"Как же с ним тяжело договориться!"
или работа с детской агрессией в арт-терапии
Экспертный взгляд Анастасии Нестеренко
Материал предназначен для психологов, родителей и специалистов, работающих с детьми. В нем рассматривается возрастной этап зарождения агрессии😡 и способы работы с ней из личной практики эксперта.
СТАТЬЯ
  • ОБ АВТОРЕ — АНАСТАСИИ НЕСТЕРЕНКО
    • Психолог, арт-терапевт, детский психолог;
    • Имеет 12-ти летний стаж психологической практики в направлениях "арт-терапия" и "семейная психотерапия"; 
    • Член "Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики";
    • Победитель международного конкурса статей в рамках научно-практической конференции “Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы”;
    • Преподаватель детских арт-терапевтических программ.
ВОЗРАСТНОЙ ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ АГРЕССИИ У РЕБЕНКА

Большинство обращений к детскому психологу, пишет Анастасия, связано с возрастным периодом 2,5-4,5 лет. На данном этапе родители могут впервые столкнуться с проявлением гнева со стороны детей к себе. Можно услышать такие фразы: “Я тебя ненавижу!”, “Я тебя не люблю!”, “Ты плохая!” и тд.

Гнев – это всегда нарушение границ, и ребенок таким неконструктивным способом пытается это продемонстрировать, показать, что ему плохо. У каждого есть территория физического и психологического комфорта, и когда этот комфорт нарушается, ребенок прибегает к наиболее простому способу – причинить боль себе или окружающим. Следует отметить, что это не испорченный ребенок (дети не могут вести себя плохо специально, это заблуждение родителей!👌), это ребенок в довольно СЛОЖНУЮ ФАЗУ становления собственной личности и проверки возможности влияния этой личности.
Обычно истеричные и нервные моменты складываются в каких-то переходных ситуациях – например, когда ребенку пора идти спать или нужно выходить из дома в сад. Своим поведением ребенок словно говорит: “Нет, не будет это сделано быстро и вообще не будет сделано просто потому что вы этого захотели!”. И тогда родитель или сдается и идет на условия ребенка или встает в позу. 2,5-4,5 года – это этап формирования структуры воли, ведь идет война влияния: кто кого переборет💪. “Пора спать!” – говорит родитель. “Нет, не пора!” – отвечает ребенок. И дальше обычно происходит ситуация под названием “кто кого”. Тут важны и переговоры, и твердость со стороны взрослых.

КАК ГРАМОТНО РАЗРЕШАТЬ ПОДОБНЫЕ ТРУДНОСТИ?

Первым делом необходимо выстроить четкую иерархию. В этой иерархии ребенок имеет право высказать свое мнение, с чем-то не согласиться, злиться, грустить, но последнее слово должно оставаться за взрослым. Это очень важный принцип – принцип выстраивания тех рамок и границ, по которым ребенок потом живет. Ребенок, конечно, будет сражаться за право стать царем горы👑, поэтому задача родителя четко, но не авторитарно их обозначить.

Рамки и границы в семье — это ощущение безопасности у ребенка. Когда рамок нет, то непонятно, кто эту безопасность должен обеспечить? Ребенок или родитель? На самом деле ребенку не очень хорошо, когда он начинает рулить этим большим и взрослым миром и все происходит так, как он хочет. Это сильно повышает его уровень тревоги, ведь вместо того, чтобы изучать мир, ребенку приходится бороться в нем за власть. Когда нет рамок, ребенок все время их ищет: “Ну когда же меня уже остановят!”, и, в конце концов, происходит то, что называется “Он стал совершенно неуправляемым!”. А как иначе? В отсутствие рамок ребенок растекается, как река. И, наоборот, когда рамки и границы установлены, когда несмотря на то, что ребенок бился в истерике, пытаясь продавить решение взрослого, взрослый не продавился и при этом остался доброжелательным, понимающим и принимающим, то ребенок словно выдыхает: “Мир не тревожен, мир понятен, в нем есть правила”. Здесь важно понимать, что твердость не равно не агрессия❌!


Задача специалиста, работающего с детской агрессией, – достаточно твердо стоять на ногах и быть в ресурсе. Ведь проверяться на прочность будут в том числе и его границы.
КАКИЕ ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ ХОРОШО ПРИМЕНЯТЬ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ?
Для коррекции детской агрессии хорошо применять техники игровой, песочной, глино и изотерапии. В игровой терапии можно применять как директивный, так и недирективный подход.

На первой встрече можно на выбор предложить ребенку 5 игрушек и попросить разыграть историю. Здесь очень важно “увидеть” чувства и идти за ними, задавая конструкт по их выходу, ведь агрессия – это энергия и ее можно перенаправить в мирное русло. Важно дать ребенку другой инструмент для выражения своей агрессии, научить реагировать по-другому. Здесь хорошо работать с образом (“Нарисуй, что ты чувствуешь”, “Слепи злого человечка”, “Построй Остров злости”). Каждую технику рекомендуется сопровождать телесно-ориентированным подходом🧘‍♀️, ибо только при условии телесного освобождения наш мозг считывает информацию как “действие завершено”. А значит больше не нужно сражаться.
Было ли вам полезно?