символ Сваор изображали на предметах домашнего обихода, чтобы способствовать приходу в дом достатка и счастья.
    Также на картине изображены краснокнижные обитатели Волжской природы: желтая кубышка (кувшинка) и бражник молочайный. Раньше плантации желтых кубышек встречались во всех реках России. Сейчас это редкие представители своего вида. У древних славян кубышка символизировала верность и разлуку. Согласно преданию, эти золотые цветы очень опасны. Если кто-то осмелиться приблизиться к воде, чтобы сорвать их, то неизбежно погибнет. Из-под воды выплывут русалки и утянут его в пучину. А если каким-то образом человеку все-таки удастся сорвать кубышку, его начнут преследовать водные духи, которые серьезно подпортят ему жизнь и сведут с ума. Также считалось, что желтые кубышки нельзя ни у кого покупать, потому что вместе с ними продавец отдает вам и все свои беды. Существует и противоположное (очень красивое) сказание об этом водном цветке.

    У каждого цветка есть свой нераздельный спутник – маленьких эльф. Он появляется на свет и уходит из жизни вместе с растением. В соцветии кубышки весь день спит эльф. Среди ночи он просыпается и начинает раскачивать пестик цветка, издающий звон. Так он зовет своих друзей-эльфов на дружескую беседу. Один из них усаживается на листик, а другие окружают его, тихонечко раскачиваясь каждый внутри своей кувшинки. Иногда они странствуют по воде в кубышках, перемещая их с помощью лепестков-вёсел. Никто не слышит разговора эльфов, ведь все вокруг спит крепким сном.

    Бражник молочайный, изображенный на картине, не только редкая бабочка. У нее много общего с человеком. Например, когда она насыщается нектаром цветка, то, она медленно перелетает с одного цветка на другой. Со стороны это похоже на походку пьяного человека. Также некоторые наблюдатели утверждают, что когда эта бабочка пьет нектар, то "причмокивает" от удовольствия.

    14
    • Юлия Миценко
      Частнопрактикующий психолог (Москва)
      Мой триптих "Состояния" (холст на картоне, акрил.
      20х20)
      объединен единой темой состояния человека, переживающего нелегкие времена, во времена стремительных изменений, которые он не может контролировать. Центральная композиция выражает обретение внутренней устойчивости, гармонию. Расположенные по обе стороны от нее две другие работы олицетворяют состояния, связанные с утратой внутреннего равновесия.

    15
    • Елена Плужникова
      Художник, педагог, психолог, арт-терапевт, основатель студии арт-терапии "АРТерия", член "Профессионального союза художников России", почётный член "Международной академии современных искусств", действительный член совета по психотерапии и психологическому консультированию "Ассоциации экспертного сообщества социальных инициатив", руководитель совета по развитию творческих инициатив и арт-терапии "Ассоциации ЭССИ", ассоциированный член "Арт-терапевтической ассоциации" (Астрахань).
      Живопись для меня – это разговор с собой, способ познать и обрести гармонию, умиротворение, остановиться, сделать паузу. Способ передать информацию, и увидеть то, что истинно меня сейчас волнует.
    "Знаки". Холст на подрамнике, акрил, 50х50
    Эта картина имеет интересную историю. Я смотрела с дочкой аниме "Евангелион" и в одном кадре увидела картину, будто на изображение в экране наложилось моё собственное видение. Дело было 19 сентября. Я незамедлительно приступила к воспроизведению своего замысла, взяв образ мальчика как прототип героя моей картины и полностью передала увиденное мною – ребёнок в темноте, тело в огне, вокруг искры, а в голове, как символ покоя и тишины, морской пейзаж. Во время работы над картиной во мне звучала голосом Бориса Борисовича Гребенщикова его песня "Этот поезд в огне". Завершила работу над картиной поздним вечером 20 сентября, совершенно не понимая, к чему все это... А утром 21 сентября объявили частичную мобилизацию... Эта картина зазвучала для меня совсем по-другому. Однако я люблю порою показывать свои картины зрителям без названий и предысторий. В таком случае они работают подобно метафорическим ассоциативным картам. И я показала её подросткам, с которыми работала над творческим проектом. Мне отозвалась идея одного из них: "смысл этой картины в том, что какой бы "треш" не творился вокруг, чтобы не происходило в жизни, изначально каждый человек чист в своих мыслях и должен сохранить эту чистоту".
    "Гора Большое Богдо. Южный склон". А4 бумага для пастели, масляная пастель

    Астраханский Богдинско-Баскунчакский заповедник – место силы многих моих земляков. Оно обладает особой энергетикой, овеяно тайнами, окутано легендами. Ничего с такой силой не успокаивает разум, не приводит в равновесие душу и не гармонизирует общее состояние, как родная природа. Именно в ней я нахожу отдушину и вдохновение в столь непростые времена.
    • "Черно-белое". А4, ватман, тушь, перо

      Снова обращаясь к природным объектам, прибегаю к исключению цвета. Геометрия и черно-белое цветовое решение. Всё понятно и просто. Медитация создания линий. Отдых. Умиротворение. Ничего лишнего. Потребность в тишине и покое реализуется через создание этого графического этюда.

    16
    • Вероника Тургель
      Психолог, арт-терапевт, кандидат психологических наук, преподаватель арт-терапии, доцент "ЛГУ им. А.С. Пушкина", преподаватель института практической психологии "Иматон" и "Международной школы арт-терапии"
      В сложное и неоднозначное время, имеющее не только общественно-политический, но и личный для меня характер, в 2022-2023-м году я активно занималась и продолжаю заниматься изучением живописной техники голландского натюрморта.

      Натюрморт – жанр, к которому я редко возвращалась со времен детской художественной школы. Сейчас же в натюрморте я стала находить для себя особый терапевтический смысл.
    В вещах и предметах, стоящих на столе, есть некая стабильность момента, ощущение глобального присутствия в настоящем времени. И это так важно, когда мы сейчас, как говорил Лао-Цзы, или находимся в тоске прошлого, или в тревоге будущего, тогда как только живущий в настоящем спокоен. Также и преимущественно цветочные сюжеты дают возможность прикоснуться к красоте природы и ее жизненным силам.

    В голландской манере многослойной живописи также есть свой условный успокаивающий алгоритм. Старые голландские мастера писали свои картины годами, один натюрморт на заказ мог быть в работе год и больше. Иногда из-за этого в одном букете оказывались цветы, которые цветут в разные сезоны. И работа в данной живописной манере, требующей неторопливого просушивания цветных слоев, настраивает на размеренный неспешный ритм жизни, совершенно противоположный нынешней моде на "картины за три часа", ориентирует на вдумчивое проживание каждого этапа творчества, каждого момента соприкосновения с искусством. Начав с копирования старых мастеров, я перешла к применению голландского метода в собственных авторских работах, выполненных по самостоятельно подготовленным референсам.
    Далее картины Вероники:

    1) "Свободная копия голландского натюрморта Жана Франсуа Ван Деля" (холст, масло, 40х50 см);
    2) "Натюрморт в голландской манере с тремя голубыми мотыльками" (холст, масло. 30х40 см);
    3) "Натюрморт с тюльпанами и салфеткой" (холст, масло. 30х40 см).