статья
    Словами не выразить: как наука объясняет эффективность терапии творчеством
    Жизнь, наполненная стрессом и эмоциональными вызовами, часто требует от нас много сил для сохранения внутреннего равновесия. В такие моменты может помочь мудрость арт-терапии — метода, способного активировать скрытые ресурсы не только человеческих психики и души, но и мозга. Как это работает? Рассказываем в специальной статье ↓
    Когда мы обращаемся к творчеству, будь то рисованию, созданию коллажей, лепке из глины, танцу или пению, мы открываем дверь к самовыражению через образы, не нуждаясь в словах. Образы, эмоции и чувства — это древние языки, более выразительные и мудрые, чем слова, поскольку связаны с эволюционно более ранними образованиями мозга.

    В процессе арт-терапии активируются разные зоны мозга, начиная от новой коры (неокортекса) до древних структур (палеокортекса). Они непрерывно взаимодействуют между собой, стимулируя нас и помогая обращаться к глубинным эмоциям и воспоминаниям, облегчая, ускоряя процесс их осмысления и проживания.

    Тяжелые переживания часто скрыты в областях мозга, не связанных с речью. Поэтому попытки работать с этими переживаниями только словесными методами могут оказаться трудными и недостаточно эффективными. Заглянув в столь скрытые уголки нашего внутреннего мира через творчество, мы открываем путь к исцелению, который не поддается обычному рациональному подходу. Ведь именно в молчаливых образах, формах и цветах кроется ключ к внутренней целостности и преодолению сложных жизненных событий.

    Исследования в области нейропсихологии (Baeck, 2002) утверждают, что выражение через искусство активирует не только правое полушарие, отвечающие за обработку визуальных образов, но вовлекает в работу весь мозг. То есть, в настоящее время, по-видимому, не существует специализированного мозгового центра, посвященного творчеству. Ряд современных исследований (Peretz, 2002; Peretz & Coltheart, 2003) указывает на взаимодействие множества распределенных по всему мозгу нейронных связей. Только представьте, в процессе арт-терапии весь наш мозг буквально вибрирует живой энергией творчества!!!

    Ниже рассмотрим, как это происходит на конкретных примерах работы с:
    • ПТСР и утратой;
    • стрессом и тревожностью;
    • депрессией;
    • детским развитием.
    АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПТСР И УТРАТОЙ
    Люди, страдающие от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), часто испытывают трудности в выражении и осознании своих эмоций. Арт-терапия дает им возможность создать безопасное пространство, где они могут выразить то, что не могут рассказать, и получить доступ к тем структурам мозга, в которых хранится эмоциональная информация о травме.

    Пример №1: клиент с ПТСР, создавая символические изображения своего страха и тревоги, активизирует области мозга, связанные с переработкой травматических воспоминаний. Этот процесс позволяет ему воздействовать на нейронные связи, связанные с травмой, и переоценить прошлые события, что может привести к снижению симптомов.

    Пример №2: мужчина, столкнувшийся с потерей близкого человека, начал посещать арт-терапевтические сессии. Под воздействием творчества он создал серию абстрактных работ, в которых выразил всю боль своей потери. Этот процесс активизировал "эмоциональный центр" мозга – миндалину – что дало мужчине возможность понять и принять свои чувства, переместив их из бессознательного в сознательное.
    АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ СО СТРЕССОМ И ТРЕВОЖНОСТЬЮ
    Арт-терапия способствует снятию стресса, улучшению самосознания и снижению симптомов тревоги. Создание произведений искусства становится мостом между тем, что мы испытываем и тем, на что можем повлиять.

    Пример: девушка, страдавшая от тревожного расстройства, в ходе арт-сессий постепенно начала испытывать внутренний покой и уверенность. Это связано с увеличением активности областей мозга, ответственных за регулирование эмоций (лимбическая система), что помогло ей научиться управлять своими реакциями и справляться с тревожностью.
    АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕПРЕССИЕЙ
    У нашего мозга есть 3 режима функционирования:
    1️⃣ Нейронная сеть оперативного покоя – это режим работы мозга во время отдыха. В этом режиме в уме происходит внутренний диалог, возникают воспоминания, активируется воображение. У человека с депрессией этот режим гиперактивен, возникают автоматические негативные мысли, опасения, страхи, "мысленная жвачка". С этой стороны становится понятно, почему люди в депрессии часто говорят, что у них ни на что нет сил – это действительно так, такой режим работы отнимает около 80% энергии мозга.
    2️⃣ Нейронная сеть оперативного решения задач – это активный режим решения сложных задач с мобилизацией внимания (например, когда мы строим графики, читаем, рисуем).
    3️⃣ Исполнительная управляющая нейронная сеть – распределяет ограниченные ресурсы мозга, позволяет отстраниться от сильных эмоций и решать проблемы стратегически (например, мы не будем фокусироваться на детских травмах, когда руководитель объясняет новую задачу).

    Основная цель арт-терапевта в работе с депрессией – научить клиента сознательно переключаться из первого режима во второй, активировать внимание и вовлекаться в конкретные задачи мышления и поведения, не сливаясь с неприятными мыслями, эмоциями и воспоминаниями. Арт-терапия здесь становится практикой осознанности, позволяющей клиенту вернуться в настоящий момент во время арт-практики.

    Пример: создание коллажа помогает сфокусироваться на конкретной задаче, а моторная активность, сочетающаяся с креативностью, улучшает самочувствие и уровень дофамина, что способствует снижению уровня депрессии.
    АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ РАЗВИТИИ
    Для детей арт-терапия является не только способом самовыражения или коррекции поведения, но и, пожалуй, самым доступным инструментом развития. Она стимулирует сразу все виды мыслительных процессов: восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логику.

    Пример: Катя, второклассница, столкнувшаяся с трудностями в общении и самооценке, начала участвовать в групповых сессиях арт-терапии. Этот процесс активировал ее мозг, способствуя развитию эмоционального интеллекта. Через рисунки, скульптуру и коллажи она изучала свою индивидуальность и выражала свои желания и мечты, стала более открытой в общении, научилась лучше понимать свои эмоции.
    Вам понравилась статья?
    "Профессия: арт-терапевт" с 10 июня
    Онлайн-курс повышения квалификации (на 250 ак/ч)
    Арт-терапия — это не просто способ выразить себя. Это вдохновляющий подход, позволяющий обращаться к скрытым уголкам бессознательного. Уникальная способность искусства преодолевать языковые границы открывает новые пути исцеления, позволяя выразить то, что словами выразить сложно.

    Погрузившись во вселенную творчества на онлайн-курсе "Профессия: арт-терапевт", ощутите на своем опыте, как арт-терапия стимулирует мозг, помогает в когнитивном и эмоциональном развитии, способствует процессу исцеления, открывая двери к новым возможностям и гармонии внутри и вокруг вас! ;)