10 апреля. Урок 1. Групповая психотерапия и ее особенности в арт-терапевтическом контексте
Понятие групповой психотерапии. Основные методы групповой психотерапевтической работы. Арт-терапия как важный метод групповой психотерапии. Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной. Формы групповой работы в арт-терапии: студийная, тематическая, динамическая. Цели и задачи групповой арт-терапии. Различные модальности арт-терапии, применяемые в групповом формате. Факторы арт-терапевтического взаимодействия и их специфика в групповом процессе. Общий алгоритм групповой работы. Правила групповой работы. Отработка особенностей проявления фактора художественной экспрессии, фактора терапевтических отношений и фактора интерпретации и обратной связи при работе в групповом формате онлайн (работа в подгруппах).
17 апреля. Урок 2. Совместная художественная деятельность в групповой арт-терапии офлайн и онлайн
Понятие совместной арт-деятельности. Пространство личности и пространство арт-объекта в групповой арт-терапевтической работе. Технология организации совместной арт-деятельности и этапы групповой работы. Виды групповой работы: парная, групповая, коллективная. Виды арт-терапевтической работы в парах: статическая, динамическая и вариативная пары. Способы и приемы формирования арт-терапевтических пар и групп: их достоинства и ограничения. Приемы организации групповой работы. Наиболее часто встречающиеся способы объединения индивидуальных арт-пространств в общее пространство в арт-терапевтической работе. Примеры совместной арт-деятельности групповой арт-терапии офлайн. Возможности совместной арт-деятельности онлайн. Работа по созданию совместных цифровых арт-продуктов в подгруппах в режиме онлайн – отработка организации групповой арт-деятельности.
24 апреля. Урок 3. Открытый студийный формат в групповой арт-терапии
Студийная открытая группа как форма групповой арт-терапии: основные характеристики. Специфика студийной работы и проявления в ней основных факторов терапевтического взаимодействия (фактора художественной экспрессии, фактора терапевтических отношений и фактора интерпретации и обратной связи). Художественные и терапевтические возможности открытого формата. Ситуации наиболее уместного применения открытой студийной работы. Примеры работы открытой арт-студии в режиме офлайн. Особенности проведения открытой студийной работы в режиме онлайн. Практическая работа в открытом формате в режиме онлайн (упражнения в подгруппах).
6 мая*. Урок 4. Тематическая арт-терапевтическая группа: возможности и особенности работы
Тематическая арт-терапевтическая группа, ее особенности и возможности. Условия наиболее оправданного применения тематического подхода в арт-терапии. Специфика проявления в тематической групповой работе факторов художественной экспрессии, фактора терапевтических отношений и фактора интерпретации и обратной связи. Трехчастная структура тематической группы. Основные процессы взаимодействия в тематической группе: конфронтация, прояснения, интерпретация, проработка. Примеры работы в тематическом формате офлайн. Особенности проведения тематических групп онлайн. Практическая работа в тематическом формате в режиме онлайн (упражнения в подгруппах).
15 мая. Урок 5. Актуальная проблематика тематических арт-терапевтических групп в современной арт-терапии
Актуальная проблематика клиентских запросов в психологии и арт-терапии. Проблема установления психологического контакта с собой и другими и возможности групповой арт-терапевтической работы. Проблемы работы с трудными эмоциональными состояниями, возможности и трудности групповой арт-терапевтической работы с эмоциональной сферой. Групповая работа с архетипами и субличностями. Проблема поиска и активизации психологических ресурсов клиента и возможности групповой работы с данной проблематикой. Работа с женской аудиторией и наиболее распространенными женскими запросами. Женский круг и женская группа как особая форма групповой работы. Примеры работы с указанной проблематикой в режиме офлайн. Отработка навыков групповой работы в режиме онлайн по выбранной актуальной тематике (упражнения в подгруппах).
22 мая. Урок 6. Динамический формат арт-терапевтической группы: содержание работы
Динамическая группа в арт-терапии, ее специфика и характеристики. Задачи динамической арт-терапии. Динамическая группа как модель реальной жизни участников. Особенности проявления факторов арт-терапевтического взаимодействия в динамическом групповом процессе. Особенности состава динамической группы. Сферы воздействия на личность в групповом динамическом формате: когнитивная, эмоциональная, поведенческая; своеобразие их изменений. Механизмы изменения состояния и поведения членов группы, связанные с художественной экспрессией: имитация, идентификация, интернализация. Возможные интервенции ведущего и способы регулирования работы динамической группы. Отработка способов интервенций ведущего динамической арт-терапевтической группы в режиме онлайн, интервизия динамической групповой работы, анализ факторов арт-терапевтического взаимодействия (упражнения в подгруппах).
29 мая. Урок 7. Динамический формат арт-терапевтической группы: проявления групповой динамики
Понятие групповой динамики. Фазы развития динамической группы. Факторы, влияющие на групповую динамику в арт-терапии. Положительная и отрицательная групповая динамика. Задачи ведущего динамической арт-терапевтической группы. Основные факторы «удерживания» групповой динамики. Общегрупповой, межличностный и внутриличностный уровни оценки экспрессивности динамической группы ведущим. Феномены взаимодействия в динамической группе: интерстимуляция, взаимная индукция, интенсификация. Нодальное и антинодальной поведение участников в групповом и творческом процессе. Отработка навыков взаимодействия и факторов удерживания групповой динамики в режиме онлайн и интервизия динамической групповой работы (упражнения в подгруппах).
5 июня. Урок 8. Смешанные формат групповой работы в арт-терапии
Возможности сочетания различных форматов групповой арт-терапевтической работы. Сочетание открытого студийного и тематического формата. Студийно-тематическая работа на основе конкретных арт-технологий и арт-терапевтических техник. Содержательные основы студийно-тематической групповой работы. Примеры данного комплексного формата при работе офлайн. Упражнения для работы в студийно-тематическом формате в режиме онлайн (работа в подгруппах). Сочетание тематического и динамического форматов. Особенности и приемы определения тематики арт-деятельности в динамической группе. Групповая динамика в тематической группе. Упражнения для практики работы в сочетании тематического и динамического форматов в режиме онлайн (работа в подгруппах).