19 февраля. Занятие 1. Понятие эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта. Проблемы и задачи работы с эмоциональной сферой в норме и патологии. Эмоциональный интеллект и возможности арт-терапии (Александр Копытин)Методыарт-терапевтической диагностики эмоциональной сферы, эмоционального интеллекта, такие, в частности, как "Эмоциональный арт-конструктор". Алгоритм диагностики, а также коррекции и развития эмоционального интеллекта на основе применения "Эмоционального арт-конструктора" и ассоциированных с ним техник. Возможности для работы с эмоциональной сферой, связанные с полимодальным подходом в арт-терапии, с применением не только изобразительного искусства, но и музыки, танца, движения и ролевой игры.
26 февраля. Занятие 2. Цвет как инструмент эмоционального восприятия, выражения и саморегуляции. Эмоциональный портрет как средство эмоционального развития и коррекции (Александр Копытин)Теоретические основы психологии цвета и методики коррекционного, развивающего и диагностического характера на основе работы с цветом, в частности, метафорические цветовые карты, акватипия, "Отпечатки негативных эмоций", цветомедитация, а также портретная цветовая техника.
5 марта. Занятие 3. Использование музыки и полимодального подхода в арт-терапии для развития и коррекции эмоциональной сферы (Александр Копытин)Возможности использование музыки в сочетании с арт-практиками для работы с эмоциональными состояниями. Использование цифровых технологий в арт-терапии, в том числе, для развития и коррекции эмоциональной сферы.
12 марта. Занятие 4· Чувства и тело. Психосоматические симптомы и проявления. Телесно-ориентированные техники арт-терапии в работе с психосоматикой (Елена Зоткина)Понятие психосоматики. Связь тела и эмоциональной жизни человека. Возможности телесноориентированной арт-терапии в работе с чувствами. Арт-техника работы с куклой "Узнай меня", позволяющая лучше понять, принять и выразить собственные переживаемые эмоции и чувства, помочь разобраться в имеющихся соматических и психосоматических симптомах, освоить методы работы с ними.
19 марта. Занятие 5. Работа с тревожностью, страхами и фобиями. Арт-терапевтические методики (Елена Зоткина)Ставрос Менцос о подходе к рассмотрению психических расстройств, конфликтах и уровнях личности. Основные принципы, лежащие в основе работы с тревогой, страхами и фобиями в арт-терапевтической практике. Графические корреляты тревоги и страха в изобразительной продукции. Арт-терапевтические техники с использованием ландшафтной тематики ( луг, ручей, опушка леса), позволяющие получить опыт проживания безопасного пространства. Освоение авторской арт-техники "Моя история", включающая в себя полимодальную основу, работу с формообразующей круга, учитывающая основные уровни проживания страха и соответствующие стратегии работы с каждым из уровней. Знакомство с авторской методикой "Тактильный арт-конструктор", позволяющий опираться на ранний телесный опыт, как средство освоения саморегуляции в работе со сложными малодифференцированными чувствами. Особенности организации
пространства и "Строительство дома" в природной среде. Арт-техника "Комната", "Путешествие в одиночку", позволяющие усилить проживание автономии в работе со страхом сепарации.
26 марта. Занятие 6. Стратегии работы с депрессивными переживаниями, возможности арт-терапии (Елена Зоткина)Виды депрессий. Особенности работы с депрессивными переживаниями в арт-терапии. Работа с реактивными, невротическими, нарциссическими, старческими, отвергнутыми депрессиями в арт-терапии. Использование ландшафтных образов ("Подьем в гору"), гедонистически ориентированных и архаических арт-техник ("Пикник", "Мать и детеныш", "Оазис", "Место, где мне хорошо"; "Место силы"). Отреагирование агрессии в арт-техниках "Дикая кошка", "Лев". Особенности отношений арт-терапевта и клиента в работе с депрессиями арт-терапевтическими средствами. Стратегии работы при различных состояниях.
2 апреля. Занятие 7. Эмоции через метафору: работа с МАК (Элиана Маркман)Техника анализа эмоций, развития образов и поиска ресурсов через сочетание МАК с арт-терапевтическими приемами. Работа с уверенностью через метафоры. Методы экологического анализа сложного эмоционального воздействия клиента. Пошаговый алгоритм проведения арт-сессий.
9 апреля. Занятие 8. Работа с гневом и агрессией. Особенности консультирования и варианты использования арт-техник (Елена Зоткина)Возможности арт-терапии в работе с гневом и агрессией. Особенности организации пространства, выбора материалов, построения отношений арт-терапевта и клиента. Графические корреляты агрессии в рисунке. Работа со скульптурным пластилином, текстурными материалами в отреагировании агрессии. Использование социальных игр Гюнтера Хорна в освоении социальноприемлемых форм выражения агрессии в общении с другими людьми. Работа с переходными объектами в арт-терапии. Принципы и условия организации работы по отреагированию агрессии. Использование арт-техники "Побег" с целью знакомства, выражения агрессивных проявлений и профилактики аутоагрессии в арт-терапевтической практике.
_____
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:- Урок в записи: Диагностика нарушений эмоциональной сферы (депрессия, тревожные расстройства, агрессия и др) (Александр Копытин)