19 мая. Занятие 1. Знакомство с базовыми принципами Хакоми. Практики развития навыков осознанности и самопознания.
Использование арт-терапевтической практики спонтанного рисования
Для занятия нужно подготовить: лист бумаги А3, гуашь или пальчиковые краски, можно широкую кисть
Мини-лекция и презентация: знакомство с методом Хакоми и идеями Рона Курца.
Практическая часть: определение «осознанности», самопознание, медитации, спонтанное рисование (используется 2 раза, до начала самопознания и после практики осознанности).
Практики Хакоми: «Практика осознанности», «Быть вместе», «Вербальные пробы».
Домашнее задание:
Практиковать осознанность в разных жизненных ситуациях (на природе, в общении с людьми) и выполнять спонтанные рисунки, отражая в цвете осознаваемый опыт. Одно описание опыта осознанности и рисунок разместить на «Геткурс».
26 мая. Занятие 2. Практики осознанности, самопознания и любящего присутствия. Исследование своих возможностей в создании и поддержании Любящего присутствия.
Использование медитации и арт-терапевтической практики работы с цветом и пластикой движений
Для занятия нужно подготовить: бумага А4, акварель, гуашь, кисточки, вода (чтобы намочить бумагу), клеёнка или подложка для мокрого листа бумаги
Мини-лекция о «Любящем присутствии», групповая дискуссия.
Практики Хакоми: «Видеть и быть видимым», «Кого ты видишь?», «Видеть сквозь» (в сочетании с пластикой движения), «Заправка насоса» (арт-терапевтическая техника «Рисунок на мокрой бумаге»), «Поиск вдохновения и эмоционального напитывания».
Домашнее задание:
Описать опыт вдохновения каким-либо человеком/клиентом. После чего выполнить рисунок на мокрой бумаге и разместить их на «Геткурс».
2 июня. Занятие 3. Практики поиска внутренней тишины и успокоения мыслительных процессов. Тренировка навыков состояния присутствия, спокойного образа мыслей и эмоций.
Использование мандалы
Для занятия нужно подготовить: на листе бумаги А4 во весь диаметр листа нарисовать круг (можно циркулем или обвести круглую тарелку), любые материалы для рисования. Нужно подготовить место, где можно будет выполнять практики лежа.
Групповая дискуссия об истории «Уставшего Будды» с последующим выполнением интуитивной мандалы.
Практики Хакоми: «Безосновательность», «Сознание обезьянки», «Голоса успокаивающие и возбуждающие», «Перехват голосов»
Домашнее задание:
Провести наблюдение за тем, как в разных жизненных ситуациях возникают спонтанные мыслительные процессы. Практиковать «Сознание обезьянки».
9 июня. Занятие 4. Практики тихого присутствия с другими людьми. Безоценочность, принятие, открытость новому.
Элементы библиотерапии
Для занятия подготовить: бумагу для записи, ручку. Нужно подготовить место, где можно будет выполнять практики лежа.
Групповая дискуссия о «Пользе бесполезности».
Практики Хакоми: медитация «Последовательность релаксации» и практики «Использование питания для успокоения», «Принятие раздражающих голосов», «Капитуляция перед гравитацией» (Версия для он-лайн).
Написание Синквейна на тему занятия. (Смотри приложение 1 о правилах написании Синквейна)
Домашнее задание:
Дописать Синквейн и положить на «Геткурс».
16 июня. Занятие 5. Практики самопознания невербальных посланий и телесных индикаторов.
Практики телесно-ориентированной арт-терапии
Для занятия подготовить: свободное место для движения так, чтобы вас максимально было видно на экране компьютера.
Мини-лекция о значении невербального общения и возможности использования «языка тела» в работе психолога, использующего арт-терапию.
Практики Хакоми: «Рассказать историю», практики «Чтение языка тела».
Практика арт-терапии «Живой скульптуры»:
в группах по 3 человека, по очереди. Один человек воплощает в виде «Живой скульптуры» своим телом свою трудную эмоцию. Наблюдатели выполняют 2 задания.
1) практика «Отзеркаливания» примеряют на себя эту «Живую скульптуру». Какое-то время так стоят/сидят, чтобы понять какие в них возникают переживания.
2) Предлагают поддержку различным частям тела человеку воплощающему своим телом «Живую скульптуру»
Домашнее задание:
Выполнять практики «Чтение языка тела» и «Бережные прикосновения»
19 июня*. Занятие 6 Практики осознания и понимания значений невербальных соматических сигналов в контексте личного травматического опыта и сформированных убеждений
Элементы драмматерапии
Для занятия подготовить: свободное место для движения так, чтобы вас максимально было видно на экране компьютера.
Чтение рассказа Тресси Шевалье «Девушка с жемчужной серьгой» и медитация.
Дискуссия на тему телесного запоминания прошлого опыта и отражение в теле частых эмоций.
Практики Хакоми: «Истинные цвета», «Сообщения (послания)» в сочетании с техникой арт-терапии «Пантомимой».
Домашнее задание:
Практиковать практики Хакоми с коллегами.
23 июня. Занятие 7. Практики самопознания привычек и отношения к получению поддержки и эмоционального ресурса «Эмоциональное вскармливание»
Работа с голосом и практика арт-терапии «Детский рисунок»
Для занятия нужно подготовить: бумага А4, акварель, гуашь, кисточки, вода
Практики Хакоми: «Иногда я печален(-льна)», «Пробы с именами».
Выполнение практики «Детский рисунок»
Домашнее задание:
Практиковать практики Хакоми с коллегами.
30 июня. Занятие 8. Практики исследования способов поддержки других в увеличении их способности принимать поддержку и ресурсы «Искусство утешения»
Работа с техникой арт-терапии «Оберег»
Для занятия нужно подготовить: творческий материал для шитья, разноцветные нитки, кусочки разных материалов, элементы декора, фурнитура, ленты цветные и др.
Чтение отрывка из книги Эстер Штернберга «Эмоции и болезнь», дискуссия о возможности истинного исцеления.
Практики Хакоми направлены на исследование восприимчивости к различным видам эмоционального питания (вскармливания): «Нежные слова, которые мы хотим услышать», «Нежное прикосновение», «Любящий взгляд».
В завершении, обучающиеся выполняют практику «Оберег»
Домашнее задание:
Доделать практику «Оберег», описать свои переживания и положить на «Геткурс»
______________________________________________________________________________
Занятие 9 «эксперт»
Контактные высказывания в работе психолога, как инструмент переключения внимания клиента на свой опыт настоящего момента и способ углубить отношения.
Мини-лекция о индикаторах, как информации для психолога. Разбор примеров.
Практика Хакоми: «Силы в пространстве»
Домашнее задание:
Практиковать практики Хакоми с коллегами.
Занятие 10 «эксперт»
Использование индикаторов в работе психолога, для лучшего понимания опыта клиента и развитие навыка «делать признание» опыта.
Мини-лекция с разбором примеров из практики.
Практика Хакоми: «История с признанием»
Домашнее задание:
Практиковать практики Хакоми с коллегами.