16 января. Занятие 1. Знакомство с основными концепциями ТДТ и инструментами курса. Постановка студентами личных и профессиональных задач (Валентина Шпакова)
Лекция. Эмпирический подход в обучении. Принципы и цели танцевально-двигательной психотерапии. Тело клиента в различных научных парадигмах. Тело клиента и арт-терапевта в процессе терапевтического взаимодействия.
Практика. Сспользования движения в арт-терапии. Телесно-воплощенное присутствие специалиста как основа понимания себя и другого во взаимодействии. ТДТ-техники “Зеркало”, “Вживание” — смотрим вместе фрагмент из фильма “Мама Мия”, “Эхо” для распознавания эмоций персонажей.
23 января. Занятие 2. Навыки невербального взаимодействия в контакте (Ирина Бомбина)
Лекция. Кинестетическая эмпатия и зеркальные нейроны. Интраперсональное и интерперсональное пространство. Связь движения с индивидуальностью.
Практика. Тренировки навыков невербального взаимодействия в контакте и тренировка кинестетического восприятия и “кинестезии”: подвижные границы тела и ощущение положения тела и движения. Техники “Диалог в движении”, “Воображаемый обруч”, “Кинесферы”, арт-техника “Рисование”, “Конкордантное контрастное зеркало”.
Самостоятельная работа. Завершение рисунка/ов "Кинесферы", который / ые были созданы в ходе занятия.
30 января. Занятие 3. Интраперсональное и интерперсональное пространство (Ирина Бомбина)
Лекция. Знакомство с моделью BASCICS, состоящую из двух взаимовлияющих и поддерживающих друг друга систем: интерпсихической и интрапсихической. Переход от осознания телесных установок к аутентичности. Связь движения с индивидуальностью. Движение как средство творческого и выразительного высвобождения. Речь и движение.
Практика. Тренировка навыка создания терапевтического альянса методами ТДТ. Диалоги в движении. Ритм как выразительная коммуникативная модальность. Техники “Диалог в движении”, работа с образом тела, креативный
танец
6 февраля. Занятие 4. Контакт со своим телом. Понимание границ во взаимодействии. Слияние и дифференциация. Типология Юнга (Яна Дидигова)
Лекция. Контакт с телесными ощущениями в единстве познавательных процессов: внимание к ощущениям, чувствам, мыслям и образам, поведение. Как эмоции живут в теле? Диагностика психотипов по Юнгу.
Практика. Наблюдение за процессом слияния и дифференциации, продолжение работы с психофизическими границами. Исследование в малой форме практики Аутентичного Движения “В каких отношениях со своей телесностью состоит психолог”? Процесс-анализ: как практика самонаблюдения за телесными ощущениями влияет на коммуникацию с другими людьми.
13 февраля. Занятие 5. Работа с внутренним психологическим конфликтом. Танец и рисунок полярностей, выражающих разнонаправленные психические тенденции (Яна Дидигова и Валентина Шпакова)
Лекция. Знакомство с принципом динамического баланса противоположных качеств. Единство полярностей как основа телесного функционирования. Психологическая зрелость и умение выдерживать напряжение противоположных желаний и потребностей.
Практика. Танец и рисунок полярностей. Исследование актуальной на данный момент жизненной темы / внутреннего конфликта. Разучивание хореографии с полярными качествами движения. Выявление тех характеристик движения, которые вызывают наибольший эмоциональный отклик. Создание собственного танца и рисунка полярностей. Поиск творческого решения и соединения несовместимого в движении/рисунке и психике.
20 февраля. Занятие 6. Сублимация, коммуникация и трансформация. Исследование разницы между буквальным и символическим пространством в движении (Яна Дидигова)
Лекция. Понятие символа в психоаналитической, аналитической (юнгианской) парадигме, в арт-терапевтическом и ТДТ-подходах. От знакового мышления через образное к символическому – стадии психофизического развития. Роль метафоры. Переходное пространство – концепция Дональда Винникота; игра как обязательное условие для формирования и развития символического пространства.
Практика. Работа с образом. Исследование различий между функциональным, эстетическим и символическим движением. Обращение к бессознательному содержанию через малую форму практики Аутентичного Движения, где символическое движение играет роль связующего звена между сознанием и бессознательным.
Самостоятельная работа: завершение работы над рисунком. Работа с символическим движением.
27 февраля. Занятие 7. Применение базовых техник ТДТ в арт-терапевтическом процессе (Валентина Шпакова)
Лекция. Арт-терапевтические модальности. Трансформирующая функция движения. Индивидуальный стиль коммуникации, саморегуляции, телесно-воплощенного присутствие психолога в работе с клиентом. Кинестетическая эмпатия как инструмент для понимания клиента психологом.
Практика. Эмоциональная саморегуляция: дыхание, заземление, возвращение трехмерности и вертикали. Свидетельствование символа “Возвращение к своей трёхмерности”. Практика "Исследование двигательных способов возвращения к себе", практика “Мой двигательный отклик на рисунок” (работа в тройках, моделирование ситуации на приёме у арт-терапевта и анализ невербальной коммуникации пары “арт-терапевт и клиент”).
6 марта. Занятие 8. Итоговое практическое занятие. Собирание полученных навыков для применения в коммуникации и в практике арт-терапии (Ирина Бомбина)
Лекция. Обобщение методических материалов курса. Трансформирующая функция игры и аффектов радости, изумления и интереса в арт-терапевтическом процессе.
Практика. Интеграция опыта в мини-группах - лаборатория практического применения невербальной коммуникации в арт-терапевтическом процессе, через интеграцию телесных, двигательных и танцевальных практик в арт-терапевтической работе.