5 декабря. Занятие 1. Художественный образ: воздействие и восприятие- Теория восприятия: природа воздействия образа. Целостность и уровни восприятия в гештальт-психологии (Макс Вертгеймер). Критерии гармонии художественного образа. Диагностика эмоционального и психосоматического состояния посредством анализа характера восприятия и создания образа (Владимир Никитин).
- Авторские проективные техники диагностики индивидуальных и личностных особенностей референтов.
По завершении занятия слушатели освоят авторский метод диагностики рисунка, направленный на выявление индивидуальных особенностей личности, его текущего психосоматического состояния. Навык последовательной диагностики содержания художественного образа может быть использован в работе арт-терапевта для осуществления арт-сессий по коррекции и развитию объективного восприятия клиентом себя и окружающей его действительности.
12 декабря. Занятие 2. Воображение как пространство саморегуляции образом- Воображение как проекция состояния и содержания бесссознательного. Отношения сознания и бессознательного в создании и восприятии воображаемого на основе идей Жака Лакана. Природа и условия формирования измененного состояния сознания. Трансгрессия как состояние переживания впечатления от художественного образа (Михаил Бахтин). Теория "вчувствования" Теодора Липпса.
- Авторские модели и техники работы с воображением по расширению поля чувствования и осознания.
Это занятие позволяет исследовать генезис воображения, его связи с сознанием и ценностными установками. В практике психологического консультирования, воображение как психологический инструментарий, обеспечивает моделирование процесса развития самосознания, рефлексии и объективного восприятия человеком своего психосоматического состояния.
19 декабря. Занятие 3. Трансперсональный опыт визуализации художественного образа и его воздействие на психосоматическое состояние (стратегии трансцендетирования)- Нейрофизиологические аспекты трансперсонального опыта. Современные представления о работе мозга: импринтирование, энграммы. Трансцендентность и трансцендентальность опыта воображения и его значение в саморегуляции (Эдмунд Гуссерль). Трансцендентальное искусство Николая Рериха в практике работы с воображением (Владимир Никитин).
- Авторские техники управления вниманием на основе визуализации художественных образов Николая Рериха и их воздействия на психосоматическое состояние.
Это занятие позволяет слушателю освоить технику визуализации, направленную на коррекцию целостного психосоматического состояния. Обретение навыка трансонаведения расширяет поле арт-специалиста по обучению клиента техникам регуляции психического и соматического состояния.
26 декабря. Занятие 4. Парадигмы Санкхья-йоги в практике саморегуляции- Уровни сознания по Патанджали, Карлу Ясперсу и Энрике Вильянуэва. Феноменология мандалы: отношение формы к содержанию (Карл Густав Юнг). Медитация как терапевтический инструмент коррекции психосоматического состояния. Алгоритм и уровни рефлексии состояния сознания и тела (Владимир Никитин).
- Авторские техники концентрации внимания и расширения поля сознания посредством создания и визуализации образов мандалы.
Изучение принципов и техник медитативной практики обеспечивает развивает у слушателя способности к целостному восприятию и регуляции состояния психики и организма. В практике психологического консультирования такая возможность позволяет снимать выраженные аффективные состояния, корректировать состояние депрессии и агрессивное поведение.
9 января. Занятие 5. Нейрофизическая природа пластичности и ее связь с образом- Парадоксы чувственного и рационального восприятия образа телесного Я (Владимир Никитин). "Пластичность" с позиций нейрофизиологической теории Б.Ф. Теплова В.Д. Небылицына. Значение безусловных и условных рефлексов в построении осознанного движения. Уровни построения движения (Н.А. Бернштейн) и их отражение в акте рефлексии.
- Авторская методика по развитию пластичности и осознанию образа телесного Я — "Сенсибилизация", направленная на коррекцию состояния психосоматики на основе "пробуждения" базовых безусловных рефлексов.
Освоение нейрофизиологической теории построения движения позволяет арт-специалисту создавать терапевтические модели, направленные на коррекцию психосоматических состояний посредством использования различных техник движения.
16 января. Занятие 6. Пластико-когнитивный подход как метод саморегуляции- Функциональные уровни работы мозга как отражение закона иерархии функциональных систем (П.К. Анохин, А.Р. Лурия). Ассоциативное мышление - образ как возможность целостного изменения телесности. Авторская методология развития осознанного движения на основе закона иерархии (Владимир Никитин).
- Пластико-когнитивная методика развития восприятия и внимания, коррекции состояния вертеброгенной сферы посредством всех типов волновых движений.
На основании законов построения движения и освоения техник пластического движения у слушателя осуществляется коррекции когнитивных и психосоматических дисфункций, например, апраксий, посредством работы с качеством движения. Авторский пластико-когнитивный метод, защищенный кандидатской и докторской диссертациями, направлен на расширение восприятия и чувствования себя как целостного социобиологического образования, собственной телесности и ее функций, на коррекцию проблем опорно-двигательного аппарата и состояния функций вертеброгенных систем.
23 января. Занятие 7. Голосовое звучание: сущность и архитектоника звука- Феноменология звука (Фридрих Шеллинг). Резонанс как пространство регуляции голосового воздействия (Владимир Морозов). Природа и значение обертонального звука в практике психологической коррекции состояния психики и тела (Владимир Никитин).
- Авторская методика по диагностике психического и соматического состояния, культурных стереотипов и уровня осознания себя на основе исследования образа звука.
Освоение теории и техник обертонального голосового звучания обеспечивает случашателю возможность коррекции состояния как психических (аффективных), так и соматических (висцеральных) проблем. Развитие навыка резонансного звучания позволяет клиенту решать насущные соматические вопросы, связанные с дыханием (профилактика респираторных заболеваний) и речью.
30 января. Занятие 8. Методология трансперсональной голосовой терапии и саморегуляции- Рефлексия и способность к голосовому отражению состояния сознания. Условия и техники трансового звучания. Психические механизмы формирование и воздействие направленного звучания на функциональное состояние организма (Владимир Никитин).
- Авторская методика интенционального воздействия звука на целостное состояние организма и психики.
Расширение поле осознания своей аутентичной самости посредством звучания обеспечивает у слушателя развитие навыков речевой коммуникации, снятия страха выступления и самовыражения. Навык осуществления направленного внимания позволяет осуществлять процесс релаксации и осознанной регуляции целостного состояния организма.