Назначение теста
Основным назначением теста художественно-эмоционального восприятия (ТХЭВ) является диагностика эмоциональной сферы личности, прежде всего, способности к дифференцированному восприятию эмоций и чувств, выражаемых в формах художественной и телесной экспрессии (абстрактных живописных картинах и силуэтах человеческих фигур). Определяемые тестом разные уровни развития данной способности могут характеризовать эмоциональный интеллект и выявлять определенные нарушения эмоциональной сферы, прежде всего — алекситимический тип личности. Тест основан на представлении о том, что эмоциональное содержание картины, формируемое на основе использования разных средств художественной выразительности (цвет, пятно, фактура, линия и т. д.), а также ее композиционного оформления и изображения человеческой фигуры может быть с разной степенью успешности воспринято зрителем, в зависимости от развития эмоциональной сферы и художественно-образного мышления. Данная способность постепенно формируются в процессе социализации человека, его контактов с другими людьми и приобщения к искусству как важнейшему средству познания внутреннего мира человека, его чувств и эмоций. Она является универсальной, в той или иной мере присущей всем людям. В то же время, разные уровни развития этой способности, связанные с умением определять эмоциональное содержание произведений изобразительного искусства (а также музыкальных произведений, танца и иных форм искусства), могут быть обусловлены возрастом, личностными особенностями, клиническими расстройствами и иными причинами. Сниженный уровень развития данной способности может быть связан с общим или парциальным нарушением психического развития, личностными расстройствами, алекситимией, психическими заболеваниями и другими факторами. Способность к восприятию и распознаванию эмоций, отраженных в произведениях изобразительного искусства может быть в определенной степени развита под влиянием приобщения человека к искусству, творческой личностной активности. Развитие данной способности, связанной с умением понимать, выражать и регулировать эмоции и чувства, является одной из задач арт-терапии, успешное решение которой может повышать эффективность общения и деятельности (прежде всего, в сфере социономических или гуманитарных профессий, сфере искусства, управленческой деятельности и других областях), общий уровень социально-психологической адаптации личности. Заложенные в тесте алгоритмы деятельности, связанные с взаимодействием с произведениями изобразительного искусства и их составными элементами, предоставляют значительные возможности для психокоррекции (психотерапии) и развития ценных социальных навыков. Таким образом, методика может быть использована не только
в качестве инструмента экспериментально-психологического исследования эмоциональной сферы личности, но и значимого компонента программ лечебной, реабилитационной и профилактической, психообразовательной, арт-педагогической направленности по ее развитию у разных контингентов. Методика обеспечивает возможность художественно-образного выражения различных эмоций и чувств, в том числе, непосредственно связанных с актуальными переживаниями, отношениями и проблемами участников психотерапевтических и тренинговых занятий. Она может способствовать развитию навыков распознавания, дифференцированной оценке и словесного описания разных эмоций и чувств и связанных с ними визуально-художественных, пантомимических, поведенческих и соматизированных (физиологических) проявлений. Она также может быть применена для развития способностей осознавать и прогнозировать последствия эмоциональных реакций и состояний и произвольно регулировать выражение эмоций и чувств, с учетом социального контекста. С целью повышения эффективности психокоррекционных (психотерапевтических) и развивающих программ, основанных на применении теста, наряду со средствами изобразительной деятельности, может быть рекомендовано включение техник полимодального подхода в терапии искусством, использующих музыку, движение и танец, драматическое выражение эмоций (пантомима), повествовательную активность.
Структура теста
Структура теста определяется общими психологическими и нейропсихологическими закономерностями визуального восприятия, связанными с участием разных психических процессов и отделов головного мозга. Все они в той или иной степени затрагиваются в процессе получения и переработки эмоциональной информации, поступающей через визуальный канал восприятия, в частности, при взаимодействии с художественной средой картины, ее составными элементами (цвет, фактура, линия и др.) и изображениями человеческого тела. Тест включает два субтеста — субтест «эмоциональные фоны» и субтест «эмоциональные фигуры», обеспечивая комплексную оценку данной способности на основе восприятия испытуемыми абстрактных живописных фонов и силуэтов человеческих фигур, изображенных в разных позах психомоторной эмоциональной экспрессии (выразительных движениях). Использование обоих субтестов основано на представлении о том, что средства художественной экспрессии, включающие особенности цвета, фактуры, линии, пятна и другие элементы картины, а также ее композиционное оформление и изображения человеческих фигур могут опосредовать выражение и восприятие эмоций. В процессе изобразительной деятельности участвуют разные уровни «континуума экспрессивных терапий» (КЭТ) (Lusebrink V., 2004, 2008, 2010), обеспечивающие проявление различных психологических компонентов эмоционального состояния — сенсорных, кинестетических, аффективных, перцептивных, когнитивных, символических. Благодаря этому, осуществляется целостная многоуровневая переработка и интеграция разных аспектов эмоционального опыта. Данные уровни и компоненты КЭТ также участвуют в процессе восприятия произведений изобразительного искусства. Это позволяет зрителю не только ощущать и переживать эмоциональное содержание картины (реагируя, например, на кинестетические особенности картины, связанные с особенностями линий, набрызга и мазка, а также ее цветовой палитры), но и осознавать его и формировать представление о скрытой эмоциональной динамике произведения, связанной с внутренним миром человека и его отношениями. Однако, согласованная работа всех вышеперечисленных уровней и психологических компонентов, участвующих в процессе выражения и восприятия эмоций и чувств в произведениях изобразительного искусства, возможна лишь при достаточной дифференциации и тесном взаимодействии разных мозговых структур (Lusebrink V., 2004, 2008, 2010). Нарушения целостного характера их взаимодействия и недостаточность дифференциации структур, связанные с нарушениями психического развития, органическими или эндогенными факторами, возрастом и иными причинами, могут обусловливать трудности выражения и восприятия эмоций и чувств посредством форм художественной экспрессии. Субтест «эмоциональные фоны» основан на представлении о визуальном пространстве картины как среде особого рода, в которой благодаря использованию разных средств художественной выразительности, а также ее реальных и символических элементов (в зависимости от
жанра и стиля изображения) актуализируются и передаются характеристики эмоционального состояния. Так, среда картины, сформированная из оттенков красного и серого цветов, может передавать тревожное настроение, однако, в зависимости от характера мазка и фактуры картины, это настроение может иметь разную степень интенсивности, либо актуализируются и выражаются иные эмоциональные компоненты. Субтест «эмоциональные фигуры» основан на использовании телесных, психомоторных средств эмоциональной экспрессии (выразительных движений). Как известно, помимо мимики и жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты или эмоциональные действия. К ним относятся подпрыгивания при радости обнимание, ласкание, поглаживание и целование того, к кому человек испытывает нежные чувства, опускание головы или закрывание лица руками при переживании стыда, вины или грусти. Субтест «эмоциональные фигуры» фактически использует «грамматику» телесного языка, то есть наиболее типичные позы и жесты, передаваемые на силуэтах человеческих фигур и характеризующие разные эмоции и чувства. Тест обеспечивает не только возможность комплексной оценки способности к восприятию и распознаванию эмоций, отраженных в художественных формах и образах телесной экспрессии, но и позволяет определить, какие психологические и нейропсихологические механизмы, отвечающие за переработку эмоциональной информации на основе восприятия живописного фона и фигуры телесного выражения эмоций характерны для конкретного испытуемого или группы испытуемых. Восприятие эмоциональной информации, передаваемой посредством живописного фона, обеспечивается при активном участии правого полушария мозга, связанного с сенсорными, аффективным и символическими компонентами КЭТ (Lusebrink V., 2004, 2008, 2010). Восприятие же эмоциональной информации, передаваемой посредством фигуры, обеспечивается при более активном участии левого полушария, связанного с кинестетическими, перцептивными и когнитивными компонентами КЭТ. Разная степень успешности при распознавании испытуемыми эмоционального содержания фонов и фигур с использованием двух субтестов может характеризовать соотношение разных компонентов КЭТ, участвующих
в восприятии и переработке эмоциональной информации. Так, более успешное распознавание эмоционального содержания фонов, по сравнению с распознаванием эмоционального содержания фигур, может указывать на преобладание сенсорных, аффективных и символических компонентов, более тесно связанных с правополушарной активностью мозга. Напротив, более успешное распознавание эмоционального содержания фигур, по сравнению с распознаванием эмоционального содержания фонов, может указывать на преобладание кинестетических, перцептивных и когнитивных компонентов, связанных с левовополушарной активностью. Одинаково успешное распознавание эмоционального содержания как фонов, так и фигур, может свидетельствовать об участии всех компонентов, что связано с согласованной работой разных мозговых структур обоих полушарий мозга, обеспечивающей активацию «переходной творческой области» континуума экспрессивных терапий (Lusebrink V., 2004, 2008, 2010). Методика основана на теории, методологии и техниках арттерапии, принимает во внимание специфические отличия артерапии от других форм лечения и развития человеческого потенциала, заключающиеся в исполь зовании материалов и средств изобразительного искусства, а также иных экспрессивных модальностей (форм творческого самовыражения) в процессе работы с личностью. В отличие от большинства известных графических тестов и иных методов психодиагностики, использующих визуальные стимулы (ТАТ, тест Роршаха, тест Зонди, Хенд-тест и др.), методика ТХЭВ принимает во внимание все компоненты КЭТ, многообразие средств и форм художественной экспрессии как обеспечивающих целостное выражение и восприятие различных эмоций и чувств. Использование в методике двух субтестов также позволяет дифференцированно оценивать соотношение не только разных психологических механизмов и компонентов КЭТ, но и экспрессивных модальностей (проективно-художественной и телесно-двигательной), участвующих в процессе выражения и восприятия эмоциональной информации.