11 июля. Занятие. Введение в эко-арт-терапию. Техники начального этапа, формирование запроса (Александр Копытин)Ключевые положения теории и методологии эко-арт-терапии. Преимущества эко-арт-терапии в лечении, профилактике нарушений психического здоровья и патологий развития, в формировании экологического сознания и эко-идентичности.
Эко-арт-практики:- Общий план программы эко-арт-терапевтических воздействий, этапы эко-арт-терапевтического процесса и связанные с ними задачи и техники;
- Техники начального этапа: ориентация в среде, сканирование картины телесных ощущений, настройка на среду и полисенсорное взаимодействие со средой;
- Идентификация внутренних и внешних экологических ресурсов. Построение индивидуальной программы оздоровления и развития.
18 июля. Занятие 2. Методы телесно-эмоциональной регуляции. Телесность как природный компонент здоровья (Вероника Тургель)Человек и природа: аспекты противостояния и поиска путей взаимной гармонизации. Понятие здоровья; телесное, психологическое, духовное здоровье. Экологичечкое здоровье. Создание эко-мандалы здоровья. Тело как арена взаимодействия природного и духовно-психологического. Создание и сопоставление образа тела из глины и пластилина (природный и искусственный материал). Первоэлементы природы (земля, вода, огонь, воздух) как составляющие телесного здоровья. Упражнение-визуализация "Моя земля" (работа с песком и камушками). Упражнение "Первоэлементы моего тела" (работа со свечой, водой в сосуде и ароматической палочкой). Символическое значение телесного симптома. Создание "Эко-образа телесных ощущений" из природных материалов. Гармонизация телесных симптомов посредством эко-арт-терапии.
25 июля. Занятие 3. Глубинная экология и глубинная психология. Методы для работы с кризисами, психической травмой (Александр Копытин)Ресурсная техника создания "Зеленых мандал". Варианты работы с мандалами в ситуациях личностного кризиса, критические моменты развития, при переживании психической травмы в индивидуальной и групповой работе.
1 августа. Занятие 4. Эко-арт-терапия в работе со сложными чувствами и эмоциональными состояниями (Александр Копытины)Психологическая помощь и саморегуляция на основе субъект-средовых взаимодействий на разных этапах жизненного цикла человека.
Эко-арт-практики:- Осознанные прогулки и создание "путевых набросков" и ландшафтных фотографий в процессе эко-арт-терапии;
- Создание талисманов и фокусирующих объектов на основе найденных в среде материалов и объектов.
8 августа. Занятие 5. Работа с представлением о себе, самооценкой, идентичностью. Ресурсы и опоры личности. Работа с природными образами и метафорами как отражением человеческой индивидуальности. Духовные аспекты личности и связи с природой (Вероника Тургель)Понятие идентичности, социальная и личностная идентичность (возрастная, гендерная, телесная идентичность; этническая, культурная, экологическая идентичность). Техника "Образ моего имени" в контексте эко-среды. Я-концепция (К. Роджерс) и ее составляющие (Я-реальное, Я-идеальное). Самооценка как компонент самоидентификации. Самооценка личности и ее самоценность. Создание эко-композиции "Я есть" из природных материалов. Образы и метафоры природы как отражение индивидуальности. Метафоры природных ландшафтных объектов. Техника "Душа пейзажа" для проживания собственной уникальности. Понятие ресурсов как опор личностного развития, внешние и внутренние ресурсы. Создание эко-мандалы внешних и внутренних ресурсов из природных материалов и поделочных камней. Понятие духовности, эко-идентичность как проявление духовности. Техника "Природный путь моей души" (работа с песком и различными эко-материалами).
15 августа. Занятие 6. Работа с теневыми частями характера (внутренний критик, прокрастинатор, перфекционист, контролер и пр.) через природные образы (Светлана Черняева)Исследование отрицаемых частей своего "Я": проявление и трансформация. Авторская практика "Кубок царевны", которая позволяет прикоснуться к волнующим граням личности, осознаваемым и теневым, подобрать для них метафорическое выражение через эко-арт-материалы и создать творческий продукт прикладного характера, символизирующий и напоминающий о желаемом образе, важности контакта с собой и ресурсности мира природы.
22 августа. Занятие 7. Флористика и арт-терапия (Светлана Черняева)Создание фокусирующего центра в доме как возможность работы с желаемым будущим, создание намерения и постановка цели методом эко-арт-практики "Сад с сокровищами".