20 декабря. Занятие 1. "Что я вижу и как я вижу"
Вебинар познакомит с основными теориями восприятия: феноменологией интенционального восприятия с позиций гештальт-психологии Р. Арнхейма, теорией экологического восприятия Дж. Гибсона и значения предмета для воспринимающего субъекта.
В практической части участники освоят тестовые задания по исследованию характера восприятия объектов реальности и содержания художественной композиции. Участники овладеют техниками проективной диагностики по авторским методикам "Ризома" и "Невербальный семантический дифференциал", направленным на исследование характера визуальных предпочтений и психологических особенностей личности.
27 декабря. Занятие 2. Особенности восприятия в изобразительной деятельности
Особенности восприятия и изображения времени и движения в художественных образах. Восприятие пространства и особенности его перспективного изображения у референтов с психотическими расстройствами (с позиции теории перспективного построения Бориса Раушенбаха). В практической части участники освоят практику и анализ результатов динамического рисования школы Кимона Николадеса.
Участники освоят процесс проективной диагностики психического состояния посредством работы с перспективным изображением, а также смогут овладеть техникой динамического рисования Николадеса, позволяющей исследовать развитие воображения и тонкой моторики.
10 января. Занятие 3. Проективная диагностика в арт-терапии
Художественная проекция как синтез сознательных и бессознательных установок и потребностей личности. Анализ интерпретации критериев базовых методов графической диагностики: "Автопортрет", "Дерево".
В практической части участники освоят практическое применение и интерпретацию содержания теста "Несуществующее животное".
Теоретический и практический материал занятия позволит участникам освоить использование базовых проективных методик в работе арт-терапевта, овладеть методами тестирования по рисунку с объективных научных позиций.
17 января. Занятие 4. Структурно-антропологический подход в диагностике рисунка
Базовые свойства восприятия и изобразительная деятельность (Владимир Кузин). Критерии анализа построения художественной композиции с позиций теории восприятия (Владимир Никитин). В практической части занятия участники освоят проведение тестовых заданий "Мой образ", "Гармония": анализ и интерпретация. Участники освоят методики диагностики по рисунку в рамках структурно-антропологического подхода, научатся системному и глубинному исследованию композиционного построения художественного образа с определением особенностей психического состояния и личностных установок референта.
24 января. Занятие 5. Особенности детских рисунков и их интерпретация
Детский рисунок как проекция когнитивных и эмоциональных способностей и нарушений ребенка (Иоланда Якоби, Джон Дилео). Анализ рисунков детей с расстройствами аутистического спектра. Анализ рисунков подростков с девиантным поведением (авторские методики). В практической части участники освоят пошаговый алгоритм диагностики. Понимание механизмов и алгоритма диагностики по рисунку детей и подростков с различными видами нарушений позволит применять широкий спектр проективных методик в работе арт-терапевта.
31 января. Занятие 6. Пластическое движение как проективная диагностика состояния сознания
Нейрофизиологическая теория построения движения Николая Бернштейна и пластичность нейронных связей. Пластические методы и техники движения в арт-диагностике: симультанные, сукцессивные, интегральные. Техники и методы развития тонкой моторики как проекция продуктивности высших психических функций. практическое освоение метода полимодального движения.
Вебинар предполагает освоение методов диагностики психосоматического состояния и уровня развития когнитивной и чувственной сфер по характеру построения тонкой и крупной пластики движения.
7 февраля. Занятие 7. Метод трансперсонального голосового звучания как проекция психосоматического состояния
Транс и его значение в жизни бессознательного (Михаил Бахтин, Карл Ясперс). Проективная диагностика психосоматического состояния личности по голосовому резонансу. Аутентичный звук как отражение способности к медитативной практике (авторская методика).
Участники освоят приемов голосовой диагностики, а также механизмы использования голосового звучания в арт-терапии при работе с психосоматическими проблемами и решении широкого спектра проблем личности.
14 февраля. Занятие 8. Драматерапия и психодрама как методы проективной диагностики когнитивной и эмоциональной сферы
Драматическая импровизация: необходимые предпосылки и возможности (Джорджо Стрелер, Якоб Морено). Театр абсурда как проекция парадоксальных личностных установок. Практика психодрамы в контексте скрининговой диагностики личности (авторская методика). Практические занятия по драматерапии и психодраме направлены на обучение техникам и методам распознавания и анализа особенности личности протагониста и расширения его психических возможностей.