Май 2025
28 международная арт-терапевтическая конференция
Виртуальная выставка: "Искусство во времена глобальных вызовов"
На выставке размещены творческие работы представителей арт-терапевтического сообщества, созданные в течение 2024 – начала 2025 года.
Тема выставки – «Культура и мир – священный оплот человечества» – перекликается с общей тематикой конференции, обращая внимание на то, что является «краеугольным камнем» человеческого существования, бытия народов и глобальной цивилизации.

Благодаря организации такой выставки, участники конференции поддерживают и обогащают друг друга, утверждают творческое отношение к жизни, берущее свое начало в нашей духовной сущности, связанное с заботой о мире, в котором мы живем, способностью видеть и сохранять красоту.

1
  • Елена Комарова
    Художник, представитель академической школы живописи, арт-терапевт (Москва)
    На эту выставку я решила представить две картины памяти Фридл Дикер-Брандейс

    • "Фридл в Терезиенштадт. 1942-1944 г. бумага, пастель, 60 х 50 см.
    • "Портрет Фридл Дикер Брандейс. бумага, пастель, 60 х 50 см
80 лет назад Советская армия освободила Освенцим и Терезиенштадт – нацистские концлагеря.
Удивительный человек- Фридл Дикер- Брандейс - дизайнер, художник, преподаватель и арт-терапевт не дожила до этого, погибла в 1944 году. Даже находясь в концлагере, она занималась рисованием, творчеством с детьми, таким образом спасая их от ужасов войны. Не многие ее ученики выжили и сохранили ее записи и тетради. Позже они разовьют этот аспект искусства в теорию и практику арт-терапии, как науку.
Представляю два графических портрета Фридл.

2
  • Вероника Тургель
    Психолог, арт-терапевт, кандидат психологических наук, преподаватель арт-терапии, доцент "ЛГУ им. А.С. Пушкина", преподаватель института практической психологии "Иматон" и "Международной школы арт-терапии"
    Окружающий мир зачастую является для нас источником стресса, боли и испытаний. Но и одновременно Мир способен также и исцелять, гармонизировать нас, как «священный оплот человечества», по выражению Н. Рериха. Нахождение опоры в окружающей действительности, незыблемых значимых «скрижалей бытия» могут поддерживать людей, обеспечивая им внутреннюю стабильность. Для меня одной из таких опор в последние годы служит создание предметных мандал.
Символика мандалы, как отражение нашей самости – внутреннего незыблемого центра нашей личности, - в сочетании с использованием реальных земных, тактильно воспринимаемых объектов, позволяют синхронизировать медитативное обращение внутрь себя и «заземление» через контакт с материальностью. Это позволяет активизировать чувство внутренней защищенности даже в нестабильных условиях постоянной внешней угрозы.
Мандала «Сила природы» символизирует наполняющую энергию земных природных стихий – камней, минералов, дерева, благословлённых духом огня, поддерживающих нашу внутреннюю, телесную и психологическую Силу.
Мандала «Радужные нити» из материалов, используемых в женском рукоделии, отсылает к символам «нити жизни», «путеводной нити». Радужный спектр наполняет мандалу трансформационным потенциалом и трансперсональной символикой.
Мандала из елочных украшений, созданная накануне Нового года, настраивает на отпускание старого и вхождение в новый смысловой период жизни, обозначенный «новогодним рубежом». А ее насыщенно розовый колорит отсылает к переживанию женской молодости и красоты, которое конечно же каждой женщине хочется сохранить как можно дольше.
И наконец, мандала «Гимн Природе, Красоте и Жизни» соединяет всю вышеобозначенную символику, позволяя через контакт с природным, материальным, эстетическим выйти на гармонизацию телесного, психического и духовного миров.
Обращение к материальным, земным объектам для создания мандалы служит для меня источником внутренней стабилизации и средством нахождения в моменте бытия в нашем динамически меняющемся мире.
Далее картины Вероники:

  • Мандала из эко-материалов и поделочных камней «Сила природы»
  • Предметная мандала «Радужные нити»
  • Мандала из елочных украшений «Ожидание Нового года».
  • Мандала из текстиля и украшений «Гимн Природе, Жизни и Красоте».

3
  • Бурганов Игорь
    Член-корреспондент Российской Академии Художеств, Заслуженный художник Российской Федерации, профессор, кандидат искусствоведения, Лауреат премии Москвы, почетный член Арт-терапевтической ассоциации, руководитель ее московского отделения.
    Для выставки этого года я представил три мемориальных доски, созданные мной в 2024- 2025 годах и объединенные одной темой – увековечивания памяти героям СССР.

4
  • Олег Богачев
    Заведующий отделом медико-социальной реабилитации и правовой помощи ГБУЗ ЛО Центр СПИД(Санкт-Петербург),
    Почетный член и член Совета"Арт-терапевтической ассоциации.
    Обладатель Почетной Аккредитации СРО "Союз психотерапевтов и психологов"
    Стихотворение «Я-Земля» написано 21 января сего года на вернисаже выставки
    «Среда города и над городом: психологические и художественные грани
    Петербурга и парад планет глазами арт-терапевта. На земле и на небе», организованной санкт-петербургским региональным отделением Арт-терапевтической ассоциации.
    Автору выпал жребий представлять планету Земля.
    Здесь же был сделан рисунок и коллаж и премьера стихотворения, в первой редакции.
    Чуть позже все эти материалы легли в основу дигитальной истории «Я-Земля».
    Автор сделал попытку выразить невыразимое, то что и как могла бы мыслить, и чувствовать Земля, как по отдельности и в совокупности всего живого и не живого, так и планетарное тело, живущее среди других планет Солнечной системы.
Земля есмь аз и в землю отыду, от неяже взят есмь

Я –земля…да, Земля.
Из чего ж
состою,
тогда
я?
Из китайцев...шотландцев…
нанайцев…и нивхов
индусов…индейцев…
евреев…арабов…бурят…
и русских,
люди так говорят.
Широкоглазых и глазами узких,
Серьёзных, дурашливых,
красавцев и жутких
черных и белых,
и красных, и желтых,
Как Хуанхэ,
где плавает рыба, селёдочка Хе
я Волга и Висла,
колодец, ведро и коромысло
поэма, лишенная всякого смысла.
Я океан Ледовитый и Тихий
буйный, ревущий, как Ниагара
А вот ещё, я облако пара
над гейзером жарким в далёкой Камчатке
Корова у которой начались схватки
Я Путин и Трамп,
и дед мой Иван.
По Каракуму я ходок-караван
Березой качаюсь и белкой скачу
Дождем поливаю, вороной лечу.
Рыгаю вулканом, верблюдом плююсь
Холодным кошмаром Зеленскому снюсь
Я грусть вековых баобабов в саванне
Живучесть лягушки, тонущей в сметане
Я жёлудь, что год провалялся в кармане
И взгляд росомахи, застрявшей в капкане…
Земля я и есть, землёй скоро стану,
Смеяться и плакать не перестану.
Всё есть во мне, и я есть во всём
Об землю бьюсь, своим твёрдым лбом.

СПб, 24.01.25

5
  • Бренинг Анастасия
    Практический психолог, арт-терапевт, ассоциированный член Арт-терапевтической ассоциации.


    Хочу поделиться своими двумя работами, являющимися моим скромным посвящением Природе и Культуре.
«Предвкушение перемен»
(акрил, холст), 2025 г.

На картине запечатлен тихий зимний рассвет. Мягкий свет восходящего солнца в глубине соснового леса окутывает заснеженные деревья, превращая их в сказочные силуэты. В этом коротком мгновении — предвкушение перемен, надежда на что-то светлое и неизведанное. Холодный воздух, хруст снега под ногами, тишина, нарушаемая лишь шепотом ветра в ветвях — всё это пробуждает чувство умиротворения и единения с природой. Сюжет напоминает о том, что природа, как и культура, — это вечный источник вдохновения и силы, который помогает нам находить гармонию даже в самые сложные времена. Стоит только остановиться, вдохнуть глубже, почувствовать связь с миром и поверить в лучшее, что ждет впереди.
«Медитация о гармонии и противостоянии»
(акрил, холст), 2024 г.

Метель за окном танцует в белом вихре, окутывая очертания собора таинственной дымкой, словно стирая границу между временным и вечным. Внутри, в теплом уюте, кот, спокойный и созерцательный, наблюдает за разыгравшейся стихией. Этот миг — не просто встреча зимы и домашнего тепла, но глубокая медитация о гармонии и противостоянии, о том, как человек находит опору в культуре и красоте, даже когда мир вокруг бушует. Зритель, глядя на картину, может ощутить тихую радость и умиротворение, словно сам становится частью этого уютного уголка, где внешний хаос превращается в поэзию, а вечные ценности — в тихое убежище для души.

6
  • Инна Сергеева
    Психолог арт-терапевт, частная практика, член Арт-терапевтической ассоциации
    Считаю рисование мощным противоядием от тревоги, неустойчивости, неуверенности.
    В рисовании нужна дисциплина. Приучила себя и рекомендую клиентам
    рисовать по полчаса два раза в неделю. Это гармонизирует и придает сил.

Рисую без всяких правил, используя принцип «Низкое мастерство – высокая чувствительность».
На выставку предложила две небольшие картинки формата А5, с добавлением «неправильного» стихотворения.
«Полет»
20 х 30 см, гуашь, бумага

Сквозь
Нагроможденье адов
К свету стремится душа
Разных оттенков
Радости ищет
«Мандала моей жизни»
30 х 20см, акварельные карандаши, масляная пастель, маркеры, бумага для акварели

Помню себя, лет с четырёх
В красном пальтишке
Мама и папа со мной
Дальше – жизни спираль
Круговорот смертей и рождений
В конце – стану цветком
Облаком белым
А может
В красном пальтишке
Снова на землю вернусь

7
  • Борисова Наталья
    Магистр психологии, педагог-психолог, член Арт-терапевтической Ассоциации
    ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ
«Дерево на скале»
В скалах, где ветер гулял свободно, росло дерево. Его корни, словно щупальца, цеплялись за каждую трещину в камне, стремясь найти питательную почву. Ветви дерева тянулись вверх, к солнцу, несмотря на суровые условия окружающей среды. Каждую весну оно покрывалось нежными зелеными листьями, символизируя жизнь и стойкость. Птицы находили приют среди его ветвей, строя гнезда и выводя птенцов. Дерево стало символом силы и выносливости, вдохновляя всех, кто видел его. Оно напоминало людям о том, что даже в самых трудных условиях можно найти способ выжить и процветать.
«Женская энергия созидания»
бумага, акварель

Энергия женщины подобна солнечному свету, она согревает и озаряет все вокруг. Солнце дарит миру тепло и свет, а женщина наполняет пространство любовью и заботой. Ее энергия пронизана мягкостью и силой одновременно, подобно лучам солнца, которые могут быть нежными и ласковыми, но в то же время способны выжигать и преобразовывать. Женщина, как и солнце, является источником жизни, вдохновения и роста. Она освещает путь своим близким, поддерживая их в самые темные моменты. Солнечная энергия, как и энергия женщины, способна исцелять и восстанавливать, даря надежду и веру в лучшее будущее.

8
  • Зоткина Елена
    Клинический психолог, действительный член Арт-терапевтической ассоциации, старший преподаватель кафедры психологии развития Самарского национального исследовательского университета имени С.П. Королева (Самара)

    ЛЮБВИ НЕ БЫВАЕТ В ПРОШЛОМ

    Эти стихи я посвятила дорогим моему сердцу людям, которых уже нет рядом со мной в повседневной жизни, но которые навечно рядом, пока я их помню. Мне посчастливилось с ними Встретиться. Первое стихотворение отражает переживания при потере близкого человека, а второе напоминает о том, что любви не бывает в прошлом…
Прощание… Прощение…
Еле слышный шаг по сухой траве.
Дуновенье ветра в полной тишине.
Разговоры где-то в дальнем далеке…
Эта настоящность в теле и душе.

Унесу с собою этот запах трав.
Молоко тумана сохнет на губах.
Тихо, шаг за шагом я иду свой путь,
Бирюзою неба поливая грудь,
Облаками кутаясь в холод вечеров,
Отдавая реченьке боль своих оков.

Возвращаясь к вечному, прикоснусь и я
К трепетному, нежному как душа твоя…
И земли касаясь, вспомню гордый нрав,
И руки надежность вспомню я не раз.

Сколько я не сделала для тебя, мой друг…
Как простить себя мне, разрывая круг?!
Я учусь прощению… И еще не раз,
Той травы коснувшись, буду я в слезах.

Но лишь так и можно мне свой путь идти.
С сердцем обнаженным буду я в пути.

Состояние…Прикосновение…
Шорох листвы, ветви берез.
Тихую радость май нам принес.
Этот лучистый в мареве день…
И промелькнула прошлого тень.

 Тихое счастье.
 Такое бывает.
 Эти глаза, что любовь разделяют.
 Рядом улыбки, бывает слеза…
 Много и смеха… Эти глаза!

В них океан отражений моих.
Эта травинка, оборванный стих…
Сердце стучит, и колотит в висках.

То – пульс земли отдается в телах.
То – единенье, зеркало душ
В этом порыве растресканных луж.

Образы, образы, запах листвы,
Небо, былинки и птицы вдали.
Снова наступит солнечный день,
Вновь нам поможет прошлого тень.

9
  • Копытин Александр
    Доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования (Санкт-Петербург)
    ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ ЛЮБВИ – ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕРЕЗ ВЕКА И КУЛЬТУРЫ

    Цикл стихов «Истории любви» был написан мной в 2024 году, сплетая в единый венок 12 поэтических историй любви. Во многих случаев партнеры принадлежат разным культурам, а их отношения представляют собой, с одной стороны, вызов, с другой стороны – реализуют волю к творческому и интимному союзу.
Антоний и Клеопатра

На палубе корабля под пурпурными парусами,
На лучезарном престоле царицы день и ночь, свет и тень сошлись,
Обреченно и сладострастно последние солнца лучи расплескав по глади речной,
Соединяя кровь Антония и Клеопатры, культур и миров.

Пламенела из кованого золота корма,
Ветер, млея от страсти, к парусам льнул.
В лад пенью флейт серебряные весла врезались в воду, что струилась вслед,
Влюбленная в прикосновенья эти.

Со свода небес в бездну ночи светило дневное сошло.
Лотосом голубым его след в царском венце вспыхнул.
Испив эликсир цветка и приняв дар Афродиты,
Отрекся Антоний от законов римских.

Нагим пред владычицей лунной представ и соблазняясь египетской ночью,
В воды звездного неба сталь мечей опустил,
Чарам женским, греческой мудрости и утонченной игре красоты поддавшись,
Завороженно смотрел, как мерный сосуд ее тела выливает в небо свой эликсир.

Мечта и бремя военачальника и царицы, Эрос и власть,
Твердость камней и текучесть воды,
Сладостность и трагизм, сила и слабость политики и любви
С тех пор на корабле истории противоречиво пребудут.

Будет ли Рим размыт волнами Тибра, а мир спасен?
Рухнет ли свод великой державы, и обратятся ль все царства в прах,
Когда с именем ее на устах объявит он: «Мой дом отныне здесь»,
Войдя в святилище ее зрачка.

Пусть же сияет Клеопатры сосуд, вспыхнув сокровенным огнем!
Пусть закипает сердце Антония – самый хрупкий и самый крепкий сосуд,
Который, наполняясь страстью и опрокидываясь в лоно ее судьбы,
Превысит земную меру, открывая путь в вечность.

Авторская мелодекламация: https://disk.yandex.ru/d/pstijWcdKlrzeA

Давид и Вирсавия

Где ты пасешь, мой Господин? Где мирно в полдень отдыхаешь?
Среди полей тебя ищу, заслышав гусли – трепещу,
Твой сладкий миро вновь вдыхаю,
Когда холмы и небеса встречают нас, чтоб вместе петь
Тхилу и ласкам предаваться, искать слова, испив вина,
Киперы кистью любоваться.

Я буду кроткой, Господин, твои моленья разделяя,
Твой грех во имя Шем приму и жертву Шимы принесу,
От близости с тобой страдая.

Но есть земля и есть народ, и есть цена священной связи.
Давида ветвь из рода в род скрижали тяжкие несет,
Покуда узел не развязан
Истории и бытия, в которых тайна жизни скрыта
И обязательно должна юдолью избранных добыта.

Гори дотла, сжигай меня, прими рожденье Соломона –
Всех тех, кто будет после нас,
И в холокост, и в счастья час.
Бат Шевой буду среди вас,
Родильным и посмертным стоном.
Во славу неба и земли свою юдоль благословлю
И псалм пред вечностью спою,
Скрепив с тобою связь Законом.

Авторская декламация: https://disk.yandex.ru/d/Xy9MTNKjbpm41Q

Дали и Гала

У моря, под чаек кружащихся крики, в песок опуская земные пределы,
В объятиях слившись, приветствуя лики сомнамбул и своды прекрасного тела
Ее, из которого вышел Мадонны фантом и фонтаном пролился искусным,
Гала и Дали поднимали свой парус и плыли в предвечном сиянии грустном.

Тюльпаном приволжских степей распустившись, с осанкою стройной и полуулыбкой,
Художнику муза предстала и пела, сияя над гладью сновидной и зыбкой.
Его Галарина, мечта Порт-Льигата, гранатовых зерен блаженное лоно,
Стонала, и страстно холсту предаваясь, звучала вечерним таинственным звоном.

В подводно-ореховых глаз средоточье и в талии томном и страстном изгибе
Морские оливы томились и бились как волны, неся корабли на погибель.
Градиве полночной, спасительной, гордой вручая ключи от Пуболя и неба,
Художник свой дар обращал, как и веру в мистерию Вечери горнего хлеба.

Застыли подземные воды, и звезды внимали избраннице трепетной кисти,
Продюсерским даром владевшей и знаньем творца и творенья спасительных истин,
Энергий земных и небесных, и славы престола святого и сладостных терний,
Как с мужем и гением явным и тайным свой сад посадить и добыть магистерий.

Авторская декламация: https://disk.yandex.ru/d/CXZV3thDNwUiAw


Высоцкий и Влади

Преломив хлеб судьбы, в любви признались друг другу
В далеком невозвратимом году,
Когда вешние воды текли по Москве,
Трещали льдины у него на губах,
Опрокидывая прозу жизни,
И сердца стучали гулко-гулко,
Как колокола всех храмов
Влюбленных.
Пели, как две птицы волшебные,
Сирин и Алконст,
Заклиная души людские,
В разрыве аорты достав страсти и поэзии пламя,
Кровью артистов и бардов светоносную роспись поставив
На скрижалях брачных,
Всем бедам назло.
Пленительных волос пуская волны,
Голову назад закинув,
Марина, как птица Сирин,
Дарила блаженств нездешних полный взгляд,
Посланьем вещим манила в дали,
Туда, где распускались цветы лазоревые,
Где в снопах лучей
Будут они с Владимиром вместе.
Он же вторил ей, с хрипотцой и нотой страстотерпкою,
Алконстом представ,
Грудь наполнив удалью и печалью русскою,
Издавая стон, рыданье, рык зверя прекрасного, раненого,
Багровых зарниц певец.
С ресниц окровавленных слезы текли огненные,
В тигле земном перемешиваясь с росой утренней,
Застывали письменами вещими…

Авторская мелодекламация: https://disk.yandex.ru/d/nz0unI_9CAAw4w

10
  • Неретина Екатерина
    Психолог, частная практика.
    Хочу представить на виртуальную выставку три свои работы. В настоящее время я совершенствую свои навыки в живописи и графике через онлайн-уроки у мастеров по акварели и масляной пастели. В феврале 2024 года закончила курс по интерьерной и фактурной живописи.
    Работы, которые я представляю на выставку посвящены красоте природы, ее величию, и направлены на призыв к созерцанию окружающей нас бесконечности и мудрости природных процессов. Все они написаны на холстах круглой формы, символизирующие вечное, с использованием акриловых красок, как обычных, так и с эффектом металлик, а также фактурных паст.
    Первая картина, «Ледовитый океан», выражает чистоту, минимальную, но контрастную цветовую палитру северной природы.
Далее картины Екатерины:

  • Первая картина, «Ледовитый океан», выражает чистоту, минимальную, но контрастную цветовую палитру северной природы.
  • Вторая картина, «Стихия воды», отражает живую, подвижную энергию водной стихии, ее гибкость, изменчивость и непостоянство.
  • Третья картина, «Ночь», показывает пространство, где небо и вода в спокойном состоянии дремлют в звездной ночи, показывая покой и умиротворение спящей природы.

11
  • Наталия Назарова
    Кандидат психологических наук, арт-терапевт, супервизор, а также член совета, действительный и почетный член "Российской арт-терапевтическая ассоциации" (Санкт-Петербург)
    Это моя первая картина после почти трехлетнего перерыва в занятиях живописью. Поэтому, прежде всего, я наслаждалась сочетанием цветов, красками, процессом. Картина создана по следам поездки в Турцию. Летний теплый вечер, только зажглись фонари. И вдруг рядом с фонарями на столбике я увидела сову. Она сидела спокойно и поглядывала на проходящих мимо.
    По завершении картины я стала думать о ее смысле. Первым смыслом было гармоничное сочетание природного и культурного, сделанного человеком. Далее я поискала символизм каждого из элементов картины в разных источниках и выбрала откликающиеся мне интерпретации. Соединив символы отдельных элементов, можно увидеть, как они переплетаются между собой и соединяются в одну тему, отражающую меня и мои переживания.

«Ночь. Луна. Сова. Фонари».

30х70, холст, акрил, декабрь 2024 г.

Лес – символ бессознательного, связан с символикой женского начала, символ земли и противопоставляется власти солнца. Лес – место всевозможных опасностей, подвластное духам, демонам; место, где можно заблудиться, место для встречи с трудностями, но также и с чудесами, помогает найти решение. В этом смысле лес предстает не только природным целительным пространством, но и хранителем знаний, которые обогащают представление человека о мире. Лес может стать порталом к древним знаниям по врачеванию тела и души.
Луна – в символизме является владычицей тайного мира и символом женского начала. Она ассоциируется с циклическим обновлением, возрождением, бессмертием, оккультными силами, переменчивостью, изобилием, интуицией и эмоциями. Полная Луна делит символику с кругом как знак целостности и совершенства.
Сова – птица мудрости, познания, но также мрака и смерти. Совы видят ночью, видят все вокруг себя, не двигаясь с места, а только поворачивая голову. Как символ мудрости и знаний сова помогает человеку глубже понять мир, накопить новые знания, раскрыть интуицию. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на связь совы со смертью и оккультными силами. Сова – символ способности не испытывать страха перед темнотой, знать тайны, обычно скрытые для смертных, иметь дар пророчества. Как ночная птица также сова — символ грусти, ностальгии и одиночества.
Растения в нижней части: Монстера получила название от латинского monstrum — чудовище, связана со страхом смерти, или от латинского monstrosus — удивительная, причудливая. Монстера — символ здоровья и удачи, связана с Венерой и олицетворяет женское начало. У монстеры пышный буйный рост и поэтому она символизирует изобилие, процветание, долголетие. Пальмовый лист — символ победы, триумфа, мира и вечной жизни.  Пальмовая ветвь вручалась вместе с венком победителю Олимпийских игр как личное пожелание здоровья и долголетия. В современные времена пальмы стали олицетворять мир и гармонию в природном мире.
Фонарь – символизирует победу света над тьмой. Фонарь – символ прогресса и просвещения, позволивший людям продлить время своей активности, чаще передвигаться и бывать на улицах в темное время суток. Это символ надежды и безопасности для тех, кто ищет свободу. Также фонарь символизирует внутренние духовные качества человека: правду, разум, мудрость, интеллект и знание собственного пути. В русской культуре фонарь обретает значение источника экзистенциального света, надежды, радости.
Когда я показала картину своим знакомым, мне сказали, что сова чем-то похожа на кошку. И тогда я вспомнила слова песни Вероники Долиной «Легенда о Сфинксе»:
Мне другую ночь не спится.
Невесёлые дела!
То ли кошка, то ли птица,
То ли женщина была?
       То она в огонь глядела,
       То, забившись в уголок,
       После плакала и пела
       Или билась в потолок...
Я подумал: если баба,
Для чего ей два крыла?
А если птица, то она бы
Улететь вполне могла.
       Но ходила у окошка
       И лежала у огня
       То ли птица, то ли кошка,
       То ли баба у меня...
Если птица – не годится
Ей стирать и убирать:
Надо же собой гордиться,
Птичью гордость не терять.
       Но если вовсе ты не птица
       И живешь в моем дому –
       То зачем в окошко биться
       И кричать, и петь – к чему?
Но она не только пела.
Ясно помню: по ночам
Всё она в огонь глядела –
Жарко делалось очам.
       Но если ты – породы дикой,
       Для чего тебе крыла?
       Ты – царапай, ты – мурлыкай!
       А она вот не могла.
И однажды поздно ночью
Растворил я ей окно.
Ну, раз она свободы хочет,
То добьётся все одно.
       И – шагнула на окошко.
       И – махнули два крыла.
       То ли птица, то ли кошка,
       То ли женщина была?...

В итоге в картине проявились и объединились символические темы женского начала, тьмы и света, природного и человеческого, свободы и мира.

12
  • Инна Зезюлинская
    Действительный член Арт-терапевтической ассоциации, психотерапевт Единого реестра Европейской ассоциации психотерапии, системный семейный психотерапевт; арт-терапевт, медиатор; аккредитованный обучающий личный психотерапевт-адвайзер, супервизор ОППЛ; сертифицированный преподаватель и тренер ОППЛ международного  уровня; руководитель Крымского регионального отделения ОППЛ; доцент, обучающий психотерапевт МОО СРС КИП; руководитель Центра прикладной психологии «Гармония».
    Поясняя подбрку картин, Инна признала, что, «Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью. Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать. Живописные полотна позволяют задержаться в моменте созерцания красоты природы и запечатлеть ее в каждом временном периоде. В коллекции собраны любимые мотивы природы в разное время года.
Метафора времен года имеет ряд значимых терапевтических факторов: фактор времени -все проходит, время «лечит». Фактор цикличности - все повторяется, все уже было и пройдет. Фактор регенерации - возобновление, возвращение жизни, рождение после умирания. Таким образом, тема времен года наделена определенными экзистенциальными смыслами: смена времен года можно рассматривать в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима - конец пути - старость.
Здесь можно вспомнить слова Милорада Павича: «…Он обучал его как в равновесии соединить в себе осень, зиму, весну и лето с водой, землей, огнем и ветром, которые человек тоже носит внутри своей утробы».
Моя коллекция авторских картин собрана в формате видеоролика. Картины, выполненные маслом на хосте, дополнены ресурсными словами- посланиями из авторской колоды метафорических ассоциативных карт «Гармония», что усиливает эмоциональное впечатление и оказывает ресурсное воздействие на зрителя».

13
  • Хоменко Лилия
    Магистр педагогического образования, педагог, детский писатель, член Арт-терапевтической ассоциации.

    ХРУПКОСТЬ ЭТОГО МИРА

    Одно дуновение ветра может разрушить баланс между добром и злом, жизнью и смертью. Надежда есть, надо только верить.

«Хрупкость мира». Холст, масло. 2024 г.


14
  • Андрей Зоткин
    Аспирант психологического факультета Самарского университета, начинающий режиссер.
    Я сделал эту короткометражку за одну ночь. Вызвался сделать слайд-шоу с фотографиями Балу и его пространства для мастер-класса своей мамы. Был октябрь 2024 года, со дня на день должна была начаться конференция от Арт-терапевтической ассоциации в Самаре, где это слайд-шоу и пригодилось бы. Однако, прикоснувшись к тому, о чем не вспоминал в суете дней, через фотографии, я не смог остановиться. Я провалился в воспоминания и одних фото мне было уже мало. Я стал искать видео, в которых были запечатлены стены замка Балу, его многочисленные жители, гости, среди которых когда-то был и я, запечатлены слова о нем, запечатлено само время. Я испытывал потребность разделить свои чувства, свою память с кем-то.
    Поэтому в этой работе нет почти моих кадров.
Я сделал ее за одну ночь. Мои только виды Питера, то дождливого, то прекрасно-закатного, узнаваемого и неизвестного. Кстати, сцены с дождем снимались из-под козырька подъезда замка Балу. Летним днем я вышел из всеми нами любимого Ауровилля, и сильнейший ливень меня будто специально направил к хорошо знакомой, но уже закрытой парадной. И виды города после дождя - тоже его район. Остальное - видео других авторов, отрывки из фильмов о Балу, на которые я ссылаюсь в титрах. Поэтому и называя я себя в них "режиссер монтажа".
Но мне кажется, что мне удалось передать то, что я хотел, хоть и пленка была не моя. Это трудная история. Может быть, даже очень. Для меня Балу умирает в ней уже на второй минуте: мы видим его живым, его награждают, он улыбается и вдруг! черный экран. И уже Валерий Лесничий открывает вечер памяти Андрея Владимировича. Вот так просто - секунда - и всё, нет человека. Также внезапно и быстро для меня в мае 2022 года пришло известие о смерти Балу. Сейчас достаточно одной секунды, чтобы сообщение дошло до адресата, и тяжесть его содержания никак не влияет на время доставки.
А потом... потом с получившимся фильмом происходит странное. Ведь что нам остается в ситуации, когда герой умер на второй минуте? Оплакивать его, попутно рассказывая о том, кем он был. И если посмотреть на содержание фильма, его сцен на протяжении последующих тридцати минут, то мы это и делаем. Но мы не получаем панихиду, песнь об усопшем. Мы получаем жизнь. И не только Андрея Владимировича, но еще и десятков, сотен, тысяч людей, которые есть в этих кадрах, которые посмотрели этот фильм, которые приходили в гости в замок Балу, которые знали его или только вчера услышали о том, что есть такой человек.
И он есть, он продолжает объединять огромное количество совершенно разных людей, продолжает помогать нам выживать в этом мире, напоминая о том, что мы все едины в свете любви. Этому и посвящен этот фильм. И я думаю, что сказка Андрея Владимировича, которая звучит за кадром в исполнении Дмитрия Бужинского, играет большую роль в это оживлении фильма. Это потрясающе, ведь само по себе кино - это просто видео, на котором запечатлено прошлое, то, что делали люди в определенные минуты своей жизни. Нам никогда не заснять на видео настоящее, никогда не схватить линзами будущее.
И тем невероятнее моменты, когда вопреки этой жизненной логике, эта память оживает. И нам кажется, что оживает она на экране, но, нет, экран, сказка, кукла - лишь помогают нам увидеть себя и друг друга в этом свете любви. Настоящее оживает и живет в наших сердцах. И Андрей Владимирович знал это.

15
  • Э’Корт Беверли
    Cертифицированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, участвует в ряде международных социальных арт-терапевтических проектах, ведет частную практику (Финдхорн, Великобритания)
    На этойвыставке представлена подборка стихов Беверли Э’Коурт. Она выступает за признание в арт-терапии важного значения поэтического языка, тела, экологии и мировых культурных традиций. Сделав подборку своих новых стихов, она дала следующее пояснение:
Эти «хвалебные стихи» я обычно сочиняю буквально на ходу, и они часто полностью складываются во время прогулок в том виде, в котором они представлены здесь. Правда, иногда отдельные места стихов я могу позже отредактировать.
Стихотворение «Посвящение Богородице» было вдохновлено шотландским поэтом, писателем и драматургом Джорджем Маккеем Брауном и наполнено знакомыми любому шотландцу образами, характерными для культурной традиции северо-восточных сельскохозяйственных регионов. Это стихотворение передает мою благодарность и чувство преданности, которые я испытываю по отношению к одному из наших местных бенедиктинских монастырей XII века, где 26 монахов сохраняют тепло, гостеприимство и целительные силы этого духовного святилища, куда многие местные жители приходят для созерцания. Мне нравится играть с традиционными формами поэзии, выражая при этом личные темы.
Я считаю, что, расслабляясь в определенном ландшафте, мы можем почувствовать себя самой природой, успокаиваемся и отвлекаемся от напряжения и умственных усилий. Как хорошо описал Моше Фельденкрайз, мы можем слушать себя и свое тело как часть самой природы с ее энергиями, протекающими через нас.
Воображение, как и телесные ощущения, является символическим средством, благодаря которому единый природный поток энергии переживается в сознании и обретает свои формы. Мне часто кажется, что мои прогулочные песни и стихи приходят ко мне «извне»: природа «поет» через меня и создает свои «стихи» также посредством меня, когда я на нее настраиваюсь во время прогулок.
Это древний опыт, о котором писали многие художники, шаманы, пророки и прорицатели.

Прогулка по Северной Португалии
Блуждающая прогулка:
Следуя невидимым песенным строкам,
Река бесед между телом и землей неторопливо течет.
Ноги и легкие мой путь окрыляют,
А сосны и кедры шепотом откликаются им в ответ.
Бризы колдуют звуками моря,
Слышу, как внутри тела изливается источник песни.
Все, что встречаю на своем пути, слышит мой молитвенный гимн.
Ноги слагают ритм,
А серебристые мотыльки, пугливые ящерицы
И бабочки, похожие на ангелов, размером с ладонь,
Чьи черные крылья окаймлены золотом,
Ныряют в потоки ветра, покачивающего сосны и эвкалипты.
Их кора разворачивает свой пергамент
Лимонно-зеленых и янтарных оттенков,
Их прошлогодние пряди хрустят под ногами,
Диктуя свои тексты, становящиеся моей хвалебной песней.
Шаг за шагом пою, ступая по земле вдоль реки,
Вслушиваясь в текучий блуждающий мир,
Который, как и я, звучит как огромный единый хор.

Богоматерь Северо-Востока
(по мотивам Джорджа Маккея Брауна)
Посылаю свое почтение Медовой Богоматери,
Свету на спине медоносной пчелы.

Мое почтение Богоматери Тайного Знания,
Заключенного между мякотью сливы и ее кожурой.

Почтение Богоматери Разума,
Чувствую его в поцелуе чертополоха, в глазу кита.

Мое почтение Богоматери Участия,
Звучащего в каплях дождя,
Являющего себя в крещении ливнем на коже,
От которого одежда становится мокрой.

Почтение Богоматери безвозвратной поэзии,
Рождающейся в самолетах, сбитых «дружественным огнем»,
В размышлениях о вражде и прощении,
О любви даже там, где ей, кажется, места нет.

Почтение Богоматери Верного Сердца,
Сокрытого в верховьях реки, куда в нерест устремляются лососи,
В отце, который готов многое сокрушить, но не поднять на дитя свою руку,
В ангелах, падающих, потому что не перестают нести наше бремя.

Почтение Богоматери Музыки и Созвездий,
Звучащей в песне глубоководной медузы,
В лучах гавани солнца-звезды,
В Кассиопее, рассеявшей свой свет среди космических вод.

Почтение Богоматери Заботы о Земле,
Явившей себя дождевым червём,
Вспаханной землей, потрескавшейся от солнца,
Или умытой и напоенной дождем.

Почтение ячменю высотой по пояс,
Богоматери спелых зерен,
Продляющих жизнь и ее святой настой.

Пурпурное озеро / 21 строка
(в стиле традиционного малайзийского пантона)
Далай-лама сидит, благословляя землю,
Тюльпаны раскрываются, тает снег,
А печаль живет во мне, как пурпурное озеро.

Когда мой сын обнимает меня,
Он бросает якорь в мое сердце.
Мы кормим птиц,
И окно наполняется трепетом крыльев.
Тоска по залитым солнцем горам пронзает меня, как стрела,
И я ношу ее как талисман, как победу.

Тюльпаны раскрываются, тает снег.
Мы кормим птиц, и мой сын обнимает меня,
бросая якорь в мое сердце.
А окно наполняется трепетом крыльев.

Кормление птиц,
эта тоска по залитым солнцем горам
вонзается, как стрела, наполняет меня трепетом крыльев,
тоской, которую я ношу, как оперение, как победу.

Тоска по залитым солнцем горам пронзает меня, как стрела.
Это далай-лама благословляет землю.
И эту тоску я ношу, как талисман, как победу,
а печаль живет во мне, как пурпурное озеро.

16
  • Чеховская Ольга
    Психолог реабилитационного центра "Вместе", психолог-волонтер центра помощи беженцам "Дом с маяком".

    ПОИСК АВТОРСТВА

    На выставку Ольга представила несколько работ, затрагивающих
    тему авторства, которое она ищет через занятия изобразительным искусством, общение с природой и культурой. Вот ее пояснения к своим работам и контексту их создания.
Для меня, как для художника, часто возникал вопрос: где, как и когда рождается «авторство». Вот я столько онлайн курсов по рисованию прошла: акрил, карандаш, масло, пастель. Но у меня пока только ученические работы, а как же создать «свою» авторскую работу?
Я наметила для себя некоторые шаги:
1) Выйти на природу, например, в моем саду, оглянуться вокруг, увидеть то, что меня сейчас вдохновляет. В моем случае, это, например, подсолнух. Сделать несколько фотографий и распечатать эти прекрасные фото. Они помогут мне, если я захочу написать композицию из этих цветов.
2) Почитать статьи, литературу про авторство, творчество.
3) обратиться в соцсетях к художникам, которые тоже ищут способы для собственного творческого вдохновения.
4) спросить в группе у одноклассников, что они думают об «авторстве».
Стать Автором – это не мгновенный процесс, а путь, признавая, что автором своей жизни человек становится, когда берет на себя ответственность за свои выборы и не боится быть собой.
«Подсолнухи»

Акрил. Холст на подрамнике. Размер 40 х 40 см. 2024 г.


После вдохновляющего курса Натальи Юршиной «Акрил для начинающих» в конце зимы, в начале 2024 года, я написала «свои» подсолнухи.


Эта работа была написана в то время, когда меня охватывали уныние, боль, отчаяние непроявленности, печаль, что в моей жизни многое ушло. Друг за другом умирали, в силу разных причин, возраста и болезней, мои родственники, с которыми мы прожили вместе более 30 лет, и которые были для меня очень дорогими людьми. Не стало моей любимой работы. Я чувствовала себя ненужной, никчемной, неспособной.

И параллельно шли дни, учёба на курсе «Игровая терапия, центрированная на ребёнке», встречи с коллегами на интервизиях по этой теме, на интервизиях психологов-волонтеров фонда помощи беженцам, работа психологом-волонтером онлайн с беженцами. Я испытывала угнетающее чувство, что где-то идёт война, наши солдаты гибнут, получают ранения и увечья, страдают в плену, и непрестанная молитва, обращенная к Матери Божьей о защите нашей страны и защитников нашего отечества. И опять потерянность, забытость об «авторстве». Неудовлетворенность от своей работы, от самой себя. И опять повторяющиеся будни: курсы по психологии, домашние дела, курсы по рисованию, редкие сессии с клиентами.

«Подсолнух»

Пастель. Бумага. Размер 20 х3 0 см. 2025 год.


На обучающем курсе «Пастель для начинающих» в конце 2024-начале 2025 г. мною была создана работа «Подсолнух».

«Сова болотная»

Бумага. Пастель. 20х30 см. 2025год.


Я снова ищу вдохновения. По результатам прохождения курса «Пастель для начинающих» я создала свою «сову болотную». Сначала это выглядело ужасно. Я переделывала ее несколько раз. И при последней попытке я поймала себя на том, что я любуюсь своей «совой болотной». Возможно, моя Сова не идеальна. Но что-то произошло со мной, как и с ней.

Я любовалась ею. Я полюбила её. Как будто нет необходимости что-то доказывать кому-то и самой себе. И для меня отпала необходимость быть «автором», создавать авторские работы. Что-то поменялось у меня внутри. Как будто ощущение любви, насыщение этим мудрым и принимающим взглядом заполнило пустоту в моем сердце.


17
  • Лобусова Ольга (Владивосток)
    Арт-терапевт, психолог, руководитель Приморского отделения Арт-терапевтической Ассоциации.
«К истокам»

Цветные карандаши, скечбук


Этот рисунок — о месте, где встречаются природа, память и внутренний мир человека. Горы здесь — не просто ландшафт, а символ высот, к которым стремится душа. Они неровные, живые, словно дышат, впитывая в себя века истории и энергии тех, кто когда-то искал в них убежище, вдохновение, путь к себе.

Река внизу — как пульс времени. Она течёт сквозь поколения, связывая прошлое и будущее, культуру и природу, человека и человечество. В её изгибах — движение жизни, её текучесть и перемены.

Эта работа отклик на внутренний поиск — мира, гармонии, смысла. Она о связи: с корнями, с землёй, с чем-то священным и нерушимым. Потому что, пока у нас есть эта связь, у нас есть и опора. Мы помним, кто мы. Мы способны строить мир.

«Точка покоя»

Цветные карандаши, скечбук


Эта пленэрная работа была создана мной в бухте Тёплая на полуострове Гамова, и это бухта - мое место Силы. Здесь скалы будто дышат тишиной, деревья обнимают небо, а море хранит древнюю мудрость.

Каждая линия, каждый цвет на этом рисунке — это не только образ природы, но и внутреннее состояние. Это взгляд на мир изнутри, из глубины. Когда смотришь на эту бухту, чувствуешь, как всё лишнее отступает, а остаётся только главное — дыхание, свет, и ощущение, что ты на своём месте. Тут восстанавливается энергия и вырастают крылья.

Эта работа — напоминание о важности возвращения к своим истокам, к местам, где сердце говорит с природой на одном языке.


И к этому рисунку у меня есть авторское стихотворение:

Я расскажу о запахах

теплого ветра весны,

о нежности морского прибоя,

слизывающего с песка

Ночные грезы мира.

О чайке, задумчиво парящей

над морем

Словно душа Русалочки…


Я хочу просыпаться лицом на восток

Чтобы солнце слепило мне глаза

И волны моря смывали

остатки сна с моего лица.


Ты знаешь, как дует ветер у скал,

о чем говорят деревья в шторм

и что вспоминает седой утес

когда к нему приходит весна.


О чем плачет туча – роняя капли в траву,

над чем смеется капель.

И зачем на землю приходит вновь

этот странный месяц апрель


18
  • Капица Алена
    психолог, преподаватель ДГТУ,     член Арт-терапевтической ассоциации, руководитель ростовского регионального отделения Ассоциации
    Стихи я начала писать не как писатель. Я писала, как женщина. Не для того чтобы издавать, а чтобы понять себя.
    В какой-то момент я заметила, что мои тексты складываются в один поток — как будто жизнь женщины сама ведёт перо, проходя свои внутренние сезоны: от детской непосредственности, от робкой юности до глубокой зрелости. От нежности — к силе.
    Эти стихи — результат прожитого, услышанного, прочувствованного.
    Здесь нет громких манифестов. Но в каждой строке — голос. Женский голос.
    Голос, который звучит сквозь века и быт, сквозь одиночество и материнство, сквозь весну души и её позднюю осень.
Стихотворение "Юность" —о первых пробуждениях и утратах.
"Зрелость" — о материнской нежности, когда ты сама — небо над другим сердцем. Еще это память и любовь к моим бабушкам, и т.д.
Я предложила для размещения на сайте два стихотворения, которые также проиллюстрировала своими живописными работами – портретами женщин.
Я верю, что женственность — это не возраст. Это движение. Это дыхание. Это возвращение к себе.
И если хотя бы одна строчка этих стихов окажется созвучной вашему внутреннему пути — значит, между нами уже есть мост.
Юность (Amore)
Она стояла, тиха и ясна,
С цветами, как дыханье мая,
В её глазах – весна небес полна,
А в сердце – песня неземная.

В плену румян, средь алых роз,
Что грудь украсили невольно,
Она — как сон, как тихий грёз,
Где всё дышало столь привольно.

Её печаль — неведом свет,
В ней скрыта тайна и прощенье,
И будто лепестков букет
Вмещал всей жизни откровенье.

Забвенье дней, разлук следы
В её фигуре затаились,
Но руки, полные мечты,
С цветами нежно сжались, сжились.

О, женщина — дыханье грёз,
Ты в мир приходишь, как надежда.
И в каждом взгляде, среди слёз —
Ты всё равно цветёшь, как прежде.

2025 г.

холст, масло

Зрелость (Медведица)
Спи, дитя, в тиши ночной,
Звёзды смотрят с высоты.
Там над нами — свет родной,
Где Медведица — мечты.
С вуалью неба на плечах,
С глазами — как озёр хрусталь,
Она хранит твой мир в лучах,
В её улыбке — ночь и даль.
Пусть облаком  плывёт покой,
Сквозь млечный путь и синий сон,
Пока она — над головой,
Ты в сердце матери хранен.
Сияет  жемчуг на груди —
Звёзды мать в ночи собрала.
И шепчет: «Спи… малыш… лети…» —
Над миром небо обнимала.

2024 г. Январь.

холст, масло