1. БЛОК "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ И РАБОТЕ С ГОРЕМ" (ЛЮДМИЛА ЧЕЧЕРИНА)23 апреля. Занятие 1Понятие кризиса, признаки кризисного переживания, стадии реагирования
Признаки кризисной ситуации. Два пути разрешения кризиса (нормативное и ненормативное). Правила оказания кризисной помощи. Польза отношений консультант-клиент в работе с кризисом. Постравматический рост, постравматический успех (по O’Hanlon). Определение, исследования, условия и факторы, способствующие восстановлению после кризисов и травм. Консультативная помощь, направленная на восстановление. Стратегии и приемы.
30 апреля. Занятие 2Знакомство с понятием горевания, теориями горевания. Представление о стратегиях помощи в консультировании клиентов с гореванием. Понятие неосложненного и осложненного горевания. Признаки и способы определения. Факторы, влияющие на протекание горя. Практические приемы для помощи клиентам с утратой и горем в зависимости от стадии и выраженности процесса горевания.
2. БЛОК "СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И СЕМЬЯМИ. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ, ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ" (МАРИНА СЛИНЬКОВА)7 мая. Занятие 3Основные понятия и принципы работы с семейной системой.
Знакомство с семейной системой с точки зрения структуры, коммуникаций, стадий развития жизненного цикла, семейной истории и функций проблемного поведения членов семьи. Актуализация интереса работы со своим родом – упражнение визуализация "Наследие".
Укрепление семейной идентичности и работа над осмыслением факторов, влияющих на актуальную историю семьи. Взгляд на род с мета-позиции – упражнение "Моя семья", создание генограммы.
Это занятие даст возможность, опираясь на знания, научиться исследовать и понимать значение для человека истории его семьи и рода. Находить логику в странных, необъяснимых повторениях событий, возникновения болезней, принимаемых решениях.
14 мая. Занятие 4Индивидуальная и парная работа с супругами.
Процесс появления и развития семьи. Кризисы семьи – нормативные и не нормативные.
Исследование притязаний и ожиданий от семейной жизни, каждого из супругов – упражнение «Ассоциации».
Работа с парой над осмыслением представлений об устройстве жизни в семье каждого супруга. Исследование собственных фантазий о представлениях своего партнера – упражнение "Семейные приоритеты".
Диагностика и исследование реальных трудностей семьи, причин их появлений во внутрисемейных взаимоотношениях – упражнение "Семья сегодня" (использование фигурок животных или геометрических фигур).
Это занятие научит проводить экспресс-диагностику актуального состояния семейной системы. Даст представление о способности супружеской пары создавать и согласовывать правила жизни нуклеарной семьи.
21 мая. Занятие 5Работа с семейной системой, включающей в себя детей.
Сферы конфликтного взаимодействия в семье на уровне семейных подсистем – супружеской, родительской и сиблинговой. Повторяемость дисфункционального взаимодействия между членами семьи в разных поколениях. Триангуляция как привычный паттерн в семье. Исследование семейных функций членов семьи.
Упражнение для родителей и детей старше 7 лет "Семейное пространство" – исследование неосознаваемых правил, установок, возможность осознанно делать выбор или критический пересмотр прежних выборов, правил.
Упражнение "Помнишь, тебе говорили?" – работа с родительскими посланиями, передаваемыми из поколения в поколение, с использованием метафорических ассоциативных карт
Это занятие даст возможность работать как со взрослыми, так и детьми в семейной системе. Позволит распознавать неосознаваемые установки из детства у самих родителей и критически осмыслять передаваемые установки своим детям.
3. БЛОК "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ" (МАРИНА СЛИНЬКОВА)28 мая. Занятие 6Подготовительная работа с родителями перед индивидуальной работой с детьми и подростками:
- оформление соглашения на работу с ребенком или подростком от одного из родителей;
- обсуждение с родителями вопросов конфиденциальности в зависимости от возраста ребенка;
- заполнение родителями анкеты, в которой они описывают развитие ребенка.
Варианты выстраивания психологической работы с подростками и детьми: количество встреч с ребенком, периодичность родительских и семейных встреч.
Выбор формы работы с детьми и подростками: игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия, пластилино-терапия, работа с помощью МАК.
Иллюстрация работы со страхами и тревогой с помощью пластилина у детей и подростков. Упражнение "Мой критик" – работа с самооценкой и внутренними требованиями.
Использование песочной терапии в индивидуальной работе с детьми и подростками. Работа с эмоциональным состоянием и ресурсами.
Это занятие даст четкое понимание о необходимой подготовке к работе с ребенком. Научит задавать четкие правила взаимодействия с родителями. Даст представление об использовании разных арт-терапевтических направлений с детьми разного возраста.
4. БЛОК "ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ" (ВИКТОРИЯ САПЕГИНА)4 июня. Занятие 7Технология управления конфликтами.
Слушатели изучат 5 основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях (приспособление (в ущерб своих интересов), компромисс (взаимные уступки сторон), сотрудничество (поиск общего решения), конкуренция (соперничество сторон), игнорирование (избегание решения конфликта).
Участники выполнят упражнение "Индивидуальная работа с конфликтом", где смогут пройти пять стадий разрешения конфликта. Это занятие даст возможность, опираясь на знания, научиться исследовать и понимать конфликты и способы управления конфликтом. Слушатели разовьют коммуникативные компетенции, такие как я – высказывание, активное слушание, противостояние давлению и манипуляциям.
11 июня. Занятие 8Технология управления стрессами.
Участники изучат основные копинг-стратегии, включая:
Мышление: изменение установок, работа с иррациональными мыслями (по методу Альберта Эллиса, включая установки долженствования и катастрофизации).
Эмоции: управление эмоциональным состоянием, использование техник самосострадания, физического удовольствия, и запросов о помощи.
Тело: работа с телесными ощущениями, используя упражнения на осознание тела и чувства по гештальт-подходу.
Вебинар поможет участникам осознать свои установки и стратегии, а также расширить их, чтобы более эффективно справляться со стрессом и помогать своим клиентам.
5. БЛОК "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ: ТРЕВОЖНЫЕ, ШИЗОИДНЫЕ, НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА, ПСИХОПАТИЯ (ОЛЬГА ЛЕВКОВСКАЯ)16 июня. Занятие 9Акцентуации характера, психопатия. Личностные расстройства в современной классификации болезней. Подходы к пониманию, диагностике, психотерапии.
Формирование характера и личностного расстройства в онтогенезе. Биологические, психологические и социальные факторы, участвующие в формировании личностных расстройств. Когда и почему может произойти компенсация и декомпенсация личностного расстройства. Каково место творческих методик, арт-терапии, творческой самореализации в психотерапии личностных расстройств. Как правильно определить психотерапевтические мишени в краткосрочной и долгосрочной психотерапии детей и подростков с формирующимся личностным расстройством и взрослых людей со сформированной патологией личности.
18 июня. Занятие 10Личностная уязвимость людей с тревожным (уклоняющимся) и обсессивно-компульсивное (надо обсессивно-компульсивным) расстройство (надо расстройством). Место арт-терапии в помощи.
Понятие общей и личностной уязвимости людей к стрессовым и психогенным факторам. В чем заключается этапность оказания психотерапевтической помощи с опорой на арт-терапию и терапию искусством людям с тревожным (уклоняющимся) и обсессивно-компульсивным расстройством? Основные психотерапевтические мишени, возможности арт-терапии, психологические защиты, трудности работы с данной категорией клиентов. Возможности преодоления сопротивления и обесценивания со стороны данной категории клиентов.
25 июня. Занятие 11Шизоидное и нарциссическое расстройства личности. Основные психотерапевтические мишени, возможности арт-терапии.
Понятие "фасадных" симптомов, симптомов ущерба и симптомов компенсации при работе с формирующимися и сформированными шизоидными и нарциссическими личностями. В чем заключается этапность оказания психотерапевтической помощи с опорой на арт-терапию и терапию искусством людям с данными расстройствами личности? Основные психотерапевтические мишени, возможности арт-терапии, психологические защиты, трудности работы с данной категорией клиентов. Индивидуальная и групповая терапевтическая, коррекционная работа с людьми, страдающими личностными расстройствами.
6. БЛОК “КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ (НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ, ПАТОПСИХОЛОГИЯ" (ЕЛЕНА ЖАТЬКО)23 июня. Занятие 12. Теоретические основы и методологические принципы клинической психологии.
30 июня. Занятие 13. Патопсихология: взаимодействия психологов и врачей в рамках сопровождения клиентов с психопатологией, проведения психологической диагностики, актуальные вопросы МКБ 11. Закон об оказании психиатрической помощи при подозрении на острое расстройство психики.
4 июля. Занятие 14. Нейропсихология. Зоны ГМ и их функции, вегетативная НС, рефлекторные дуги и цепи, взаимосвязь ПТСР и психосоматических заболеваний.
7 июля. Занятие 15. Девиации. Знакомство с акцентуациями, психопатиями, социопатией, маргинальным поведением. Виды и задачи комплексной медико -психологической экспертизы. Суицидальное поведении и его профилактика. Взаимодействие с правоохранительными организациями и социальными службами.
Практика:- Тест из 30-35 вопросов
- Разбор психологических сессий в записи
- Практические занятия по отработке навыков
- Для тарифа "Эксперт": практика с реальными клиентами после прохождения "троек"
- Для тарифа "Эксперт": 2 интервизионные встречи