*Обратите внимание: указанные темы являются ориентирами. Преподаватель оставляет за собой право рассматривать какие-то темы более глубоко и занимать более одной сессии, а какие-то — более сжато.
7 сентября. Занятие 1. Ощущение безопасности в теле в условиях современной реальности
Соматические переживания как основа работы с травматическим опытом, восстановления эмоциональной безопасности. Контейнирование, сдерживание и выражение возникающих чувств. Возможности холистического подхода, обеспечивающие баланс между соматическим ощущением и нарративом травмы, работа с уязвимыми эмоциональными состояниями, "онемевшим" телом и диссоциированным сознанием.
14 сентября. Занятие 2. Влияние травмы на идентичность
Влияние травмы на развитие идентичности и привязанности. Арт-практики для исцеления диссоциированных частей, критикующего мышления ("внутренние враги и демоны", разделение на хороший/плохой), работа с негативным образом себя и внутренним критиком, посредством природных материалов.
21 сентября. Занятие 3. Привязанность и жизнестойкость
Формирование и роль привязанности в жизни человека. Влияние привязанности на создание образа тела, и его связь с жизнеспособностью и витальностью. Арт-практики на осознание движущей энергии, формирующей привязанность и отождествлением себя с людьми, местами, объектами и событиями
28 сентября. Занятие 4. Разрушение и созидание в арт-терапевтическом процессе
Подходы для уверенной работы с деструктивными импульсами в процессе творчества и арт-терапии. Практики выражения деструктивности, ее снижения, контроля над деструктивными импульсами.
5 октября. Занятие 5. Искусство создания объектов-талисманов и их возможности в арт-терапии
Использование архетипических образов и талисманов совместно с практиками эмбодимента. Работа с горем, тревогой, соматическими реакциями, хроническими телесными симптомами с помощью арт-терапевтических практик создания объектов-талисманов. Мандалы как вид объектов-талисманов. Практическая работа с использованием различных материалов.
12 октября. Занятие 6. Движение и билатеральные процессы в арт-терапии
Использование движения, арт-ориентированных прогулок, а также образов "мостов" и "переходов" для работы с внутренними конфликтами и интегрирования полярностей. Практики творческих ритуалов для создания безопасного пространства перехода и прохождения через ситуации изменений, потери или достижений.
19 октября. Занятие 7. Памятные предметы и объекты-мемориалы в арт-терапии
Создание традиционных культурных форм как способ укрепления внешних и внутренних семейных связей, исследования и принятия родословной, работой с отношениями. Прощение и искупление. Арт-упражнения: создание личных алтарей в работе с темой отношений с другими и представлением о себе.
26 октября. Занятие 8. Обзор учебного и группового процессов
На завершающем занятии студентам будет предложено: шеринг, просмотр работ, ответы на вопросы и обратная связь по курсу.