статья
    ФОТОЯЗЫК©: МЕТОД РАБОТЫ С ГРУППОЙ В КОНТЕКСТЕ ТЕРАПИИ ИЛИ ОБУЧЕНИЯ
    Клодин Вашере
    Цель этого специального выпуска — предоставить читателю информацию о том, как на самом деле проходит сессия Фотоязык©. Прежде чем представить организацию и её особенности, несколько слов об истории метода и о рабочем материале — альбомах фотографий Фотоязык©.
    Происхождение Фотоязык©

    Метод Фотоязык© был создан в 1965 году группой психологов и психосоциологов, работавших с подростками в Лионе. Совершенно интуитивно вначале они пришли к идее использования фотографий в качестве активатора для речи у молодых людей, которым было трудно выражать свои мысли, особенно когда речь шла о выступлениях перед группой с рассказами о своих различных и порой болезненных личных переживаниях. Первые фотографии были чёрно-белыми снимками, сделанными различными фотографами. К изумлению ведущих первых групп, вдруг участники стали гораздо более активно вступать в разговор, и члены группы с явной спонтанностью и взаимным интересом участвовали в беседе. Было очевидно, что участники группы получают удовольствие, слушая друг друга. Вскоре тот же метод был применён в области образования взрослых, где Фотоязык© продолжает использоваться чаще всего — как в профессиональной среде, так и в сообществе, во Франции, а также в других странах. Комментарии преподавателей и ведущих групп об использовании метода свидетельствуют о его огромной полезности. В любом случае они все говорят, что особенно ценят использование метода при начале работы с новой группой или при завершении работы с группой (используя Фотоязык© в качестве метода оценки).
    Помимо вышеупомянутых областей и контекстов, в которых обычно используется Фотоязык©, мы сосредоточили своё внимание на применении этого метода в области терапии, с группой клинических психологов, которые работали вместе в Лионе более 15 лет. Создано всё большее количество групп, проводимых совместно клиническими психологами и психиатрическими медсёстрами, для работы с подростками с проблемами, психопатическими пациентами, наркозависимыми, психотическими пациентами и пожилыми людьми в различных учреждениях, таких как психиатрические больницы, амбулаторные учреждения, диспансеры, дневные центры (CATTP) и тюрьмы.
    Основные особенности организации
    В терапевтических учреждениях в области психического здоровья количество участников составляет от 5 до 8 пациентов, которые формируют группу, встречающуюся еженедельно в течение одного часа или одного часа 15 минут. В образовательных программах для взрослых небольшая группа включает от 12 до 15 участников, встречающихся не менее чем на 2 часа за сессию.
    В образовательном контексте для небольшой группы достаточно одного ведущего, а для большой группы (25–30 участников) требуется два ведущих, тогда как при работе с пациентами психолог следит за тем, чтобы два или три ведущих группы (психологи, совместно с психиатром или психиатрической медсестрой) — всегда одни и те же лица — делили ответственность за обеспечение преемственности работы группы. В контексте психиатрической помощи соотношение персонала к пациентам пропорционально выше.
    Группы, которые встречаются еженедельно в установленное время и месте в учреждении, имеют терапевтическое измерение, так как они встречаются регулярно (за исключением нескольких недель в году, во время летних каникул). Этот регулярный контакт с группой позволяет сотрудникам готовиться к каждой сессии, принимая во внимание развитие группы, отдельных пациентов и самого учреждения. Время, затрачиваемое на обдумывание вопроса, который будет задан группе на следующей неделе, особенно свидетельствует о внимании ведущих к обеспечению преемственности в развитии ассоциаций и мышления группы.
    Основные особенности организации (продолжение)
    Все участники терапии разделяют озабоченность по поводу разнообразия патологий пациентов. Некоторые психиатры способствуют терапии, предписывая участие в группе Фотоязык© как часть терапевтической программы, разработанной для пациента. Очевидно, что для успешного функционирования группы должны быть как пациенты, способные говорить с определенной степенью спонтанности, так и те, кто страдает хроническими психическими заболеваниями и поэтому менее способны к самовыражению. В некоторых учреждениях пациентов с одинаковыми видами патологии объединяют вместе — это касается, например, алкоголиков или наркозависимых.
    Каждая сессия начинается с вопроса, который тщательно подготавливается ведущим группы заранее. Этот вопрос, заданный всем членам группы, побуждает каждого выбрать определённую фотографию из набора, представленного группе. Выбор вопроса — часть структуры. Со временем опыт позволил различным командам, работающим с этим проектом, уточнить и улучшить формулировку вопроса и степень личного вовлечения, которое он вызывает. На каждой еженедельной терапевтической сессии вопрос разный. В образовательных программах вопросы, задаваемые группе, призваны обеспечить прогресс в работе группы и также отмечать основные этапы учебной программы (начальная сессия, рабочие сессии и финальная сессия).
    Наш опыт показал, что формулировка «Вопроса» — это самый тонкий и сложный аспект организации, требующий наибольшего внимания и креативности, так как этот вопрос, задаваемый в начале каждой сессии, не должен быть слишком прямым, слишком длинным или слишком сложным.
    Выбор фотографий:
    Метод Фотоязык© включает очень точные инструкции и также ряд альбомов, содержащих по 40 чёрно-белых фотографий. Фотографии классифицированы по темам. До недавнего времени альбомы были доступны в розничных книжных магазинах. В настоящее время те, кто желает их приобрести, могут связаться с основателями метода Фотоязык© и ведущими групп, которые часто используют их в своей работе.
    Среди наиболее новых альбомов — такие темы, как «Тело и коммуникация», «От личного выбора к профессиональному», «Вопросы здравоохранения и профилактики».
    Тестирование и совершенствование альбомов
    Теперь мы расскажем о том, как ведущие групп выбирают ограниченное количество фотографий из всех тех, что опубликованы и продаются в книжных магазинах под названием Фотоязык©. Сначала несколько слов о том, как эти альбомы фактически «создаются» (в довольно скромных масштабах), с использованием подхода, который до сих пор остается в значительной степени эмпирическим. В качестве примера возьмём самый недавно опубликованный альбом «Вопросы здоровья и профилактики». Изначально он был разработан для наших американских коллег, работающих с группами пациентов с ВИЧ/СПИДом; запрос на конкретный альбом часто возникает из-за необходимости затронуть определённую медицинскую и/или социальную тему.

    Клэр Белиль является автором всех альбомов с фотографиями; она была движущей силой всех команд, работавших над их совершенствованием. Первый этап работы включает инвентаризацию всех социальных и индивидуальных представлений, которые могут быть исследованы, с помощью многочисленных экспериментальных групп, состоящих из добровольцев, интересующихся темой. Обмен в формате «мозгового штурма» приводит к разработке типологии различных представлений. Затем, исходя из этой типологии, мы ищем оригинальные фотографии либо в коммерческих фотобанках, либо на фотовыставках. Отобранные фотографии затем используются экспериментально с новыми группами, как они бы использовались на обычной сессии Фотоязык©, за исключением того, что от добровольцев просят заполнить дополнительную анкету в конце сессии. Учитывая как количественные, так и качественные ответы на анкету, мы составляем список фотографий, которые выбирались чаще всего и причины, по которым они были выбраны в связи с Вопросом, заданным ведущим группы. Когда для альбома Фотоязык© окончательно отобрано 48 фотографий, покупаются авторские права у фотографов, и делаются бумажные отпечатки, используя технологии, которые лучше всего передают качество и текстуру оригинальных фотографий. Это последний этап перед фактической публикацией, что объясняет, почему иногда требуется несколько лет, прежде чем выйдет новый альбом Фотоязык©.

    Как проходит сессия
    Сессия Фотоязык© состоит из двух частей:
    • первая часть: выбор фотографий, которые будут использоваться;
    • вторая часть: вербальный обмен между членами группы.
    Первая часть: выбор фотографий
    После того как задан Вопрос, запускающий групповую сессию и подводящий каждого участника к выбору фотографии, ведущий группы, тщательно чередуя разные «типы» изображений, выкладывает фотографии из альбома на столы. Столы расставлены так, чтобы участникам было удобно перемещаться по комнате и свободно рассматривать все фотографии без какого-либо заранее заданного порядка. Ведущий группы с самого начала разъясняет:
    • Выбор фотографии каждым участником производится без слов, чтобы все могли спокойно обдумать свой выбор.
    • Сначала выбор делается «мысленно», то есть только взглядом, без прикосновений и поднятия фотографий, чтобы они оставались доступными для всех, так как каждый идёт в своём темпе.
    • Ведущий группы поймёт, что участник сделал свой выбор, когда тот отойдёт от зоны, где размещены фотографии.
    • Важно, чтобы участники не меняли свой выбор, даже если они заметят, что кто-то другой уже выбрал ту же фотографию, когда поднимет её по просьбе ведущего. В таком случае ведущий говорит участникам, выбравшим одну и ту же фотографию: «Вы найдёте своё фото внутри группы».
    Членам группы советуют по-настоящему «погрузиться» в фотографии, которые они рассматривают, внимательно их изучать, чтобы осознать, какие из них больше всего «говорят» с ними. Ведущий группы явно сообщает участникам, что он/она тоже выберет фотографию и примет участие в обмене мнениями, как и любой другой член группы. Это замечание важно по нескольким причинам. Тот факт, что ведущий участвует в выборе и обсуждении, является специфической особенностью сессий Фотоязык©. В терапевтическом контексте эта особенность существенно влияет на восприятие пациентами работы группы. Несколько лет назад я выдвинула гипотезу о том, что группы Фотоязык© так быстро «встают на рельсы» отчасти потому, что ведущие вовлечены, и в результате участники сразу воспринимают активность как не такую «угрожающую», как они могли бы себе представить. Кроме того, личное участие ведущего в активности Фотоязык© значительно увеличивает возможность пациентов идентифицироваться с сотрудниками и разделять удовольствие, которое те получают от «игры» — создания ассоциаций и связывания этих ассоциаций через процесс мышления. Легко представить себе эффект, который это оказывает на пациента, когда он обнаруживает, что выбрал ту же фотографию, что и ведущий, и что, начиная с одного и того же изображения, каждый из них может выразить как схожие, так и разные точки зрения. Первая часть сессии (описанная выше) затем сменяется второй частью (описанной ниже).
    Обмен между членами группы
    Продолжительность второй части сессии Фотоязык© ограничена оставшимся после первой части временем, и ведущий группы побуждает участников делить это время между собой как группа. Ведущий говорит:
    «Каждый из нас покажет “своё” фото, когда почувствует желание сделать это, возможно, в связи с тем, что только что сказал кто-то другой. Мы будем внимательно слушать человека, когда он/она показывает своё фото другим. Хотя мы не будем делать интерпретаций в психоаналитическом смысле этого слова, нас поощряют после каждого рассказа говорить, что мы сами видим на фотографии — что схоже или чем отличается от того, что увидел человек, который её выбрал.»
    Эти инструкции крайне важны, так как они определяют дистанцию между тем, что наиболее похоже, и тем, что наиболее отличается. Время, которое каждый участник посвящает устному комментарию к выбранной им фотографии, позволяет ему/ей присвоить свой выбор и услышать, как он/она сам/сама озвучивает характеристики своего собственного, непоколебимого взгляда на реальность, такой, какой он/она её воспринимает. Такой подход вызывает высокий уровень внимательности у всех членов группы, когда они слушают другого участника, рассказывающего о фотографии. Более того, очень часто фотографический медиум и сила его символических элементов способствуют описанию, близкому к «поэзии». Эта «поэтическая» составляющая усиливает общее удовольствие от разговора о фотографиях и слушания других. Каждый член группы удивляется открытию — благодаря словам другого человека — совершенно нового и креативного взгляда, совершенно иного способа смотреть на реальность, взгляда, который кажется открывающим перед ним/ней широкие горизонты.
    Также бывает так, что другие члены группы, желающие это сделать, берут слово, чтобы что-то сказать о конкретной фотографии, таким образом внося «звенья» в цепочку ассоциативных мыслей. Человек, который слушает других, говорящих о «своей» фотографии, ощущает игровое пространство между фотографией, которая «его» (и которая в некоторой степени даже стала «им самим», так как она представляет его выбор), и всё же не является полностью «им», так как это всё ещё просто изображение.

    Обмен между членами группы (продолжение)
    Каждый участник в большей или меньшей степени идентифицируется с выбранной фотографией, но ещё больше — с тем, что говорят другие о выбранном им изображении; то, как другие участники смотрят на его фотографию, оказывает значительное влияние на его собственное восприятие. В некоторых случаях происходит обратное: пациент резко выражает инстинкт смерти по отношению к другому. Бывает и так, что, несмотря на все обмены и ассоциации вокруг определённой фотографии, человек, её выбравший, решительно утверждает непоколебимость своего восприятия, постоянство своей репрезентации, что явно связано с «якорением» аффекта в сенсорном восприятии образа. В таком случае (и это невозможно изменить) то, как фотография держится, как её касаются и как её держат близко к себе, свидетельствует о привязанности субъекта к «своей» фотографии (и здесь притяжательное местоимение — не просто стилистическая деталь).
    Ко всему вышеупомянутому добавляется почти невыразимая специфика метода Фотоязык©, которая рождает удовольствие от обмена с другими, от принадлежности к группе, от работы ума и мышления. Этот метод значительно облегчает способность каждого участника говорить перед группой, помогает ему существовать как субъекту, поддерживает его собственное мышление и креативность, а также создаёт благоприятный контекст для межличностного обмена, особенно для производства воображаемых элементов индивидуально и/или группой, способствуя перекрёстным идентификационным обменам.
    Специфика метода Фотоязык©
    Особенности метода Фотоязык© касаются как различных аспектов организации, так и процессов, происходящих внутри группы.

    Что касается организации, одной из отличительных черт метода является то, что ведущий задаёт группе вопрос (который мы называем «Вопрос»), на который участникам предлагается ответить с помощью фотографий, выбранных каждым членом группы. Этот аспект важен, так как он задаёт игровое пространство между «мобилизацией» мышления в форме идей, логических размышлений, которые организуются и отступают на второй план для ответа на вопрос, с одной стороны, и «мобилизацией» мышления в образах, которое вызывает реакции через ассоциации, исходящие из внутренних образов и сопровождающих их аффектов, по аналогии или, точнее, по «ана-логике» первичного процесса. Периметр этого игрового пространства хорошо определён в той мере, в какой организация устанавливает границы работы группы — как для мышления в идеях, так и для мышления в образах. Этот аспект метода очень важен, так как он задаёт строгие рамки для работы в пределах инструкций ведущего, поскольку структура немедленно интериоризируется участниками.

    Эта особенность метода оказывает два основных эффекта на ход сессии Фотоязык©. С одной стороны, есть очевидный эффект сдерживания, благодаря прочности того, что я часто называю «двумя поручнями»: с одной стороны — Вопрос, с другой стороны — фотография. Кроме того, игровое пространство, таким образом заданное, организовано между первичным процессом (мышление в образах) и вторичным процессом (мышление в идеях). Условия игры заложены в пространстве между этими двумя «поручнями», что составляет реальное игровое пространство. В этом пространстве каждый участник также имеет возможность комментировать фотографию, выбранную другим человеком, при этом у всех в голове остаётся Вопрос, когда они говорят о фотографии, будь то «своей» или выбранной другим. Это игровое пространство, находящееся на промежуточной территории между первичным и вторичным процессами, благоприятно для связывания этих двух процессов, обеспечивая двойную связь между субъективной психической реальностью и межсубъектной реальностью.
    Природа вовлекаемых процессов
    Особенности метода Фотоязык© касаются как различных аспектов организации, так и процессов, происходящих внутри группы.

    Что касается организации, одной из отличительных черт метода является то, что ведущий задаёт группе вопрос (который мы называем «Вопрос»), на который участникам предлагается ответить с помощью фотографий, выбранных каждым членом группы. Этот аспект важен, так как он задаёт игровое пространство между «мобилизацией» мышления в форме идей, логических размышлений, которые организуются и отступают на второй план для ответа на вопрос, с одной стороны, и «мобилизацией» мышления в образах, которое вызывает реакции через ассоциации, исходящие из внутренних образов и сопровождающих их аффектов, по аналогии или, точнее, по «ана-логике» первичного процесса. Периметр этого игрового пространства хорошо определён в той мере, в какой организация устанавливает границы работы группы — как для мышления в идеях, так и для мышления в образах. Этот аспект метода очень важен, так как он задаёт строгие рамки для работы в пределах инструкций ведущего, поскольку структура немедленно интериоризируется участниками.

    Эта особенность метода оказывает два основных эффекта на ход сессии Фотоязык©. С одной стороны, есть очевидный эффект сдерживания, благодаря прочности того, что я часто называю «двумя поручнями»: с одной стороны — Вопрос, с другой стороны — фотография. Кроме того, игровое пространство, таким образом заданное, организовано между первичным процессом (мышление в образах) и вторичным процессом (мышление в идеях). Условия игры заложены в пространстве между этими двумя «поручнями», что составляет реальное игровое пространство. В этом пространстве каждый участник также имеет возможность комментировать фотографию, выбранную другим человеком, при этом у всех в голове остаётся Вопрос, когда они говорят о фотографии, будь то «своей» или выбранной другим. Это игровое пространство, находящееся на промежуточной территории между первичным и вторичным процессами, благоприятно для связывания этих двух процессов, обеспечивая двойную связь между субъективной психической реальностью и межсубъектной реальностью.
    Психические реальности и процесс символизации
    Если мышление в образах ближе к бессознательному, что можно сказать о психических реальностях, которые вовлекаются в ходе таких сессий? Каждый раз, когда мы предоставляем медиирующий объект, мы вызываем к жизни целый набор внутренних образов, которым необходимо отвести психическое пространство. В нашем предсознании внутренние образы развертываются, выражаются и «производятся». С топической точки зрения предсознание обладает особенностью — иметь сторону, близкую к бессознательному, выражающуюся через формы представления, свойственные первичному процессу, то есть «мышлению в образах», и сторону, близкую к сознанию, которая до 1920 года Фрейдом называлась системой предсознание-сознание, выражающейся через формы вторичного процесса. Биполярная природа предсознания делает его столь богатым: в нём заложена возможность быть зоной транзита, промежуточным пространством для обмена — обмена внутренними образами, которые выражаются и развёртываются благодаря промежуточным представлениям как самого субъекта, так и группы.

    Фотография достигает статуса образа. Образы составляют элементы определённого множества внутренних образов, а сопровождающие их аффекты позволяют достичь ещё одного измерения.
    Действительно, под тем, что создаётся внутренними образами и внутри них, скрыты другие психические «производства», которые по своей природе являются бессознательными: фантазмы, фантазмы бессознательного происхождения, первичные фантазмы, вокруг которых организуется психическая реальность. Таким образом, фантазмы соблазнения, кастрации и первичных сцен разыгрываются в группе через посредство фотографий и того, что о них говорится. Ведущий группы говорит об этом, но без обращения к традиционным психоаналитическим интерпретациям. Вместо этого он/она участвует, как и любой другой член группы, выбирая фотографию, позволяя себе высказаться о том, что он/она видит в фотографиях, выбранных и представленных другими участниками, ограничиваясь тем, чтобы сказать, что он/она видит в каждой из них, как это делают и остальные.

    Комментарии, которые мы делаем по поводу фотографии, выбранной другим человеком, действительно имеют интерпретативную ценность, и нередко можно почувствовать силу встречного интерпретативного высказывания, в нашем отказе видеть то, что другой увидел в «нашей» фотографии. Например: женщина яростно отвергла точку зрения другого участника, который увидел на фотографии мёртвого ребёнка в пустыне, тогда как для неё это был ребёнок, мирно спящий на горячем песке пляжа летом. Наши внутренние образы сталкиваются, поскольку они несут в себе инстинкты, инстинкты жизни и смерти.

    Являются ли наши внутренние образы просто раскрытым содержанием, словно воспоминания, переживания и личная история каждого человека лежат в основе его/её внутренних образов как неизменный запас образов, навсегда отмеченный печатью Эроса или Танатоса, неизгладимо отпечатанный в нашем психическом функционировании?
    Трансформация внутренних образов
    Благодаря использованию медитирующих техник, таких как Фотоязык©, мы узнаём, что внутренние образы проявляются не только в плане своего содержания, но и как психическая функция. Они являются функцией в той мере, в какой они трансформируются, развиваются, изменяются, потому что они обменялись. С экономической точки зрения, когда мы обмениваемся нашими внутренними образами, мы обмениваемся не только инстинктивными побуждениями, но и возможностью идентифицироваться друг с другом. Любая группа, использующая технику медиации, предлагает субъекту возможность встретить новые модели идентификации через новое, что привносят другие участники, своего рода диффракцию. Среди персонажей, поставленных на сцену с определённой формой и сценарием в цепочке ассоциаций, созданной группой, субъект берёт на себя ту роль, которая ему/ей принадлежит, и заново присваивает частицу своей личной истории и своего внутреннего психического чувства «групповости». Пройдя через внутренние образы других участников, определённые грани или образы, которые были его/её, возвращаются к субъекту «детоксированными», трансформированными, без осознания этого ни одним участником, ни группой в целом.
    Фотография как медиирующий объект
    Объект (фотография) как медиатор — это пластичный медиум, способный трансформировать внутренние образы. Тем самым он способствует интеграции внутренних образов каждого участника группы. Благодаря фотографии бессознательное может стать осознанным. Объект-медиатор служит основой для проекций, поддерживает продукцию индивидов и группы, допускает противоречия, он ни я, ни другой человек; он поддерживает и то, и другое, он является «третьим» между другим и мной, посредником.

    Фотография биполярна — она находится между субъектом и объектом, между внутренним и внешним. Существует также биполярность между стороной, укоренённой в реальности, материальной, видимой, ощутимой, способной быть поднятой, удержанной и обработанной, и стороной, которая является репрезентативной, «метафоризирующей» другую реальность. Иное помещается на стороне репрезентативного, благодаря межсубъектному соединению, поскольку фотографическое изображение воспринимается по-разному и «разыгрывается» исходя из разных повествовательных элементов.

    Символическая ценность объекта проистекает из его двух сосуществующих сторон — материальности и репрезентативности. Иными словами, отсутствие символизации — это отсутствие связи через мышление между тем, что ощущается телесным «я», что воспринимается как выраженное в сенсорных образах и полностью принадлежит первичному процессу, представлению вещи, и его словесным выражением, способностью назвать то, что было ощущено, с помощью вербального представления.

    Процесс символизации, по-видимому, является результатом психического усилия по установлению связей между первичными и вторичными процессами через посредство «третичных процессов», концепции, впервые предложенной и затем развитой Андре Грином.
    Роль фотографического медиатора в сдерживании
    Первая фаза этого психического пути — сдерживание области инстинктивных импульсов, которая угрожает привести к тому, что субъект «взорвётся», совершая агрессивные или насильственные действия, или «сожмётся», что приведёт к внутренней дезинтеграции, соматизации или депрессии. Сначала необходимо восстановить или воссоздать «ёмкости» для мыслей, чтобы сдержать импульсы, побуждения, инстинктивное поведение, направить их, протестировать структуру сессии, группы, которая, несмотря на возможные атаки, не будет разрушена, что успокаивает субъекта в отношении рисков, связанных с его собственными деструктивными импульсами.

    Легко понять, как фотография как медиирующий объект может быть «приёмником» для словесного насилия, перенесённого на изображение, которое можно критиковать, разрушать словами, не чувствуя себя при этом полностью уничтоженным, так как всё ещё сохраняется ощущение, что это только фотография, даже если это та, которую человек выбрал.

    Таким образом становится ясно, что разрыв между фотографией как внешним объектом и фотографией как внутренним образом создаёт игровое пространство. Здесь игра «смертельно серьёзна», поскольку фотография как внешний объект действует как «приёмник» деструктивных импульсов, которые выражают инстинкт смерти.

    Тем не менее, так как это всё ещё «всего лишь» фотография, она не «разрушается», и она отводит инстинктивный импульс, который мог бы быть перенесён на другого человека. Субъект тем самым сохраняет для себя фотографию как внутренний образ. Он/она делает это тем успешнее, чем больше другие члены группы выдвигают свои собственные различные представления, уравновешенные инстинктом жизни. Его/её внутренний образ таким образом достигает большей амбивалентности, ни полностью «обесцененный», ни чрезмерно идеализированный, так что он/она может заново присвоить его.

    Таким образом, субъект находит в богатстве и разнообразии бессознательно обменянных внутренних образов те, которые являются его/её собственными.
    Группа, медиатор и итог метода
    Только когда субъект слышит, как другой участник отразил что-то из того, что он сам сказал, и таким образом «отразил» ему, словно зеркало, образ, который принадлежит ему самому, он может прийти к подлинному осознанию — предварительному и необходимому условию для любого усилия по интеграции осознанного представления в свою собственную психику через символизацию.

    Группа, использующая фотографии как медиатор, задействует с одной стороны «групповость» внешнего аспекта структуры, а с другой стороны — медиацию через использование объекта в промежуточной позиции. Оба этих аспекта необходимы для облегчения связи не только между первичными и вторичными процессами с топической точки зрения, способствуя как формальной, так и временной регрессии, но и с экономической точки зрения, облегчая обмен внутренними образами между членами внутренних и внешних групп, диахронические (семейные) группы снова активизируются в «здесь-и-сейчас» групповой сессии. С динамической точки зрения группа и медиирующий объект способствуют более эффективному сдерживанию разрушительной динамики субъектов, борющихся с их первичным нарциссическим конфликтом в форме борьбы между жизнью и смертью. Группы, использующие медиацию, обеспечивают лучшее сдерживание, поскольку медиация создаёт игровое пространство, разделяющее реальное и воображаемое, позволяя субъекту отстраниться от объектов, так как внешний объект — сама фотография — вновь мобилизует внутренние объекты, присвоенные с аффективной окраской.

    Именно поэтому каждый член группы так глубоко вовлекается в «свою» фотографию, что это выходит далеко за рамки простых отношений с культурным объектом. Фотография представляет собой маленькую часть нашей внутренней жизни, изображая момент, воспоминание, человека, след чего-то, что возвращается к жизни через реанимацию воспринятых образов. Фотография никогда не является точным отражением нашей внутренней реальности, а лишь приближением, смежной формой, аналогическим контуром. Она входит в наш внутренний мир через наше сенсорное «окно». Зрение — доминирующее чувство, но то, что видится, ассоциативно связано с тем, что можно услышать, почувствовать запах и прикосновение. Фотография может вызывать в памяти звук музыки, аромат духов, движение, прикосновение.

    Все техники, использующие медиацию, имеют свои особенности; каждая открывает особый доступ к нашему личному, внутреннему, сенсорному миру.
    Заключение
    В этом выпуске журнала мы представляем несколько наших опытов не только в области психического здоровья и медицинской помощи, но и в сфере образования взрослых и работы с молодыми людьми, ищущими работу. Мы надеемся, что, делясь таким образом нашим опытом, мы поможем другим профессионалам осознать ценность нашего специфического клинического подхода — использования медиирующего объекта в группе для содействия связи через мышление.
    Библиография
    Anzieu, D. и соавт. (1987). Les enveloppes psychiques. Париж: Dunod.
    Aulagnier, P. (1975). La violence de l’interprétation. Du pictogramme à l’énoncé. Париж: PUF.
    Freud, S. (1900). L’interpretation des rêves, GW 2-3, SE 4-5, фр. пер., Париж: PUF, 1967.
    Freud, S. (1914). Pour introduire le narcissisme, GW 10, фр. пер., La vie sexuelle, Париж: PUF, 1969.
    Freud, S. (1923). Le Moi et le Ça, GW 13, SE 18, фр. пер., Essais de psychanalyse, Париж: Payot, 1970.
    Green, A. (1982). La double limite, в: La folie privée, Париж: Gallimard, 1990.
    Kaës, R. (1985). La diffraction des groupes internes, Revue de psychothérapie psychanalytique de groupe, 11, 1988, с. 159–174.

    Автор:
    Клодин Вашере — клинический психолог, доцент Института психологии Университета Люмьер-Лион 2, психоаналитик, член SPP (Парижское психоаналитическое общество).
    Эл. почта: claudine.vacheret@orange.fr
    Эта статья опубликована в Funzione gamma n.16: Practicing mediations in therapeutic groups.
    По техническим причинам публикация фотографий невозможна.
    Было ли вам полезно?