статья
    Арт-терапия как терапевтический ресурс, интегрированный в программы психического здоровья: компоненты, эффекты и пути интеграции
    Введение
    Психическое здоровье в последнее время рассматривается как серьёзная проблема общественного здравоохранения. По данным ВОЗ, психические расстройства характеризуются клинически значимыми нарушениями в когнитивной, эмоциональной или поведенческой сфере человека и, как правило, сопровождаются страданиями или нарушением функционирования в ключевых сферах жизни (ВОЗ, 2022). В Испании, по оценкам, 22,8 % взрослого населения когда-либо сталкивались с психическими проблемами, а 26,2 % находятся под наблюдением специалиста.
    Учитывая, что традиционные психотерапевтические подходы и медикаментозное лечение часто не дают ожидаемых результатов (Ruiz, Aceituno & Rada, 2017), в стране начали внедряться модели, ориентированные на здоровье как на целостное состояние человека, а не просто на устранение симптомов. Эти модели акцентируют внимание на человеческой сущности личности, а не на диагностических ярлыках.
    ВОЗ в своём «Комплексном плане действий в области психического здоровья на 2013–2030 годы» подчёркивает необходимость поощрения традиционных и культурных практик, эффективность которых подтверждена доказательной базой — таких как йога и медитация (ВОЗ, 2021). В этом контексте всё большую значимость приобретают искусство и арт-подходы в системе дополнительной медицины, что уже более 20 лет активно исследуется и реализуется в двух дневных психиатрических стационарах в Мадриде через программы арт-терапии, интегрированные в общее лечение.
    Данное исследование проводится в рамках этой практики и направлено на выявление условий и факторов, делающих арт-терапию эффективным терапевтическим ресурсом для пациентов с тяжёлыми психическими расстройствами, с опорой на мнения медицинских специалистов из этих двух учреждений.
    🎨 Почему эта статья важна — и как она связана с курсом «Профессия: арт-терапевт»
    Когда мы говорим о серьёзных психических расстройствах, традиционных подходов часто оказывается недостаточно. Всё чаще профессионалы обращаются к арт-терапии как ресурсу, способному не просто стабилизировать состояние, но и помочь в построении новых смыслов, идентичности, связи с собой и другими. Эта статья — один из самых развёрнутых и обоснованных анализов пользы арт-терапии в клинической практике, основанный на работе в дневных стационарах психиатрии в Испании.
    Если вы хотите не просто прочитать про эффективность арт-терапии, но и овладеть этим подходом — приглашаем вас на курс «Профессия: арт-терапевт». Он разработан для тех, кто хочет профессионально помогать людям через искусство: в психологии, педагогике, социальной сфере или терапии.
    На курсе вы:
    • получите методическую базу и супервизию,
    • научитесь работать индивидуально и с группами,
    • освоите техники, подтверждённые в том числе теми исследованиями, что представлены в статье ниже.
    Психическое здоровье в последнее время рассматривается как серьёзная проблема общественного здравоохранения. По данным ВОЗ, психические расстройства характеризуются клинически значимыми нарушениями в когнитивной, эмоциональной или поведенческой сфере человека и, как правило, сопровождаются страданиями или нарушением функционирования в ключевых сферах жизни (ВОЗ, 2022). В Испании, по оценкам, 22,8 % взрослого населения когда-либо сталкивались с психическими проблемами, а 26,2 % находятся под наблюдением специалиста.
    Учитывая, что традиционные психотерапевтические подходы и медикаментозное лечение часто не дают ожидаемых результатов (Ruiz, Aceituno & Rada, 2017), в стране начали внедряться модели, ориентированные на здоровье как на целостное состояние человека, а не просто на устранение симптомов. Эти модели акцентируют внимание на человеческой сущности личности, а не на диагностических ярлыках.
    ВОЗ в своём «Комплексном плане действий в области психического здоровья на 2013–2030 годы» подчёркивает необходимость поощрения традиционных и культурных практик, эффективность которых подтверждена доказательной базой — таких как йога и медитация (ВОЗ, 2021). В этом контексте всё большую значимость приобретают искусство и арт-подходы в системе дополнительной медицины, что уже более 20 лет активно исследуется и реализуется в двух дневных психиатрических стационарах в Мадриде через программы арт-терапии, интегрированные в общее лечение.
    Данное исследование проводится в рамках этой практики и направлено на выявление условий и факторов, делающих арт-терапию эффективным терапевтическим ресурсом для пациентов с тяжёлыми психическими расстройствами, с опорой на мнения медицинских специалистов из этих двух учреждений.
    Целевая группа
    Национальный институт психического здоровья (NIMH) определяет тяжёлые психические расстройства (ТПР) как расстройства, вызывающие серьёзные функциональные нарушения, существенно мешающие выполнению основных жизненных задач. В интегративной модели ТПР описываются через клинические, временные и функциональные критерии. Наиболее часто встречающиеся расстройства в этой категории — это психозы, тяжёлые аффективные расстройства и расстройства личности.
    Люди с ТПР склонны к повышенной уязвимости к стрессу, дефициту навыков и трудностям в самостоятельном управлении своей жизнью.
    Дневные психиатрические стационары
    Дневной психиатрический стационар (ДПС) — это частичная форма госпитализации, в которой пациент находится в учреждении не круглосуточно, но получает интенсивное лечение в терапевтической среде. Эти учреждения предоставляют клинические услуги в ограниченные периоды времени, при этом работа строится на комплексной модели, сочетающей различные формы психотерапии, медикаментозного лечения и социальной поддержки.
    ДПС всё чаще переходят к модели восстановления, в которой основной акцент делается не на устранении симптомов, а на развитии целостного здоровья. Эта модель предполагает, что восстановление — это личный процесс, связанный с поиском смысла, формированием идентичности, надежды, связей с другими людьми и внутренней силы.
    Арт-терапия при ТПР
    Множество исследований подтверждает ценность арт-подходов в медицине. Сам факт участия в творческом процессе может оказывать положительное влияние на здоровье как индивидуально, так и в групповой работе.
    Многолетний опыт внедрения арт-терапии в работу с ТПР подтверждает её высокую эффективность как метода с низкими рисками и высокой потенциальной пользой. Она помогает развивать эмоциональное выражение, самооценку, осознание себя и стабилизацию настроения.
    Современные исследования показывают, что творчество в терапии не только улучшает результаты лечения, но и способствует личностному развитию и эмоциональному благополучию (Shukla et al., 2022; Sonker et al., 2024).
    Контекст исследования
    Исследование проводилось в Испании на базе двух дневных психиатрических стационаров для взрослых, обслуживающих пациентов с тяжёлыми психическими расстройствами (включая психозы, расстройства личности и аффективные расстройства при значительном снижении функционирования). Обе структуры входят в состав университетских больниц государственной системы здравоохранения. Пациенты поступали туда либо после выписки из острого отделения, либо по направлению специалистов поликлиник, обслуживающих территорию больницы.

    Тип лечения
    Оба дневных стационара работают по интегративной модели с ориентацией на восстановление, включающей психосоциальные факторы в клиническое мышление. Пациентам предоставляется интенсивное, ограниченное по времени лечение по структурированной программе с применением различных подходов (психофармакология, психотерапия, работа с семьёй, арт-терапия и др.). В командах работают психиатры, клинические психологи, медсёстры, трудотерапевты, арт-терапевт, социальные работники и административный персонал. В работу также включаются студенты и ординаторы.
    Посещение учреждения добровольное, требуется определённая степень стабилизации симптомов, согласие на терапевтический контракт и готовность участвовать в процессе восстановления.
    Теоретическая модель арт-терапии
    Арт-терапия как подход используется в этих учреждениях с 2002 и 2018 годов соответственно. Арт-терапевт является внешним специалистом, сотрудничающим с университетом. Занятия проходят раз в неделю по часу, в групповой форме. Участие добровольное, но обычно регулярное и охотно принимается пациентами.
    Модель включает три направления работы:
    1. Экспрессивно-коммуникативное — использует художественный язык для контакта с субъективностью;
    2. Мета-когнитивное/ментализирующее — связывает творческий процесс с осмыслением опыта;
    3. Трансферентное — работает с отношениями и перенесением, в духе подходов, основанных на привязанности.
    В методологии опора делается на теории общих факторов, специфических факторов арт-терапии, регуляции эмоций, ментализации, а также телесно-эмоциональных каналов самовыражения.
    Пациентам предлагается работать с визуальными и тактильными материалами как средством внешнего выражения трудно вербализуемого опыта. Сессии начинаются с формирования безопасной структуры, затем следует 30 минут творческой работы и обмен в группе. Каждый участник может выбрать тему, материалы и ритм. Акцент делается на телесно-сенсорном, символическом и трансформирующем потенциале художественного языка.

    Участники
    В исследовании приняли участие 10 специалистов (по 5 из каждого стационара), находившихся в постоянном взаимодействии с программой арт-терапии и выразивших согласие на участие. Все были приглашены лично и по электронной почте.
    Было проведено 10 индивидуальных интервью. Использовался единый сценарий с тремя основными вопросами:
    1. Какие ключевые факторы вы видите в этой интервенции?
    2. Какой вклад, по вашему мнению, она даёт?
    3. Что можно было бы улучшить?
    Результаты
    Польза для пациентов
    Пять подкатегорий описывают положительные эффекты арт-терапии для пациентов:
    • Благополучие: участники отмечали, что пациенты чувствовали расслабление, удовольствие и покой. Особенно важным это казалось в фазе полуострого состояния, когда тревога и внутреннее напряжение затрудняют любые другие формы участия.
    «То, о чём они чаще всего говорят — это чувство расслабления, которое для них приятно и успокаивающе»

    • Регуляция: арт-терапия помогала ослаблять защиту, активировать спонтанность, уменьшать потребность в контроле, высвобождать внутренние блоки и отключаться от негативного.
    • Мета-когниция: способствовала самопознанию, самонаблюдению, соединению с собой, открытию внутреннего пространства.
    • Элаборация (проработка): пациенты выражали ментальные состояния, подключались к трудновыразимому, делились, размышляли, трансформировали внутреннее.
    «Они могут связаться с чем-то, где они не чувствуют, что их оценивают, где они чувствуют себя свободно…»
    • Терапевтические эффекты: снижение самокритики, тревоги, страха, чувства вины и стыда, укрепление здоровой части личности, нормализация мыслительных процессов, развитие способности к ментализации и вниманию.
    «Я думаю, что они чувствовали себя свободными и способными, с меньшим чувством критики и… ощущением свободы и возможностей»

    Арт-терапия также помогала развивать когнитивные способности (внимание, память, структурирование) и удерживать концентрацию.
    Вклад в работу терапевтов
    Выделено две подкатегории:

    • Использование: арт-продукты и наблюдения в процессе сессии становятся материалом для терапии. Это помогает отслеживать динамику, выражение внутреннего мира, и использовать художественные образы как терапевтический инструмент.
    «Я использую их работы… чтобы оценивать их эволюцию, как меняется их выражение, внутренний мир… и как это отображается в рисунках и картинах»

    • Клинический дебрифинг: совещания после сессий позволяют интерпретировать поведение пациентов, прояснять молчание, видеть нюансы и включать арт-терапию в общий терапевтический план.
    «Иногда она давала нам много информации о травмах или блоках… помогала понять молчание пациентов, понять их дестабилизацию, увидеть то, чего мы не замечали»
    Этот компонент был признан решающим — почти все участники (9 из 10) отметили его важность для интеграции арт-терапии в общее лечение.
    Выводы
    Интервью показали, что арт-терапия воспринимается медицинскими командами как интервенция с собственной логикой действия. Она не просто дополняет терапию, а активирует уникальные механизмы:
    • Создаёт безопасное пространство, вызывающее чувство расслабления и доверия;
    • Стимулирует креативность, самовыражение и доступ к трудновыразимому опыту;
    • Запускает процессы ментализации, рефлексии и личностной трансформации.
    Наиболее значимым элементом оказалась интеграция арт-терапии в общее лечение через клинический дебрифинг. Он обеспечивает согласование, интерпретацию, понимание динамики пациента и даёт терапевтам новое измерение понимания. Без него эффективность арт-терапии снижается.
    Было ли вам полезно?