27 октября. Занятие 1. Введение в арт-терапию. Арт-терапия в психологической практике
История возникновения, основные цели и направления. "Активное воображение" как основной инструмент воздействия, коррекционные возможности и показания для применения метода, формы работы, ограничения метода.
Значение и выбор материалов в арт-терапии. Создание безопасного пространства для работы. Создание доверия для терапевтической работы. Контакт и контракт. Формулировка гипотез. Диагностика: методы и материалы. Особенности включения арт-терапии в терапевтический процесс.
3 ноября. Занятие 2. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений
Эмоциональные нарушения: понятие, виды, возрастные особенности. "Активное воображение" как основной инструмент воздействия. Возможности и ограничения его использования в работе с эмоциональными состояниями клиента.
10 ноября. Занятие 3. Техники выражения эмоций и формирования уверенности в себе
Арт-терапевтическая техника развития навыков эмоциональной саморегуляции, медитативный рисунок. Терапевтическая кукла и куклотерапия как инструмент работы с агрессией, отвержением или чрезмерной идеализацией своего Я.
17 ноября. Занятие 4. Арт-терапия в работе с кризисными состояниями
Кризисное состояние: понятие, механизмы развития, виды, симптоматика. "Архетипический сюжет" как инструмент психотерапевтического воздействия. Возможности и ограничения его использования в индивидуальной и групповой арт-терапии кризисных состояний. Алгоритм работы с архетипическим сюжетом: поиск сюжета – понимание проблемной ситуации – осознание ее истоков – определение героев сюжета – анализ вероятных путей развития.
24 ноября. Занятие 5. Практикум взаимодействия арт-терапевт/клиент
Приемы и техники вербальной и невербальной активности в арт-терапии. Практическое занятие в формате интервизии. Разбор клинических случаев.
1 декабря. Занятие 6. Арт-терапевтические инструменты трансформации эмоций и коммуникативных паттернов
Тканевая терапия – арт-терапевтический инструмент осознания негативных поведенческих и коммуникативных паттернов, моделирования нового опыта. Трансформация отрицательных эмоций и травмирующих переживаний.
8 декабря. Занятие 7. Работа с тревогой средствами арт-терапии. Коллаж
Недифференцированная тревога: причины и механизмы возникновения, возможности психокоррекции. Формы проявления тревожного расстройства: генерализованные тревожные ожидания, ипохондрические переживания, панические атаки, социальные и специфические фобии. Диагностика тревожного состояния и установление дистанции с ней. Арт-терапевтические методики на основе использования коллажа в работе с тревогой и тревожными расстройствами.
15 декабря. Занятие 8. Работа с тревогой средствами арт-терапии. Визуализации и медитативные арт-техники
Работа по трансформации тревожных состояний. Методы самопомощи. Визуализация и медитация. Создание талисмана – активизация личностных ресурсов для трансформации тревожного состояния.
22 декабря. Занятие 9. Работа с ресурсным состоянием методами арт-терапии
Проективные методики работы в терапевтическом аспекте. Самовыражение через внутреннюю личностную рефлексию, понимание своих чувств, мыслей и потребностей. Работа с фольгой и воском для отображения и интерпретации внутреннего опыта через создание образов и символов.
29 декабря. Занятие 10. Практикум по созданию арт-терапевтических программ. Разбор практических случаев
Особенности взаимодействия с клиентом на разных этапах терапевтической работы. Создание плана работы, арт-терапевтической программы. Особенности краткосрочной и долгосрочной арт-терапевтической работы. Практическое занятие в формате интервизии. Разбор клинических случаев.
12 января. Занятие 11. Арт-терапия в работе с расстройствами пищевого поведения
Расстройство пищевого поведения: понятие, виды, симптоматика. Психологические проблемы переедания и избыточного веса. Основы психологического консультирования клиента с пищевым расстройством. Методы психологической диагностики самооценки личности, отношения к еде и образу собственного тела, внутрисемейных отношений и причин переедания. Маскотерапия – методика коррекции депрессивного состояния, повышения самооценки, объективизации образа Я.
19 января. Занятие 12. Арт-терапия в работе с психосоматическими расстройствами и реакциями
Психосоматические расстройства: определение понятия, типология. Особенности психосоматической личности: типы характеров и их психологические защиты. Изотерапия в исследовании внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья.
26 января. Занятие 13. Арт-терапия в работе с психосоматическими расстройствами и реакциями
Особенности психологического консультирования психосоматических клиентов. Работа с терапевтической метафорой. Групповая и индивидуальная работа.
2 февраля. Занятие 14. Арт-терапия в работе с негативным восприятием тела
Арт-методы для выявления неудовлетворенных потребностей, работа с негативными переживаниями, связанными с фрустрацией телесных потребностей. Рисуночные техники для осознавания подавляемых мыслей и чувств, избавления от страхов и обид, развития навыков саморегуляции.
9 февраля. Занятие 15. Арт-терапия в психологическом консультировании и психотерапии пар
Диагностика парных отношений. Использование методов сказкотерапии и метафорических карт в работе с парами. Исследование личной истории привязанностей, семейных сценариев и укрепления осознанной позиции в отношении желаемых или существующих парных отношений.
16 февраля. Занятие 16. Арт-терапия в работе с кризисами отношений, сексуальностью
Работа с кризисами в парных отношениях: измены, разводы. Психотерапевтическая коррекция сексуальной дисгармонии в паре. Выявление сексуальных сценариев и поиск паттернов, приводящих к дисгармонии в интимной сфере. Стратегия поведения и сексуальные сценарии, применение техник изотерапии, сказкотерапии, МАК.