ИНТЕРВЬЮ с ОЛЬГой ЮСЮМБЕЛИ
Inst: @iusiumbeliolga
    От художника-монументалиста до
    арт-терапевта
    Именно творческая свобода, уникальное видение, стремление к знаниям и упорство — основополагающие принципы, предопределившие мою судьбу.

    В 1992 году я была зачислена на живописно-педагогическое отделение "Иркутского художественного училища", являющееся культовым за счет талантливого преподавательского состава. После его окончания, в 2000 году поступила в "Иркутский государственный университет" на факультет монументально-декоративной живописи.
    Примеры некоторых реализованных проектов Ольги
    — Расскажите, чем вы занимаетесь сейчас?

    Сейчас я совмещаю работу художника и педагога, веду такие специализации: керамика и изобразительное творчество для детей и взрослых. Самая важная задача в преподавании — это обучение не только изобразительной грамоте, а еще и неординарному мышлению, умению видеть и грамотно реализовать идею, уверенности в своих силах и творческом пути.

    Процесс творчества не всегда такой радужный, как мы представляем его, но это рост не только в плане опыта и практики, но и психологический.

    — Как вы познакомились с арт-терапией?

    В силу своей профессии я слышала об арт-терапии, но никогда не соприкасалась с ней. Скорее это мои личные перемены, а также знания в области современных и нетрадиционных подходов в живописи и в искусстве. Я поняла, что хочу углубить информацию, понять как это работает и получить профессиональные знания в направлении арт-терапии.

    — Откуда узнали о нашей школе?

    Знакомый детский психолог рассказал об Александре Ивановиче Копытине. В интернете часто просматривала его лекции. Поначалу их было сложно воспринимать, но после прочтения книги "Основы арт-терапии" я поняла, что передо мной большой профессионал в области психотерапии, арт-терапии и психологии. Человек, обладающий опытом и образованием. Лично для меня ― это высшее мастерство!

    Так вышла на вашу школу, в которой Александр Иванович являлся одним из ведущих преподавателей. Решила не посещать вебинары, а сразу купить курс.

    Я осознавала, что обучение должно быть последовательным и системным. Поэтому первой программой для изучения выбрала профессиональный курс повышения квалификации ― «Профессия: арт-терапевт».
    Как проходило ваше обучение в профессиональной программе и чем оно было полезным для вас?

    Обучение предполагало три модуля, проходившие дистанционно, а также очные сессии.

    С некоторыми моментами я уже сталкивалась во время обучения в ВУЗе, но здесь они были переданы через другие инструменты, которые дали возможность раскрыть их для себя иначе, а далее сопоставить новые знания с уже имеющимися. Столкнулась я и с множеством новых методик, которые для понимания казались сложными и затрагивали темы психологии.

    Во время обучения каждый педагог восхитил меня своим опытом и профессионализмом ― Александр Иванович Копытин, Наталия Назарова, Анфиса Чуганская, Ольга Орната, Марка Кондратьева.
    Техника "Ладоши" Анфисы Чуганской, которую мы прорабатывали на втором занятии — была первой и оставила огромное впечатление. Она дала мощный скачок внутрь моего подсознания. Я не ожидала, что могу осознать свое ресурсное состояние, вывести его на бумагу, проанализировать. Это очень круто изменило мое отношение к арт-терапии и ее возможностям.

    Кроме того, профессиональная программа позволила увидеть все направления и определить, какие из них мне ближе. Я работаю непосредственно с детьми, поэтому выбрала дополнительный курс "Арт-терапия в работе с детьми и подростками".

    Очень большим откровением для меня стали фототерапия и телесная терапия. Благодаря этим направлениям я окунулась в прошлое, поняла себя, суть своих действий и рефлексий в прошлом и в настоящем.

    Мне всегда был интересен процесс работы с клиентом, непосредственно с той "живой клеткой", с которой работает психолог и арт-терапевт. Поэтому я прошла еще один дополнительный курс "Психодиагностика".
    — Как арт-терапия в целом повлияла на вашу жизнь?

    Ранее я скептично относилась к современным методикам, которые синтезируют изобразительное искусство и психоанализ. Думала, что по отдельности они действуют эффективнее. Еще я всегда считала, что каждый должен заниматься своей работой: психологи ― возвращать психоэмоциональное настроение, художник-педагог ― открывать мир в искусство. Но, после глубокого анализа, я была поражена возможностям данной методики, поскольку ее цель не только дать возможность порефлексировать и выявить внутренние проблемы клиента, но еще открыть новые/забытые ресурсы человека, с помощью которых он сможет избавиться от гнета моральных травм, понять самого себя через себя же, высвободить творческую энергию.

    Арт-терапия помогла заглянуть вглубь себя, увидеть свои истинные желания и проблемы, ощутить состояния в настоящем, прошлом и будущем.
    — Как арт-терапия повлияла на вас в профессиональном плане?

    Творчество для меня ― это энергия, которая позволяет активизировать скрытые внутренние ресурсы, порождая необходимость в созидании, воплощении эмоций через материал, декларируя собственную идеологию и возможность поделиться ею с миром. И это не только про искусство. Творчество ― это поиск себя, своей реализации в жизни. И на мой взгляд, это очень важно для того, чтобы быть успешным и счастливым человеком.

    Арт-терапия ― новый и интересный подход к творческому развитию, решению внутренних психологических проблем, познанию себя. Она помогает посмотреть на многие проблемы со стороны, качество жизни посредством созидания через творческий процесс.
    В педагогике арт-терапия утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли, творческих способностей. Еще она строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяет учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность.

    Порой бывает непросто направить ребенка, как и взрослого состоявшегося человека, в творческое русло. Страхи быть не услышанным, совершить ошибку, быть осмеянным являются основными. Моя задача ― развенчать сомнения путем непрерывного курирования человека на протяжении всего обучения, взаимопонимания и поддержки.

    Цель моего пути ― создание благоприятных условий для формирования не только творческих навыков ребёнка или взрослого, а его личности, выявления способностей, заложенных в нём природой, выявления собственного жизненного пути.

    ― Реализовали ли вы какие-то методики, техники с детьми?

    Я только начинаю работать в арт-терапии. Пишу программу, которую реализую как при работе с глиной, так и при взаимодействии с другими изобразительными материалами. Впервые использовав одну из методик с детьми, увидела их забавную реакцию на то, как они отнеслись к мандалотерапии. С их точки зрения, занятие было несерьезным, какие-то "каляки-маляки". Но, после моего рассказа о мандалах и верном музыкальном сопровождении, удалось вовлечь их в процесс, с помощью которого они научились выявлять свои внутренние проблемы, понимать свои эмоции и справляться с ними. В скором времени ребята уже с удовольствием выполняли задания.

    ― Что изменилось и как изменило вас это обучение в разных сферах жизни?

    В первую очередь изменилась Я, смогла преодолеть внутренние преграды: проблемы с доверием, раскрепощением.

    Самый ценный опыт, который удалось извлечь ― не бояться, быть самой собой, не страшась своих мыслей, желаний и высказываний, любить себя.

    Новые знания открыли мне неведомый ранее угол мировосприятия. Также появились новые знакомства ― после прохождения обучения связь со студентами сохранилась. Я состою во многих чатах, где люди постоянно делятся новыми техниками, дают полезные советы, общаются. Это прекрасно, когда есть поддержка от людей, схожих с тобой по духу.

    ― И напоследок: пожелаете что-нибудь тем, кто только начинает и сомневается? ;)

    Есть японская пословица: "Не попробуешь ― не узнаешь". Бросьте себе вызов, не бойтесь неудач, рискните сделать шаг в неизвестность, и перед вами может открыться новая дорога.

    Делайте то, что нравится. Находитесь в моменте. Мечтайте и реализуйте свои желания: от малых до вселенских. Поиск себя важен, но еще важнее отринуть все сомнения, доверять внутреннему голосу и понять, что бесконечная рефлексия не приведет ни к чему стоящему.

    Перестаньте искать себя, а считайте, что уже нашли. Пришло время действовать.
    "Арт-терапия: практика" с 4 июля (10 занятий)
    Онлайн-курс с выдачей сертификата на 36/72 ак/ч
    А это, пожалуй, — идеальный курс как для вашего старта в арт-терапии, так и для добавления навыков в текущую деятельность!

    Что он даст вам:
    • освоите теоретическую базу (историю, методологию, научную составляющую;
    • получите навыки проведения арт-терапевтических сессий;
    • сможете интерпретировать и диагностировать рисунки;
    • разберете более 30-ти арт-техник для работы с основными запросами;
    • а бонусом получите возможность вступить в "Российскую арт-терапевтическую ассоциацию".
    Подробнее о курсе >>