Архетипы в работе с женской проблематикой
Зачем, как и когда обращаться к женским архетипическим образам
В этой статье поговорим о том, зачем в работе с женской проблематикой мы вообще обращаемся к архетипам.
СТАТЬЯ
Архетипы — это устойчивые, освоенные коллективным бессознательным образы. Они повторяются в разных культурах, сохраняют свой узнаваемый, базовый характер и всегда присутствуют как нечто постоянное.

При этом каждый человек (будь то женщина, мужчина) проявляется в этих архетипах по-своему. И задача терапии, особенно если мы работаем с женской проблематикой, — помочь в освоении этих архетипов. Сделать так, чтобы женщина не просто "знала" про них, а могла через опыт, через проживание опереться на них.
На практике мы часто сталкиваемся с самыми разными запросами от женщин. И в процессе работы мы всё равно проходим через базовые женские архетипы. Это те образы, которые раньше женщина естественным образом осваивала через отношения с бабушками, с матерью, с сообществом. Сегодня этот пласт культуры утрачен.


Женщине стало сложно искать опору в жизни в собственной самоценности:
  • какой я хочу быть?
  • кто я?
  • что значит быть женщиной?
  • что значит быть матерью?


Вопросов много, а живых ориентиров — мало. Поэтому в терапии, особенно в терапии экспрессивными искусствами, мы обращаемся к этим архетипическим формам как к внутренним опорам.
Говорить словами об этом — непросто. Это знание скорее телесное. И его важно проживать всеми возможными способами: через рисунок, через движение, через театр — буквально врастая, вливаясь в архетип. Именно так он становится живым и значимым.

Говорить словами об этом — непросто. Это знание скорее телесное. И его важно проживать всеми возможными способами: через рисунок, через движение, через театр — буквально врастая, вливаясь в архетип. Именно так он становится живым и значимым.
Архетипов много!
В этой статье мы разберём самые значимые

  • Женщина
  • Жена
  • Мать
  • Любовница
  • и, конечно, важнейшие внутренние образы — Анима и Анимус.
Какие архетипы мы берём? 
Анима и Анимус
Анима — это женская часть внутри мужчины или женщины. Анимус — мужская часть.

Очень часто в терапию или группы приходят женщины, у которых сильно проявлен анимус, но при этом нет контакта со своей внутренней Анимой. И тогда мы в процессе выстраиваем между ними диалог, ищем баланс этих внутренних частей — через рисунок, через танец, через движение.

Работа с Анимой и Анимусом — отдельное занятие в нашем курсе “Арт-терапия в работе с женским Я” (встроить ссылку на курс АТ в работе с женским Я), потому что именно здесь лежит одна из ключевых тем в работе с женской проблематикой.

Эти внутренние фигуры женщина осваивает, в первую очередь, глядя на своих родителей — буквально "срисовывает" их.

И здесь возможны разные истории. Например, если с отцом были сложные отношения, или его не было вовсе, Анимус может начать развиваться как компенсация. Тогда у женщины может быть активная внешняя жизнь, но при этом сложно расслабиться, почувствовать себя в безопасности — ведь нет внутренней мужской опоры. А бывает наоборот: нет контакта с образом матери, он слишком противоречивый, и тогда женщина как будто отказывается от своей женской части.

Поэтому мы работаем с тем, чтобы найти и сбалансировать в себе и Аниму, и Анимус. И когда это происходит, очень многое выстраивается: и внешние отношения с мужчинами, и ощущение самоценности, и уважение к себе, и даже профессиональная реализация. Потому что отношение к себе и к своей женственности рождается именно здесь.

Внутренний Анимус нужен женщине для постановки целей, достижения, активности. А Анима — для удовольствия, наслаждения, расслабления, интуиции на пути к целям. Анимус защищает Аниму. Они удивительным образом поддерживают друг друга.

Женщина, в которой есть баланс этих двух частей, как правило, и расслаблена, и способна быть лидером, действовать.

Однако, цель терапии — не в том, чтобы вырастить "суперженщин". А в том, чтобы встретиться с собой реальной, чтобы работать с тем, что мешает, с травматичными переживаниями, с внутренними НЕвозможностями.
Архетип Матери
Его тоже важно осваивать в контексте современной культуры.

Кажется, что всё просто: женщина забеременела — и автоматически стала матерью. Но в реальной жизни это совсем не так. За этим стоит большая внутренняя, психическая работа по «врастанию» в архетип Матери.

Кроме того, сейчас всё больше женщин сталкиваются с трудностями — не всегда удаётся зачать ребёнка, не всегда есть партнёр, с которым можно было бы спокойно войти в материнство. И с этими вопросами часто приходят в терапию.

И вот тут нам снова приходит на помощь огромный пласт культуры — той самой, которая была до нас. Например, образ Богоматери — Мадонны с младенцем. Это может быть не обязательно православная Богородица, а просто любой образ Мадонны. Потому что каждая женщина становится Мадонной, когда держит своего ребёнка на руках.


Чтобы соединиться с этой возможностью — стать матерью, стать Мадонной, — я часто предлагаю женщинам рисовать, копировать, находить любимые изображения, исследовать их. Это мы тоже будем учиться делать на курсе “Арт-терапия в работе с женским Я” (встроить ссылку на курс АТ в работе с женским Я).
Да, об этом сложно говорить — это нужно проживать. Иногда даже — буквально лепить из пластилина. Не буду раскрывать все секреты того, как мы с этим работаем — об этом подробнее уже на курсе “Арт-терапия в работе с женским Я”.
Важный образ — архетип Любовницы.
И речь здесь совсем не про женщину «для мужчины».

Это женщина, которая умеет получать удовольствие от своей женственности. Та, которая знает, ценит, любит свою внутреннюю Женщину. Не прячет её, не стыдится, а танцует с ней — с удовольствием.
И это нам тоже важно осваивать. Так же, как и множество других архетипов, связанных с темой женской сексуальности.

Наряду с архетипом Любовницы, есть ещё один архетип — Лилит. Мы не разбираем его в рамках курса и этой статьи, но он тоже очень важен — это один из образов женской силы, страсти, независимости.

Всё это — разные грани женской природы, и каждая из них может проявляться по-своему. Но ключевые архетипы, как я уже говорила, — это, прежде всего, Анима и Анимус. И, конечно, Жена.
Архетип Жены
Архетип Жены мы осваиваем на курсе через образ богини Лады. Почему?

Именно через Ладу — славянскую богиню. Она воплощает гармонию, партнёрство, согласие. На одном из занятий курса “Арт-терапия в работе с женским Я” (встроить ссылку на курс АТ в работе с женским Я) я рассказываю про женских славянских божеств, потому что они тоже являются архетипическими фигурами, проходящими через все этапы жизни женщины.

Это нужно, чтобы дать женщинам ориентиры, помочь почувствовать связь с корнями, с родом, с культурой, с собой.

Очень важной частью нашей работы становится создание собственных архетипов.
Мы вместе ищем ответы на вопросы:
— Какая я женщина?
— Какая я жена?
— Какая я любовница?
— Какая я мать

И мы ищем это не в голове или разуме. Мы проживаем это через искусство, через поэзию, через творчество. Это самый прямой и быстрый путь к ответам.

Слушая лекцию, просто «узнать» невозможно. Такое знание должно быть максимально живым. Его нужно прожить и прочувствовать собственным телом. Оно приходит через разные каналы восприятия и самовыражения. Поэтому мы используем интермодальный подход — он делает знание объёмным, личным, своим, прожитым.


И в этом процессе архетипы действительно становятся нашими помощниками.
Что ждёт вас на курсе:
  • 10 живых онлайн-занятий с теорией и практикой: от знакомства с арт-терапией до работы с темами телесности, границ, материнства, рода, инициаций и женского лидерства;

  • Погружение в интермодальный подход — вы освоите инструменты, которые можно использовать и в индивидуальной, и в групповой работе;

  • Работа с ключевыми архетипами — Анима, Анимус, Мать, Девочка, Жена, Любовница;

  • Создание авторских арт-образов: куклы, автопортреты, инсталляции, сказки, театральные сцены — всё это станет частью вашего внутреннего архива терапевтических практик, легко адаптировать и применить в работе;

  • Возможность на практике прожить то, с чем приходят ваши клиентки — и благодаря этому профессионально расти;

  • Методические материалы, сертификат, поддержка куратора и, в расширенных тарифах, — мастер-классы, доступ к ценным мастер-классам для расширения инструментария.
Старт — 3 декабря. Живые занятия по средам, с 19:00 до 21:30 (Мск), доступы к записям всех занятий

Подробная программа, описание форматов и условий участия тут: перейти к описанию курса “Арт-терапия в работе с женским Я”
И уже через это — новый уровень вашей профессиональной работы с женской проблематикой.
  • Автор статьи: Сидорова Варвара Владимировна
    • Автор и ведущая курса «Арт-терапия в работе с женским Я», один из ведущих преподавателей Международной школы Арт-терапии (ссылка на курс)
    • Кандидат психологических наук (ПИ РАО, 2005)
    • Doctor of Philosophy in Expressive Arts (PhD, European Graduate School, Швейцария, 2023)
    • Директор Института Терапии Искусствами «Искусство и Сознание»
    • Арт-терапевт, REAT — сертифицированный терапевт экспрессивными искусствами (Международная ассоциация IEATA)
    • Доцент кафедры Индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ
    • Руководитель программ повышения квалификации по интермодальной терапии экспрессивными искусствами
    • Заведующая кафедрой терапии искусствами Института Психологического Консультирования и Консалтинга
    • Практикующий психолог, супервизор
    • Учредитель и вице-президент Ассоциации Интермодальной терапии искусствами (2016–2018, 2020–2022)
    • Директор Центра терапии искусствами «АртДом»
    • Председатель оргкомитета Международного Фестиваля Терапии Экспрессивными Искусствами с 2012 года
Было ли вам полезно?