Май 2025
28 международная арт-терапевтическая конференция
Виртуальная выставка: "Искусство во времена глобальных вызовов"
На выставке размещены творческие работы представителей арт-терапевтического сообщества, созданные в течение 2024 – начала 2025 года.
Тема выставки – «Культура и мир – священный оплот человечества» – перекликается с общей тематикой конференции, обращая внимание на то, что является «краеугольным камнем» человеческого существования, бытия народов и глобальной цивилизации.

Благодаря организации такой выставки, участники конференции поддерживают и обогащают друг друга, утверждают творческое отношение к жизни, берущее свое начало в нашей духовной сущности, связанное с заботой о мире, в котором мы живем, способностью видеть и сохранять красоту.

1
  • Елена Комарова
    Художник, представитель академической школы живописи, арт-терапевт (Москва)
    На эту выставку я решила представить две картины памяти Фридл Дикер-Брандейс

    • "Фридл в Терезиенштадт. 1942-1944 г. бумага, пастель, 60 х 50 см.
    • "Портрет Фридл Дикер Брандейс. бумага, пастель, 60 х 50 см
80 лет назад Советская армия освободила Освенцим и Терезиенштадт – нацистские концлагеря.
Удивительный человек- Фридл Дикер- Брандейс - дизайнер, художник, преподаватель и арт-терапевт не дожила до этого, погибла в 1944 году. Даже находясь в концлагере, она занималась рисованием, творчеством с детьми, таким образом спасая их от ужасов войны. Не многие ее ученики выжили и сохранили ее записи и тетради. Позже они разовьют этот аспект искусства в теорию и практику арт-терапии, как науку.
Представляю два графических портрета Фридл.

2
  • Вероника Тургель
    Психолог, арт-терапевт, кандидат психологических наук, преподаватель арт-терапии, доцент "ЛГУ им. А.С. Пушкина", преподаватель института практической психологии "Иматон" и "Международной школы арт-терапии"
    Окружающий мир зачастую является для нас источником стресса, боли и испытаний. Но и одновременно Мир способен также и исцелять, гармонизировать нас, как «священный оплот человечества», по выражению Н. Рериха. Нахождение опоры в окружающей действительности, незыблемых значимых «скрижалей бытия» могут поддерживать людей, обеспечивая им внутреннюю стабильность. Для меня одной из таких опор в последние годы служит создание предметных мандал.
Символика мандалы, как отражение нашей самости – внутреннего незыблемого центра нашей личности, - в сочетании с использованием реальных земных, тактильно воспринимаемых объектов, позволяют синхронизировать медитативное обращение внутрь себя и «заземление» через контакт с материальностью. Это позволяет активизировать чувство внутренней защищенности даже в нестабильных условиях постоянной внешней угрозы.
Мандала «Сила природы» символизирует наполняющую энергию земных природных стихий – камней, минералов, дерева, благословлённых духом огня, поддерживающих нашу внутреннюю, телесную и психологическую Силу.
Мандала «Радужные нити» из материалов, используемых в женском рукоделии, отсылает к символам «нити жизни», «путеводной нити». Радужный спектр наполняет мандалу трансформационным потенциалом и трансперсональной символикой.
Мандала из елочных украшений, созданная накануне Нового года, настраивает на отпускание старого и вхождение в новый смысловой период жизни, обозначенный «новогодним рубежом». А ее насыщенно розовый колорит отсылает к переживанию женской молодости и красоты, которое конечно же каждой женщине хочется сохранить как можно дольше.
И наконец, мандала «Гимн Природе, Красоте и Жизни» соединяет всю вышеобозначенную символику, позволяя через контакт с природным, материальным, эстетическим выйти на гармонизацию телесного, психического и духовного миров.
Обращение к материальным, земным объектам для создания мандалы служит для меня источником внутренней стабилизации и средством нахождения в моменте бытия в нашем динамически меняющемся мире.
Далее картины Вероники:

  • Мандала из эко-материалов и поделочных камней «Сила природы»
  • Предметная мандала «Радужные нити»
  • Мандала из елочных украшений «Ожидание Нового года».
  • Мандала из текстиля и украшений «Гимн Природе, Жизни и Красоте».

3
  • Бурганов Игорь
    Член-корреспондент Российской Академии Художеств, Заслуженный художник Российской Федерации, профессор, кандидат искусствоведения, Лауреат премии Москвы, почетный член Арт-терапевтической ассоциации, руководитель ее московского отделения.
    Для выставки этого года я представил три мемориальных доски, созданные мной в 2024- 2025 годах и объединенные одной темой – увековечивания памяти героям СССР.

4
  • Олег Богачев
    Заведующий отделом медико-социальной реабилитации и правовой помощи ГБУЗ ЛО Центр СПИД(Санкт-Петербург),
    Почетный член и член Совета"Арт-терапевтической ассоциации.
    Обладатель Почетной Аккредитации СРО "Союз психотерапевтов и психологов"
    Стихотворение «Я-Земля» написано 21 января сего года на вернисаже выставки
    «Среда города и над городом: психологические и художественные грани
    Петербурга и парад планет глазами арт-терапевта. На земле и на небе», организованной санкт-петербургским региональным отделением Арт-терапевтической ассоциации.
    Автору выпал жребий представлять планету Земля.
    Здесь же был сделан рисунок и коллаж и премьера стихотворения, в первой редакции.
    Чуть позже все эти материалы легли в основу дигитальной истории «Я-Земля».
    Автор сделал попытку выразить невыразимое, то что и как могла бы мыслить, и чувствовать Земля, как по отдельности и в совокупности всего живого и не живого, так и планетарное тело, живущее среди других планет Солнечной системы.
Земля есмь аз и в землю отыду, от неяже взят есмь

Я –земля…да, Земля.
Из чего ж
состою,
тогда
я?
Из китайцев...шотландцев…
нанайцев…и нивхов
индусов…индейцев…
евреев…арабов…бурят…
и русских,
люди так говорят.
Широкоглазых и глазами узких,
Серьёзных, дурашливых,
красавцев и жутких
черных и белых,
и красных, и желтых,
Как Хуанхэ,
где плавает рыба, селёдочка Хе
я Волга и Висла,
колодец, ведро и коромысло
поэма, лишенная всякого смысла.
Я океан Ледовитый и Тихий
буйный, ревущий, как Ниагара
А вот ещё, я облако пара
над гейзером жарким в далёкой Камчатке
Корова у которой начались схватки
Я Путин и Трамп,
и дед мой Иван.
По Каракуму я ходок-караван
Березой качаюсь и белкой скачу
Дождем поливаю, вороной лечу.
Рыгаю вулканом, верблюдом плююсь
Холодным кошмаром Зеленскому снюсь
Я грусть вековых баобабов в саванне
Живучесть лягушки, тонущей в сметане
Я жёлудь, что год провалялся в кармане
И взгляд росомахи, застрявшей в капкане…
Земля я и есть, землёй скоро стану,
Смеяться и плакать не перестану.
Всё есть во мне, и я есть во всём
Об землю бьюсь, своим твёрдым лбом.

СПб, 24.01.25

5
  • Бренинг Анастасия
    Практический психолог, арт-терапевт, ассоциированный член Арт-терапевтической ассоциации.


    Хочу поделиться своими двумя работами, являющимися моим скромным посвящением Природе и Культуре.
«Предвкушение перемен»
(акрил, холст), 2025 г.

На картине запечатлен тихий зимний рассвет. Мягкий свет восходящего солнца в глубине соснового леса окутывает заснеженные деревья, превращая их в сказочные силуэты. В этом коротком мгновении — предвкушение перемен, надежда на что-то светлое и неизведанное. Холодный воздух, хруст снега под ногами, тишина, нарушаемая лишь шепотом ветра в ветвях — всё это пробуждает чувство умиротворения и единения с природой. Сюжет напоминает о том, что природа, как и культура, — это вечный источник вдохновения и силы, который помогает нам находить гармонию даже в самые сложные времена. Стоит только остановиться, вдохнуть глубже, почувствовать связь с миром и поверить в лучшее, что ждет впереди.
«Медитация о гармонии и противостоянии»
(акрил, холст), 2024 г.

Метель за окном танцует в белом вихре, окутывая очертания собора таинственной дымкой, словно стирая границу между временным и вечным. Внутри, в теплом уюте, кот, спокойный и созерцательный, наблюдает за разыгравшейся стихией. Этот миг — не просто встреча зимы и домашнего тепла, но глубокая медитация о гармонии и противостоянии, о том, как человек находит опору в культуре и красоте, даже когда мир вокруг бушует. Зритель, глядя на картину, может ощутить тихую радость и умиротворение, словно сам становится частью этого уютного уголка, где внешний хаос превращается в поэзию, а вечные ценности — в тихое убежище для души.

6
  • Инна Сергеева
    Психолог арт-терапевт, частная практика, член Арт-терапевтической ассоциации
    Считаю рисование мощным противоядием от тревоги, неустойчивости, неуверенности.
    В рисовании нужна дисциплина. Приучила себя и рекомендую клиентам
    рисовать по полчаса два раза в неделю. Это гармонизирует и придает сил.

Рисую без всяких правил, используя принцип «Низкое мастерство – высокая чувствительность».
На выставку предложила две небольшие картинки формата А5, с добавлением «неправильного» стихотворения.
«Полет»
20 х 30 см, гуашь, бумага

Сквозь
Нагроможденье адов
К свету стремится душа
Разных оттенков
Радости ищет
«Мандала моей жизни»
30 х 20см, акварельные карандаши, масляная пастель, маркеры, бумага для акварели

Помню себя, лет с четырёх
В красном пальтишке
Мама и папа со мной
Дальше – жизни спираль
Круговорот смертей и рождений
В конце – стану цветком
Облаком белым
А может
В красном пальтишке
Снова на землю вернусь

7
  • Борисова Наталья
    Магистр психологии, педагог-психолог, член Арт-терапевтической Ассоциации
    ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ
«Дерево на скале»
В скалах, где ветер гулял свободно, росло дерево. Его корни, словно щупальца, цеплялись за каждую трещину в камне, стремясь найти питательную почву. Ветви дерева тянулись вверх, к солнцу, несмотря на суровые условия окружающей среды. Каждую весну оно покрывалось нежными зелеными листьями, символизируя жизнь и стойкость. Птицы находили приют среди его ветвей, строя гнезда и выводя птенцов. Дерево стало символом силы и выносливости, вдохновляя всех, кто видел его. Оно напоминало людям о том, что даже в самых трудных условиях можно найти способ выжить и процветать.
«Женская энергия созидания»
бумага, акварель

Энергия женщины подобна солнечному свету, она согревает и озаряет все вокруг. Солнце дарит миру тепло и свет, а женщина наполняет пространство любовью и заботой. Ее энергия пронизана мягкостью и силой одновременно, подобно лучам солнца, которые могут быть нежными и ласковыми, но в то же время способны выжигать и преобразовывать. Женщина, как и солнце, является источником жизни, вдохновения и роста. Она освещает путь своим близким, поддерживая их в самые темные моменты. Солнечная энергия, как и энергия женщины, способна исцелять и восстанавливать, даря надежду и веру в лучшее будущее.

8
  • Зоткина Елена
    Клинический психолог, действительный член Арт-терапевтической ассоциации, старший преподаватель кафедры психологии развития Самарского национального исследовательского университета имени С.П. Королева (Самара)

    ЛЮБВИ НЕ БЫВАЕТ В ПРОШЛОМ

    Эти стихи я посвятила дорогим моему сердцу людям, которых уже нет рядом со мной в повседневной жизни, но которые навечно рядом, пока я их помню. Мне посчастливилось с ними Встретиться. Первое стихотворение отражает переживания при потере близкого человека, а второе напоминает о том, что любви не бывает в прошлом…
Прощание… Прощение…
Еле слышный шаг по сухой траве.
Дуновенье ветра в полной тишине.
Разговоры где-то в дальнем далеке…
Эта настоящность в теле и душе.

Унесу с собою этот запах трав.
Молоко тумана сохнет на губах.
Тихо, шаг за шагом я иду свой путь,
Бирюзою неба поливая грудь,
Облаками кутаясь в холод вечеров,
Отдавая реченьке боль своих оков.

Возвращаясь к вечному, прикоснусь и я
К трепетному, нежному как душа твоя…
И земли касаясь, вспомню гордый нрав,
И руки надежность вспомню я не раз.

Сколько я не сделала для тебя, мой друг…
Как простить себя мне, разрывая круг?!
Я учусь прощению… И еще не раз,
Той травы коснувшись, буду я в слезах.

Но лишь так и можно мне свой путь идти.
С сердцем обнаженным буду я в пути.

Состояние…Прикосновение…
Шорох листвы, ветви берез.
Тихую радость май нам принес.
Этот лучистый в мареве день…
И промелькнула прошлого тень.

 Тихое счастье.
 Такое бывает.
 Эти глаза, что любовь разделяют.
 Рядом улыбки, бывает слеза…
 Много и смеха… Эти глаза!

В них океан отражений моих.
Эта травинка, оборванный стих…
Сердце стучит, и колотит в висках.

То – пульс земли отдается в телах.
То – единенье, зеркало душ
В этом порыве растресканных луж.

Образы, образы, запах листвы,
Небо, былинки и птицы вдали.
Снова наступит солнечный день,
Вновь нам поможет прошлого тень.

9
  • Копытин Александр
    Доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования (Санкт-Петербург)
    ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ ЛЮБВИ – ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕРЕЗ ВЕКА И КУЛЬТУРЫ

    Цикл стихов «Истории любви» был написан мной в 2024 году, сплетая в единый венок 12 поэтических историй любви. Во многих случаев партнеры принадлежат разным культурам, а их отношения представляют собой, с одной стороны, вызов, с другой стороны – реализуют волю к творческому и интимному союзу.
Антоний и Клеопатра

На палубе корабля под пурпурными парусами,
На лучезарном престоле царицы день и ночь, свет и тень сошлись,
Обреченно и сладострастно последние солнца лучи расплескав по глади речной,
Соединяя кровь Антония и Клеопатры, культур и миров.

Пламенела из кованого золота корма,
Ветер, млея от страсти, к парусам льнул.
В лад пенью флейт серебряные весла врезались в воду, что струилась вслед,
Влюбленная в прикосновенья эти.

Со свода небес в бездну ночи светило дневное сошло.
Лотосом голубым его след в царском венце вспыхнул.
Испив эликсир цветка и приняв дар Афродиты,
Отрекся Антоний от законов римских.

Нагим пред владычицей лунной представ и соблазняясь египетской ночью,
В воды звездного неба сталь мечей опустил,
Чарам женским, греческой мудрости и утонченной игре красоты поддавшись,
Завороженно смотрел, как мерный сосуд ее тела выливает в небо свой эликсир.

Мечта и бремя военачальника и царицы, Эрос и власть,
Твердость камней и текучесть воды,
Сладостность и трагизм, сила и слабость политики и любви
С тех пор на корабле истории противоречиво пребудут.

Будет ли Рим размыт волнами Тибра, а мир спасен?
Рухнет ли свод великой державы, и обратятся ль все царства в прах,
Когда с именем ее на устах объявит он: «Мой дом отныне здесь»,
Войдя в святилище ее зрачка.

Пусть же сияет Клеопатры сосуд, вспыхнув сокровенным огнем!
Пусть закипает сердце Антония – самый хрупкий и самый крепкий сосуд,
Который, наполняясь страстью и опрокидываясь в лоно ее судьбы,
Превысит земную меру, открывая путь в вечность.

Авторская мелодекламация: https://disk.yandex.ru/d/pstijWcdKlrzeA

Давид и Вирсавия

Где ты пасешь, мой Господин? Где мирно в полдень отдыхаешь?
Среди полей тебя ищу, заслышав гусли – трепещу,
Твой сладкий миро вновь вдыхаю,
Когда холмы и небеса встречают нас, чтоб вместе петь
Тхилу и ласкам предаваться, искать слова, испив вина,
Киперы кистью любоваться.

Я буду кроткой, Господин, твои моленья разделяя,
Твой грех во имя Шем приму и жертву Шимы принесу,
От близости с тобой страдая.

Но есть земля и есть народ, и есть цена священной связи.
Давида ветвь из рода в род скрижали тяжкие несет,
Покуда узел не развязан
Истории и бытия, в которых тайна жизни скрыта
И обязательно должна юдолью избранных добыта.

Гори дотла, сжигай меня, прими рожденье Соломона –
Всех тех, кто будет после нас,
И в холокост, и в счастья час.
Бат Шевой буду среди вас,
Родильным и посмертным стоном.
Во славу неба и земли свою юдоль благословлю
И псалм пред вечностью спою,
Скрепив с тобою связь Законом.

Авторская декламация: https://disk.yandex.ru/d/Xy9MTNKjbpm41Q

Дали и Гала

У моря, под чаек кружащихся крики, в песок опуская земные пределы,
В объятиях слившись, приветствуя лики сомнамбул и своды прекрасного тела
Ее, из которого вышел Мадонны фантом и фонтаном пролился искусным,
Гала и Дали поднимали свой парус и плыли в предвечном сиянии грустном.

Тюльпаном приволжских степей распустившись, с осанкою стройной и полуулыбкой,
Художнику муза предстала и пела, сияя над гладью сновидной и зыбкой.
Его Галарина, мечта Порт-Льигата, гранатовых зерен блаженное лоно,
Стонала, и страстно холсту предаваясь, звучала вечерним таинственным звоном.

В подводно-ореховых глаз средоточье и в талии томном и страстном изгибе
Морские оливы томились и бились как волны, неся корабли на погибель.
Градиве полночной, спасительной, гордой вручая ключи от Пуболя и неба,
Художник свой дар обращал, как и веру в мистерию Вечери горнего хлеба.

Застыли подземные воды, и звезды внимали избраннице трепетной кисти,
Продюсерским даром владевшей и знаньем творца и творенья спасительных истин,
Энергий земных и небесных, и славы престола святого и сладостных терний,
Как с мужем и гением явным и тайным свой сад посадить и добыть магистерий.

Авторская декламация: https://disk.yandex.ru/d/CXZV3thDNwUiAw


Высоцкий и Влади

Преломив хлеб судьбы, в любви признались друг другу
В далеком невозвратимом году,
Когда вешние воды текли по Москве,
Трещали льдины у него на губах,
Опрокидывая прозу жизни,
И сердца стучали гулко-гулко,
Как колокола всех храмов
Влюбленных.
Пели, как две птицы волшебные,
Сирин и Алконст,
Заклиная души людские,
В разрыве аорты достав страсти и поэзии пламя,
Кровью артистов и бардов светоносную роспись поставив
На скрижалях брачных,
Всем бедам назло.
Пленительных волос пуская волны,
Голову назад закинув,
Марина, как птица Сирин,
Дарила блаженств нездешних полный взгляд,
Посланьем вещим манила в дали,
Туда, где распускались цветы лазоревые,
Где в снопах лучей
Будут они с Владимиром вместе.
Он же вторил ей, с хрипотцой и нотой страстотерпкою,
Алконстом представ,
Грудь наполнив удалью и печалью русскою,
Издавая стон, рыданье, рык зверя прекрасного, раненого,
Багровых зарниц певец.
С ресниц окровавленных слезы текли огненные,
В тигле земном перемешиваясь с росой утренней,
Застывали письменами вещими…

Авторская мелодекламация: https://disk.yandex.ru/d/nz0unI_9CAAw4w

10
  • Неретина Екатерина
    Психолог, частная практика.
    Хочу представить на виртуальную выставку три свои работы. В настоящее время я совершенствую свои навыки в живописи и графике через онлайн-уроки у мастеров по акварели и масляной пастели. В феврале 2024 года закончила курс по интерьерной и фактурной живописи.
    Работы, которые я представляю на выставку посвящены красоте природы, ее величию, и направлены на призыв к созерцанию окружающей нас бесконечности и мудрости природных процессов. Все они написаны на холстах круглой формы, символизирующие вечное, с использованием акриловых красок, как обычных, так и с эффектом металлик, а также фактурных паст.
    Первая картина, «Ледовитый океан», выражает чистоту, минимальную, но контрастную цветовую палитру северной природы.
Далее картины Екатерины:

  • Первая картина, «Ледовитый океан», выражает чистоту, минимальную, но контрастную цветовую палитру северной природы.
  • Вторая картина, «Стихия воды», отражает живую, подвижную энергию водной стихии, ее гибкость, изменчивость и непостоянство.
  • Третья картина, «Ночь», показывает пространство, где небо и вода в спокойном состоянии дремлют в звездной ночи, показывая покой и умиротворение спящей природы.

11
  • Наталия Назарова
    Кандидат психологических наук, арт-терапевт, супервизор, а также член совета, действительный и почетный член "Российской арт-терапевтическая ассоциации" (Санкт-Петербург)
    Это моя первая картина после почти трехлетнего перерыва в занятиях живописью. Поэтому, прежде всего, я наслаждалась сочетанием цветов, красками, процессом. Картина создана по следам поездки в Турцию. Летний теплый вечер, только зажглись фонари. И вдруг рядом с фонарями на столбике я увидела сову. Она сидела спокойно и поглядывала на проходящих мимо.
    По завершении картины я стала думать о ее смысле. Первым смыслом было гармоничное сочетание природного и культурного, сделанного человеком. Далее я поискала символизм каждого из элементов картины в разных источниках и выбрала откликающиеся мне интерпретации. Соединив символы отдельных элементов, можно увидеть, как они переплетаются между собой и соединяются в одну тему, отражающую меня и мои переживания.

«Ночь. Луна. Сова. Фонари».

30х70, холст, акрил, декабрь 2024 г.

Лес – символ бессознательного, связан с символикой женского начала, символ земли и противопоставляется власти солнца. Лес – место всевозможных опасностей, подвластное духам, демонам; место, где можно заблудиться, место для встречи с трудностями, но также и с чудесами, помогает найти решение. В этом смысле лес предстает не только природным целительным пространством, но и хранителем знаний, которые обогащают представление человека о мире. Лес может стать порталом к древним знаниям по врачеванию тела и души.
Луна – в символизме является владычицей тайного мира и символом женского начала. Она ассоциируется с циклическим обновлением, возрождением, бессмертием, оккультными силами, переменчивостью, изобилием, интуицией и эмоциями. Полная Луна делит символику с кругом как знак целостности и совершенства.
Сова – птица мудрости, познания, но также мрака и смерти. Совы видят ночью, видят все вокруг себя, не двигаясь с места, а только поворачивая голову. Как символ мудрости и знаний сова помогает человеку глубже понять мир, накопить новые знания, раскрыть интуицию. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на связь совы со смертью и оккультными силами. Сова – символ способности не испытывать страха перед темнотой, знать тайны, обычно скрытые для смертных, иметь дар пророчества. Как ночная птица также сова — символ грусти, ностальгии и одиночества.
Растения в нижней части: Монстера получила название от латинского monstrum — чудовище, связана со страхом смерти, или от латинского monstrosus — удивительная, причудливая. Монстера — символ здоровья и удачи, связана с Венерой и олицетворяет женское начало. У монстеры пышный буйный рост и поэтому она символизирует изобилие, процветание, долголетие. Пальмовый лист — символ победы, триумфа, мира и вечной жизни.  Пальмовая ветвь вручалась вместе с венком победителю Олимпийских игр как личное пожелание здоровья и долголетия. В современные времена пальмы стали олицетворять мир и гармонию в природном мире.
Фонарь – символизирует победу света над тьмой. Фонарь – символ прогресса и просвещения, позволивший людям продлить время своей активности, чаще передвигаться и бывать на улицах в темное время суток. Это символ надежды и безопасности для тех, кто ищет свободу. Также фонарь символизирует внутренние духовные качества человека: правду, разум, мудрость, интеллект и знание собственного пути. В русской культуре фонарь обретает значение источника экзистенциального света, надежды, радости.
Когда я показала картину своим знакомым, мне сказали, что сова чем-то похожа на кошку. И тогда я вспомнила слова песни Вероники Долиной «Легенда о Сфинксе»:
Мне другую ночь не спится.
Невесёлые дела!
То ли кошка, то ли птица,
То ли женщина была?
       То она в огонь глядела,
       То, забившись в уголок,
       После плакала и пела
       Или билась в потолок...
Я подумал: если баба,
Для чего ей два крыла?
А если птица, то она бы
Улететь вполне могла.
       Но ходила у окошка
       И лежала у огня
       То ли птица, то ли кошка,
       То ли баба у меня...
Если птица – не годится
Ей стирать и убирать:
Надо же собой гордиться,
Птичью гордость не терять.
       Но если вовсе ты не птица
       И живешь в моем дому –
       То зачем в окошко биться
       И кричать, и петь – к чему?
Но она не только пела.
Ясно помню: по ночам
Всё она в огонь глядела –
Жарко делалось очам.
       Но если ты – породы дикой,
       Для чего тебе крыла?
       Ты – царапай, ты – мурлыкай!
       А она вот не могла.
И однажды поздно ночью
Растворил я ей окно.
Ну, раз она свободы хочет,
То добьётся все одно.
       И – шагнула на окошко.
       И – махнули два крыла.
       То ли птица, то ли кошка,
       То ли женщина была?...

В итоге в картине проявились и объединились символические темы женского начала, тьмы и света, природного и человеческого, свободы и мира.

12
  • Инна Зезюлинская
    Действительный член Арт-терапевтической ассоциации, психотерапевт Единого реестра Европейской ассоциации психотерапии, системный семейный психотерапевт; арт-терапевт, медиатор; аккредитованный обучающий личный психотерапевт-адвайзер, супервизор ОППЛ; сертифицированный преподаватель и тренер ОППЛ международного  уровня; руководитель Крымского регионального отделения ОППЛ; доцент, обучающий психотерапевт МОО СРС КИП; руководитель Центра прикладной психологии «Гармония».
    Поясняя подбрку картин, Инна признала, что, «Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью. Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать. Живописные полотна позволяют задержаться в моменте созерцания красоты природы и запечатлеть ее в каждом временном периоде. В коллекции собраны любимые мотивы природы в разное время года.
Метафора времен года имеет ряд значимых терапевтических факторов: фактор времени -все проходит, время «лечит». Фактор цикличности - все повторяется, все уже было и пройдет. Фактор регенерации - возобновление, возвращение жизни, рождение после умирания. Таким образом, тема времен года наделена определенными экзистенциальными смыслами: смена времен года можно рассматривать в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима - конец пути - старость.
Здесь можно вспомнить слова Милорада Павича: «…Он обучал его как в равновесии соединить в себе осень, зиму, весну и лето с водой, землей, огнем и ветром, которые человек тоже носит внутри своей утробы».
Моя коллекция авторских картин собрана в формате видеоролика. Картины, выполненные маслом на хосте, дополнены ресурсными словами- посланиями из авторской колоды метафорических ассоциативных карт «Гармония», что усиливает эмоциональное впечатление и оказывает ресурсное воздействие на зрителя».

13
  • Хоменко Лилия
    Магистр педагогического образования, педагог, детский писатель, член Арт-терапевтической ассоциации.

    ХРУПКОСТЬ ЭТОГО МИРА

    Одно дуновение ветра может разрушить баланс между добром и злом, жизнью и смертью. Надежда есть, надо только верить.

«Хрупкость мира». Холст, масло. 2024 г.


14
  • Андрей Зоткин
    Аспирант психологического факультета Самарского университета, начинающий режиссер.
    Я сделал эту короткометражку за одну ночь. Вызвался сделать слайд-шоу с фотографиями Балу и его пространства для мастер-класса своей мамы. Был октябрь 2024 года, со дня на день должна была начаться конференция от Арт-терапевтической ассоциации в Самаре, где это слайд-шоу и пригодилось бы. Однако, прикоснувшись к тому, о чем не вспоминал в суете дней, через фотографии, я не смог остановиться. Я провалился в воспоминания и одних фото мне было уже мало. Я стал искать видео, в которых были запечатлены стены замка Балу, его многочисленные жители, гости, среди которых когда-то был и я, запечатлены слова о нем, запечатлено само время. Я испытывал потребность разделить свои чувства, свою память с кем-то.
    Поэтому в этой работе нет почти моих кадров.
Я сделал ее за одну ночь. Мои только виды Питера, то дождливого, то прекрасно-закатного, узнаваемого и неизвестного. Кстати, сцены с дождем снимались из-под козырька подъезда замка Балу. Летним днем я вышел из всеми нами любимого Ауровилля, и сильнейший ливень меня будто специально направил к хорошо знакомой, но уже закрытой парадной. И виды города после дождя - тоже его район. Остальное - видео других авторов, отрывки из фильмов о Балу, на которые я ссылаюсь в титрах. Поэтому и называя я себя в них "режиссер монтажа".
Но мне кажется, что мне удалось передать то, что я хотел, хоть и пленка была не моя. Это трудная история. Может быть, даже очень. Для меня Балу умирает в ней уже на второй минуте: мы видим его живым, его награждают, он улыбается и вдруг! черный экран. И уже Валерий Лесничий открывает вечер памяти Андрея Владимировича. Вот так просто - секунда - и всё, нет человека. Также внезапно и быстро для меня в мае 2022 года пришло известие о смерти Балу. Сейчас достаточно одной секунды, чтобы сообщение дошло до адресата, и тяжесть его содержания никак не влияет на время доставки.
А потом... потом с получившимся фильмом происходит странное. Ведь что нам остается в ситуации, когда герой умер на второй минуте? Оплакивать его, попутно рассказывая о том, кем он был. И если посмотреть на содержание фильма, его сцен на протяжении последующих тридцати минут, то мы это и делаем. Но мы не получаем панихиду, песнь об усопшем. Мы получаем жизнь. И не только Андрея Владимировича, но еще и десятков, сотен, тысяч людей, которые есть в этих кадрах, которые посмотрели этот фильм, которые приходили в гости в замок Балу, которые знали его или только вчера услышали о том, что есть такой человек.
И он есть, он продолжает объединять огромное количество совершенно разных людей, продолжает помогать нам выживать в этом мире, напоминая о том, что мы все едины в свете любви. Этому и посвящен этот фильм. И я думаю, что сказка Андрея Владимировича, которая звучит за кадром в исполнении Дмитрия Бужинского, играет большую роль в это оживлении фильма. Это потрясающе, ведь само по себе кино - это просто видео, на котором запечатлено прошлое, то, что делали люди в определенные минуты своей жизни. Нам никогда не заснять на видео настоящее, никогда не схватить линзами будущее.
И тем невероятнее моменты, когда вопреки этой жизненной логике, эта память оживает. И нам кажется, что оживает она на экране, но, нет, экран, сказка, кукла - лишь помогают нам увидеть себя и друг друга в этом свете любви. Настоящее оживает и живет в наших сердцах. И Андрей Владимирович знал это.

15
  • Э’Корт Беверли
    Cертифицированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, участвует в ряде международных социальных арт-терапевтических проектах, ведет частную практику (Финдхорн, Великобритания)
    На этойвыставке представлена подборка стихов Беверли Э’Коурт. Она выступает за признание в арт-терапии важного значения поэтического языка, тела, экологии и мировых культурных традиций. Сделав подборку своих новых стихов, она дала следующее пояснение:
Эти «хвалебные стихи» я обычно сочиняю буквально на ходу, и они часто полностью складываются во время прогулок в том виде, в котором они представлены здесь. Правда, иногда отдельные места стихов я могу позже отредактировать.
Стихотворение «Посвящение Богородице» было вдохновлено шотландским поэтом, писателем и драматургом Джорджем Маккеем Брауном и наполнено знакомыми любому шотландцу образами, характерными для культурной традиции северо-восточных сельскохозяйственных регионов. Это стихотворение передает мою благодарность и чувство преданности, которые я испытываю по отношению к одному из наших местных бенедиктинских монастырей XII века, где 26 монахов сохраняют тепло, гостеприимство и целительные силы этого духовного святилища, куда многие местные жители приходят для созерцания. Мне нравится играть с традиционными формами поэзии, выражая при этом личные темы.
Я считаю, что, расслабляясь в определенном ландшафте, мы можем почувствовать себя самой природой, успокаиваемся и отвлекаемся от напряжения и умственных усилий. Как хорошо описал Моше Фельденкрайз, мы можем слушать себя и свое тело как часть самой природы с ее энергиями, протекающими через нас.
Воображение, как и телесные ощущения, является символическим средством, благодаря которому единый природный поток энергии переживается в сознании и обретает свои формы. Мне часто кажется, что мои прогулочные песни и стихи приходят ко мне «извне»: природа «поет» через меня и создает свои «стихи» также посредством меня, когда я на нее настраиваюсь во время прогулок.
Это древний опыт, о котором писали многие художники, шаманы, пророки и прорицатели.

Прогулка по Северной Португалии
Блуждающая прогулка:
Следуя невидимым песенным строкам,
Река бесед между телом и землей неторопливо течет.
Ноги и легкие мой путь окрыляют,
А сосны и кедры шепотом откликаются им в ответ.
Бризы колдуют звуками моря,
Слышу, как внутри тела изливается источник песни.
Все, что встречаю на своем пути, слышит мой молитвенный гимн.
Ноги слагают ритм,
А серебристые мотыльки, пугливые ящерицы
И бабочки, похожие на ангелов, размером с ладонь,
Чьи черные крылья окаймлены золотом,
Ныряют в потоки ветра, покачивающего сосны и эвкалипты.
Их кора разворачивает свой пергамент
Лимонно-зеленых и янтарных оттенков,
Их прошлогодние пряди хрустят под ногами,
Диктуя свои тексты, становящиеся моей хвалебной песней.
Шаг за шагом пою, ступая по земле вдоль реки,
Вслушиваясь в текучий блуждающий мир,
Который, как и я, звучит как огромный единый хор.

Богоматерь Северо-Востока
(по мотивам Джорджа Маккея Брауна)
Посылаю свое почтение Медовой Богоматери,
Свету на спине медоносной пчелы.

Мое почтение Богоматери Тайного Знания,
Заключенного между мякотью сливы и ее кожурой.

Почтение Богоматери Разума,
Чувствую его в поцелуе чертополоха, в глазу кита.

Мое почтение Богоматери Участия,
Звучащего в каплях дождя,
Являющего себя в крещении ливнем на коже,
От которого одежда становится мокрой.

Почтение Богоматери безвозвратной поэзии,
Рождающейся в самолетах, сбитых «дружественным огнем»,
В размышлениях о вражде и прощении,
О любви даже там, где ей, кажется, места нет.

Почтение Богоматери Верного Сердца,
Сокрытого в верховьях реки, куда в нерест устремляются лососи,
В отце, который готов многое сокрушить, но не поднять на дитя свою руку,
В ангелах, падающих, потому что не перестают нести наше бремя.

Почтение Богоматери Музыки и Созвездий,
Звучащей в песне глубоководной медузы,
В лучах гавани солнца-звезды,
В Кассиопее, рассеявшей свой свет среди космических вод.

Почтение Богоматери Заботы о Земле,
Явившей себя дождевым червём,
Вспаханной землей, потрескавшейся от солнца,
Или умытой и напоенной дождем.

Почтение ячменю высотой по пояс,
Богоматери спелых зерен,
Продляющих жизнь и ее святой настой.

Пурпурное озеро / 21 строка
(в стиле традиционного малайзийского пантона)
Далай-лама сидит, благословляя землю,
Тюльпаны раскрываются, тает снег,
А печаль живет во мне, как пурпурное озеро.

Когда мой сын обнимает меня,
Он бросает якорь в мое сердце.
Мы кормим птиц,
И окно наполняется трепетом крыльев.
Тоска по залитым солнцем горам пронзает меня, как стрела,
И я ношу ее как талисман, как победу.

Тюльпаны раскрываются, тает снег.
Мы кормим птиц, и мой сын обнимает меня,
бросая якорь в мое сердце.
А окно наполняется трепетом крыльев.

Кормление птиц,
эта тоска по залитым солнцем горам
вонзается, как стрела, наполняет меня трепетом крыльев,
тоской, которую я ношу, как оперение, как победу.

Тоска по залитым солнцем горам пронзает меня, как стрела.
Это далай-лама благословляет землю.
И эту тоску я ношу, как талисман, как победу,
а печаль живет во мне, как пурпурное озеро.

16
  • Чеховская Ольга
    Психолог реабилитационного центра "Вместе", психолог-волонтер центра помощи беженцам "Дом с маяком".

    ПОИСК АВТОРСТВА

    На выставку Ольга представила несколько работ, затрагивающих
    тему авторства, которое она ищет через занятия изобразительным искусством, общение с природой и культурой. Вот ее пояснения к своим работам и контексту их создания.
Для меня, как для художника, часто возникал вопрос: где, как и когда рождается «авторство». Вот я столько онлайн курсов по рисованию прошла: акрил, карандаш, масло, пастель. Но у меня пока только ученические работы, а как же создать «свою» авторскую работу?
Я наметила для себя некоторые шаги:
1) Выйти на природу, например, в моем саду, оглянуться вокруг, увидеть то, что меня сейчас вдохновляет. В моем случае, это, например, подсолнух. Сделать несколько фотографий и распечатать эти прекрасные фото. Они помогут мне, если я захочу написать композицию из этих цветов.
2) Почитать статьи, литературу про авторство, творчество.
3) обратиться в соцсетях к художникам, которые тоже ищут способы для собственного творческого вдохновения.
4) спросить в группе у одноклассников, что они думают об «авторстве».
Стать Автором – это не мгновенный процесс, а путь, признавая, что автором своей жизни человек становится, когда берет на себя ответственность за свои выборы и не боится быть собой.
«Подсолнухи»

Акрил. Холст на подрамнике. Размер 40 х 40 см. 2024 г.


После вдохновляющего курса Натальи Юршиной «Акрил для начинающих» в конце зимы, в начале 2024 года, я написала «свои» подсолнухи.


Эта работа была написана в то время, когда меня охватывали уныние, боль, отчаяние непроявленности, печаль, что в моей жизни многое ушло. Друг за другом умирали, в силу разных причин, возраста и болезней, мои родственники, с которыми мы прожили вместе более 30 лет, и которые были для меня очень дорогими людьми. Не стало моей любимой работы. Я чувствовала себя ненужной, никчемной, неспособной.

И параллельно шли дни, учёба на курсе «Игровая терапия, центрированная на ребёнке», встречи с коллегами на интервизиях по этой теме, на интервизиях психологов-волонтеров фонда помощи беженцам, работа психологом-волонтером онлайн с беженцами. Я испытывала угнетающее чувство, что где-то идёт война, наши солдаты гибнут, получают ранения и увечья, страдают в плену, и непрестанная молитва, обращенная к Матери Божьей о защите нашей страны и защитников нашего отечества. И опять потерянность, забытость об «авторстве». Неудовлетворенность от своей работы, от самой себя. И опять повторяющиеся будни: курсы по психологии, домашние дела, курсы по рисованию, редкие сессии с клиентами.

«Подсолнух»

Пастель. Бумага. Размер 20 х3 0 см. 2025 год.


На обучающем курсе «Пастель для начинающих» в конце 2024-начале 2025 г. мною была создана работа «Подсолнух».

«Сова болотная»

Бумага. Пастель. 20х30 см. 2025год.


Я снова ищу вдохновения. По результатам прохождения курса «Пастель для начинающих» я создала свою «сову болотную». Сначала это выглядело ужасно. Я переделывала ее несколько раз. И при последней попытке я поймала себя на том, что я любуюсь своей «совой болотной». Возможно, моя Сова не идеальна. Но что-то произошло со мной, как и с ней.

Я любовалась ею. Я полюбила её. Как будто нет необходимости что-то доказывать кому-то и самой себе. И для меня отпала необходимость быть «автором», создавать авторские работы. Что-то поменялось у меня внутри. Как будто ощущение любви, насыщение этим мудрым и принимающим взглядом заполнило пустоту в моем сердце.


17
  • Лобусова Ольга (Владивосток)
    Арт-терапевт, психолог, руководитель Приморского отделения Арт-терапевтической Ассоциации.
«К истокам»

Цветные карандаши, скечбук


Этот рисунок — о месте, где встречаются природа, память и внутренний мир человека. Горы здесь — не просто ландшафт, а символ высот, к которым стремится душа. Они неровные, живые, словно дышат, впитывая в себя века истории и энергии тех, кто когда-то искал в них убежище, вдохновение, путь к себе.

Река внизу — как пульс времени. Она течёт сквозь поколения, связывая прошлое и будущее, культуру и природу, человека и человечество. В её изгибах — движение жизни, её текучесть и перемены.

Эта работа отклик на внутренний поиск — мира, гармонии, смысла. Она о связи: с корнями, с землёй, с чем-то священным и нерушимым. Потому что, пока у нас есть эта связь, у нас есть и опора. Мы помним, кто мы. Мы способны строить мир.

«Точка покоя»

Цветные карандаши, скечбук


Эта пленэрная работа была создана мной в бухте Тёплая на полуострове Гамова, и это бухта - мое место Силы. Здесь скалы будто дышат тишиной, деревья обнимают небо, а море хранит древнюю мудрость.

Каждая линия, каждый цвет на этом рисунке — это не только образ природы, но и внутреннее состояние. Это взгляд на мир изнутри, из глубины. Когда смотришь на эту бухту, чувствуешь, как всё лишнее отступает, а остаётся только главное — дыхание, свет, и ощущение, что ты на своём месте. Тут восстанавливается энергия и вырастают крылья.

Эта работа — напоминание о важности возвращения к своим истокам, к местам, где сердце говорит с природой на одном языке.


И к этому рисунку у меня есть авторское стихотворение:

Я расскажу о запахах

теплого ветра весны,

о нежности морского прибоя,

слизывающего с песка

Ночные грезы мира.

О чайке, задумчиво парящей

над морем

Словно душа Русалочки…


Я хочу просыпаться лицом на восток

Чтобы солнце слепило мне глаза

И волны моря смывали

остатки сна с моего лица.


Ты знаешь, как дует ветер у скал,

о чем говорят деревья в шторм

и что вспоминает седой утес

когда к нему приходит весна.


О чем плачет туча – роняя капли в траву,

над чем смеется капель.

И зачем на землю приходит вновь

этот странный месяц апрель


18
  • Капица Алена
    психолог, преподаватель ДГТУ,     член Арт-терапевтической ассоциации, руководитель ростовского регионального отделения Ассоциации
    Стихи я начала писать не как писатель. Я писала, как женщина. Не для того чтобы издавать, а чтобы понять себя.
    В какой-то момент я заметила, что мои тексты складываются в один поток — как будто жизнь женщины сама ведёт перо, проходя свои внутренние сезоны: от детской непосредственности, от робкой юности до глубокой зрелости. От нежности — к силе.
    Эти стихи — результат прожитого, услышанного, прочувствованного.
    Здесь нет громких манифестов. Но в каждой строке — голос. Женский голос.
    Голос, который звучит сквозь века и быт, сквозь одиночество и материнство, сквозь весну души и её позднюю осень.
Стихотворение "Юность" —о первых пробуждениях и утратах.
"Зрелость" — о материнской нежности, когда ты сама — небо над другим сердцем. Еще это память и любовь к моим бабушкам, и т.д.
Я предложила для размещения на сайте два стихотворения, которые также проиллюстрировала своими живописными работами – портретами женщин.
Я верю, что женственность — это не возраст. Это движение. Это дыхание. Это возвращение к себе.
И если хотя бы одна строчка этих стихов окажется созвучной вашему внутреннему пути — значит, между нами уже есть мост.
Юность (Amore)
Она стояла, тиха и ясна,
С цветами, как дыханье мая,
В её глазах – весна небес полна,
А в сердце – песня неземная.

В плену румян, средь алых роз,
Что грудь украсили невольно,
Она — как сон, как тихий грёз,
Где всё дышало столь привольно.

Её печаль — неведом свет,
В ней скрыта тайна и прощенье,
И будто лепестков букет
Вмещал всей жизни откровенье.

Забвенье дней, разлук следы
В её фигуре затаились,
Но руки, полные мечты,
С цветами нежно сжались, сжились.

О, женщина — дыханье грёз,
Ты в мир приходишь, как надежда.
И в каждом взгляде, среди слёз —
Ты всё равно цветёшь, как прежде.

2025 г.

холст, масло

Зрелость (Медведица)
Спи, дитя, в тиши ночной,
Звёзды смотрят с высоты.
Там над нами — свет родной,
Где Медведица — мечты.
С вуалью неба на плечах,
С глазами — как озёр хрусталь,
Она хранит твой мир в лучах,
В её улыбке — ночь и даль.
Пусть облаком  плывёт покой,
Сквозь млечный путь и синий сон,
Пока она — над головой,
Ты в сердце матери хранен.
Сияет  жемчуг на груди —
Звёзды мать в ночи собрала.
И шепчет: «Спи… малыш… лети…» —
Над миром небо обнимала.

2024 г. Январь.

холст, масло


19
  • Margo Sealskin
    Певица, автор и композитор музыкальных проектов Sealskin и Canto del Dragon, голосовой терапевт и ведущая соматических сессий healing voice и sound mandala.
    CANTO DEL MAR (ПЕНИЕ МОРЯ)

    Когда две женщины встречаются в пространстве голоса, в своей правде, сути, тишине, глубине, их звучание становится разговором душ и целительным полем. Голоса женщин ткут полотна связей и рассказывают истории, в которых другие женщины узнают себя. Мне хочется донести эту целительную музыку женщин до других женщин этой земли, чтобы мы вспомнили, как мы умеем со-звучать и со-творять.

    Проект Voices of Women (Голоса Женщин) создаётся с заботой о женщинах женщинами. Он именно об этом. О красоте и мудрости женского диалога. О том, как мы поддерживаем и питаем друг друга в разные времена. Так в песне Canto del Mar (Пение Моря) мы слышим голоса Марго Sealskin и Саши Луны. Это звучание родилось из диалога о пределах, физических и психических, ментальных и эмоциональных. Пределы, которые порой ощущаются невыносимостью, но которые мы, женщины, умеем проходить в знании, что дальше будет океан...
    Такое общение, через музыку души, через голос, происходит на очень глубинном уровне. И мы можем в моменте звучания дать место тому, что хочет исцеления. Мы даём пространство тому, что хочет быть признанным. А также мы можем провести в этом звучании то, что для нас самих и для многих женщин в какой-то момент может стать тем самым бальзамом для души, тёплым местом, домом, узнаванием.
  • Александра Кириллова (Саша Луна)
    Певица и композитор, клинический психолог и арт-терапевт, инструктор голосовых практик, автор проекта "Освобождение Голоса".
    "Когда я запела после долгого молчания, а Марго подхватила эту песню и продолжила, я ощутила ни с чем не сравнимое... Волны голоса другой женщины бережно подхватили меня, и я почувствовала новое движение. Так музыкальные фразы, спетые мною в тишине, вдруг обрели новое звучание в нашей общей песне сердца".

    15 лет назад мы познакомились с Марго именно в контексте голосовых практик (на занятиях творческой лаборатории "Освобождение голоса"). Можно сказать, что мы тогда "спелись". И сегодня, спустя много лет, наша дружба и сотворчество продолжают приносить красивые плоды, когда вновь встречаемся в созвучии. Идёт время, мы, каждая по-своему, проходим разные стадии своего "странствия женской души", и эти процессы отражаются в нашем музыкальном диалоге. Уже очень давно мы живём в разных странах. Но это не является преградой для новых встреч в музыке.
Canto del Mar - яркий пример того, как это происходит.
Одно из направлений нашего сотворчества - создание звуковых путешествий, когда мы приглашаем слушателя прожить с нами вместе тот или иной процесс в звуке.
Что же касается этой записи, она возникла из нашего с Марго очень личного диалога. Общаясь, мы переходили из вербального в невербальное и обратно. Этот процесс длился несколько недель. Финальный трек "Canto del Mar" - красивый отпечаток разговора двух женщин. Но для меня ценность и красота этой истории заключается, в первую очередь, в самом процессе. То, как он разворачивался в динамике. То, как это происходило между нами.

Сначала это был язык слов (наш разговор о том, что с нами, у нас происходит прямо сейчас). А потом Марго предложила перейти в невербальный диалог. Поймать подходящий момент, когда захочется поделиться. Можно проявить свой процесс и своё состояние через голос и просто отправить эту реплику, как письмо. Так же, как мы обычно обмениваемся голосовыми сообщениями. Только на этот раз без слов.

...Микрофон был включен, и я просто звучала несколько минут: без пауз, без попыток, без дублей, без перфекционизма, без потребности что-то редактировать, менять, исправлять. Просто спела и отправила подруге запись, на которой пою спонтанно, озвучиваю себя в этой точке, в этой фазе своей жизни. Просто голос в тишине, поток звучания, реплика диалога "по ту сторону слов".
10 дней спустя я получила музыкальный ответ от Марго. Теперь в записи я звучала не одна и не в тишине. Голос подруги подхватывал, продолжал, она отвечала на мои музыкальные фразы и делилась в ответ своей историей. Так два голоса сплетались в новый узор. Я слушала музыку встречи. А ещё в музыке появился новый звук - монотонный и будто нагнетающий напряжение, но, в то же время, связывающий наши реплики воедино...
Такой процесс обмена и чуткий диалог - для нас обеих в этом было что-то очень целительное и красивое. А ещё пришел образ моря.  Финальным шагом в сотворение этой музыки стало появление на записи звуков морского прибоя.


20
  • Курт Мерве
    междисциплинарный исследователь, поэт, художник и практик, работающий на стыке выразительных искусств, экологической мысли и социальной справедливости. Имеет ученые степени в области социальных и гуманитарных наук. Исследовательские интересы Мерве включают экопоэзис, постгуманизм и эстетику кинематографа. Имея более чем десятилетний опыт работы с международными НКО и в гуманитарных общинных проектах, она объединяет критическую теорию с творческой практикой для изучения отношений человека и природы, этической эстетики и исцеляющего потенциала искусства. Ее поэтические и визуальные работы отражают приверженность более чем человеческим повествованиям, аффективной экологии и преобразующему воображению. В настоящее время проживает в Эдинбурге (Великобритания) и Диярбакыре (Турция).
    СТИХОТВОРНЫЙ ЦИКЛ «МЕЖДУ ТРЕЩИНАМИ ЗЕМЛИ»
    Этот цикл стихов возник из экопоэтического взаимодействия с ландшафтами, отмеченными как красотой, так и опустошением. Это те географические регионы, которые не только стали свидетелями уничтожения и перемещения человеческих сообществ, но и пережили экологическое насилие, сожжение лесов, загрязнение рек и экосистем вследствие военной оккупации и хищной добычи полезных ископаемых. Эти стихи являются выражением экопоэзиса как способа поэтического сотворчества с миром, выходящим за рамки человеческого бытия. Вместо того чтобы рассматривать природу как пассивный объект или романтический фон, экопоэзис утверждает ее способность к деянию, творчеству, общению и восстановлению.
Сопровождающие стихи фотографии были сделаны в Курдистане, в частности, в регионах, где происходили вооруженные конфликты или которые остаются под военным контролем. Многие из этих ландшафтов, долин, гор, рек и древних поселений носят названия, которые изначально были курдскими, армянскими или сирийскими. На протяжении десятилетий государственная политика заключалась в систематическом переименовании этих мест с целью стирания культурной памяти местного населения, его ассимиляции и геополитического переопределения. Однако, несмотря на эти вмешательства, земля сохраняет свою собственную память. Как показывают мои стихи, река знает свое имя. Земля хранит истории, которые никакая картографическая ревизия не может полностью уничтожить. Весна выступает в качестве ключевого мотива на протяжении всего поэтического цикла, не как абстрактный сезон, а как чувственное и символическое присутствие. Яркие цвета цветков граната, диких маков и цветущих деревьев оживляют даже те территории, которые больше всего пострадали от войны. Эти природные объекты служат не декоративными деталями, а живым свидетельством экопоэтического импульса природы: ее настойчивости в восстановлении, ее тихого сопротивления и эстетической силы, проявляющейся несмотря на разрушения.
Таким образом, стихи пребывают в том, что Стивен К. Левин описывает как «поэтическую экологию», когда творение переплетено с памятью, потерей и трансформацией. Постчеловеческая перспектива определяет подход как к поэзии, так и к изображению. Земля — это не фон человеческой истории, а субъект в своих собственных правах, способный страдать, реагировать и даже формировать жизни, которые проходят через нее. Сожженные леса, израненная почва и реки, отведенные в сторону проектами развития, — это не инертные последствия, а активные свидетели политической и экологической травмы. В этих рамках экопоэзис становится не только творческой или эстетической концепцией, но и онтологической и этической ориентацией, способом признания того, что смысл, горе и обновление возникают в отношениях между людьми и не-людьми.
Кроме того, эти стихи выражают позицию экофеминизма, признавая глубокую взаимосвязь между колонизацией земли и контролем над телами, особенно телами женщин, коренных народов и нечеловеческой жизнью. Патриархальные и колониальные системы исторически действовали через логику господства: называя, ограждая и извлекая выгоду как из ландшафтов, так и из маргинализированных идентичностей. Реагируя на эти действия, стихи генерируют встречную эстетику, укорененную в мягкости, относительности и способности к зачатию и рождению. Роды, распад, сопротивление и обновление рассматриваются не как метафоры, а как переплетенные силы, которые бросают вызов линейным повествованиям о прогрессе или завоевании.
Эти стихотворения не стремятся говорить от имени природы, но приглашают писать вместе с ней, сочувствуя текстурам, тишине и регенеративным жестам земли. При этом они пытаются открыть пространство, где сходятся поэтический язык, экологическая память и культурное сопротивление. Даже там, где почва выжжена, гранат все еще осмеливается цвести.
Трещина в гранате
Есть тропа
от колодца Иосифа
к трещине в гранате.
Я нашла ее
в сердце разбитого источника,
прогуливаясь среди камней,
все еще несущих следы войны.
Луна над головой,
безмолвная почва,
сухие сорняки
и голая ночь.
Я наделяю женственностью эти слова:
луна,
гранат,
голая кожа
и мое тело,
склоненное к земле.
Я наполнила женщиной это стихотворение,
и тогда,
пришел грех.
Но кто решает,
когда рождение священно,
а когда оно греховно?
Где начинается и заканчивается страх,
когда матка начинает сокращаться?
Как гранат, как земля,
она открывается —
с болью
и надеждой.
От тени явного к
скрытому,
протягивается путь
от солнца к луне,
от женщины к горе,
оставляя после себя эхо.
Они могут менять имена —
но река знает свое имя,
и почва несет память,
написанную на языке матерей.

Перевод с турецкого на английский выполнен автором. Перевод с английского – Александром Копытиным


Фотография сделана в октябре 2023 года в бывшей езидской деревне недалеко от Мардина. Большинство езидов покинули этот регион из-за религиозных преследований, принудительного перемещения и милитаризации.

Я расцвела, расколовшись
Гранат треснул на моих ветвях.
Его темно-красный сок пролился в почву.
Мои корни крепко держались,
как будто пытаясь заполнить каждую трещину,
на груди земли.
Горы затаили дыхание
Под багровым небом.
Я – дерево, дрожащее на грани разрыва,
с каждым упавшим плодом рождаю себя снова и снова:
Так я теряю себя и обретаю надежду,
наслаивающиеся друг на друга.
Любовь несет траур и скрытое пламя,
когда ложимся с любимым,
и с каждым прикосновением
рана открывается снова.
Какая польза от крепких окон,
если буря воет внутри?
Я была воспитана ветрами,
привыкла к холоду.
Я сгибаюсь под ветрами жизни
и открываюсь.
Печаль фиалок в воздухе разлита,
смешавшись с прохладой и тишиной земли мокрой.
Чувствую дыхание листьев
после весеннего дождя.
Когда-то у меня была мечта
о теплом доме,
как желание, укорененное в трещине
созревшего граната.
Мои двери распахнуты настежь.
Окна больше не имеют значения.
Даже весенняя зелень кажется увядшей.
А стекла окон того дома разбиты.
Я назвала себя
канатным танцором своего собственного сердца.
Я провела себя
через мост, который тоньше волоса,
острее лезвия –
по пути, который начался
с первой перерезанной веревкой.
Но этот дом...
Я ​​так и не оказалась в нем.
Может ли заброшенный дом принять гостя?
Если я не могу найти убежище в собственной коже,
могу ли я действительно пустить корни,
даже вопреки обстоятельствам?
Я – гранатовое дерево,
растущее в доме без двери.
Они разбили окна,
оставили жестяные банки греметь на пороге.
В саду ли я?
Или в центре руин?
Туман не скажет.
Воспоминание парит между сегодняшним и завтрашним днем ​​—
призраком неухоженных комнат.
Нужно научиться прощаться.
Чтобы оставить заброшенное позади.
Отпустить.
Пусть спелые плоды
упадут золотом, ржавчиной, фиалкой.
Это – сезон сбора урожая
для тех, кто никогда не вернется.
Пощади наших мертвых…
И я, как дерево,
сбрасываю свои листья в осень
и перехожу в зиму,
чтобы весна снова позвала меня,
отпустив то, что слишком крепко меня держало.
Все, за что цеплялась, и что стало бременем.
Цепляние умаляет ростки новой жизни,
Которая вряд ли обретет ценность
среди руин.
Отпускаю
и вырастаю,
доверяясь временам года.
Между жизнью и смертью
есть аромат корицы и жасмина.
Хотя я всегда больше всего любила розу
и фиалку наших гор.
Пусть же каждый плод обретет свой собственный цвет,
свою собственную текстуру,
и пусть память об одном треснувшем гранате
переживет даже самый забытый дом.

Перевод с турецкого на английский выполнен автором. Перевод с английского – Александром Копытиным.