13 августа. Занятие 1. Введение в актуальность работы арт-терапевта с тяжелыми соматическими заболеваниями и онкологией
Основные задачи арт-терапевта (психолога) на различных этапах лечения (диагностическом, стационарном, катамнестическом). Знание основ психодиагностики и использование в практике мультимодальной системы диагностики в работе с онкопсихологией и тяжелыми соматическими заболеваниями. Организация психологической помощи неизлечимобольным пациентам и их родственниткам. Этика и деонтология в работе арт-терапевта.
Практика: полимодальная диагностика. Шкала дистресса. Работа арт-терапевта с внутренней картиной болезни и внутренней картиной здоровья. "Моя болезнь". "Мое здоровье". "Место внутреннего покоя".
20 августа. Занятие 2. Психологические особенности человека с психосоматикой, онкологией или соматоформными расстройчтвами
Психосоматические, онкологические и соматоформные заболевания. Основные теории и модели развития заболеваний. Психологические особенности онкопациентов и больных с тяжелой соматикой. Роль психологических факторов в развитии онкологических заболеваний. Психологические особенности личности и взаимоотношений, способствующие онкозаболеваниям; "личность типа С". Внутренняя картина болезни и внутренняя картина здоровья. Типы реагирования на болезнь в зависимости от внутренней картины болезни. Понятие "вторичной выгоды". Преморбидные психологические особенности личности онкологических пациентов. Когнитивные особенности, восприятия и осознания заболевания, у онкологических пациентов. Проблемы пациентов детского и пожилого возраста.
Практика: "Путь к исцелению". Мои ресурсы".
27 августа. Занятие 3. Психологическое переживание болезни
Течение онкологического заболевания и этапы лечения больного. Особенности психологической адаптации онкобольного. Анализ особенностей переживания тяжелобольного человека. Стадии принятия неизлечимого диагноза (пять ступеней принятия смерти, выделенные К. Росс). Неадекватные способы реагирования тяжелобольного человека на онкологический диагноз (фиксация на одной из стадий, невротические проявления, возникновение других заболеваний психогенной природы, суицид, гомицид). Качество жизни пациента. Тревожность и депрессия как неспецифическая реакция в дооперационный период. Переживание последующих периодов как экстремальной и стрессовой ситуации. Психологические аспекты отношения общества к онкобольным. Экзистенциальные вопросы, возникающие при работе с онкобольными.
Практика: работа с различными эмоциональными состояниями и страхами. "Я в гневе". "Социальный атом". "Забота".
3 сентября. Занятие 4. Психологическое сопровождение онкологических больных
Особенности психологической помощи пациентам, находящимися на разных этапах заболевания. Этапы психокоррекционной работы с онкологическими пациентами. Проблема социальной дезадаптации пациента и его ближайшего окружения в процессе лечения и после него. Психологические проблемы реабилитации выздоравливающих: беспокойство по поводу мелких физических симптомов; страх окончания лечения; приспособление к несению обычных обязанностей, трудность быть хозяином самому себе; чувство уязвимости для болезни и смерти; синдром выжившего (чувство вины); трудности перехода от состояния больного к состоянию здорового; проблема указания диагноза при поиске и перемене работы; беспокойство по поводу работы и дискриминации со стороны социального страхования; по поводу возможности возникновения рецидива, появления других раковых заболеваний, длительной интоксикации после лечения, возможности иметь потомство и наследственности уже имеющихся детей. Необходимость паллиативной помощи. Цели и принципы паллиативной помощи. Эффективность командной формы паллиативной помощи. Формирование комплаентса как важнейшего фактора эффективности в оказании своевременной помощи онкобольному.
Отношение к пациенту, нуждающемуся в паллиативной помощи. Общение с пациентом.
Практика: знакомство с уникальной системой работы с онкологическими пациентами и их родственниками Андрея Владимировича Гнездилова, использовавшего полимодальный подход ит различные виды арт-терапии. "Приглашение в замок" с использованием кукло и сказкотерапии. "Дом жизни".
10 сентября. Занятие 5. Виды и формы психологической работы
Психодиагностика для оценки психического состояния пациента, эмоциональных расстройств, нарушений психических функций, выявление особенностей личности больного, исследование субъективной стороны заболевания, ресурсов развития. Психокоррекция и психотерапия для облегчение эмоционального дистресса, вызванного болезнью и ее психологическими и социальными последствиями, выработка новых жизненных смыслов, разрешение конфликтов, преодоление кризисов. Консультирование и просвещение для углубления самопонимания, прояснение ситуации, изменение социальной или экзистенциальной позиции, выработка новых психосоциальных умений; преодоление страха, тревоги, напряжения, укрепление веры в выздоровление с помощью доступного пониманию разъяснения сути, основных концепций развития, принципов лечения онкологического заболевания, обучение способам содействия выздоровлению. Виды психокоррекционной работы: индивидуальное консультирование и психокоррекция, группы психологической поддержки, группы самоподдержки. Различные формы арт-терапевтической работы (фототерапия, рисуночная терапия, голосо- и звукотерапия, сказкотерапия, терапия присутствием, имагинативная терапия), которые сменяют друг друга в зависимости от стадии заболевания и возможностей пациента. Патофизиологические и клинические основы хронической боли. Диагностика хронической боли и оценки эффективности обезболивания. Лекарственное и нелекарственное лечение хронической боли. Некупируемая боль. Психологические и социокультурные факторы боли. Психологические и психосоциальные аспекты лечения хронической боли. Использование музыкотерапии, колоколотерапии.
Практика: "Моя боль". "Место силы".
17 сентября. Занятие 6. Психологическое сопровождение семьи онкологических больных
Психологические проблемы семьи онкобольного. Забота о семье и близких пациента. Поддержка членов семьи. Общение с детьми. Стадии адаптации семьи к заболеванию близкого человека, цели психологического сопровождения семьи в кризисе. Основные правила взаимодействия семьи с пациентом.
Практика: "Возможность Встречи".
24 сентября. Занятие 7. Помощь при переживании утраты
Проблема смерти и умирания. Уход за умирающим пациентом. Помощь при переживании утраты. Переживание горя при потере близких. Работа с потерей арт-терапевтическими средствами. Использование сказкотерапии, библиотерапии, нарративного подхода. Написание авторских текстов. Психологическая и духовная поддержка.
Практика: работа с текстом сказки. Написание собственной сказки.
1 октября. Занятие 8. Психологическая помощь медицинскому персоналу и коллегам
Выгорание у специалистов, работающих с онкологическими больными и с тяжелой соматикой: причины, основные симптомы. Методы профилактики профессионального выгорания.