21 октября. Занятие 1. Глина как природный минерал для лепки. Пластические материалыМини-лекция и презентация: Кросс-культурный обзор использование глины в культуре, искусстве и медицине. Метафоры глины и пластических материалов
Практика: Контакт с глиной. Базовые техники работы с глиной.
Результат урока:- узнаете о видах пластических материалов, знать историю развития терапии с помощью глины
- научитесь подготавливать глину к работе, рабочее место, уметь описывать свое состояние и свойства материалов
- овладеете терминологией, опытом взаимодействия с глиной и пластическими материалами
28 октября. Занятие 2. Работа с эмоциями и эмоциональными состояниями, их исследование и трансформация с помощью глины и пластических материаловМини-лекция и презентация: Эмоциональная регуляция и работа с глиной. Создание рабочего поля для терапии, создание атмосферы безусловного принятия. Сдерживание.
Практика: 1) Работа с эмоциональными состояниями, 2) Работа с неприятными эмоциями, 3) Изготовление кувшина или весселя, 4) Работа в парах, отработка навыков ассистирования, любящего присутствия и принятия опыта другого человека
Результат урока:- узнаете о видах эмоций и эмоциональных состояний
- научитесь различать эмоции, подбирать материал с учетом интенсивности эмоциональных состояний и возможности их трансформации, устанавливать контакт с эмоциями, приглашать к осознанию эмоций клиента, сопровождать процесс выражения эмоций
- овладеете техниками работы с эмоциональными состояниями (работа со сложными эмоциями при помощи цвета, сильными эмоциями), навыками анализа жизненного опыта клиента с учетом онтогенеза развития и формирования личности
4 ноября. Занятие 3. Создание образа тела, телесно-ориентированные техники работы с глиной. Развитие навыков осознанности и использования соматического резонанса в работеМини-лекция и презентация: Основные принципы телесно-ориентированной психологии. Значение моторно-двигательной деятельности в телесно-ориентированной психологии. Навыки развития осознанности.
Практика: 1) Практика осознанности. Развитие навыков осознанности используя практики метода Хакоми, 2) Создание образа тела в работе с глиной. По теме травмотерапия
Результат урока:- узнаете о взаимосвязи эмоциональных состояний и особенностей тела, основных принципах работы с телом в рамках терапевтической работы с глиной
- научитесь приглашать клиентов к осознанности своего соматического опыта в работе с глиной и пластическими материалами
- овладеете навыками соматического резонанса, поддерживать процесс самопознания клиента в процессе работы с пластиными материалами.
11 ноября. Занятие 4. Психосоматика и методы глинотерапииМини-лекция и презентация: понятие и этиология происхождения психосоматических заболеваний. Понятие симптома и его осознания в теле.
Практика: Исследование симптома с помощью практик осознанности. Спонтанный рисунок. Движение с глиной. Исследование получившегося образа через телесное воплощение полученного образа в глине (работа в парах). Дискуссия по результатам групповой работы.
Результат урока:- получите представление о формирования психосоматических симптомов
- научитесь организовывать творческий процесс самопознания клиентом соматического ощущения симптома, интегрировать полученный опыт, приглашать клиента к творческому процессу работы с глиной и взаимодействия с продуктом творчества, понимать/осознавать свой соматический резонанс и использовать его в работе с клиентом
- овладеете навыками осознанности и понимания протекания соматического процесса внутри другого человека, навыками организации и поддержания пространства любящего присутствия, фасилитации, процесс самопознания и интеграции клиентом своего соматического процесса, навыками целостного восприятия клиента с учетом всего его жизненного опыта, формирование творческого подхода к решению психотерапевтических задач и профессиональной креативности, формирование навыков интеграции различных психотерапевтических методов и направлений в холистическом поддержании процесса сопровождения клиента, создания процесса фасилитации и поддержки клиентов с использованиям элементов метода телесно-ориентированной терапии Хакоми
18 ноября. Занятие 5. Травма и методы методы работы с глиной и пластичными материаламиМини-лекция и презентация: Понятие травмы в психологии и классификация видов травм. Описание ПТСР и его симптомы. Интеграция других видов терапии с техниками работы пластичными материалами.
Практика: Работа с травматическими воспоминаниями. Трансформация травматического опыта и интеграция энергии травмы в творчестве.
Результат урока:- узнаете об основных подходах к понятию травмы в психологии и классификация видов травм, ресурсных архетипических символах и как с ними работать
- научитесь организовывать творческий процесс самопознания клиента, интегрировать полученный опыт, приглашать клиента к творческому процессу работы с глиной и пластическими материалами и взаимодействия с продуктом творчества, уметь поддерживать человека, испытывающего сильные эмоции (утешать), выражать эмпатию
- овладеете навыками поддержки клиента в его творческом процессе самопознания, навыками целостного восприятия клиента с учетом всего его жизненного опыта, формирование творческого подхода к решению психотерапевтических задач и профессиональной креативности, формирование навыков интеграции различных психотерапевтических методов и направлений в холистическом поддержании процесса сопровождения клиента, создания процесса фасилитации и поддержки клиентов с использованиям элементов метода телесно-ориентированной терапии Хакоми
25 ноября. Занятие 6. Изготовление глиняной маски. Изучение страхов и поиск ресурсов. Социальные ролиМини-лекция и презентация: Исторический обзор создания глиняных масок. Понятие маски в психологии. Образ себя и своей тени.
Практика: Создание масок из глины, отражающих разные социальные роли. Презентация масок и групповое взаимодействие с использованием масок.
Результат урока:- разберете значении масок в психологии, социальные роли, возможности использования маски в разных направлениях практической психологии и психотерапии, историю маски, архетипы и значение маски в разных культах
- научитесь изготавливать маски из разных пластических материалов с использованием глины и пластичных материалов, организовывать творческий процесс самопознания клиента, интегрировать полученный опыт, приглашать клиента к творческому процессу взаимодействия с глиной по созданию маски и взаимодействия с ней, в том числе в социальном контексте (в работах с малыми группами и пр.)
- овладеете навыками поддержки клиента в его творческом процессе самопознания и социального взаимодействия, навыками целостного восприятия клиента с учетом всего его жизненного опыта, формирование творческого подхода к решению психотерапевтических задач и профессиональной креативности, формирование навыков интеграции различных психотерапевтических методов и направлений в холистическом поддержании процесса сопровождения клиента, создания процесса фасилитации и поддержки клиентов с использованиям элементов метода телесно-ориентированной терапии Хакоми
2 декабря. Занятие 7. Работа с экзистенциальными кризисами. Поиск идентичностиМини-лекция и презентация: Экзистенциальные кризисы в психологии и философии. Проблема идентичности. Проблема выбора в принятии решений
Практика: Медитация "Жизненный путь". Практика по работе с выбором и принятием решения. Пространство моей жизни
Результат урока:- узнаете о понятии экзистенциального кризиса, идентичности в психологии
- научитесь организовывать творческий процесс самопознания, интегрировать полученный опыт, приглашать клиента к творческому процессу.
- овладеете навыками поддержки клиента в его творческом процессе самопознания и социального взаимодействия, навыками целостного восприятия клиента с учетом всего его жизненного опыта, формирование творческого подхода к решению психотерапевтических задач и профессиональной креативности, формирование навыков интеграции различных психотерапевтических методов и направлений в холистическом поддержании процесса сопровождения клиента.
9 декабря. Занятие 8. Методы взаимодействия с глиной в работе с разными социальных группамиМини-лекция и презентация: О социально-ролевой модели семьи и ее функциях. Основы социометрии в отношениях. Некоторые аспекты из семейной системной терапии.
Практика: Изготовление фигурок людей, животных, фигур, характеризующих свойства психики. Элементы драматизации, игры, создания сказки, социометрии, социальных расстановок и пр. в работе с выполненными фигурками. Разыгрывание сценариев социального взаимодействия с помощью получившихся фигурок.
Результат урока:- узнаете о понятии социальных ролей, разных социальных групп, получите представления о системной семейной терапии;
- научитесь изготавливать фигурки людей, животных из глины и пластичных материалов, организовывать творческий процесс самопознания клиента, интегрировать полученный опыт, приглашать клиента к творческому процессу взаимодействия с глиной, в том числе в социальном контексте (в работах с малыми группами и пр);
- познакомитесь с понятием генограммы и понятием социометрии.