Интервью с выпускницей нашей Школы Ольгой Тимуца
«Как арт-терапия помогла мне справиться с жизненными трудностями и стала профессией»
Ольга Тимуца, 49 лет — «Арт-терапия помогала справляться со сложным диагнозом дочери. В результате я стала профессиональным арт-терапевтом и разработала программу по работе со взрослыми людьми с ментальными проблемами.»
Социолог-преподаватель социально-политических дисциплин Арт-терапевт
Ольга, расскажите немного о себе. Где вы родились и учились?
Я родилась и училась в Казани на факультете журналистики, психологии и социологии «Казанского университета». Моя специальность ― социолог-преподаватель социально-политических дисциплин. Как у каждого выпускника, у меня было большое желание найти себя в профессии, найти что-то интересное и практически пригодное.

По окончании университета в 1995 году родилась моя старшая дочь. Спустя 2 года стало понятно, что она ребенок с тяжелым заболеванием. Тогда про это заболевание ничего не было известно. И мой исследовательский интерес резко изменился от политики к социальной сфере.

Всю свою профессиональную жизнь я исследовала процессы и явления, связанные с инвалидностью. Как общество меняет свое отношение к этим процессам и явлениям, что меняется для людей с инвалидностью в нашей стране. Все проекты, в которых принимала участие, так или иначе касались творческих вещей, и зачастую включали себя арт-терапевтические методы.

Как сложился ваш путь в профессиональную Арт-терапию?
Это был долгий путь длиною в 18 лет. Творчество всегда было в моей жизни. В детстве мама и бабушка давали много свободы, чтобы я могла проявить свою экспрессию. Рисовала под их руководством, посещала театральную студию и музыкальную школу, принимала участие в конкурсах чтецов, шила, вышивала, занималась рукоделием.

Затем все творчество забылось и практически ушло из обыденной жизни, когда дочери поставили диагноз. Тогда было не до любимых занятий. Налаживание жизни для нее длилось долго. Как и каждый родитель, я прошла все стадии от отрицания до принятия болезни и организации помощи.
Я с детьми. Моя Катя. В этом месяце ей исполнилось 26 лет. И мой сын Лев, сейчас ему 15.
Проживая этот опыт, встретила множество родителей, которым также нужна была помощь. В 1998-м году мы зарегистрировали в Казани фонд для родителей, у которых дети со сложными диагнозами. Сделали мини-группы для мам, чтобы они могли встречаться, общаться, работать с психологом. Это была огромная поддержка для всех. Уже тогда мы включали в работу техники Арт-терапии.

Все проекты с техниками Арт-терапии, ориентированные на помощь детям со сложными диагнозами и их родителям, помогли и мне активизировать ресурсы.

С взрослением дочери и других деток, стали появляться новые подростковые вопросы, в которых нужна была помощь. Для маленьких детей уже создано очень много реабилитационных центров, а для детей возраста 18 лет и старше ― нет. Возникают проблемы с социальными услугами и отсутствует помощь работающим родителям.

В 2017 году у нас родился социальный проект «Особый ребенок ― особый родитель» для помощи мамам повзрослевших детей-инвалидов с ментальными проблемами.
Проект проходил почти 3 года на базе Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова. В нем принимали участие Художница Софья Нотариус, арт-терапевт и художница Лина Гарипова, специальный педагог Зоя Аржакова, организатор волонтеров Ильнара Ахатова.
Началось с того, что Софья Нотариус рассказала, что обучалась различным методам, в том числе связанным с медитацией, движением, двигательной терапией. В этом проекте я опять выступала как организатор. Два года мы работали очно, третий год дистанционно. Проект показал, насколько эффективно методы работают с этой группой, как раскрывают каждую маму, их потенциал.
Пока родители работают в проекте с Арт-терапевтом, их повзрослевшие дети тоже занимаются творчеством со специальным педагогом.
Многие мамы приходили в проект истощенными. Казалось, что у них не было сил даже поднять руки и взять кисти. Но во время проекта они расцветали, жизнь играла для них уже другими красками. Хотя дети, вопросы и быт ― все осталось по-прежнему.

Мы наблюдали как в проекте, который был построен вокруг Арт-терапии, женщины восстанавливали силы, находили ресурсы, учились брать ответственность за свою жизнь и принимать решения.
Мандалы, расстановки с предметами, нейрографика, женский круг… Эти и другие методы на службе психологической поддержки мам тяжелобольных детей.
Когда вы приняли решение профессионально обучиться Арт-терапии?
Произошли мои личные перемены, я вышла замуж и в начале 2020 года переехала во Францию. Как раз случилась пандемия. Я стала читать очень много профессиональной литературы, вышла на научные статьи Александра Копытина. Меня это увлекало с одной стороны, но я понимала, что нужно получать знания более глубокие.

Тогда я поняла, что хочу профессионально развиваться в Арт-терапии. У меня все для этого было ― хорошо получалась организационная деятельность, работа с людьми, оказание помощи. Я видела, какие потрясающие результаты она дает мне, моему ребенку, другим родителям и их детям.

Приняла решение искать для себя дистанционный курс, чтобы стать квалифицированным специалистом.
Как вы узнали о Международной школе Арт-терапии?
Собрала рекомендации у коллег-психологов, куда пойти учиться. Остановила свой выбор на Международной Школе из-за важных для меня ключевых моментов:


  1. Одним из ведущих лекторов был заявлен Александр Иванович Копытин. Я читала его книги, методическую литературу и была вдохновлена глубиной и научным подходом. Для меня было огромной радостью и честью учиться у мэтра Арт-терапии, и познакомиться с ним лично.

  2. В программе было заявлено несколько преподавателей. Ни в одной Школе я не видела такого сильного педагогического состава за полугодовой курс.
Обучение в Школе дает возможность лично познакомиться с мэтром Арт-терапии ― Александром Копытиным и учиться у него. А также попрактиковать подходы разных преподавателей, чтобы найти свое.

В феврале я приняла решение пройти обучение «Современная практическая Арт-терапия».
В нашей Школе представлено много программ. Почему вы выбрали именно «Современная практическая Арт-терапия»?
Эта программа даёт базовое образование: знакомит с историей и методологией Арт-терапии, предлагает обзор ее ресурсов и методов, учит применять их на практике.

На этой программе учащиеся могут определить для себя какой аспект им ближе, с какой категорией людей хотят работать, а также узнать специфику применения техник и упражнений.

Имея такое базовое образование, можно дальше наращивать профессиональные навыки, обучаясь на узконаправленных курсах. Например, если вы выбираете работу с семьей и детьми, то дополнительно можно идти на программу «Детская и семейная Арт-терапия» и т.д. Мне сейчас близка тема «Арт-терапия и травмирующие ситуации». Это будет мой следующий курс в Школе.
Вы практиковали полученные знания во время обучения?
Да. Я обратилась к родителям, с которыми взаимодействовала в проектах. Рассказала, что хочу сама работать арт-терапевтом и пошла учиться, и что если они хотят со мной попрактиковать, то будем находить время. Организовались две группы ― в Москве и в Казани. Также практиковала в мини-группах дистанционно.
Какие изменения вы видели у людей?
На разовые занятия приходили люди больше просто с интересом: узнать что это такое, испробовать на себе. Многие слышали, что Арт-терапия помогает.

Для них я проводила семинары с простыми техниками для знакомства. Старалась максимально рассказать об Арт-терапии. То, что это и живопись, и музыка, и танцевальная терапия. Я старалась показать, что это работает с разными категориями людей. Когда у человека нет настроения, когда он в стрессе или на грани депрессии, уже в депрессии.
Групповые занятия с Арт-терапевтом ― это всегда ресурсная поддержка для родителей детей-инвалидов.
В группах участвовали мамы детей 10-12 лет с запросами: как сохранить позитивное настроение, как развеяться, какие техники помогут изучить себя.Для этой группы я составила Арт-терапевтическую программу на 4-6 занятий, чтобы они могли посмотреть на себя с другой стороны. Для них это отдушина и возможность ближе прикоснуться к творчеству, лучше понять себя.
Дистанционные занятия арт-терапией с группами женщин, мамами детей-инвалидов
Мамы давали обратную связь, делились своими инсайтами. Они присылали фотографии своих рисунков и комментарии к этим фотографиям. Писали о том, что испытывают после занятий.
Ольга, вам удалось разработать свою собственную концепцию, программу Арт-терапии благодаря полученным знаниям?
На курс «Современная практическая Арт-терапия» я пришла с единственным запросом ― получить качественное образование и удостоверение. В процессе поняла, что есть множество категорий людей, с которыми я хотела бы работать. Это дети, подростки, мигранты.

Но больше меня заинтересовали люди с ментальными особенностями.

Находясь во Франции, я посетила центр, где такие люди работают столярами, плотниками под руководством наставников. Они получают зарплату, ведут достойный образ жизни. Директор предложил мне заниматься с ними в течении полугода, приходя раз в неделю. У меня было 3 группы по 5 человек.
Так проходили наши занятия. Работы группы.
Так родилась программа по работе со взрослыми людьми с ментальными проблемами, которая стала моей выпускной работой в программе «Современная практическая Арт-терапия».
Мы с моими подопечными разрисовали стену в зале отдыха по мотивам картин Рериха «Горы»
В программе есть как практическая часть, так и теоретическая.

В исследованиях Арт-терапии учеными представлены ее связи с философией, медициной,психологией, искусством. Но социологический подход мало кто изучал. Именно поэтому первую главу я посвятила социологическим подходам Арт-терапии и социологии искусства. Не может быть Арт-терапии только для психологов или только для художников. Это междисциплинарная наука с междисциплинарными подходами.
Что было особенно важным для вас во время обучения в Школе?
Работа с наставником, потому что она очень важна. Одно дело, когда вы сами себя объявляете Арт-терапевтом и практикуете. А потом говорите, что у вас 10 000 часов практики. А кто это видел? Вы обязательно должны посещать конференции, обмениваться информацией с коллегами, иметь действительно хороших наставников. Таких, как в Школе.

Здесь каждый педагог уникальный!

  • Александр Иванович Копытин и его научный подход восхищает. Важно понимать терминологию и быть погруженным в тему. Такого системного подхода и видения я не встречала больше ни у кого. В практической терапии учат правилам и техникам, а здесь и связь с наукой, и история. Без этого невозможно стать профессионалом.

  • Назарова Наталья ― уникальный практик. Преподаватель с бережным подходом, дает поддержку и четкие инструкции. Научиться практиковать у Натальи дорогого стоит.

  • Алена Буренкова ― преподаватель танцевально-двигательной терапии. Алене удается удержать внимание группы в 20 человек за экранами компьютеров. Отключить их сознание и помочь двигаться непринужденно, слушая свое тело. Уже с первого занятия она раскрывает возможности терапии.

  • Лиля Шарафеева учит общаться с природой, находить собственный ресурс в ней и восстанавливать силы.

  • Илья Коваленко открыл для меня мир метафорических карт. Оказывается их огромное множество. Он учит, какую из них и когда нужно использовать, в зависимости от жизненной ситуации.

  • Беверли О‵КОРТ ― уникальный преподаватель, который учит правильному отношению к травмам и работе с ними.
1. Задания типичной проработки внутреннего ребенка приемами арт-терапии. То, как вижу себя я.
2. Задание на уроке с метафорическими картами.
Как вам помогает сообщество Школы в профессиональном развитии после прохождения курса «Современная практическая Арт-терапия»?
Помимо профессиональной программы, я старалась не пропускать все, что предлагала Школа в течение полугода. Это были бесплатные дополнительные мастер-классы и конференции. Я прошла большой интенсив по Арт-терапии, который очень полезен. Планирую дальше нарабатывать часы и профессионально расти вместе со Школой.
Как обучение Арт-терапии изменило вас в разных сферах жизни?
✔ Понимаю, что пришла в ту точку, к которой стремилась. Я хочу оставаться в Арт-терапии и развиваться.

✔ Убедилась, что не ошиблась с выбором Школы и учителей.

✔ У меня вырос интерес к людям и к возможности им помочь. Что-то даю им, а взамен получаю гораздо больше. Они настолько открыты ― я словно попадаю в чистый океан, где нет ничего плохого. Есть только светлое, доброе, душевное.

Мне важно, что я училась именно в этой Школе. Очень хочется, чтобы люди, которые шли ко мне за помощью, понимали, что я профессионал. И что у меня за плечами действительно качественное образование.

Получение диплома играло для вас важную роль?
Я пришла не поиграть, хочу работать профессионально. В жизни привыкла все делать основательно, и сюда пришла для этого. Очень ждала, когда придут все документы, потому что диплом ― это путевка в жизнь.

Я получила два сертификата на русском и английском языках. Это серьезный показатель того, что в Школе организован правильный процесс, и что она действительно Международная.
Что вы можете пожелать тем, кто сейчас размышляет, идти ли учиться на профессиональные курсы Арт-терапии к нам в Школу?
Каждый человек волен все соизмерить для себя ― цену, качество, преподавателей. Мое же сердечное пожелание, однозначно стоит идти, потому что здесь:

  • Сильный педагогический компетентный состав

  • Происходит все, что заявлено в программах

  • Всегда есть поддержка, обратная связь от преподавателей

  • Дополнительные тренинги и тренировки для еще большего развития

  • Сформирована профессиональная доверительная среда для студентов

Если вы хотите работать арт-терапевтом, то однозначно надо получать образование, накапливать часы практики. Вы их нигде не накопите, кроме как в профессиональной среде.

Желаю Школе процветания и дальнейшего развития! Она движется в правильном направлении ― разнообразие программ, конференции, формирование профессиональных сообществ.

Если вы готовы открыть новые жизненные горизонты
и освоить профессию арт-терапевта,
присоединяйтесь к следующему потоку
Профессиональная программа Международной Школы Арт-терапии позволит освоить компетенции специалиста и получить необходимые практические навыки с поддержкой опытных наставников
Ольга Тимуца Instagram
Made on
Tilda