статья
    Эффективность арт-терапии со взрослыми клиентами в 2025 году: какого прогресса удалось достичь?
    Арт-терапия с каждым годом всё больше закрепляется как научно обоснованный метод психотерапевтической помощи. Эффективность подхода подтверждают десятки исследований с участием взрослых клиентов: от онкологических пациентов до людей с хроническим стрессом. Если вы хотите не просто освоить арт-подходы, а получить полноценное профессиональное образование, ведущее к практике — курс «Профессия: арт-терапевт» именно для вас.

    На курсе вы:
    • Изучите научные основания метода и узнаете, как арт-терапия помогает при травме, депрессии, утрате, соматике и др.
    • Освоите десятки техник и форматов работы с клиентами.
    • Получите поддержку от кураторов и супервизоров.
    • Начнёте уверенно применять арт-терапию в своей практике уже во время обучения.
    👉 Подробнее о курсе: https://artterapia.ru/professia_atr-terapevt
    В 2000 году в обзоре литературы по арт-терапии был поставлен фундаментальный вопрос: «Работает ли арт-терапия?». В нем анализировались 17 исследований на тему эффективности арт-терапии. Два десятилетия спустя область значительно расширилась. Сегодня существует множество обзоров, посвящённых как различным методам (качественным и количественным), так и отдельным группам клиентов. Настоящий систематический обзор посвящён исследованиям эффективности арт-терапии со взрослыми клиентами за период с 2000 по 2017 год. В него вошли 27 исследований, которые классифицированы по 7 клиническим категориям: онкология, различные медицинские состояния, психические расстройства, травмы, заключённые, пожилые и люди, испытывающие повседневные трудности. Статья подчеркивает потенциал арт-терапии в этих сферах и призывает к дальнейшим исследованиям.
    Категория 1: Пациенты с онкологией
    Первая категория охватывает арт-терапию с пациентами, проходящими лечение от рака. С 2006 года было проведено 6 исследований, описанных в 7 статьях. Пять из шести исследований были рандомизированными (Уровень 1), и большинство участников были женщинами с диагнозом рак молочной железы. Размер выборок варьировался от 18 до 111 человек, а терапия, как правило, проводилась индивидуально и краткосрочно — от 5 до 8 сессий.
    Некоторые исследования использовали разные подходы арт-терапии. Например, крупнейшее исследование (Monti et al., 2006) включало майндфулнесс-ориентированную арт-терапию, сочетающую рисование и медитативные практики. Методы измерения включали опросники, оценивающие физические симптомы, ресурсы совладания, качество жизни, депрессию, тревожность и усталость. Одно из исследований (Monti et al., 2012) также включало данные функциональной МРТ (fMRI).
    Вывод: даже краткосрочные индивидуальные арт-терапевтические вмешательства могут оказывать значительное положительное влияние на эмоциональное состояние и восприятие симптомов у онкопациентов.
    Категория 2: Медицинские состояния
    Эта категория включает исследования арт-терапии с людьми, имеющими различные медицинские диагнозы, не связанные с онкологией. Было выделено три исследования, каждое из которых касалось совершенно разных состояний и использовало разные исследовательские подходы.
    • Первое исследование (Sela et al., 2011) касалось пациентов с тяжёлой сердечной недостаточностью. В нём приняли участие 20 человек, рандомно разделённых на две группы (Уровень 1). Участники проходили групповую арт-терапию в течение 6 недель.
    • Второе исследование (Sudres et al., 2013) изучало арт-терапию для людей с ожирением. В выборке было 170 участников, рандомизированных на две группы (Уровень 1). 96 из них получили арт-терапию в течение 2 недель.
    • Третье исследование (Feldman et al., 2014) рассматривало арт-терапию с 25 ВИЧ-позитивными клиентами. Терапия проводилась индивидуально или в группе, без контрольной группы (Уровень 3), и включала одну или несколько сессий.
    Несмотря на разнообразие состояний и методов оценки, все три исследования демонстрируют потенциал арт-терапии в работе с медицинскими пациентами, однако пока представляют собой предварительные наработки.
    Категория 3: Психические расстройства
    В эту категорию вошли четыре исследования, проведённые с 2007 года. Два из них касались людей с диагнозом шизофрения, и два — клиентов с депрессией и общими психическими симптомами. Одно исследование (Crawford et al., 2012; Leurent et al., 2014) представлено в двух публикациях.
    • В первой подгруппе — два РКИ (Уровень 1) с участием клиентов с шизофренией (Richardson et al., 2007; Crawford et al., 2012). Размер выборок — от 90 до 159 человек. Арт-терапия проводилась в группах, продолжительность — от 12 сессий до года. Оценивались показатели функционирования, социальных взаимодействий и симптоматики. Однако в обоих исследованиях положительного эффекта арт-терапии выявлено не было.
    • Вторая подгруппа — клиенты с симптомами депрессии и другими психиатрическими проявлениями. Одно исследование (Chandraiah et al., 2012, Уровень 3) не имело контрольной группы. Второе (Thyme et al., 2007, Уровень 1) касалось женщин с депрессией, участвовавших в 8–15-недельной терапии. В обоих случаях зафиксированы изменения в состоянии клиентов, но отсутствие сравнения с контрольной группой ограничивает возможность интерпретации результатов.
    Вывод: результаты исследований в этой категории неоднозначны. В случаях с шизофренией эффект не был подтверждён, что согласуется с более широкой психотерапевтической литературой. Для других психических состояний необходимы дальнейшие исследования, учитывающие тип диагноза и протокол вмешательства.
    Категория 4: Травматический опыт
    В эту категорию вошли два исследования, посвящённые клиентам, пережившим травмирующие события. Оба исследования были рандомизированными (Уровень 1) и различались по дизайну, длительности терапии и характеристикам выборки.
    • Первое исследование (Pizarro, 2004) включало 45 студентов, прошедших две сессии арт-терапии после пережитой травмы (события разной интенсивности и давности). Участники сравнивались с двумя другими группами: одна занималась письменными практиками, другая — нейтральным рисованием без связи с травмой. Несмотря на широкий набор индикаторов (симптоматика, эмоциональное и физическое состояние), статистически значимых различий выявлено не было. Возможно, причина в слишком короткой длительности терапии (всего 2 сессии).
    • Второе исследование (Kopytin & Lebedev, 2013) включало 112 ветеранов войны, прошедших 12–14 сессий арт-терапии. Травматический опыт участников был чётко определён (военные действия). Оценка изменений включала эмоциональное состояние, симптомы и качество жизни. В некоторых параметрах наблюдалось значительное улучшение по сравнению с контрольной группой.
    Вывод: хотя оба исследования касались работы с травмой, их результаты различаются. Эффективность арт-терапии, вероятно, зависит от продолжительности вмешательства, характера травмы и методов оценки.
    Категория 5: Заключённые
    Эта категория полностью основана на работах Дэвида Гуссака, исследовавшего эффективность арт-терапии в пенитенциарной системе (Gussak, 2004, 2006, 2009a, 2009b).
    Были проведены три исследования:
    • Первое (2004) не включало контрольной группы (Уровень 3) и длилось 4 недели.
    • Второе и третье исследования (2006, 2009) имели контрольные группы (Уровень 2); в последнем участвовало 247 человек, а терапия продолжалась до 15 недель.
    Во всех случаях арт-терапия проводилась в группах. В первой работе применялась исключительно оценка рисунков (FEATS), а в последующих — также измерялись уровень депрессии и внутренний локус контроля.
    Вывод: все три исследования указывают на положительное влияние арт-терапии на эмоциональное состояние заключённых. Особенно это заметно при длительном групповом вмешательстве.
    Категория 6: Пожилые
    В эту категорию вошли три исследования, проведённые с 2006 года, каждое из которых касалось различных аспектов старения:
    • В одном исследовании (Kim, 2013) рассматривались пожилые корейцы-американцы без выраженных диагнозов.
    • Второе (McCaffrey et al., 2011) касалось пожилых с депрессией.
    • Третье (Rusted et al., 2006) — пожилых людей с умеренной и тяжёлой деменцией.
    Во всех исследованиях использовалась рандомизация (Уровень 1), арт-терапия проводилась в группах. Размер выборок — от 39 до 50 человек. Количество сессий — от 6 до 40.
    Измерялись эмоциональное состояние, поведение, функциональные способности. В двух первых работах были зафиксированы улучшения в эмоциональной сфере. В исследовании с участием людей с деменцией изменения наблюдались не во всех параметрах, но были отмечены улучшения в поведении и эмоциональном выражении.
    Вывод: арт-терапия может быть эффективной для пожилых людей при различных жизненных и психологических трудностях. Групповой формат и адаптация методов под особенности старения играют ключевую роль.
    Категория 7: Ежедневные жизненные трудности
    Эта категория охватывает исследования, в которых арт-терапия применялась для поддержки людей, сталкивающихся с повседневными стрессами, выгоранием и психологическим напряжением без специфического диагноза.
    • Первое исследование (Italia et al., 2008) включало специалистов, работающих в сфере здравоохранения. В нём не было контрольной группы (Уровень 3). Участники проходили 9 сессий групповой арт-терапии. Было отмечено снижение уровня стресса и тревожности.
    • Второе исследование (Visnola et al., 2010) включало 60 участников с высоким уровнем профессионального выгорания. Им была предложена 13-сессионная групповая арт-терапия. Исследование включало контрольную группу, но без рандомизации (Уровень 2). Зафиксировано улучшение показателей тревожности и эмоционального истощения.
    • Третье исследование (Hughes & da Silva, 2011) было посвящено женщинам, проходящим лечение от бесплодия. В исследовании участвовала только экспериментальная группа (Уровень 3) из 21 женщины. Групповая арт-терапия оказала положительное влияние на снижение тревожности и чувства безнадёжности.
    Вывод: несмотря на небольшой объём выборок и ограниченность дизайна, данные свидетельствуют о потенциале арт-терапии как ресурса в преодолении ежедневных психологических трудностей, особенно в профессиональной и семейной сфере.
    Было ли вам полезно?