31 октября. Занятие 1. Понятие стресса, стрессогенные факторы, общая и индивидуальная уязвимость к стрессу
На примере кинофильмов мы разберем стрессогенные факторы, которым подвергались герои фильмов, их индивидуальные реакции на стресс и личные способы адаптивного преодоления. Мы остановимся подробнее на трех группах факторов, имеющих наибольшее значение в нашей сегодняшней жизни, а именно на: 1. физических воздействиях; 2. травмах, болезнях; 3. травле; 4. пренебрежительном отношении в семье, ведущем к изоляции. Участники семинара познакомятся с основными положениями теории Ганса Селье о стрессе и ее современным развитием. Получат возможность поработать в режиме интерактива с презентацией, как симулятора групповой работы с подростками и взрослыми людьми, в контексте профилактики неблагоприятных последствий стресса по авторской программе Левковской О.Б. “Онтогенетически ориентированный вариант Терапии творческим самовыражением Бурно М.Е“.
Результат урока — вы научитесь выявлять и анализировать разнообразные стрессовые факторы, которые имеют, как самостоятельное значение, так и могут выстраиваться в определенную цепочку стрессовых событий и ситуаций, которые хронически влияют на общее благополучие взрослого человека/ребенка, могут вызвать дезадаптацию и привести к разнообразным неблагоприятным последствиям.
7 ноября. Занятие 2. Возможности арт-терапевтического рисунка в диагностике и психотерапии расстройств и реакций, связанных со стрессом
На этом занятии участники обучения освоят возможности использования различных арт-терапевтических методик для диагностики факторов стресса, защитных факторов. Для этого будет разбираться методику Серийного Рисунка И.М. Никольской, его диагностические и коррекционные возможности для оказания помощи, как в условиях стрессогенных и психогенных ситуаций, событий, так и в регулярном психологическом консультировании.
Результат урока — вы научитесь использовать методику Серийного Рисунка И.М. Никольской в своей практике, а также получите возможность в виде арт-терапевтического практикума определить стрессовые/психогенные факторы и наметить план работы с подобными клиентами.
14 ноября. Занятие 3. Стрессоустойчивость и жизнестойкость в контексте защитных факторов, жизненного пути человека и психотерапевтической помощи
Семинар будет посвящен вопросам значения и последствий ранней детской травмы, травмы развития и неблагоприятного детского опыта (НДО) в контексте формирования стрессоустойчивости и жизнестойкости человека. Будет рассмотрена нейробиология ранней травмы и ее последствия для всей последующей жизни человека. Продемонстрированы основные арт-терапевтические механизмы в психотерапии травмированных.
Результат урока — участники научатся интегративному пониманию токсического стресса, включающего нейробиологические изменения головного мозга у детей. Освоят целебные механизмы арт-терапии, на которые возможно опираться в своей работе с трудными категориями пациентов.
21 ноября. Занятие 4. Буллинг: определение, признаки, последствия, помощь. Кибербуллинг и проблема не безопасного взаимодействия подростков и взрослых людей с интернетом, помощь
На семинаре будут рассмотрены основные факторы, влияющие на различные виды травли — в школе, на рабочем месте и кибербуллинг, а также их долгосрочные последствия. Как можно диагностировать буллинг в коллективе и вести превентивную работу по профилактике неблагоприятных последствий буллинга? Как правильно выстраивать работу с жертвой и агрессором? Как помочь жертве кибербуллинга выйти из угрожающих отношений с использованием арт-терапии и творчества?
Результат урока — участники научатся распознавать важные, скрытые на первый взгляд, техники влияния, получившие широкое распространение в интернете, используемые, как для выгоды, так и для нанесения ущерба другому человеку. Получат представление о мерах противодействия деструктивному взаимодействию.
28 ноября. Занятие 5. Методы релаксации, медитации, самогипноза, как инструменты самоподдержки и самопомощи. Творческий набор "антистресс"
В каких случаях наиболее оправдано применение техник релаксации, медитации, самогипноза, на что они направлены, какие задачи помогут решить? Как правильно интегрировать возможности направляемой специалистом визуализации в арт-терапевтическую работу и рисунок? Участники начнут разрабатывать личный набор “антистресс”.
Результат урока — на этом занятии участники научатся отличать и правильно применять для себя и различных категорий клиентов методики релаксации, медитации и самогипноза.
5 декабря. Занятие 6. Совладающее (копинг) поведение: определение, детерминанты, помощь в формировании
Способы диагностики совладающего поведения, а также помощь в его формировании в процессе психокоррекции и психотерапии. Какое место занимает совладающее поведение в контексте профилактики неблагоприятных последствий стресса? Возможности арт-терапевтического рисунка для определения преобладающего поведенческого паттерна в ситуации стресса и формирования более адаптивных копинг-стратегий.
Результат урока — участники научатся выявлять некоторые адаптивные и дезадаптивные поведенческие паттерны, которые используются людьми, как излюбленные копинг-стратегии.
12 декабря. Занятие 7. Место арт-терапии и терапии искусством в профилактике эмоционального выгорания и неблагоприятных последствий стресса. Адаптивное управление стрессом. Часть 1
Каково место импрессивных видов искусства — музыки, живописи, литературы в профилактике болезней стресса? Как правильно сочетать экспрессивную арт-терапевтическую работу с импрессивной с различными категориями клиентов? На что опереться при выборе произведений искусства и литературы для психокоррекции и психотерапии?
Результат урока — на этом уроке участники пополнят свой личный набор “антистресс” с опорой на лечебные механизмы искусства.
19 декабря. Занятие 8. Место арт-терапии и терапии искусством в профилактике эмоционального выгорания и неблагоприятных последствий стресса. Адаптивное управление стрессом. Часть 2
Каков потенциал эко-арт-терапевтических методик в работе с людьми, находящимися в обстоятельствах хронического стресса? Общая ресурсо-ориентированная и индивидуальная, характерологически ориентированная психопрофилактика и психокоррекция по запросу эмоционального выгорания.
Результат урока — участники получат знания по формированию арт-терапевтической помощи в условиях краткосрочной психокоррекции и психотерапии.