*Обратите внимание: указанные темы являются ориентирами. Преподаватель оставляет за собой право рассматривать какие-то темы более глубоко и занимать более одной сессии, а какие-то — более сжато.
24 ноября. Занятие 1 (введение): Роль культурных и архетипических образов, а также искусства ритуалов и талисманов в арт-терапии
На протяжении всего курса участникам предлагается находить и работать с разными артефактами: визуальными образами, текстами, скульптурами, семейными историями и местными культурными традициями.
1 декабря. Занятие 2: Создание объектов-талисманов в арт-терапии
Работа с горем, тревогой, соматическими реакциями, хроническими телесными симптомами с помощью арт-терапевтических практик создания объектов-талисманов. Мандалы как вид объектов-талисманов. Практическая работа с использованием различных материалов.
8 декабря. Занятие 3: Памятные предметы и объекты-мемориалы в арт-терапии
Создание традиционных культурных форм как способ укрепления внешних и внутренних семейных связей, исследования и принятия родословной, работой с отношениями. Прощение и искупление. Арт-упражнения: создание личных алтарей в работе с темой отношений с другими и представлением о себе.
15 декабря. Занятие 4. Священные пространства и их обитатели. Архетипические образы в арт-терапии
Обращение и использование образов священных мест в арт-терапии, "там где земля встречается с небом": пустыня, лес, сад, город, дом. Практические техники исследования и создания личных пространств в индивидуальной и групповой арт-терапии в работе с эмоциональными состояниями.
12 января. Занятие 5. Потери и обновления. Традиционные сюжеты в работе с потерями и проработкой травмы в арт-терапии
Методы и особенности включения традиционных историй и сказок в арт-терапевтические сессии для поддержки психологических процессов работы горя и обновления, исследования трансгенерационных тем и других. Арт-практики на основе архетипических текстов: Инуитская сказка о морской богине Седна, история "Женщина скелет", кавказская сказка "Королева всего" и другие.
19 и 26 января. Занятия 6 и 7: Взросление и Индивидуация в архетипических сюжетах
Традиционные сказания часто описывают психологическое взросление через прохождение определенного пути, включающего столкновение с несправедливостью, заточением, лишениями, смертью и обновлением, преодолением травмы и получением исцеления в отношениях. Мы будем исследовать эти процессы через истории как поддерживающий ресурс, связывающий глубокие личные переживания с коллективными процессами, а также обратимся к роли свидетеля в историях исцеления, восстановления после травмы. Методология включения текстов и нарративов в арт-терапевтическую работу.
2 февраля. Занятие 8: Работа с ценностью и идентичностью через традиционные арт-практики. Врожденные навыки и внутренние знания
Участники познакомятся с возможностями работы с самооценкой, идентичностью, представлением о себе через обращение к элементам традиционных искусств и ремесел в арт-терапии. Появление личностных изменений в процессе арт-терапии, открытие врожденных навыков и внутреннего знания — все это становится возможным через задействование традиционных искусств и ремесел, а также спонтанное творчество и следование интуитивным импульсам. Арт-практики для осознания своей идентичности, работы с культурными, семейными, родовыми аспектами Я, активизация своих врожденных ценностей и креативности.
9 февраля. Занятие 9: Групповой ритуал как арт-терапевтический инструмент
Основы проведения арт-терапевтического группового ритуала. Участники познакомятся и освоят арт-терапевтический процесс "Совет всех существ", который предназначен для поддержки, укрепления связи с природой, семьей, окружением, способствует выражению чувств, освобождению от подавленных страха, горя, способствует активизации жизненных сил через ресурсные образы и энергию действия. Возможности использования арт-терапевтических ритуалов в групповой работе.
16 февраля. Занятие 10 (заключительная встреча): Окончание арт-терапевтического процесса
Особенности окончания арт-терапевтического процесса. Архетипические вызовы терминации. Подведение учебных, творческих и личных итогов курса, представление творческих работ. Арт-практики завершения и интеграции.